Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К вопросу о нарушениях голоса






При наличии патологических измененией в гортани наруша­ется нормальная функция голоса — уменьшается звучность го­лоса, появляется хрипота, голос может совсем исчезнуть. Осо­бенно стойкие нарушения голоса встречаются при органических изменениях в гортани.

Предварительно приведем некоторые данные по вопросу ана-томо-физиологических механизмов голосообразования.

Голосовой аппарат образует звук путем колебания эластичес­ких голосовых связок, или голосовых перепонок. Работа голосо­вого аппарата подчинена коре головного мозга. Кортикальные импульсы играют здесь пусковую и регулирующую роль. Но тон­кое управление мышцами гортани (особенно в актах речи и пе­ния) невозможно без участия афферентных импульсов, идущих от рецепторных окончаний, которые заключены в голосовых связ­ках, мышцах, сухожилиях голосового аппарата. В данном случае имеет место анализаторная роль коры головного мозга, поэтому говорят о речедвигательном анализаторе как о частной форме деятельности двигательного анализатора. Существуют и субкор­тикальные центры голосовой реакции, подчиненные коре голов­ного мозга, которая может тормозить эти реакции. Безусловно упорное проявление этих голосовых реакций можно про например, при болевых воздействиях.

Голосовой аппарат человека состоит из трех частей:

1) полости легких, бронхов и трахеи;

2) гортани, в которой располагаются голосовые связки;

3) верхних дыхательных путей — глотка, носоглотка, носовая полость придаточные пазухи носа и полости рта (так называемая надставная труба).

В специальной литературе обычно голосовой аппарат челове равнивают с музыкальным — духовым, или язычковым инструментом, в котором звук получается вследствие вызываемого воздуха колебания упругого твердого тела — язычка. Го-. иные связки являются как бы двойным язычком, обладаюший способностью менять свои размеры, натяжение и упругость. Такие играют роль мехов; надставная труба выполняет функцию резонатора. При опускании корня языка опускается гор­ни,, и этим удлиняется надставная труба; это удлинение можно увеличить за счет выдвигания губ вперед.

Основная часть голосового аппарата — голосовые связки — расположены в гортани. Гортань — трубка, соединяющая дыхательное горло (трахею) и глотку. Стенки гортани состоят из хрящей — перстневидного, щитовидного, надгортанного и двух черпаловидных. Мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Наружные мышцы соединяют гортань с другими частями тела, пни поднимают и опускают ее. Внутренние мышцы при своем сокращении приводят в движение те или иные хрящи гортани. Они приводят в движение голосовые связки, расширяют или су-
швают голосовую щель. В верхней части гортани находятся ложные голосовые связки, в которых мышечные волокна развиты слабо. Ниже их — истинные голосовые связки, они выступают в виде складок, имеют треугольную форму и в основном состоят из мышечной ткани. Промежуток между голосовыми связками на-
(ывается голосовой щелью. При дыхании голосовые связки рас­ходятся и образуют широкое отверстие для прохождения воздуха,
голосовая щель принимает форму треугольника. При фонации голосовые связки сближаются и просвет голосовой щели исчезает.

Иннервация гортани осуществляется симпатическим нервом и двумя ветвями блуждающего нерва — верхним и нижним гор­танными нервами. Верхний гортанный нерв состоит из двух вет­вей: внутренней и наружной. Внутренняя ветвь более мощная, она является чувствительным нервом. Наружная ветвь является двигательным нервом. Нижний гортанный нерв снабжает двига­тельными волокнами все внутренние мышцы гортани, кроме передней перстне-щитовидной.

Повреждение нижних гортанных нервов парализует голосо­вой аппарат, и голос исчезает. При повреждении верхних гор­танных нервов происходит лишь некоторое изменение голоса.

Гортань осуществляет три функции:

1) дыхательную;

2) защитную;

3) голосовую.

Дыхательная функция заключается в проведении воздуха в легкие. При этом голосовые связки расходятся, образуя щель в виде равнобедренного треугольника.

Защитная функция препятствует проникновению инородных тел в нижерасположенные дыхательные органы.

В отношении голосовой функции гортани, т.е. в вопросе о механизме голосообразования, в последнее время существуют две теории — тоническая и клоническая.

