Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ранние исследования Ж. Пиаже. Эгоцентризм как основная познавательная позиция ребенка.






Ранний этап научного творчества

≪ Исследования Ж. Пиаже составили целую эпоху в развитии учения

о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрений. Они от-

мечены историческим значением≫, — писал Л.С. Выготский уже о

первых работах Пиаже3. Самое существенное состоит в том, что

Пиаже отказался от позиции, что ребенок ≪ глупее≫ взрослого и

мышление ребенка по сравнению с интеллектом взрослого имеет ко-

личественные ≪ изъяны≫, и впервые поставил задачу исследовать

качественное своеобразие детского мышления.

 

Молодой Пиаже, работая в лаборатории Т. Симона, уделял

наибольшее внимание речи детей-дошкольников, особенно его за-

интересовали повторяющиеся ошибки в ответах на тестовые вопро-

сы. В условиях детского сада было проведено исследование, в кото-

ром наблюдатели систематически фиксировали все высказывания и

сопутствующие действия детей во время свободной деятельности

(рисования, лепки или игры). Анализ Пиаже показал, что детские

высказывания можно разделить на две группы1:

1. Социализированная речь — характеризуется заинтересованно -

стью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция —

воздействие на собеседника. Категории социализированной речи —

информация, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ.

2. Эгоцентрическая речь. По форме эти высказывания могут

быть различны: повторение (эхолалия), монолог, коллективный

монолог, однако общее в том, что ребенок сообщает то, о чем он ду-

мает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова

точка зрения ≪ собеседника≫. Функция эгоцентрической речи скорее

экспрессивная — ≪ удовольствие разговаривать≫, сопровождение и

ритмизация действий.

Проведя измерения доли эгоцентрической речи в свободной

речи ребенка, Пиаже установил, что коэффициент эгоцентрической

речи максимален в раннем возрасте — 75%, постепенно снижаясь к

шести-семилетнему возрасту. Спор, представляющий собой не про-

сто столкновение утверждений, а обмен точками зрения, сопровож-

дающийся заинтересованностью сторон во взаимном понимании и

разъяснениями, возникает лишь к 7—8 годам.

В факте эгоцентрической речи Пиаже увидел важнейшее дока-

зательство качественного своеобразия детской мысли. Метод на-

блюдения и интеллектуальное тестирование, по мнению Пиаже, не

способны вскрыть специфику детской мысли. Тестовые обследова-

ния фиксировали лишь конечные результаты решения задачи, а

Пиаже стремился проникнуть во внутреннюю структуру мышления

дошкольников. Пиаже разработал новый метод — клинический

(или метод клинической беседы). Метод клинической беседы

Пиаже — это свободная беседа с ребенком без ограничения фикси-

рованными стандартными вопросами. Содержание общения экспе-

риментатора и ребенка касалось природных явлений, снов, нравст-

венных норм и др. Вопросы были такие, какие сами дети часто

задают взрослым в повседневной жизни: ≪ Откуда на небе солнце?

Почему солнце не падает? Как оно держится? Почему светит солн-

це? ≫, ≪ Отчего дует ветер? Как получается ветер? ≫, ≪ Как люди ви-

дят сны? ≫.

Клинический метод — это тщательно проводимаяконстатация

фактов, возрастной срез речевого и умственного развития. Исследо-

ватель задает вопрос, выслушивает рассуждения ребенка и далее

формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит

от предыдущего ответа ребенка. Он рассчитывает выяснить, что оп-

ределяет позицию ребенка и какова структура его познавательной

деятельности. В ходе клинической беседы всегда существует опас-

ность неправильно интерпретировать реакцию ребенка; растеряться,

не найти нужного в данный момент вопроса или, наоборот, внушить

желаемый ответ. Клиническая беседа представляет своего рода ис-

кусство, ≪ искусство спрашивать≫.

Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена

промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление,

которое обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистиче-

скому социализированному мышлению взрослого. Различение аути-

стической и социализированной мысли было заимствовано Пиаже

из психоанализа. Аутистическая мысль — индивидуализированная,

ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к

удовлетворению желания; выявляется в образах. Социализирован-

ная, разумная, направленная мысль социальна, преследует созна-

тельные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется

законам опыта и логики, выражается речью. Эгоцентрическое

мышление — промежуточная форма в развитии мышления в гене-

тическом, функциональном, структурном аспектах.

