Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Уже после того, как эта работа с Сашей была завершена, я прочла книгу, написанную Темпл Грэндин, о преодолении ею собственного аутизма






Уже после того, как эта работа с Сашей была завершена, я прочла книгу, написанную Темпл Грэндин, о преодолении ею собственного аутизма. Характерные для аутичных людей признаки, которые пере­числяет Темпл Грэндин, были у Саши. Более того, эта книга помогла мне понять, что в той или иной степени эти признаки встречаются и у других детей, с которыми мне посчастливилось работать. К сожале­нию, приходится отмечать, что в последнее время дети с подобными признаками встречаются всё чаще. Поэтому, я думаю, будет совсем не лишним привести здесь этот список.

• Гиперактивность; агрессия; разрушительное поведение. Боль­шой «голод» в тактильных стимулах при одновременном избе­гании прикосновений. «Некоторые учёные полагают, что недо­статок тактильных стимулов вызывает гиперактивность, вспы­шки агрессии, аутистическое и разрушительное поведение» [8, стр. 38].

• Неуверенность; почти полное отсутствие инициативы в общении с людьми; несговорчивость; страх перемен; трудности с речью; вопросомания и зацикленность на одной теме; слабость эмоцио­нального контакта с окружающими; неумение устанавливать нор­мальные человеческие взаимоотношения; ускользающий взгляд (характерный симптом при аутизме).

• Заниженное нравственное чувство; желание жевать «козюли» из носа, бумажки и другую дрянь, поднимая это с пола; мочиться в неположенных местах; лепить из кала, как из глины.

• Отсутствие ритмичности; проблемы с чувством порядка, прави­лами, закономерностями («мир - это хаос»); почти невозможно подстроиться под чужой ритм; проблема - одновременно слу­шать и хлопать ритм.

Словом «аутизм» в 1943 году клиницист Каннер обозначил опреде­лённый набор симптомов, вычленив их из обширной области неизу­ченных отклонений психофизиологического развития детей. Аутизм связан с определёнными нарушениями созревания мозговых структур. В каждом конкретном случае это могут быть различные нарушения разных участков мозга. По образному высказыванию Темпл Грэндин «нейроны растут не туда». По данным исследований Калифорнийского университета (Лос-Анджелос, США) в семьях аутичных детей черты характера часто наследуются.

В последующие годы происходило дальнейшее накопление наблю­дений и изучение проблемы аутизма. Первоначальное представление о заболевании существенно дополнилось и изменилось, но то, что эта проблема связана не с психической травмой, а с конкретными наруше­ниями в созревании мозга, подтвердилось. Поэтому для меня, как пе­дагога и физиолога, было большой радостью фактическое подтвер­ждение влияния занятий различными видами культурной деятельности на психофизиологию развития человека.

«Очень немногие аутичные дети оканчивают школу, и совсем уж редко они поступают в колледж. Те же, кому это удаётся, занимаются обычно математикой или программированием, но не психологией» [8, стр. 6]. Темпл Грэндин закончила колледж именно по психологии; стала успешным предпринимателем; окончила высшую школу и защи­тила докторскую диссертацию.

В заключение мне хотелось бы привести слова Темпл Грэндин. подтверждающие это положение: «Много лет спустя, узнав, что моя речь всё ещё отличается от речи обычного человека, я была потрясена. Я не замечала в своём голосе ни спотыкающихся интонаций, ни бес­цветности. Возможно, моим родителям следовало бы обратить внима­ние не столько на психотерапию, сколько на речевую терапию. Быть может, работа с магнитофоном больше, чем копание в глубоких тайнах подсознания, помогла бы мне найти своё место в жизни. Если бы хоть один психолог оставил в покое проблемы моего бессознательного и вместо этого занялся речью!» [8, стр. 105-106].


Литература

1. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуаль­ного развития. — «Наука». М.. 1982.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — Лениз-дат. 1992.

3. Брунер Дж. Психология познания. — «Прогресс». М., 1977.