Тоническая теория, разделяемая большинством исследовате­лей, объединяет образование голоса следующим образом. Иду­щая под давлением из легких и бронхов струя выдыхаемого воз­духа встречает сопротивление со стороны сомкнутых и напря­женных истинных голосовых связок (а иногда, при поражении последних, ложных голосовых связок). Пробивающаяся воздуш­ная струя вызывает колебание голосовых связок. Так возникают звуковые волны, которые подвергаются изменениям и превра­щениям в надставной трубе и воспринимаются слуховыми орга­нами как звуки той или иной высоты, силы, тембра.

Клоническая же теория, отрицаемая многими учеными, при­дает более самостоятельную роль голосовым связкам. Французс­кие физиологи (Иссон и др.) считают, что по возвратному нерву проходят импульсы, совпадающие по частоте со звуком, издава­емым больным. На основании этого Иссон полагает, что воз­вратный нерв приводит в движение голосовые связки и высота голоса зависит только от степени возбудимости возвратного не­рва.

Возникновение голосовой функции человека относят к момен­ту его рождения — к первому крику ребенка, который носит реф­лекторный характер. В дальнейшем (к концу второго месяца жиз­ни) у ребенка появляются звуковые комплексы, в состав которых входят некоторые согласные. Но эти звуковые комплексы пока еще не оформлены в виде слов. По мере своего роста ребенок постепенно овладевает членораздельной речью, в формировании которой решающую роль играет речь окружающих, слух, зрение и кинестетический контроль. Для формирования членораздельной и громкой речи человека необходимо сочетание голосовой функ­ции с дыхательной, резонаторной и артикуляторной.

голос делится на разговорный и певческий (с точки зрения механизма голосообразования, способов и целей использования). Профессиональный певческий голос отличается от бытового широким диапазоном, силой звуков, красивым тембром, хоро­шей дикцией и умением переходить в процессе пения от одного регистра к другому.

Диапазон голоса представляет собой сочетание последователь­но повышающихся звуков, издаваемых данным субъектом.

Высота звука зависит от числа колебаний истинных голосовыx связок в секунду.

Сила голоса определяется амплитудой колебаний голосовых связок.

Тембр голоса зависит от присоединения к основному тону юбавочных тонов — обертонов. На тембр голоса оказывает боль­шое влияние движения мышц глотки, мягкого нёба, губ, щек, языка, а также движения надгортанника, самой гортани, деятельность дыхательных мышц.

Дыхание при речи и пении значительно отличается от дыхания в покое. При покое оно совершается автоматически, главным образом через нос. Покойный вдох по продолжительности почти равняется выдоху. Голосовая щель при вдохе имеет вид равнобедренного треугольника. При покойном выдохе голосовая щель не­
сколько сужается. Объем выдыхаемого воздуха — 500—600 см3.

Речевое и певческое дыхание обладает следующими особен­ностями по сравнению с дыханием в покое:

1) оно совершается произвольно, а не автоматически;

2) вдох производится быстро, но бесшумно, а выдох — замед­ленно;

3) используется преимущественно ротовое дыхание, а не но­совое;

4) при вдохе голосовые связки расходятся широко, а голосо­вая щель приобретает форму пятиугольника. При выдохе голо­совая щель сужается.

5) Речевое дыхание обычно усваивается самостоятельно, ус­воение же певческого дыхания требует специальной тренировки.

К разновидностям голоса (кроме обычного разговорного го­лоса) относят шепотный голос, ложносвязочнывй голос, псевдо­голос (у лиц после экстирпации гортани и др.).

Шепотный голос образуется без участия голосовых связок; при шепоте голосовые связки сближаются, но не соприкасаются. Шепот получается вследствие трения выдыхаемой и вдыхаемой струи воздуха о стенки полостей гортани, глотки, рта и носа.

В образовании ложносвязочного голоса принимают участие не только истинные голосовые связки, но и ложные голосовые связки. Такой голос характеризуется хрипотой, монотонностью, сужением диапазона звуков, своеобразным неприятным оттен­ком, напоминающим квакание лягушек.

Голос, как и любая другая функция организма, может подвер­гаться тем или иным нарушениям. Заболевания гортани, надстав­ной трубы, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно-сосудис­той системы, а также несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, несоблюдение правил общей гигиены (чрез­мерное курение, злоупотребление алкогольными напитками, не­досыпание и т.д.) могут вести к нарушениям голоса.

