Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О программе. прибежище для своих убеждений в группах или сообще­ствах, стоящих ниже государства, тогда как принятие мно­гообразия заключено в структуре самого






прибежище для своих убеждений в группах или сообще­ствах, стоящих ниже государства, тогда как принятие мно­гообразия заключено в структуре самого государства.

Позитивное понимание толерантности достигается и че­рез уяснение проявлений ее противоположности — инто-лерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывает­ся на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпи­мость нельзя путать с юношеской нетерпимостью — смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком инди­видуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Не­терпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеж­дения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной не­вежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения — до этнических чисток и геноцида, умышлен­ного уничтожения людей. Нетерпимость способствует со­вершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпи­мости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.

Проявления нетерпимости:

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принад-

«Жить в мире с собой и другими»

| О программе

лежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характерис­тик);

• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополу­чие и социальные проблемы на ту или иную группу);

• преследования, запугивания, угрозы;

• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориен­тации и других различий (лишение социальных благ, от­рицание прав человека, изоляция в обществе);

• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосхо­дят другие);

• ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавка-зофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеж­дение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массо­вый террор);

• империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных наро­дов);

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное исполь­зование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• сегрегация, включая апартеид (принудительное разде­ление людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности ре­ализации прав человека), уничтожение и геноцид (содер­жание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сфе­рой человеческих взаимоотношений в трансформирующем­ся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту об­ласть в первую очередь проецируются экономические, со­циальные и политические проблемы. Они приобретают эт­ническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофо-биями, этническим насилием, порождающими потоки миг­рантов, с полным основанием можно назвать зонами этни­ческой нетерпимости.

Этническая нетерпимость — реально значимая форма про­явлений кризисных трансформаций этнической идентичнос­ти. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового воз­раста. Поэтому различным аспектам формирования идентич­ности подростка, в том числе и этнической идентичности, в тренинге уделяется большое внимание. Исследования пока­зывают, что в детской и подростковой среде распростране­на оскорбительная лексика, унижающая людей другой куль­туры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подверга­ются остракизму; известны молодежные группировки, по-

«Жить в мире с собой и другими»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.