Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности фонематических нарушений






Ряд авторов отмечает, что в основе некоторых звукопроизно-сительных расстройств могут лежать отклонения слухового вос­приятия, которые могут оказаться производными, т.е. носить вторичный характер (Е. Г. Корицкая, В. С. Минашина, Е. Ф. Собо-тович и др.). Как указывает Р. Е. Левина, «такое явление наблюда­ется при нарушении речевых кинестезии, имеющих место при мор­фологических и двигательных поражениях органов речи». Эле­менты вторичной недостаточности ярко проявляются у детей с псевдобульбарной дизартрией, причем степень ее выраженности зависит от степени выраженности самой дизартрии. Для детей с дизартрией трудно выполнимыми оказываются различение близ­ких по своему звучанию слов (на материале картинок), подбор картинок на заданный звук, узнавание слогов и т. д. Таким обра­зом, мы видим, что артикуляторные затруднения оказывают вли­яние на звуковое восприятие всей звуковой системы данного языка. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой дизар­трией имеется и недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная, непонятная речь не дает возможности для формиро­вания четкого слухового восприятия и контроля. Это еще более усугубляет нарушения звукопроизношения, так как неразличе­ние собственного неправильного произношения и произноше­ния окружающих затормаживает процесс «подлаживания» соб­ственной артикуляции с целью достижения определенного акус­тического эффекта.

Проблема особенностей восприятия речи (как на перцептив­ном, так и на фонематическом уровне) у детей со стертой фор­мой дизартрии и до настоящего времени остается недостаточно изученной. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и двигательные образы элементов речи находятся в тесной взаимосвязи. В случаях нарушений фун­кции речедвигательного анализатора между сенсорными мотор­ным компонентами образуются сложные отношения, отличаю­щиеся от существующих в норме.

Как показало наше исследование, у дошкольников со стертой формой дизартрии существование нечетких артикуляторных об­разов приводит к стиранию граней между слуховыми дифферен­циальными признаками звуков. Таким образом, создается поме­ха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой диференциа-иии звуков. В свою очередь отсутствие четкого слухового вос­приятия и контроля способствуют стойкому сохранению звуко-произносительных дефектов в речи. Поэтому решение проблемы имеет существенное значение в процессе разработкит методов коррекционно-логопедического воздействия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.