Особенно глубокие, трудно поддающиеся лечению, наруше­ния голоса встречаются при органических, деформирующих гор­тань, изменениях. Стеноз гортани1, папилломатоз гортани2, опе­рации трахеотомии3 и в дальнейшем пластические операции с целью восстановления дыхательной, функции гортани и закры­тия стомы — вот основной перечень причин, ведущих к тяже­лым органическим изменениям голосовой функции. Логопеду в его повседневной практике приходится встречаться с различны­ми нарушениями голоса. Особенно большие трудности в смысле оказания логопедической помощи приходится испытывать с боль­ными, страдающими тяжелыми расстройствами голоса после орга­нических поражений гортани. Восстановительная работа в этих случаях еще не имеет твердых, установившихся логопедических методов.

Нами изучалась русская и зарубежная литература по вопро­сам об этиологии, патогенезе, клинической картине и лечении типичных органических нарушений голоса — афонии и дисфо-нии. Следует отметить, что по вопросу, связанному с особенно­стью методики работы в случаях органических расстройств голо­са, указаний почти нет. Однако мы сочли возможным пользоваться указаниями, имеющимися в литературе о лечении функциональ­ной афонии и дисфонии (в частности, некоторые положения методики восстановления голоса при функциональной афонии и дисфонии могут быть применены с пользой и при лечении орга­нической афонии и дисфонии).

Этиология. Причинами органических изменений в гортани могут быть различные процессы — дифтерия, стеноз гортани, травма гортани, ложный круп, папилломатоз гортани, нейринома гортани, а также мембрана гортани, а в некоторых случаях струмэктомия.

М. И. Фомичев, А. Н. Сафаров (1936 г.) указывают, что орга­нические афонии возникают в результате болезненных измене­нии в голосообразующем аппарате (туберкулез, сифилис, опухоли) или в результате операционных травм. Эти явления изменяют структуру голосообразующего аппарата. Переходной ступенью от афнии к голосу является ложносвязочный голос — голос лож­ных связок.

Прогноз при органических афониях зависит от характера орга-иического поражения. Далеко зашедшие изменения в голосовом аппарате будут влиять на исход.

Л. Стейн (1942 г.) делит причины нарушения голоса на орга­нические и функциональные. Органические причины — узелки па голосовых связках (у певцов), паралич возвратного нерва, отсутствие истинных голосовых связок. Если паралич двусторон­ний, то голос будет афоничным; если паралич односторонний, ю голос может быть резко не нарушен.

Если истинные голосовые связки отсутствуют в результате операции, то их роль берут на себя ложные голосовые связки. Гак образуется так называемый «голос ложных связок». Он воз­никает как попытка компенсации утраченной функции истин­ных голосовых связок.

М. Бери и Д. Эйзенсон (1956 г.) также считают, что наруше­ния голоса могут быть вызваны органическими и функциональ­ными причинами.

Причиной хриплого голоса являются фарингит (воспаление глотки), ларингит (воспаление гортани), туберкулез гортани, па­раличи связок, остаточные явления после дифтерии, скарлати­ны, увеличение щитовидной железы, аневризм (выпячивание нёбной миндалины), патологическая слабость фонаторной мус­кулатуры, хроническая инфекция зева, гортани, носа.

Органические причины гортанно-резкого голоса авторы де­лят на врожденные и приобретенные. Врожденные — это пато­логическая слабость одной или нескольких частей фонаторной системы, слабость гортанной мускулатуры. Приобретенные — в результате перенесенной операции тонзиллоэктомии (удаления нёбной миндалины). Мускульная слабость после параличей фонаторной системы.

Органические причины гнусавого голоса — это расщелины твердого нёба, паралич или мускульная слабость мягкого нёба, наличие аденоидов.

Грин М. (1957 г.) указывает, что причиной нарушения голоса может быть стеноз (врожденный и приобретенный), а также папилломатоз гортани. Иногда дети рождаются с мембраной через переднюю часть связок. Для лечения вставляется танталовая пла­стинка между связками, которая остается здесь 3—4 месяца. В результате голос может быть глубокий и хриплый. Приобретен­ные стенозы возникают от несчастного случая, после серьезного повреждения во время ранения, обваривания. Хирургическое вмешательство здесь необходимо, но оно может осложняться повреждением хряща и образованием фиброзной рубцовой тка­ни. Речевая терапия улучшает голос после хирургического лече­ния.

