Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формирующий, генетико-моделирующий эксперимент. Значение стратегии формирования психических процессов.






Стратегия формирующего эксперимента. Введением в детскую психологию стратегии формирования мы обязаны Л.С. Выготскому. Он применил свою теорию об опосредованном строении высших психических функций для формирования собственной способности запоминания. По рассказам очевидцев, Л.С. Выготский мог продемонстрировать перед большой аудиторией запоминание около 400 случайно названных слов. Для этой цели он использовал вспомогательное средство - схему бассейна реки Волга. Он связывал каждое слово с одним из волжских городов, в котором жил тот или иной известный русский писатель, произведения которого Л.С. Выготский как филолог хорошо знал. Затем, следуя мысленно вдоль реки, он мог воспроизвести каждое слово по ассоциированному с ним городу. Этот метод был назван Л.С. Выготским экспериментально-генетическим методом, который позволяет выявить качественные особенности развития высших психических функций, их опосредствованный характер. Определение экспериментально-генетического метода дано Д.Б. Элькониным: " Экспериментально-генетический метод есть способ искусственного - в специально созданных условиях - восстановления генезиса и развития исследуемого процесса, есть метод исследования того нового, что возникает в психике человека" (Эльконин Д.Б., 1981. С. 179).
Стратегия формирования психических процессов приобрела, в конце концов, большое распространение в советской психологии.

  • Сегодня существует несколько идей осуществления этой стратегии, которые в сжатом виде можно представить следующим образом:
    1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, согласно которой интерпсихическое становится интрапсихическим. Генезис высших психических функций связан с употреблением знака двумя людьми в процессе их общения; без выполнения этой роли знак не может стать средством индивидуальной психической деятельности.
    2. Теория деятельности А.Н. Леонтьева: всякая деятельность выступает как сознательное действие, затем как операция и по мере формирования становится функцией. Генезис осуществляется здесь сверху вниз - от деятельности к функции.
    3. Теория формирования умственных действий П.Я. Гальперина: формирование психических функций происходит на основе предметного действия и идет от материального выполнения действия, а затем через его речевую форму переходит в умственный план. Это наиболее развитая концепция формирования. Однако все, что получено с ее помощью, выступает как лабораторный эксперимент. Как же соотносятся данные лабораторного эксперимента с реальным онтогенез ом? Проблема соотношения экспериментального генеза с реальным генезом - одна из самых серьезных и до сих пор не решенных. На ее значение для детской психологии указывали А.В. Запорожец и Д.Б. Эльконин. Определенная слабость стратегии формирования состоит в том, что она до сих пор применялась лишь к формированию познавательной сферы личности, а эмоционально-волевые процессы и потребности оставались вне экспериментального исследования.
    4. Концепция учебной деятельности - исследования Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, в которых разрабатывалась стратегия формирования личности не в лабораторных условиях, а в реальной жизни - путем создания экспериментальных школ.
    5. Теория " первоначального очеловечивания" И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова, в которой намечены начальные этапы формирования психики у слепоглухонемых детей.

Стратегия формирования психических процессов - одно из достижений советской детской психологии. Это наиболее адекватная стратегия для современного понимания предмета детской психологии. Благодаря стратегии формирования психических процессов удается проникнуть в суть психического развития ребенка. Но это не означает, что другими методами исследования можно пренебречь. Любая наука идет от феномена к раскрытию его природы

Возникновение метода формирующею эксперимента в отече-

ственной психологии связано с именем Л.С. Выготского3. Замысел

формирующего (или экспериментально-генетического, генетико-

моделирующего, обучающего) исследования состоит в искусствен-

ном воссоздании (моделировании) процесса психического разви-

тия. Цель — изучение условий и закономерностей происхождения

того или иного психического новообразования.

Ставится задача формирования новой для испытуемого способ-

ности. Исследователь теоретически намечает и эмпирически подби-

рает подходящие пути и средства достижения искомого результата,

стремясь добиться заранее ≪ запланированных≫ показателей сфор-

мированности способности.

1 См.: Лазурский А.Ф. О естественном эксперименте // Хрестоматия по возрас-

тной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 ч. Ч. 1.

С. 6-8.

2 См.: Крайг Г. Психология развития. С. 35—60.

3 См.: Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г., Обухова Л.Ф., Фро-

лов Ю.И. От Выготского к Гальперину. Специальные приложения к ≪ Журналу прак-

тического психолога≫. М., 1996.

Глава П. Организация и методы исследования... • 27

Экспериментальная модель формирования причинно ______объяс-

няет прогресс и вскрывает механизмы качественных скачков в овла-

дении данной способностью. Если формирование закономерно, по-

вторяющимся образом приводит к желаемому результату (при

соблюдении выявленных условий и средств), то делается вывод о

том, что удалось проникнуть во внутреннюю сущность развития

данной способности.

