Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ФевраляСтр 1 из 14Следующая ⇒
Есть ли различия в семье сейчас и 20 лет назад? Что такое семья? Ячейка общества, поэтому она подвержена тому, что происходит в общества, экономических условий. Семья — ячейка общества, основанная на брачных и родственных союзах. Соколов. Семья — неободимый социальный институт, она подчинена тем же законам, что и общество, хозяйство. Имеет малое отношение к любви. Силы хозяйства и власти очень сильны. Иерархическое учреждение, основанное на косподстве и подчиненнии. Бердяев. Семья может являться мощным факторов для развития членов семьи, так и для их деградации. М-Ш: Психотрансформация утверждает о двуликости семьи. Психологи и психотерапевты рассматривают семью с точки зрения удовлетворенности или неудовлетворенностью ею. Функции семьи: Экономическая Хозяйственно-бытовая Эмоциональная Духовная Воспитательная Эротическая, сексуальная Первичный социальный контроль Рекреативная или восстановительная — восстановление рода.
Всегда ли существовала семья? В каменном веке понятия семьи не было. По мере развития человека, возникновения орудий труда, пищи, возникала борьба за самок и самцов, общество подумало о регуляции отношений. Возникали табу: с кем, когда и где можно совокупляться, то есть ограничения. Это добрачная форма сожительства. С увеличением пищи и орудий труда самцы более сильные и с большим количеством пищи могли выбирать себе самок. Выделялись определенные самцы, которые могли устанавливать законы и отношения в стаде: групповой дуальнородовой брак — первая форма семьи. В каменом, бронзовом веках — условия для отделения пар — парный брак, это привело к тому, что мужчина мог прокормить себя, детей (определенное количество) и жену. Ему было невыгодно появление чужих детей от других мужчин, из-за этого — ограничение на половые контакты — отсуда семья. Определить это было трудно, поэтому родство считалось по материнской линии. Форма семьи зависила: от способа добычи семьи, чем питались, количеством земли. Если еда добывалась женщиной (сбор) — главная женщина, если охота — мужчина, где по наследству земля — полиандрия — одна женщина и много мужчин, земля переходила по наследству от матери. В Египте — по политике и экономике, можно было создавать браки между братьями и сестрами. В Иудеи можно было создавать семьи с двоюродными братьями, сестрами; ценится женщина и девственность; развод можно было из-за импотенции; если муж умер — на ней должен был жениться ближайший родственник. В Спарте — добыча войнами. Ценились войны. Женщине разрешалось выходить замуж, если мужчина уходил на войну, разрешалось иметь несколько домов. В Храмах любви можно было совокупляться и ребенок после совокупления в Храме считался священным. В России были большие семьи, где главной была большуха — главная, старшая, самая опытная женщина в семье (до 15 века). В 15 веке — Домострой. Мужья должны любить свою жену, жена бояться мужа, а дети почитать своих родителей. У казаков оставалась главной женщина, ей приписывали особые силы, сверхестественное, потому что она могла рожать. Она пользовалась авторитетом, правами. После 15 главным был мужчина (самый старший и опытный мужчина), большуха — его помощница. Семья объединялась по родству, велось общее хозяйство. Отцовское: дед, отец, сын, внуки. Братские: семьи братьев, но нет общего деда. В семьях отцовская роль определялась: количеством жен и детей, за которых он отвечает (большак); степенью власти над ними; количеством времени, которое он проводит с ними и контактов с ними; в какой мере ответственен в воспитании детей и внуков; степенью участия в ритаулах; в какой мере ухаживает за детьми и сколько трудится. Отношения в семье менялось в зависимости от развития страны, общества и семьи. В 18 веке во Франции ценились красивые женщины с особыми умениями и с любовниками (чем больше любовников, тем лучше), не ценилось материнство, дети были на втором плане. К концу 18 века стало модно кормить детей грудью (в Европе), это стало принципом нравственности, стали ценить ребенка. В 19 веке ценится материнство, выделяются индивидуальные семьи (развитие городов): 2-3 поколения родственников по прямой линии. К концу 19 века в России в низших слоях: тип семьи — православная. Рабочии семьи отличались от крестьянских: во вторых были большие семьи, в рабочих это было не нужно, семьи небольшие. В рабочих семьях авторитет женщин выше, так как она работает на равне. В них происходит борьба за доминирование, распределение разное. После революции при социализме ответственность за семью ложится на женщину. Невропатологи и психологии считают, что это лежит в основе неврозов. Захаров: у женщин возникает аномальный стиль воспитания, женщина хочет править безраздельно. Когда женщина правит в семье — сказывается на ее поведении: мужественна, не импатична, не отзывчива, а мужчины мягки, не управлют ситуациями; ребенок — козел отущения. Дети берут пример с отца: дети не инициативны, не противостоят группе. Самооценка связана с ролью отца. Мид: это признаки аномальной семьи, когда женщина главная. Патриархальная семья имела влияния до ВОВ, больший процент (85% в 1916 году, до войны — 60-70%) в 70-х — 5-10%, в селах еще меньше. Это влияло на типы семьи. Там, где отец главный — 30%, 35% - переходный тип, могла меняться ситуация, в разное время по-разному, в остальных случаях — демократия или женщина главная.
|