Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ранние исследования Ж. Пиаже. Эгоцентризм как основная познавательная позиция ребенка.
Ранний этап научного творчества ≪ Исследования Ж. Пиаже составили целую эпоху в развитии учения о речи и мышлении ребенка, о его логике и мировоззрений. Они от- мечены историческим значением≫, — писал Л.С. Выготский уже о первых работах Пиаже3. Самое существенное состоит в том, что Пиаже отказался от позиции, что ребенок ≪ глупее≫ взрослого и мышление ребенка по сравнению с интеллектом взрослого имеет ко- личественные ≪ изъяны≫, и впервые поставил задачу исследовать качественное своеобразие детского мышления.
Молодой Пиаже, работая в лаборатории Т. Симона, уделял наибольшее внимание речи детей-дошкольников, особенно его за- интересовали повторяющиеся ошибки в ответах на тестовые вопро- сы. В условиях детского сада было проведено исследование, в кото- ром наблюдатели систематически фиксировали все высказывания и сопутствующие действия детей во время свободной деятельности (рисования, лепки или игры). Анализ Пиаже показал, что детские высказывания можно разделить на две группы1: 1. Социализированная речь — характеризуется заинтересованно - стью в ответном реагировании партнера по общению, ее функция — воздействие на собеседника. Категории социализированной речи — информация, критика, приказ, просьба, угроза, вопрос, ответ. 2. Эгоцентрическая речь. По форме эти высказывания могут быть различны: повторение (эхолалия), монолог, коллективный монолог, однако общее в том, что ребенок сообщает то, о чем он ду- мает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова точка зрения ≪ собеседника≫. Функция эгоцентрической речи скорее экспрессивная — ≪ удовольствие разговаривать≫, сопровождение и ритмизация действий. Проведя измерения доли эгоцентрической речи в свободной речи ребенка, Пиаже установил, что коэффициент эгоцентрической речи максимален в раннем возрасте — 75%, постепенно снижаясь к шести-семилетнему возрасту. Спор, представляющий собой не про- сто столкновение утверждений, а обмен точками зрения, сопровож- дающийся заинтересованностью сторон во взаимном понимании и разъяснениями, возникает лишь к 7—8 годам. В факте эгоцентрической речи Пиаже увидел важнейшее дока- зательство качественного своеобразия детской мысли. Метод на- блюдения и интеллектуальное тестирование, по мнению Пиаже, не способны вскрыть специфику детской мысли. Тестовые обследова- ния фиксировали лишь конечные результаты решения задачи, а Пиаже стремился проникнуть во внутреннюю структуру мышления дошкольников. Пиаже разработал новый метод — клинический (или метод клинической беседы). Метод клинической беседы Пиаже — это свободная беседа с ребенком без ограничения фикси- рованными стандартными вопросами. Содержание общения экспе- риментатора и ребенка касалось природных явлений, снов, нравст- венных норм и др. Вопросы были такие, какие сами дети часто задают взрослым в повседневной жизни: ≪ Откуда на небе солнце? Почему солнце не падает? Как оно держится? Почему светит солн- це? ≫, ≪ Отчего дует ветер? Как получается ветер? ≫, ≪ Как люди ви- дят сны? ≫. Клинический метод — это тщательно проводимаяконстатация фактов, возрастной срез речевого и умственного развития. Исследо- ватель задает вопрос, выслушивает рассуждения ребенка и далее формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит от предыдущего ответа ребенка. Он рассчитывает выяснить, что оп- ределяет позицию ребенка и какова структура его познавательной деятельности. В ходе клинической беседы всегда существует опас- ность неправильно интерпретировать реакцию ребенка; растеряться, не найти нужного в данный момент вопроса или, наоборот, внушить желаемый ответ. Клиническая беседа представляет своего рода ис- кусство, ≪ искусство спрашивать≫. Первоначально гипотеза Пиаже состояла в том, что обнаружена промежуточная форма мышления, эгоцентрическое мышление, которое обеспечивает переход от аутизма младенца к реалистиче- скому социализированному мышлению взрослого. Различение аути- стической и социализированной мысли было заимствовано Пиаже из психоанализа. Аутистическая мысль — индивидуализированная, ненаправленная, подсознательная, руководимая стремлением к удовлетворению желания; выявляется в образах. Социализирован- ная, разумная, направленная мысль социальна, преследует созна- тельные цели, приспосабливается к действительности, подчиняется законам опыта и логики, выражается речью. Эгоцентрическое мышление — промежуточная форма в развитии мышления в гене- тическом, функциональном, структурном аспектах. Эгоцентризм как основная особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредствен- ной точки зрения, ≪ фрагментарной и личной≫, и в