Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика голосовых расстройств






Вопросы охраны и культуры голоса еще не имеют достаточно широкой постановки, еще нередки случаи так называемых «про­фессиональных заболеваний» у людей, профессия которых свя­зана с пользованием громкой речью (педагоги, логопеды, пио­нервожатые, массовики). Еще недостаточно поставлена охрана детского голоса.

Настоящее сообщение является попыткой дать некоторые методические советы начинающим логопедам, т.к. обращений к ним за помощью по вопросам голосовых расстройств становится все больше.

Голос — это один из компонентов речи. Вместе с дыханием и артикуляцией он служит внешнему выражению мысли (слова) и контролируется корой головного мозга.

Функция речи есть выражение мыслей и чувств человека, а ее средствами являются грамматика, синтаксис, фонетика. Правильно построенная фраза бывает не полна без эмоциональной окраски. Она не выражает ни личного отношения к излагаемому матерриалу, ни взаимных отношений разговаривающих. Наряду синтаксисом смысл фразы определяют логические ударения, паузы. Фонетически это выражается в повышении высоты тона, замедлении или изменении звука голоса. Все это функции голоса.

Ни один музыкальный инструмент не имеет такой вырази-нмтьности, как человеческий голос.

Педагогу необходимо при своем общении с детьми владеть штосом и уметь сохранить его красоту, гибкость, богатство оттеннков. Недаром А. С. Макаренко занимался техникой речи, постановкой голоса. К. С. Станиславский говорил актерам (это с полным основанием можно адресовать и педагогам): «...Даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи».

В понятие «развитие голоса» входит не только тренировка собственно голоса, фонации, но и других компонентов речи. Очень важен принцип целостного функционирования всего ре­чевого аппарата — дыхания, артикуляции, голосообразования. Сохранность одного звена помогает в какой-то степени компен­сировать дефект другого. Нередко хорошее произношение и пра­вильное дыхание дают возможность слабому голосу избегать утом­ления, перегрузки. Кроме того, с анатомической стороны голос и дыхание выполняются одними и теми же органами, а действие органов артикуляции облегчает работу гортани.

Итак, иметь хорошую речь — это значит иметь правильное произношение, дыхание и голос.

Хорошее произношение (дикция) предполагает правильную артикуляцию, четкость звучания согласных и гласных, отсутствие вялости, небрежности в произнесении отдельных слов.

Здесь снова хочется вспомнить Станиславского. В своей кни­ге «Работа актера над собой» он особенно настаивает на внима­нии к гласным звукам. Он говорит: «Усиленно развивайте арти­куляцию губного аппарата, языка и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют согласные».

Первым звеном при занятиях по дикции, конечно будет гим­настика рта. Вот несколько необходимых упражнений:

1) Умение широко открыть рот.

2) Вытягивать и растягивать губы.

3) Приподнимать верхнюю губу до десны.

4) Опускать нижнюю губу до десны.

5) Поднимать язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.

6) Поднимать язык на верхние зубы и опускать на нижние.

7) Крестообразно двигать языком на губах (вверх, вниз, впра­
во, влево).

8) Упражнять губы на звуке л.

9) Укреплять кончик языка на звуке т.

10)Укреплять корень языка на звуке к.

Хорошо закреплять упражнения четким проговариванием ско­роговорок и пословиц только на одной артикуляции (например: попытка — не пытка, добыл бобыль бобов, во поле-поле затопали кони, от топота копыт пыль по полю летит и т.д.).

Жизнью речи считают дыхание.

Между дыханием и спокойном состоянии и дыханием при речи есть разница. В покойном состоянии вдох и выдох прибли­зительно одинаковы. Дыхание в состоянии цокоя автоматичес­кое. При речи вдох относительно короток, а выдох — длинен. Выдох должен быть постепенным, экономным.

Вдох и выдох в покойном состоянии происходят через нос. При речи — комбинированные, рото-носовые.

При дыхательных упражнениях лучше исходить из движения ребер («боковое дыхание») и диафрагмы. Боковое и диафрагмаль-ное дыхание считаются наиболее глубокими и сильными.

Специальные упражнения по гимнастике дыхания позволя­ют нам обычное непроизвольное дыхание постепенно перевести в произвольное. Это дает возможность иметь достаточный запас воздуха при произнесении различных по длительности речевых отрезков.

