Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности фонетических нарушений






Ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой формой дизартрии являются нарушения фонетической стороны речи. Фонетический уровень составляет материальную основу и»ыковой системы и нарушение его часто приводит к расстрой-By других, более высоких уровней этой системы.

В исследованиях, посвященных состоянию речи при стертой форме дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение, гмазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализа­цией, различные фонационные и просодические расстройства (О. А. Токарева, Р. И. Мартынова, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская и др.).

Наличие мышечной и иннервационной недостаточности в органах артикуляции, комбинационность нарушений со сторо­ны черепно-мозговых нервов препятствуют развитию правиль­ного звукообразования, определяют разнообразие и особеннос­ти фонетических нарушений у детей со стертой формой дизарт­рии, которые находятся в тесной зависимости от состояния не­рвно-мышечного аппарата органов артикуляции.

По мнению многих авторов (О. А. Токарева, Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Г. В. Гуровец, С. И. Маевская и др.), нарушения звукопроизносительнои стороны речи у детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажениях, в смешениях, в заменах и в пропусках звуков. При этом характерным является упрощение артикуляции, когда сложные звуки заменяются более простыми по своим артикуляторно-акустическим признакам' щелевые — взрывными, звонкие — глухими, шипящие — свис­тящими, твердые — мягкими, аффрикаты расщепляются на со­ставляющие их звуковые элементы.

Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаи­модействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным обра­зом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой фор­мой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи.

Проведенное нами экспериментальное исследование позво­лило выявить особенности фонетических нарушений у детей дош­кольного возраста со стертой формой дизартрии.

Исследование состояния звукопроизношения показало, что для этих детей характерно полиморфное нарушение звукопроизно­шения. Наиболее распространенным у них было нарушение про­изношения трех групп звуков (свистящих, шипящих, р или л). Во всех случаях отмечалось нарушение произношения группы свис­тящих звуков. Среди других групп звуков чаще оказывались на­рушенными шипящие звуки, р, л, а сохранными — заднеязыч­ные и звук и.

Анализ экспериментальных данных показал, что количествен­ная характеристика нарушений произношения различных фо­нетических групп звуков у детей со стертой формой дизартрии не совпадает с количественной характеристикой неправильно­го произношения звуков речи у дошкольников в целом (см.: Александровская М. А., 1955). По данным нашего эксперимен­та, распространенность нарушений всех групп звуков у дош­кольников со стертой формой дизартрии больше, чем по дан­ным М. А. Александровской. Количественные соотношения по группам звуков также не совпадают. Если у детей-дошкольни­ков, по данным М. А. Александровской, количество нарушений определяется артикуляторной сложностью звуков, то у детей дош­кольного возраста со стертой формой дизартрии в нашем экспе­рименте эти соотношения несколько иные.

Распространенность нарушений произношения различных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии характеризу­ется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей. Наиболее распространенными здесь являются нарушения произношения свистящих звуков! На втором месте по распространенности — нарушения произношенна шипящих звуков, далее следуют нарушения произношения звуков л, р-р и переднеязычных т, д, н. Это свидетельствует о том, что распространенность нарушений звукопроизношения отдельных групп звуков у детей со стертой формой дизартрии определяется не только артикуляторной сложностью навыков, но и их акустической близостью. В связи с этим акустически близкие свистящие звуки нарушаются чаще, чем артикуторно более сложные, но акустически противопоставленные
соноры р и р'. По-видимому, вследствие тормозящего влияния речедвигательного анализатора у детей со стертой формой дизартрии задерживается и слуховая дифференциация звуков отствующих, заменяемых или искажаемых в произношении.

Наиболее характерными для детей со стертой формой дизартрииии являются нарушения произношения, проявляющиеся од­новременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. На втором месте по распространенности стоят звукопроизносительные нарушения, характеризующиеся различным видом искажений нескольких групп звуков. Далее следуют нарушения произношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков. Менее распространенными оказываются и звукопроизносительные расстройства, проявляющиеся в од­новременных искажениях и заменах звуков. В общей сложности искажения звуков (одинакового, разного вида, в сочетании с отсутствием и заменами) отмечались у всех детей со стертой формой дизартрии. Случаи замен и отсутствия звука не наблюда­лись. Среди искажений в группе свистящих, шипящих,
переднеязычных звуков и звука л самым распространенным является межзубное произнесение, среди искажений звуков р-р' —велярный ротацизм.

У дошкольников со стертой формой дизартрии наряду с де­фектами звукопроизнощения, выявились нарушения интонаци­онной выразительности речи, процессов восприятия и воспро-м шедения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонацион­ной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоя­тельной реализации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.