Папилломатоз гортани развивается обычно в раннем детстве. Развитие голоса страдает при папилломатозе гортани и, хотя он может быть восстановлен, все же хрипота голоса остается на несколько лет. Если в результате устранения папилломатоза об­разуются рубцы на голосовых связках, то качество голоса не мо­жет быть восстановлено полностью.

Автор указывает, что в некоторых случаях дисфония суще­ствует как привычка, и нарушение голоса отягощается эмоцио­нальными наслоениями (ребенок видит, что он отличается от других детей).

Клиническая картина патологических изменений гортани при органических нарушениях голоса очень многообразна, ее трудно уложить в определенные рамки и схемы. Различные авторы ука­зывают, что такие больные имеют обширные, резко деформиру­ющие гортань стойкие органические изменения, присущие лишь данному больному. Перечисляем эти изменения: деформация гортани, ограничение подвижности правой или левой половины гортани, гиперемия1 истинных голосовых связок, их утолщение, неполное смыкание, ограничение подвижности той или другой истинной голосовой связки, щель между голосовыми связками, ложные связки могут надвигаться на истинные, при фонации сближаться; дыхание обычно шумное, поверхностное, при фо­нации резкое напряжение мышц шеи и лица.

М. И. Фомичев и А. Н. Сафаров (1936 г.) отмечают «скован­ность» артикуляций при органических поражениях гортани, неорганизованное речевое дыхание. Переходной ступенью от афо­нии к голосу они считают ложносвязочный голос — «квакаю­щий», монотонный, хриплый, бесцветный, сдавленный.

В. П. Храковская-Черняк (1937 г.) делит больных с наруше­ниями голоса на три группы:

1 группа — чисто функциональные заболевания,

2 группа — функциональные с псевдоорганическими наслое­ниями и

3 группа — органические с функциональными настроениями.

Для третьей группы больных автор считает характерным не­соответствие между тяжестью органических изменений в горта­ни и степенью расстройства голоса. После восстановления голо­са ларингоскопическая1 картина изменяется незначительно.

Л. Стейн (1942 г.) отмечает, что при образовании голоса лож­ных связок все мускулы приходят в движение. Ложные связки сближаются и дают неприятный низкий, монотонный звук.

Н. Ф. Лебедева (1952 г.) определяет гиперфункцию ложных связок. Их роль заключается в защитной функции истинных го­лосовых связок. В первое время, когда ложные связки выполня­ют функцию истинных, они как бы заглушают работу ослаблен­ных истинных связок и больной может говорить лишь шепотом. По мере тренировки ложные связки начинают двигаться. Для фонации ложных связок характерен голос «квакающий», грубого тембра, с примесью шумов.

При папилломатозе гортани — голос глухой в начальных ста­диях, беззвучный при наличии большого количества папиллом или частых рецидивов.

И. А. Вознесенская (1958 г.) указывает на два симптома па-пилломатоза гортани: 1) изменение голоса, 2) изменение дыха­ния. Изменение голоса автор делит на Три степени: 1) голос гру­бый, хриплый, но громкий; 2) голос хриплый и 3) афония. Афония связана с множественными папилломами.

Вопрос о лечении органических нарушений голоса (афо­нии, дисфонии, ложносвязочного голоса) очень сложен из-за наличия глубоких органических изменений в Гортани — руб­цов, анкилозов2 хрящевых сочленений, спаек и т.д. Эти изме­нения затрудняют восстановление голоса. Голосовыми меха­низмами, обеспечивающими звукообразование в этих случаях, являются сохранившиеся и функционально активизировавши­еся остатки истинных голосовых связок или ложные голосо­вые связки.

Как уже сказано выше, по вопросу о лечении функциональ­ных расстройств голосообразования в литературе есть значитель­ное количество сообщений, по вопросу же лечения органичес­ких расстройств голоса указаний почти нет. В этих случаях все же целесообразно применять некоторые положения методики восстановления голоса при функциональных нарушениях. Эта методика очень разнообразна.

В литературе существуют две основные тенденции восстано­вительной терапии: 1) «щадящая» терапия и 2) грубые методы (Четелли, Барт (1907 г.) — сдавление хрящей гортани руками; Мук (1916 г.) вводил металлический шарик между голосовыми связками.)

