Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория конвергенции двух факторов В. Штерна






Основной предмет Развитие психики

исследования

Методы исследования I Наблюдения

Основные понятия Задатки, наследственность, одаренность

Основные идеи Стадии детского развития, этапы становления мыш-

ления, речи и других сторон психики ребенка

Факторы развития Конвергенция факторов наследственности и среды

Ценное

Направления критики

Принцип целостности личности. Взаимодействие,

взаимовлияние внешних и внутренних факторов раз-

вития

Акцент на наследственности, а среда как внешний

фактор, проявляющий уже изначально данное

См.: Штерн В. Психология раннего детства. П., 1922.

54 Раздел второй. Историческое становление возрастной психологии

Конфликт между внешними воздействиями (давлением среды)

и внутренними склонностями ребенка имеет, по мнению Штерна,

принципиальное значениедля развития, так как именно отрица-

тельные эмоции служат стимулом для развития самосознания. Та-

ким образом, Штерн доказывал, что эмоции связаны с оценкой ок-

ружающего, они помогают процессу социализации и развитию

рефлексии у детей.

Штерн утверждал, что существует не только общая для всех де-

тей определенного возраста нормативность, но и нормативность ин-

дивидуальная, характеризующая конкретного ребенка. В числе важ-

нейших индивидуальных свойств он называл индивидуальные темпы

психического развития, которые проявляются в скорости обучения.

Штерн уделил внимание и вопросам познавательного развития,

исследуя этапы развития мышления и речи, впервые провел систе-

матическое наблюдение за процессом формирования речи. Резуль-

таты этой работы нашли отражение в книге Штерна ≪ Язык детей≫

(1907). Выделив пять основных этапов в развитии речи у детей,

Штерн детально описал их, фактически разработав первые норма-

тивы в развитии речи у детей до 5 лет. Он первым обратил внима-

ние на перелом в развитии детской речи (в возрасте около полутора

лет), который связан с открытием ребенком ≪ значения≫ слова, а

именно того, что каждый предмет имеет свое название; выделил ос-

новные тенденции речевого развития — переход от пассивной речи к

активной и от слова к предложению.

Идеи В. Штерна повлияли практически на все области детской

психологии (исследование когнитивных процессов, изучение разви-

тия эмоций, личности, периодизации развития) и на взгляды мно-

гих выдающихся психологов, занимавшихся проблемами психики

ребенка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.