Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О программе. строенные по избирательному принципу и выдвигающие про­фашистские лозунги






строенные по избирательному принципу и выдвигающие про­фашистские лозунги. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосход­стве над «чужими». В межэтническом взаимодействии гипе­ридентичность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам дру­гих этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, есть вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пой­дет по типу гипоидентичности, в первую очередь, этнониги-лизма, который характеризуется отчуждением от своей куль­туры, нежеланием поддерживать собственные этнокультур­ные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу.

Ни гиперидентичность, ни гипоидентичность не могут обеспечить толерантного поведения по отношению к окру­жающим людям. Основой толерантного отношения к чело­вечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этничес­кой группы сосуществует с позитивным ценностным отно­шением к другим этническим группам. Она характерна для большинства людей и представляет собой баланс толеран­тности по отношению к собственной и к другим этничес­ким группам. Позитивную этническую идентичность мож­но рассматривать, с одной стороны, как условие самостоя­тельного и стабильного существования этническсгй'группыТ^ с другой, — как условие мирного межкультурного взаимо­действия в полиэтническом мире. Ее формирование пред­полагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достижения и в то же время — постижение многообразия культурного и эт-

нического мира, отказ от противоположности «меньшин­ство—большинство», «титульный—нетитульный», принятие другого вне зависимости от его национальности и вероис­поведания, понимание непохожести и единства как двух сто­рон одного и того же процесса.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усво­ением понятий «толерантность» и «толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерант­ности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопе­реживание, раскрывается суть «инаковости», отличности от других. Три занятия тренинга посвящены формированию у старшеклассников толерантности по отношению к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и спо­собности к самопознанию. Эти качества личности рассматри­ваются в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отно­шению к другим. Участники группы должны осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элемен­том толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношени­ем к миру.

Кроме того, в тренинге ставится важная проблема «гра­ниц» толерантности. В мире существуют группы людей, ко­торые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большин­ством как антисоциальные явления. Преступники, предста­вители сексуальных меньшинств, наркоманы — все эти люди, несомненно, являются «иными» в нашем обществе. Как от­носиться к ним? Должна ли толерантность быть безгранич­ной, а мы — терпимыми и снисходительными в таких слу­чаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распрос-

«Жить в мире с собой и другими»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.