4. Бэндлер Р., Гриндер Дж. Из лягушек - в принцы. Екатеринбург. 1998.

5. Гарбузов В. И. Практическая психотерапия. — АО «Сфера», С-Пб., 1994.

6. Гарбузов В. И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология - СОТИС. С-Пб., 1999.

7. Гармаев Анатолий, священник. Психопатический круг в семье. — «Православ­ное братство святого апостола Иоанна Богослова». М.. 2002.

8. Грэндин Темпл, Маргарет М. Скариано Отворяя двери надежды. Мой опыт пре­одоления аутизма. - «Центр лечебной педагогики». М.. 1999.

9. Запорожец А. В.. Венгер Л. А., Зинченко В.П.. Рузская А. Г. Восприятие и дейст­вие. - «Просвещение», М., 1967.

10. Зсньковский В. В. Психология детства. — «AcademiA». M.. 1996.

11. Концепция информации и биологические системы. Под ред. д. м. н. I урфинкеля — В. С. «Мир», М., 1966.

12. Козлов И.М.. Правдов М.А. Двигательная акгнвность и здоровье детей: Тезисы международной конференции - С.-Птерербург. т.2, 1993.

13. Крупенин А. Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. — «Феникс», Ростов-на-Дону. 1995.

14. Лернер А. Я. Начала кибернетики. — «Наука», М., 1967.

15. Пауль Г. Философские теории прекрасного и научное исследование мозга. — В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И.. Херцбергер Б.. Эпстайна Д. «Мир». М.. 1995.

16. Патцлафф Райнер. Детство умолкает. - «Международное объединение вадь-дорфских детских садов». Одесса, 1999.

17. Ротенберг В. С, Бондаренко С. М. Мозг, обучение, здоровье. - М.. 1989.

18. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский 10. П. Происхождение духовности. — «Наука», М., 1989.

19. Симонов П. В. Предисловие к русскому изданию. — В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И., Херцбергер Б., Эпстайна Д. «Мир». М., 1995.

20. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — «Наука». М.. 1981.

21. Сиротюк А. Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. - ТЦ «Сфера», М., 2003.

22. Стивене Дж. Приручи своих драконов. — «Питер». С-Пб., 1995.

23. Тернер Ф„ Пёппсль Э. Поэзия, мозг и время. — В кн.: Красота и мозг. Под ред. Ренчлера П., Херцбергер Б., Эпстайна Д. «Мир», М.. 1995.

24. Харрпсон Дж., Уайнер Дж.. Гэннер Дж., Барникот Н.. Рейнолдс В. Биология че­ловека. — «Мир». М., 1979.

25. Хрипкова А. Г. Возрастная физиология. — «Просвещение». М.. 1978

26. Эволюция: человек и образование. Материалы конгресса.— Новосибирск. 1996.

27. Эйбл-Эйбесфельдт И. Биологические основы эстетики. — В кн.. Красота и мозг. Под ред. Ренчлера И.. Херцбергер Б., Эпстайна Д. «Мир». М.. 1995.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение.........................................................................................................3

Глава I. Предлагаемые обстоятельства....................................................6

1.1. Заключение психиатра......................................................................6

1.2. Предварительные наблюдения.........................................................7

Глава II. Знания, которые помогли мне спланировать работу............8

2.1. Доверие..............................................................................................8

2.2. Интерес...............................................................................................9

2.3. Законы развития..............................................................................10

2.4. Особенности переработки информации в мозгу..........................14

2.5. Среда................................................................................................18

2.6. Потребности.....................................................................................22

2.7. Самовыражение...............................................................................25

2.8. Характеристики зрелости...............................................................26

2.9. Инстинкты........................................................................................27

Глава III. С чего мы начали, и что мы делали......................................29

Глава IV. Результаты.................................................................................34

Заключение.................................................................................................37

Литература..................................................................................................39

Потехина Татьяна Евгеньевна






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.