Современная восстановительная логопедия и фониатрия осу­ществляют свою благородную задачу восстановления утраченной функции голоса и речи, пользуясь наиболее гуманными, нетрав­мирующими больного методами. При восстановлении голоса мы считаем необходимым применять так называемую «щадящую» терапию. Один из представителей этого метода Шоппе еще в 1888 г. указал на важность проведения массажа, который дей­ствует на мускулатуру гортани и на слизистую оболочку, регули­рует кровообращение, уменьшает количество слизи. Также он применял вдыхание маслянистых веществ, которые хорошо дей­ствуют на голосовые связки и растворяют слизь.

Е. Н. Малютин (1896 г.) предложил лечение функциональной афонии при помощи камертонов. Камертон устанавливался на щитовидный хрящ и на голову больного, и последний голосом брал соответствующую ноту. Сеанс продолжался 20 минут, заня­тия — 10 дней. Действие камертонов автор объяснял тем, что они механически действуют на голосовые связки. С колебания­ми голосовых связок, вызванными импульсом нашей воли, со­впадут колебания от вибрации камертона, и звук будет яснее, а усилия потребляется меньше.

М. Шмидт (1899 г.) обратил внимание на нарушение дыха­ния. Он заложил основы ортофонического лечения. Большое значение придавал внушению.

Ф. Флатау (1908 г.) использовал при лечении фонастении ды­хательную, артикуляционную гимнастику, электризацию, ручную и машинную вибрацию и растяжение рукой голосовых связок.

Гутцман (1924 г.) рассматривает вопрос о фонастении и фун­кциональной афонии. Для лечения этих заболеваний он реко­мендовал: 1) артикуляционную гимнастику; 2) дыхательные упражнения, общую гимнастику тела; 3) вибрацию; 4) электричес­кие голосовые вилки.

Гутцман обращает особое внимание на речевой режим боль­ного; он рекомендовал абсолютный покой в течение 8—10-ти дней, после чего переходил к методическим упражнениям, сна­чала шепотом, затем в умеренном piano извлекал на выдохе наи­более доступные тона. Для получения первого звука автор пред­лагает метод «жужжания» или «мычания». Он советует считаться с индивидуальными различиями голоса, в соответствии с этим и выбирать методику работы.

Л. Д. Работнов (1932 г.) большое значение придавал режиму покоя, психотерапии и упражнениям дыхания.

A. М. Кордатов (1933 г.) перед началом занятий проводил психотерапевтическую беседу, затем — ручной массаж гортани и боковой поверхности шеи, заглушение при помощи трещотки Барани, получение кашля. Вызвав его, кашлять на гласные у, э, о, а, и. Звук пока хриплый. Потом кашель на гласных сделать протяжным. В один из таких моментов слух выключается трещотками Барани. Больной тянет гласный громче и яснее, так
как слуховой контроль исчезает. В это время трещотки сразу отнимаются и больной слышит свой громкий голос. Получив гласные, считать нараспев до 10—20-ти без трещоток, ускоряя темп счета.

М. И. Фомичев и А. Н. Сафаров (1936 г.) применяли комплек­сный метод лечения функциональных расстройств голоса — фо­ническую ортопедию: 1) психотерапия; 2) воспитание нижнере­берного диафрагмального дыхания, так называемый «рабочий тип дыхания», выдох или звучный (губы в положении для звуков пф), или воздушными толчками — мгновенный; 3) артикуляционная гимнастика, сначала без участия голоса, затем предлагается боль­ному произнести: а) слово правильно орфоэпически на шепоте; б) то же слово по отдельным слогам на шепоте; в) это же слово на звуке; г) это же слово на беззвучной артикуляции; 4) упраж­нения со звуком; больной может регулировать высоту и силу звука путем регулировки выдыхаемого воздуха.

B. П. Храковская-Черняк (1937 г.) пользовалась методом заг­лушения больных трещоткой Барани.

Е. М. Воронина (1939 г.) применяла ортофоническое лечение. Цель ортофонического лечения — приведение голосового аппа­рата к такой фонической координации, при которой он вполне отвечал бы своему назначению. Это лечение включало:

1. Знакомство с общим состоянием больного, его психикой,
собирание анамнеза.

2.Дыхательные упражнения — бесшумный вдох и выдох (первые упражнения проводились в лежачем положении для расслаб­ления напряжения всего тела).