Развитие дыхания можно начать со следующих упражнений.

Встать прямо и спокойно дышать при легком развороте плеч, без поднятия или опускания их. Для контроля движения диаф­рагмы и ребер держать одну руку на верхней стенке живота, дру­гую — сбоку на ребрах. Вдыхая, бесшумно и незаметно мыслен­но считать, например, до пяти, несколько задержать дыхание и выдыхать медленно, произнося глухие звуки ф, с, щ, х тоже под счет до 5-ти. Постепенно шаг за шагом выдох должен удлинять­ся, сначала считать на выдохе до 5, потом до 10, до 15 и т. д. Потом счет заменяется сочетанием гласных, согласных, слов, частями стихотворений, поговорок, скороговорок. Основным принципом в работе над дыханием являются постепенное увели­чение количества слов или строк, произнесенных на одном вы­дохе, и умение пользоваться на паузах «добором» воздуха, если дыхания не будет хватать. Все же гнаться за количеством слов или строк не следует.

Упражнения по развитию речевого дыхания нужно проводить осторожно, под наблюдением специалиста.

Постановка голоса — это работа, которая обеспечивает воз­можность наилучшего использования голоса при минимальной утомляемости голосовых связок.

Поставленный голос должен отвечать требованиям в отноше­нии силы, высоты, длительности и тембра. Все это свойственно нашему голосу, но требует осознания, развития и обогащения.

Сила голоса — это умение давать голос тихо, средне, громко.

Высота голоса — это допустимое расширение его звуковых возможностей, развитие диапазона вверх и вниз.

Длительность — умение вести речь в различных темпах (мед-кчшо, средне, быстро) при сохранении остальных качеств голоса.

Тембр — наиболее благоприятная для говорящего окраска тука.

Работа по развитию голоса трудоемкая и чрезвычайно инди­видуальная. Требуется соблюдение особой осторожности: непра­вильные или чрезмерные упражнения могут привести к болез­ненным последствиям. Нужно говорить на такой высоте, которая свойственна данному лицу, развить природные возможности, чтобы выполнить основное требование — быть понятым и услы­шанным аудиторией.

Правильной голосоподаче содействует так называемое «основ­ное положение». Оно складывается из следующих положений i олосообразующих органов: хорошо открытый рот, губы овалом, но форме близкой к о, язык, лежащий плашмя, нёбная занавеска приподнята (как при легкой позевоте), грудная клетка слегка расширена.

Основное положение содействует естественному и облегчен­ному течению голоса.

В начале занятий хорошо давать звонкие согласные м, в, з, ж как отдельные звуки, потом в слогах типа му, мо, мы, ми, ме, ма, мум, мом, мим, мем, мам.

Упражнения с согласными дают возможность приблизить звук к костным стенкам резонаторов (зубы, нёбо, лицевой костяк), что усиливает голосовую струю.

Дальше можно использовать стихотворные отрывки. Читать следует по строчкам, каждую строчку за один выдох, с обяза­тельным добором воздуха по ее окончании. Читать нужно на сред­ней высоте, наиболее удобной для каждого, избегать крика. При развитии силы звука рекомендуется начинать с усиления или ослабления отдельных звуков (м, в, з, ж, у, о, ы, э, и, а), а в дальнейшем считать десятками, сначала тихо, потом громко И снова тихо. Заканчивать чтением стихов в таком же порядке.

Высота звука обычно тренируется при чтении стихов на ных интервалах с постепенным поднятием высоты голоса с первой строки и обратным понижением при вторичном чтении.

Упражнения в овладении темпом речи (длительность) неш/О5! хо получаются при чтении скороговорок. Сначала скороговорку! читают медленно, четко, а потом постепенно ускоряют темп при | сохранении четкости и ясности произношения.

Если в голосе занимающегося отмечается ухудшение, нарас") тание болезненных симптомов (хрипота, осиплость), то упраж­нения необходимо временно приостановить.

Лицам, работающим на голосе (ораторам, педагогам, массо* викам), следует длительно не оставлять соответствующих упраж-1 нений, чтобы не потерять приобретенных качеств.

Они являются лучшим гигиеническим средством и своего рода профилактикой от потери или порчи голоса.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ля­пидевского. — М., 1960. — Вып. I. — С. 122—128.

Б. С. Алмазова






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.