Хрестоматийными примерами реализации стратегии экспериментального гене-

зиса психических способностей стали формирование звуковысотной чувствительности

как своеобразной сенсорной способности человека (А.Н. Леонтьев), формирование способности внимания у младших школьников как действия внутреннего контроля

 

7. Вспомогательные методы исследования в возрастной психологии

Вспомогательные методы исследования

Помимо основных методов эмпирического исследования, мож-

но выделить ряд дополнительных. Вспомогательные мето-

ды и с с л е д о в а н и я (в огромном разнообразии конкретных методов и методических приемов), как правило, используются в комплексе.

Прежде всего это выяснение знаний, мнений, представлений,

установок и т.п. по широкому кругу вопросов людей разных возрас-

тных категорий с помощью беседы, интервью, анкетирования,

тестирования.

Анализ продуктов деятельности (рисунков, аппликации,

конструирования, музыкального, литературного творчества) ис-

пользуется в самых разнообразных целях.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки се-

мьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного животно-

го) служат инструментом диагностики интеллектуальной сферы,

эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых.

Важно подчеркнуть, что иногда для правильной интерпретации ри-

сунка необходимо наблюдение за процессом его создания. Кроме

того, одни и те же внешние признаки — симптомы — в работах ис-

пытуемых разных психологических возрастов могут быть расценены

по-разному.

Сравнительные методы исследования очень значимы для пси-

хологии развития, среди них — близнецовый, сравнение нормы и

патологии, кросс-культурный, биографический. Близнецовый метод,

исследует роль наследственности, среды и воспитания в психическом

развитии личности. Сравнение психического развития детей физи-

чески здоровых и детей, имеющих определенные отклонения в

состоянии анализаторов (слепых, глухих), детей с детским цереб-

ральным параличом остро ставит проблему нормы психического

развития в разных детских возрастах. Изучение особенностей пси-

хического развития в осложненных, патологических морфофизиоло-

гических условиях дает не только новое знание о самих больных де-

тях (что немаловажно для организации квалифицированной

помощи им, адекватного процесса образования и воспитания), но и

позволяет пересматривать саму постановку проблем в общей и воз-

растной психологии.

Так, психология глухонемых детей — классическая область для

изучения вклада речи и практической деятельности в развитие ин-

теллекта.

Особенно поразителен опыт воспитания и образования слепоглухонемых людей.

 

поглухонемыми детьми А.Р. Лурия восторженно писал, что это потрясающий мате-

риал ≪ экспериментального очеловечения человекоподобных≫, ≪ введение данного су-

щества в мир, это — создание пространства, создание времени, создание задачи,

создание опыта≫.

Кросс-культурный метод исследования предполагает сравне-

ние и выявление особенностей психического развития подрастающе-

го поколения в различающихся культурах: в условиях культуры ев-

ропейского типа и восточной культуры, культуры современного

технологического общества и так называемого традиционного обще-

ства и т.д. Человеку, принадлежащему к тому или иному обществу,

свойственно воспринимать некоторые модели развития как некую

естественную безусловную норму. Кросс-культурное сравнение дает

возможность по-новому посмотреть на очень привычные вещи3.

Широко известны в мире работы американского этнографа, антрополога, эт-

нопсихолога Маргарет Мид (1901 —1978). Она изучала традиционную, замкнутую

культуру, сохранившуюся в отдельных районах Полинезии и Латинской Америки.

В частности, М. Мид показала, что анимистические представления (одушевление

предметов, сил природы) не являются неотъемлемой принадлежностью детского

способа восприятия мира (как, например, это было обнаружено Ж. Пиаже в иссле-

дованиях мышления маленьких европейцев). Анимизм имеет культурное происхож-

дение. Сказки, мифы, рассказы взрослых, принадлежащих к определенной культуре,

порождают анимистические представления у детей; в противном случае подобный

феномен отсутствует, и дети, даже маленькие, рассуждают вполне реалистично.

Социометрические методики дают дополнительную информа-

цию о характере взаимоотношений, складывающихся между члена-

ми группы, — в детском саду, школьном классе, рабочем коллекти-

ве. Показатели наличия и количества ≪ лидеров≫, ≪ звезд≫ и

≪ изгоев≫, взаимности выборов, сплоченности группы, используемые

при составлении социограммы, представляют ≪ картину≫ взаимоот-

ношений, однако не раскрывают причин сложившейся ситуации.

30 Раздел первый. Предмет, задачи и методы психологии развития...

Таблица 2

Стратегии, методы и схема организации исследования

в психологии развития и возрастной психологии

Стратегии исследования

в психологии развития

! Методы исследования

Констатирующая

Формирующая (генетическая)

— Наблюдение, констатирующий эксперимент, интер-

вьюирование, анкетирование, тестирование, проектив-

ные, анализ продуктов деятельности, сравнительные

(близнецовый, нормы и патологии, кросс-культурный)

и др.

— Формирующий эксперимент (обучающий, экспе-

риментально - генетический, генетико - моделирующий)

Схемы организации | — Лонгитюд, продольное исследование (продольные

исследования | срезы)

— Поперечные срезы

 

Основные понятия возрастной психологии

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие «развитие». Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии — важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения.

Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:

— тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; — необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

— обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

— неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

— зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);

— переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);

— тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное. Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).

Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития — психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.