3. После улучшения дыхания вырабатывался чистый шепот —
для этого, держа зеркало у рта, больной на удлиненном выдохе
тихим шепотом произносил «хах», чтобы зеркало запотело ско­рее и больше. Затем переходили к слогам — «шаш», «шош», при этом шипящие произносились длительно, а гласные легко.

4. Упражнения на звучном голосе:

а) звук должен получиться без напряжения;

б) начинать работу с низких нот на тихом звучании. Сеанс
продолжался 20—25 минут ежедневно. Давались задания на дом.
В некоторых случаях дополнительно проводилась фарадизация
гортани.

Л.Стейн (1942 г.) использует в своей работе вокальную мето­дику распадающуюся на следующие разделы.

1. Артикуляционные упражнения.

2. Дыхательные упражнения.

3. Получение гласных звуков, мурлыкание, зевота, кашель.

4. «Сильные» голосовые упражнения — развитие высоты тона.

5. Вибрационный массаж, фарадизация.

М. И. Фомичев, М. П. Блескина (1944 г.) пользовались мето­дом вибрационно-фонической ортопедии.

1. Предварительная беседа.

2. Ручной и вибрационный массаж гортани в сочетании с го­
лосовыми упражнениями (м, му, мы).

Сначала проводились упражнения в сопряженной фонации, затем — отраженной и потом — спонтанной. Эти упражнения сопровождались ручным или вибрационным массажем.

А. Ф. Сысоев, М. И. Фомичев (1947 г.) рекомендовали метод фонической ортопедии в соединении с заглушением и ритми­ческим сотрясением (сейсмотерапия). Последовательность ме­тодики такова:

1. Проведение режима молчания.

2. Дыхательные упражнения.

3. Артикуляционные упражнения.

4. Включение дрожательно-шумовой площадки; в этот момент
больному предлагали «мычать» (м-му-ма). Получены голоса у 53-х
больных. Авторы делают вывод, что этот метод эффективен при лечении не только функциональных расстройств голоса, но и некоторых органических расстройств. Для получения первой фонации достаточно 1—3-х сеансов. Однако получить голос в течение первых сеансов возможно только по наличию функцио­нальной афонии, при органической же афонии часто требуется значительно большее количество времени для получения первой фонации. Авторы отмечают, что более быстрей эффект дают нелечившиеся больные и дети, обладающие большой эмоцио­нальной возбудимостью.

Н. Ф. Лебедева (1952 г.) применяла метод скоростной фони­ческой ортопедии: по передней поверхности шеи с легким на­давливанием на гортань производилось поглаживание сверху вниз в течение 3—5-ти минут, затем — электрический вибрационный массаж. Во время массажа больной произносил м-ма-му.

С. К. Юрченко (1953 г.) большое значение придает устране­нию торможения в центральной нервной системе. Поэтому пе­ред началом занятий проводилась психотерапевтическая бесе­да. Затем в момент прикосновения к голосовым связкам ватки, навернутой на гортанный зонд, предлагалось больному произ­нести звуки и, мы. Автор указывает, что важно получить хоро­ший голос на первом сеансе. Под наблюдением у Юрченко было 100 больных, положительные результаты были получены не у всех. Отдаленные результаты не сообщаются.

Бери и Эйзенсон (1956 г.) при лечении функциональных рас­стройств голосообразования применяли ортофоническую мето­дику в следующей последовательности:

1. Ознакомление больного с физиологией голосообразования.

2. Развитие кинестетических ощущений:

а) положив палец на гортань, больной ощущает разницу в
напряжении гортани, глотки, челюсти при произнесении глас­
ных старым и полученным голосом;

б) больной произносит гласные с различной высотой звука,
пока не найдет присущую ему высоту тона;

в) повышение и понижение интонации.

3. Развитие дыхания:

а) медленная зевота и произнесение а на выдохе, кашель;

б) в лежачем положении медленно, легко вдыхать воздух и
произносить звук а;

в) произносить а, держа руку на диафрагме;

г) число гласных постепенно увеличивается (а, о, и, у, е);

д) гласные соединяются со взрывными согласными (бе-ба-бо-бу);

е) «мурлыкание» (или гудение), добиться изменений в высоте голоса;

ж) чтение стихов с вопросительной, восклицательной инто­нацией.

