Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О программе






в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к по­ступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно на­полнено своим особым смыслом, основанным на общей из­начальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человече­ства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность долж­на стать сознательно формируемой моделью взаимоотно­шений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантно­сти, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обы­денном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школь­ного учителя.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и мно­гообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к пре­обладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность пред­полагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтере­сованных сторон. Толерантность является важным компонен­том жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои цен-

ности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и цен­ностям других людей.

Одна из главных задач предлагаемого тренинга — сде­лать понятие «толерантность» близким и ясным для каж­дого участника группы. Она решается через ознакомление старшеклассников не только с известными формулировка­ми, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой «мозговой штурм» по выработке определений толерантности в группе, форму­лированию общего, итогового определения. Это определе­ние сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и по­казателей толерантности.

В ходе тренинга подростки, работая с понятием «толе­рантность», открывают его новые грани и аспекты. Это можно заметить, ознакомившись с определениями толеран­тности, которые дали старшеклассники, прошедшие тренин­ги по данной программе.

«Толерантный человек способен понять и простить дру­гих людей, он с уважением относится к их привычкам и цен­ностям» (Света, 8 класс, Москва).

«Толерантностьэто, можно сказать, лучшее качество человека. Оно учит людей быть такими, какие они есть, а также принимать других людей такими, какие они есть. Если бы все люди были такими, то мир был бы совсем другим, намного лучше» (Николай, 9 класс, Новочебоксарск).

«Толерантность, терпимость, доброжелательность, вза­имопониманиеэти качества очень важны, и они должны присутствовать в каждом человеке, ведь без взаимопонима­ния и доброжелательности не может существовать друж­ба, а без терпимостиделовые отношения» (Саша, 9 класс, Чебоксары).

О программе

Важной темой тренинга является раскрытие понятий «то­лерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного фор­мирования толерантных установок на уровне личности важ­но знать, в чем заключаются основные различия между толе­рантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить от­ветственность на окружение, высокой тревожностью, потреб­ностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толе­рантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толеран­тного человека. В психологии искреннее сопереживание эмо­циональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». I Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с ' умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание.

Толерантность — достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными ме­тодами. Перечисление возможных критериев толерантно­сти или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых! разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кон­чая обществом в целом. К сожалению, они не всегда вид­ны «невооруженным взглядом». Некоторые из них дос­тупны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.

Критерии толерантности:

равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим воз­можностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо Другой группе);

«Жить в мире с собой и другими»

• взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

• равные возможности для участия в политической жиз­ни всех членов общества;

• сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств;

• охват событиями общественного характера, праздника­ми как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

• возможность следовать своим традициям для всех куль­тур, представленных в данном обществе;

• свобода вероисповедания при условии, что это не ущем­ляет права и возможности других членов общества;

• сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

• позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах ме­жэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение то­лерантности на уровне общества в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, свя­занные с толерантностью. Модель либерального плюрализ­ма предполагает два полюса. На одном — разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, кото­рых придерживаются различные группы внутри общества. На другом — беспристрастное государство, подтверждаю­щее права каждого гражданина на справедливое отноше­ние, включая и право вырабатывать и выражать свои убеж-де-ния. Эта модель описывает присущее толерантности со­четание убежденности и согласия: люди получают






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.