неумении учесть чужую. Эгоцентризм рассматривается Пиаже как разновидность неосознанной систематической иллюзии познания, как скрытая умственная позиция ребенка. Тем не менее эгоцентрическое мыш- ление — не простой отпечаток воздействий внешнего мира, это ак- тивная познавательная позиция в своих истоках, первоначальная познавательная центрация ума. Пиаже рассматривает эгоцентризм как корень, как основание всех других особенностей детского мышления. Эгоцентризм не под- дается непосредственному наблюдению, он выражается через другие феномены. Среди них — доминирующие черты детского мышления: реализм, анимизм, артификализм. Реализм. На определенной ступени развития ребенок рас- сматривает предметы такими, какими дает их непосредственное восприятие (так, луна следует за ребенком во время прогулок). Реализм бывает интеллектуальный — ветер ≪ делают≫ ветви де- ревьев; название предмета столь же реально, как и сам предмет; изображение предмета ≪ прозрачно≫ и включает все, что ребенок знает о вещи. Реализм моральный проявляется в том, что ребенок не учитывает в поступке внутреннее намерение и судит о нем только по видимому конечному результату (кто разбил больше чашек, тот и виноват больше — несмотря на то, что один человек старался по- мочь и нечаянно уронил посуду, а другой разозлился и разбил чашку намеренно). Анимизм представляет собой всеобщее одушевление, наде- ление вещей (в первую очередь самостоятельно движущихся, та- ких, как облака, река, луна, автомобиль) сознанием и жизнью, чувствами. Артификализм — понимание природных явлений по ана- логии с деятельностью человека, все существующее рассматривается как созданное человеком, по его воле или для человека (солнце — ≪ чтобы нам светло было≫, река — ≪ чтобылодки плыли≫). Среди списка других выделяемых Пиаже особенностей детской логики: — синкретизм (глобальная схематичность и субъективность дет- ских представлений; тенденция связывать все со всем; восприятие деталей, причин и следствий как рядоположных), — трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), — неспособность к синтезу и соположение (отсутствие связи ме- жду суждениями), — нечувствительность к противоречию, — неспособность к самонаблюдению, — трудности осознания, — непроницаемость для опыта (ребенок не изолирован от внеш- него влияния, воспитания, но оно им ассимилируется и деформиру- ется). Все эти черты образуют комплекс, определяющий логику ребен- ка, а в основе комплекса — эгоцентризм речи и мышления. Яркое проявление эгоцентризма наблюдается при решении детьми задачи А. Бине ≪ о трех братьях≫. Так, если в семье три брата (Митя, Вова, Саша) и Сашу спрашивают, сколько у него братьев, он отвечает правильно и называет двух своих братьев (Митя и Вова). Далее уточняют, сколько братьев у Мити, и, как правило, до шести-семилетнего возраста ребенок ошибается: ≪ Один, Вова≫, поскольку для вер- ного ответа ему необходимо мысленносменить позицию (занять позицию брата Мити), а это ему не удается.
Наглядным примером эгоцентрической позиции ребенка служит эксперимент с макетом из трех гор. Ребенок садился за стол, на котором был размещен макет с тремя горами разно- го цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, до- мик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенка просили (в одном из ва- риантов задания) выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До шести-семилетнего возраста дети склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами. Пиаже объяснял этот феномен ≪ эгоцентрической иллюзией≫, отсутствием представления о существовании других точек зрения и несоотнесением их со своей собственной. В чем состоят корни эгоцентризма как познавательной пози- ции дошкольника? Пиаже видит их в своеобразном характере дет- ской деятельности (например, забота родителей предупреждает все материальные нужды ребенка, и он почти не встречается с сопро- тивляемостью вещей), в относительно поздней социализацииребен- ка, в адаптации к социальной среде не ранее 7—8 лет. Чтобы преодолеть эгоцентризм, необходимо осознать свое Я в качестве субъекта и отделить субъект от объекта, научиться коорди- нировать свою точку зрения с другими. Снижение эгоцентризма объясняется не добавлением нового знания, а трансформацией ис- ходной позиции. Отношения со взрослыми — преимущественно от- ношения принуждения, они не приводят к осознанию ребенком собственной субъективности. Развитие знаний о себе происходит из социального взаимодействия, особенно важны в этом отношении явления кооперации ребенка со сверстниками, когда возможны споры, дискуссии. Таким образом, происходит постепенная Ъецен- трация познания, социализированная мысль вытесняет эгоцентри- ческую, и эгоцентрическая речь исчезает, отмирает.
|