4. Снятие напряжений гортани, губ, языка, челюсти при фо­нации:

а) перед зеркалом наблюдать движения языка, губ, челюсти при произнесении а, б и т. д.;

б) читать предложения, активизируя движения языка, губ, че­люсти.

5. Применение новой речи в клинической обстановке.

6. Применение новой речи вне клиники.

Некоторую роль авторы отводят фарадизации и психотера­пии.

Тарно (1941, 1946, 1950 и 1957 гг.) также проводит артикуля­ционную гимнастику, дыхательные упражнения, затем — голо­совые упражнения. Голос получается на гласных е, и. Автор ука­зывает, что новый голос должен быть вызван на нотах, выше старых. Электротерапия и психотерапия облегчают задачу вос­становления голоса. В среднем для восстановления голоса нуж­но от 6-ти до 15-ти сеансов, при условии, что больной будет заниматься самостоятельно дома.

А. Т. Рябченко (1958 г.), суммируя приемы работы при лече­нии функциональной афонии и дисфонии, проводит ряд следу­ющих мероприятий:

1. Первая беседа — психотерапия.

2. Дыхательные упражнения.

3. Ортофонические упражнения (звук получается при «мыча­нии», к полученному звуку добавляются гласные, затем гласные
сочетаются с согласными, потом произносятся короткие слова,
фразы, идет чтение вслух).

4. Фарадизация гортани. Цель фарадизации — получение ки­
нестезии, которые восстанавливают нормальные тормозно-воз-
будительные отношения в центральной нервной системе.

Наиболее целесообразным и эффективным методом реаби­литации голосовой функции при ринофонии является комплек­сный ортофонический метод, который включает как физиоме-ханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого нёба и глотки, так и фониатрическое и психотерапевтическое воздей­ствие.

Основная цель ортофонического лечения — восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового ды­хания, получение громкого, звонкого, «полетного» звучание го­лоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка. Работа проводится под контролем слуховых, зрительных, тактильно-виб­рационных и мышечных ощущений, играющих роль тех проприоцептивных (афферентных) раздражителей, которые сигнализи­руют в центральную нервную систему о правильности работы резонаторов.

Выделяются два этапа логопедической работы по устранению назализации:

I. Подготовительный, который включает: психотерапию,

1) физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мяг­кого нёба, задней стенки глотки,

2) артикуляционную гимнастику,

3) дыхательную гимнастику.

II. Основной этап, который включает:

1) развитие высоты голоса,

2) развитие длительности и силы звучания голоса,

3) развитие тембра голоса,

4) постановку певческого голпса.

5) развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи.

В процессе логопедических занятий трудно провести резкое разграничение этих этапов.

Подготовительный этап преследует цель подготовить личность ребенка, его артикуляционный и дыхательный аппарат к после­дующим интенсивным голосовым упражнениям.

Логопедическая работа начинается с проведения рациональ­ной психотерапии. Путем ежедневных бесед с ребенком логопед вселяет в него уверенность в успехе занятий, а прослушивание магнитофонных записей голосов других детей до и после заня­тий доказывают ему их реальную пользу.

На фоне психотерапии проводится логопедическая работа с детьми. Она начинается с активизации мышц мягкого нёба и задней стенки глотки. При этом применяются общеприня­тые в логопедической практике методы (позевывание, покаш­ливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация «жевания», произнесение гласных а, э на твердой атаке). Тре­нируется способность одномоментного подъема мягкого нёба, а затем и длительного удерживания его в поднятом положении под счет. В наиболее трудных случаях.Полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого нёба — металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные па­лочки, а также массаж мягкого нёба и гортани. Стимуляция глоточной мускулатуры осуществляется с помощью вибромас­сажа (ручного вибратора). Перечисленные упражнения акти­визируют нёбно-глоточный затвор, создают нормальные ус­ловия фонации.

Общая артикуляционная гимнастика применяется при вялос­ти движений или, наоборот, при излишнем напряжении губ, язы­ка, челюстей, особенно глотки и гортани. Такая гимнастика ак­тивизирует ротоглоточную полость и способствует в дальнейшем звучанию голоса «в позиции резонатора». С другой стороны, релаксация гортанных мышц уменьшает чрезмерное участие гор­тани в процессе фонации (ларингеальную гиперфункцию).