Эгоцентризм как основная особенность детского мышления

состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредствен-

ной точки зрения, ≪ фрагментарной и личной≫, и в неумении учесть

чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность

неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая

умственная позиция ребенка. Тем не менее эгоцентрическое мыш-

ление — не простой отпечаток воздействий внешнего мира, это ак-

тивная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная

познавательная центрация ума.

Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание

всех других особенностей детского мышления. Эгоцентризм не под-

дается непосредственному наблюдению, он выражается через другие

феномены. Среди них — доминирующие черты детского мышления:

реализм, анимизм, артификализм.

Реализм. На определенной ступени развития ребенок рас-

сматривает предметы такими, какими дает их непосредственное

восприятие (так, луна следует за ребенком во время прогулок).

Реализм бывает интеллектуальный — ветер ≪ делают≫ ветви де-

ревьев; название предмета столь же реально, как и сам предмет;

изображение предмета ≪ прозрачно≫ и включает все, что ребенок

знает о вещи. Реализм моральный проявляется в том, что ребенок

не учитывает в поступке внутреннее намерение и судит о нем только

по видимому конечному результату (кто разбил больше чашек, тот и

виноват больше — несмотря на то, что один человек старался по-

мочь и нечаянно уронил посуду, а другой разозлился и разбил чашку

намеренно).

Анимизм представляет собой всеобщее одушевление, наде-

ление вещей (в первую очередь самостоятельно движущихся, та-

ких, как облака, река, луна, автомобиль) сознанием и жизнью,

чувствами.

Артификализм — понимание природных явлений по ана-

логии с деятельностью человека, все существующее рассматривается

как созданное человеком, по его воле или для человека (солнце —

≪ чтобы нам светло было≫, река — ≪ чтобылодки плыли≫).

Среди списка других выделяемых Пиаже особенностей детской

логики:

— синкретизм (глобальная схематичность и субъективность дет-

ских представлений; тенденция связывать все со всем; восприятие

деталей, причин и следствий как рядоположных),

— трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее),

— неспособность к синтезу и соположение (отсутствие связи ме-

жду суждениями),

— нечувствительность к противоречию,

— неспособность к самонаблюдению,

— трудности осознания,

— непроницаемость для опыта (ребенок не изолирован от внеш-

него влияния, воспитания, но оно им ассимилируется и деформиру-

ется).

Все эти черты образуют комплекс, определяющий логику ребен-

ка, а в основе комплекса — эгоцентризм речи и мышления.

Яркое проявление эгоцентризма наблюдается при решении детьми задачи

А. Бине ≪ о трех братьях≫. Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу

спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих

братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, до

шести-семилетнего возраста ребенок ошибается: ≪ Один, Вова≫, поскольку для вер-

ного ответа ему необходимо мысленносменить позицию (занять позицию брата

Мити), а это ему не удается.

 

Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит

эксперимент с макетом из трех гор.

Ребенок садился за стол, на котором был размещен макет с тремя горами разно-

го цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, до-

мик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенка просили (в одном из ва-

риантов задания) выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором

запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До шести-семилетнего возраста дети

склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами.

Пиаже объяснял этот феномен ≪ эгоцентрической иллюзией≫,

отсутствием представления о существовании других точек зрения и

несоотнесением их со своей собственной.

В чем состоят корни эгоцентризма как познавательной пози-

ции дошкольника? Пиаже видит их в своеобразном характере дет-

ской деятельности (например, забота родителей предупреждает все

материальные нужды ребенка, и он почти не встречается с сопро-

тивляемостью вещей), в относительно поздней социализацииребен-

ка, в адаптации к социальной среде не ранее 7—8 лет.

Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимо осознать свое Я в

качестве субъекта и отделить субъект от объекта, научиться коорди-

нировать свою точку зрения с другими. Снижение эгоцентризма

объясняется не добавлением нового знания, а трансформацией ис-

ходной позиции. Отношения со взрослыми — преимущественно от-

ношения принуждения, они не приводят к осознанию ребенком

собственной субъективности. Развитие знаний о себе происходит из

социального взаимодействия, особенно важны в этом отношении

явления кооперации ребенка со сверстниками, когда возможны

споры, дискуссии. Таким образом, происходит постепенная Ъецен-

трация познания, социализированная мысль вытесняет эгоцентри-

ческую, и эгоцентрическая речь исчезает, отмирает.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.