Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О методике занятий при некоторых расстройствах голоса






Основанием для построения методики является положение о! целостности.функционирования всего речевого аппарата: дыха-f ния, голосообразования и артикуляции; об их теснейшем взаи-i модеиствии и координировании этого взаимодействия корой го­ловного мозга. О значении дыхания и артикуляции часто говорят наши теоретики, специалисты в области фониатрии. Так, проф. Работнов в одной из своих книг пишет: «Голосовая функция человека тесно связана с дыхательной, так как с анатомической стороны и та и другая выполняются одними и теми же органа­ми», а проф. Заседателев в книге «Научные основы постановки голоса» указывает: «Работа органов артикуляции значительно, облегчает работу гортани и делает ее более спокойной».

Исходя из этого, больной путем соответствующих бесед при­водится к спокойному, уравновшенному настроению и активно и целенаправленно включается в работу над голосом. Правильно организованное дыхание и артикуляция (вначале как одни дви­жения, потом как шепот) служат основой для постепенного и осторожного включения голоса. Залогом успеха является посте­пенность в нарастании трудностей, точная дозировка заданий, сохранение основного дидактического правила — от легкого к трудному. В самом деле, тщетно пытаться вызвать голос сразу одной просьбой: «скажите «а», громче, еще, протяните» и т. д.

Поэтому при восстановительной работе над голосом отводит­ся заключительный этап занятий, гласные звуки берутся после согласных, звонкие согласные после глухих, громкая речь после шепота. План занятий можно поставить следующим образом:

1. Вступительная беседа.

2. Гимнастика артикуляционного аппарата.

3. Дыхание.

4. Дыхание с артикуляцией (шепот) на глухих проторных со­
гласных (ф, с, ш, х).

5. Дыхание с артикуляцией на звонких проторных согласных (в, з, ж, м, н, л, р), т.е. постепенное включение голоса.

6. Гласные.

7. Развитие длительности, силы голоса, высоты, гибкости и
и тембра.

8. 8. Пользование оздоровленной речью в чтении, разговорной речи и пении.

Более детально занятия складываются из следующих упраж­нений:

1. Гимнастика артикуляционного аппарата:

челюсти: а) опускание челюсти,

б) движение челюсти вправо — влево,

в) движение челюсти вперед;

губы: а) вытягивание и растягивание губ на «у-и»,

б) подтягивание верхней губы («пф»),

в) опускание нижней губы («вы-вы»),

г) натягивание губ на зубы при открытом рте;

язык: а) высовывание языка,

б) движение языка вперед и вниз за зубами,

в) движение языка вверх и вниз на губах,

г) круговое движение языка под губами,

д) укладывание языка «чашечкой»,

е) дутье на кончик языка,

ж) выбрасывание языка из-под верхней губы,

з) промазывание широким языком нёба и др.

2. Дыхание

Выявляется правильность дыхания в процессе речи, так назы­ваемое «речевое дыхание». Оно, как известно, характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. При нарушении или недостаточном умении владеть им, занятия начинаются по упо­рядочению дыхания.

Вот несколько первых упражнений.

1. Плавный бесшумный вдох через нос и плавный выдох тоже
через нос.

При речи и пении мы пользуемся комбинированным носо-ротовым дыханием, поэтому тренируется то и другое. Мы не на­стаиваем на диафрагмальном дыхании для всех; каждому челове­ку свойственен индивидуальный тип дыхания.

2. Вдох — небольшая задержка (1—2 сек.) — выдох.

3.Вдох через нос — задержка (1—2 сек.) — выдох через рот
(слегка приоткрытый).

4.комбинированный вдох — задержка, выдох через нос.

5.комбинированный вдох — задержка, выдох через рот (слег­ка приоткрытый).

Постепенно вдох укорачивается и углубляется, выдох удлиняеся. Например; на «раз» — вдох, на «раз-два» — задержка, на «раз-два-три» выдох и т.д. Вариаций здесь много. Счет ведет ло­гопед.

Оновременно с дыхательными упражнениями начинается подготовка к артикуляционным упражнениям:

1.укрепляются губы на п (добиваться крепости взрыва).

2.укрепляется кончик языка на т (добиваться крепости удара).

3.укрепляется движение корня языка на к (избегать резкого звука)

4. последовательные. движения губ, кончика языка и корня языка на сочетаниях птк... птк...

Затем идут упражнения в дыхании через артикуляцию. Выдох дается на глухих проторных согласных ф, с, ш, х, сначала отдельно на каждый звук, потом в объединенных в слоги. Здесь воз­можны различные вариации:

1) слоги со взрывными (пап, пат, пак),

2) слоги с проторными (фас, фаш, фак),

3) слоги смешанные (паф, фап, caт).

Вначале на выдох дается один слог, потом два, три, четыре и больше Например, вдох, на выдохе пап, вдох, на выдохе пап-пап, вдох, на выдохе пап-поп-пуп и т.д. Гласные берутся только артикуляцией

Раздел заканчивается упражнениями в четком произнесении сначала на беззвучной артикуляции, потом на шепоте слов, фраз, поговорок, скороговорок.

Группа слов: папа, пока, Капа, кипа, пакет, пика, кот, ток, пакт, паук, кушак, факт и т. д.

Фразы: У Таты паук. У кота усы. У Саши пакет. В хате паук. Купи паштет и др.

Поговорки и скороговорки: Попытка не пытка; Добыл бобов бобыль, во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т.д.