При проведении артикуляционной гимнастики важная роль от­водится упражнениям для нижней челюсти. От движений нижней челюсти зависит степень раскрытия рта, что определяет форманты гласных звуков. В свою очередь широкий ротовой резонатор при произнесении а, э способствует максимальному подъему мягкого нёба, узкий резонатор (при произнесении и, о, у) — его опусканию.

Тренировка дикции, включающей произнесение гласных, со­гласных слогов, слов, фраз, поговорок, скороговорок, вырабаты­вает четкое произнесение различной сложности речевого мате­риала при условии изоляции ротовой полости от носовой.

Одновременное применение дыхательной гимнастики (стати­ческой и динамической) преследует цель дифференциации но­сового и ротового дыхания. При этом обращается особое внима­ние на силу и продолжительность ротового выхода под контролем движений диафрагмы.

Как известно, диафрагма регулирует уровень подсвязочного давления воздуха, увеличивая или уменьшая силу смыкания, час­тоту, амплитуду колебаний голосовых складок, степень их напря­жения в процессе фонации. Поэтому дыхательные упражнения являются и релаксационными, так как уменьшают напряжение диафрагмы, мышц брюшного пресса, а следовательно, и гортан­ных мышц, что способствует легкому, свободному, естественному и «полетному» звучанию голоса.

При ринофонии на начальном этапе логопедической работы особенно важны статические дыхательные упражнения, кото­рые фиксируют внимание ребенка на дифференциации носо­вого и ротового вдоха и выдоха. При этом, вслед за дутьем на вату, воду, спичку, свечу, надуванием резиновых игрушек и т. д., включаются упражнения со звуком громким (а не шепот­ным) — кратким и длительным произнесением гласных и звон­ких щелевых согласных. Введение громкого произнесения объяс­няется рядом анатомо-физиологических условий образования глухих и звонких согласных. Так, звонкие согласные требуют:

1) активных колебаний голосовых складок (при глухих — от­сутствие колебаний),

2) меньшей силы артикуляции (при глухих — большая сила
артикуляции),

3) опускания гортани (при глухих — подъем гортани),

4) меньшей длительности смычки (при глухих — большая дли­тельность смычки),

5) меньшей силы взрыва (при глухих — большая сила взрыва).
Перечисленные условия облегчают деятельность фонаторийной системы при произношении звонких звуков, так как снима­ется напряжение артикуляционного аппарата гортани и глотки за счет меньших мышечных усилий.

Шепотное произнесение гласных и согласных звуков целесо­образно в том случае, если наблюдается ларингеальная гипер­функция, т. е. сдавленное, напряженное, зажатое, хриплое зву­чание голоса. В этом случае «выключается фонация для устранения патологического участия гортани в артикуляции»1. После исчезновения ларингеального оттенка начинается трени­ровка громкого звучания.

Таким образом, статическая дыхательная гимнастика услож­няется за счет голосовых упражнений. В последующем применя­ется динамическая гимнастика, которая вначале играет роль об­щеукрепляющих упражнений (дыхательные движения в сочетании с движениями туловища и конечностей), а в дальнейшем она дополняется голосовыми упражнениями. Проведение статичес­кой и динамической дыхательной гимнастики физически укреп­ляет организм ребенка, вырабатывает навык глубокого и сильно­го фонационного диафрагмального дыхания и подготавливает его к интенсивным голосовым упражнениям.

Получив ротовой выдох и активизировав движения мягкого нёба, можно перейти к интенсивным голосовым упражнениям.

При этом особое внимание уделяется вокальным упражнени­ям, которые проводятся на всех этапах обучения ребенка. При пении поднято мягкое нёбо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, звуковая волна подается в широко открытый рот, глоточный и ротовой резонаторы почти не меняют своего объема и формы. Поэтому при пении создаются наилучшие условия для голосообразования, в частности для уст­ранения носового оттенка голоса. Поются вокализы на legato, ме­лодии без слов, затем доступные ребенку песни.

При выполнении всех упражнений важно постоянно контро­лировать звучание голоса в «позиции резонатора», при макси­мально поднятом мягком нёбе и правильно направленной воз­душной струе. Сознательное и активное отношение ребенка к процессу устранения назализации — основной залог эффектив­ности логопедической работы.

Очерки по патологии речи и голоса / Под ред. С. С. Ляпи­девского. - М., 1960. - Вып. I. - С. 125-140. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановле­нию голоса у детей. — М., 1973. — С. 139—142.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.