После достаточной тренировки дыхания и артикуляции начи­наются голосовые упражнения. Через откашливание с закрытым р или стон (контролировать рукой, положенной на грудь) фиксируется один из звонких проторных звуков (обычно в или з) и з крепляется коротким выдохом на артикуляции. Постепенно вводятся звуки ж, л, р, н, м

Для закрепления длительности звучания даются слоговые уп­ражнения:

1. Ав_____ов_____ув_____ыв,

2. Аз_____оз______уз_____ыз,

3. Аж____ож______уж____ыж и т.д.

4. Пав____паз_____паж____пал____пар___пан___пам

Пов____поз_____пож____пол____пор___пон___пом

И другие сочетания.

Вначале на одном выдохе дается один слог, потом два, три и т.д.

В этих упражнениях нужно следить и добиваться грудного звучания. Гласные звуки и здесь берутся только артикуляцией.

В дальнейшем к длительности проторных согласных прибавляются упражнения в силе звука. Сначала тренируется усиление, потом ослабление звучания и после этого совместные упражне­ния в усилении и ослаблении.

Следующей ступенью в занятиях бывает соединение выдоха и юлоса на проторных звонких согласных с постепенным и осто­рожным включением гласных (у, о, э, ы, и, а). Звук у берется первым потому, что этот звук ближе к согласной по артикляции и при нем, как отмечает Фомичев, гортань более устойчива.

Вот целый ряд таких упражнений:

Вув Вов вэв выв вив вав

Вуз воз вэз выз виз ваз

Вуж вож вэж выэ виж важ …

В таком же порядке следуют упражнения с з, ж, л, р, н, м, и затем преходим к длительности гласных. Вышеуказанные упражнения беруться уже в такой варияции: ву____в, во_____в, вы_____в, ви____в, ва____в, и т.д.

Согласные вводятся все еще для помощи, как опора слабой фонации.

Дальше укрепляются гласные без согласных в различных со­четаниях:

1. у____, о____, э____, ы____, и____, а_____

2. уо уэ уы уи уа

оу оэ оы ои оа

эу эо эы эи эа

ыу ыо ые ыи ыа

иу Ио иэ иы иа

ау АО аэ аы аи

3. уоэ уоы уои уоа

Уэо уэы уэи уэа

4. уоэиа

 



Потом берутся упражнения для развития силы голоса на глас­ных:

В дальнейшем после упражнений на чистых гласных перехо­дим к словам, фразам, поговоркам, скороговоркам, проработан­ным на первом этапе занятий на беззвучной артикуляции, «оз­вончаем» их и вводим новые слова и фразы (Зина, Нина, мама, Зоя, Нота и др.).

Следующей идет работа по развитию гибкости голоса — упражнения на интервалах. Начинаем с уменья ставить вопрос, когда голос идет вверх: который час и давать ответ — голос идет вниз, например: пятый, восьмой и т. д.

Экономия с движением голоса на секунду, терцию, квинту, октаву, например, в фразе: Но я не знала, что это так важно, может быть интонирована на различных интервалах. Желатель­но с помощью инструмента показать голосоведение в гамме.

Заключительные занятия:

а) упражнения в различных интонациях (вопрос, удивление,
испуг, радость, страх); хорошими материалами для этого явля­
ются басни;

б) ознакомление с регистрами (грудной, средний, головной);

в) ознакомление с эмоциональной окраской и тембром (ма­
жор, минор). Например, Уж тает снег, бегут ручьи... (мажор);
«Анчар» Пушкина (минор);

г) ознакомление с темпом речи (быстрый, медленный);

д) пользование оздоровленной речью в чтении, разговоре, пе­
нии.

Сроки занятия варьируются и индивидуализируются в зави­симости от тяжести заболевания и культурного уровня пациента от 1 до 8—9 мес. Конечно, при расстройствах голоса типа задершшихся мутаций так называемых функциональных возможностей для развития голоса больше, чем, например, при афониях после трахеотомии. В таких случаях приходится довольствоваться иногда ложносвязочной грубой фонацией с тщательной проработкой дыхания и артикуляции.

Выводы

1. При некоторых формах расстройства голоса необходимы,
и, (ряду с лечебными мероприятиями, логопедические занятия.

2.Четкая работа органов артикуляции и дыхания, являясь своеобразным массажем, помогает правильному функционированию голосовых связок

3. Переход к фонации должен быть осторожным, после достаточной тренировки всего речевого аппарата.

4. Необходима широкая пропаганда вопроса о гигиене голоса
у педагогов и лиц других профессий, связанных с постоянным
пользованием громкой речью.

5. В целях профилактики специалистам по речи нужно вклю-
м.ггься в работу по охране детского голоса.

Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют широкого распространения среди населения. Еще нередки случаи так на-(ываемых профессиональных заболеваний у педагогов, лекторов, массовиков и людей, профессии которых связаны с голосовой работой. Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса. Хочется по этому поводу вспомнить А. С. Макаренко, который в своих педагогических советах указывал на необходимость педа-i огам умело пользоваться своим голосом.

Думается, что в целях профилактики вполне своевременно поднять при педагогических институтах вопрос о постановке го-носа, о технике речи у будущих преподавателей, воспитателей, 1ем более у специалистов по речи — логопедов.

Из опыта логопедической работы / Под ред. Ф. A. Pay, М. М. Сироткина. - М., 1955. - С. 78-103.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.