Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритмического самовыражения






Т. Е. ПОТЕХИНА

ПРИМЕР

ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

РИТМИЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ

Новосибирск 2006

ВВЕДЕНИЕ

В этой работе я хочу рассказать о том, как знания, полученные мною на семинарах Орф-Шульверк, помогли мне решить (в какой-то мере) проблемы задержки психического и речевого развития у маль­чика трех с половиной лет.

Прежде всего, необходимо отметить, что свою профессиональную судьбу я связывала не с музыкальной педагогикой, а с наукой. Я окон­чила Новосибирский государственный университет по специальности «биология» со специализацией «физиология человека и животных». Но по семейным обстоятельствам мне пришлось уйти из научно-иссле­довательского института, сменив профессию. Я стала музыкальным руководителем в детском саду.

Профессиональную деятельность можно изменить, но заставить «замолчать» свои «физиологические» мозги мне не удалось. Поэтому, все проблемы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, с которыми сталкивалась в своей работе, я пыталась понять и решить с точки зрения нормальной психофизиологии.

Одновременно с этим я изучала различные направления развития педагогической мысли. Таким образом, мне посчастливилось познако­миться с педагогической концепцией, разработанной Карлом Орфом (Carl Orff) и его последователями. В течение многих лет я посещала семинары по темам «Музыкальное и танцевальное образование: Орф-Шульверк» (Music and dance education: Orff-Schulwerk).

Co временем я поняла, что музыкальное воспитание именно в рам­ках этой педагогической концепции с наибольшей успешностью, с наибольшей результативностью обеспечивает детям нормальное психофизиологическое развитие.

Здесь следует перечислить основные черты педагогической кон­цепции Карла Орфа, как я их понимаю.

Перечень семинаров: Мануэли и Михель Видмер (Manuela and Michel Widmer) -1942 г.. 1998 г.. с. Варна Челябинской обл.; Ориетта Маттио (Orictta Matio) и Спили Перкио (Soili Perkio) - 1994 г.. 2000 г.. с. Варна: Кристиана и Эрнст Виблиц (Christiane and Hrnst Wiebtitz) - 1996 г.. с. Варна: Хольгер Мауте (Holger Maute) -2001 г.. i. Екатеринбург; Раинхольд Виршинг (Reinhold Wirsching) и Хольгер Мауте - 2002 г.. с. Варна: Д аг Губкин (Doug Goodkin) - 2003 г.. г. Екатеринбург: Ульрика Юнгмайер (Ulrikc Jungmair), Барбара Хазельбах (Barbara Haselbach), Леонардо fii-ceiipo (Leonardo Rivciro) - педагогические сессии 2002-2005 гг.. г. Москва (органи­затор - Илья Михайлович Подкаминский): Райнхолы) Виршинг. Андреи Остертаг (Andrea Ostertag), Андреи Санд.жорджио (Andrea Sangeorgio).//> Гудкшш. Кристи Коган (Chrisla Coogan) - летний интернациональный курс. Г.Зальцбург. Австрия (Salzburg, Austria). 2005г.

1. Активная самостоятельная деятельность ребёнка, желание и способность к риску. «Вас не заметили потому, что вы не очень ярко показали себя. Учите детей рисковать... риск провоцирует че­ловека на поиск «своих крыльев»». - проф., доктор (Prof. Dr.) Ульрика Юнгмайер [из лекции на московских сессиях 2003 г.]. Сначала «вас не заметили» в игре, потом вас «не заметят» в жизни; жизнь «не заметит» Вас. А это уж - слишком... «Когда я рискую с вами, в вас что-то вырастает; если я не рискую, в вас ничто не вы­растает», - проф. Леонардо Ривейро [лекции, Москва, 2003 г.].

2. Процесс обучения происходит через исследовательскую актив­ность ребёнка в игровой форме. «Позвольте ребёнку ошибаться Дайте ему время поэкспериментировать, чтобы он мог услышать себя. Не спешите: дети должны сами открыть нечто, сами пройти этот путь», - учил нас Леонардо Ривейро [лекции, Москва, 2003-2005 гг.]. Высказывание проф. Орф-института Райнхольда Вир-шинга на семинаре в Варне (2002 г.) ещё более усиливает эту мысль: «Кто не ошибается, тот не делает музыку». Педагогам-му­зыкантам всех специальностей следует запомнить эту мысль в качестве эпиграфа своей музыкально-педагогической деятель-

3. Развитие творческой фантазии, креативность. «Активизировать ребёнка на собственное мышление», — У. Юнгмайер [Москва. 2003-2005 гг.]. Барбара Хазельбах, проф. (Univ.-Prof.) Орф-института: «Нужно избегать ситуаций, когда дети только имити­руют педагога. Нельзя многократным повторением добиваться от детей идеального исполнения. Рождение нового важнее любого тренинга... Множество репетиций убивает интерес» [лекции, Мо­сква, 2004 г.]. Способность и желание творчества приближают нас к Богу; делают человека собственно человеком; выделяют его из всего многообразия жизни.

4. Движения тела есть основа познания, основа научения. «Понять можно только то, что пропустил через своё тело», — эта мысль так или иначе представлена на семинарах всех Орф-педагогов, которых мне посчастливилось слышать, чью работу мне посчастливилось видеть и проверить на себе истинность этого положения.

5. Соединение музыки, движения и слова. На московских сессиях проф. Ульрика Юнгмайер учила нас: «Речь выражает внутренние ритмы человека. Общаясь, люди входят в общий ритм. Танец тоже выражает внутреннее движение, подчиняя танцующих общему ритму. Поэтому он выполняет объединяющую функцию».

6. Элементарное музицирование на различных инструментах и предметах; конструирование и самостоятельное изготовление музыкальных инструментов. «Простые музыкальные инструмен­ты нужны для более яркого проявления внутренних импульсов тела» из лекций проф. У. Юнгмайер на московских сессиях.

7. Внимание педагога к личности и индивидуальному темпу разви­тия ученика.

8. Гибкие формы общения внутри группы, коммуникативность.

9. Учитель на уроке не доминирует, но подчиняется основному пра­вилу — учиться с другом, учиться друг у друга. «Наша ошибка в том, что мы используем результат, найденный Орфом. Мы должны организовать свой поиск в направлении музыкального и двига­тельного самовыражения», — У. Юнгмайер, [лекции, Москва, 2003 г.]. «Я должна сама быть творчески горящей; мне должно нравить­ся то, что я делаю... Дети должны учиться у детей», — проф. Б. Хазельбах [лекции, Москва, 2004 г.]. На вопрос «как вы добивае­тесь дисциплины на уроках» Кристиана Виблиц ответила: «Своим серьёзным, ответственным отношением к уроку, ко всему, что мы делаем. Своим интересом к материалу, который я предлагаю де­тям».

Именно эти принципы как нельзя лучше подходят для коррекционной работы, как нельзя лучше соответствуют законам психофизиоло­гического развития ребёнка.

Прежде, чем я встретилась с Сашей, у меня уже был определённый опыт решения задач психофизиологического развития средствами элементарного музицирования и ритмического самовыражения. На опыте собственного тела и опыте моих друзей по Орф-семинарам я убедилась в терапевтическом эффекте свободного самовыражения, ак­тивной, организованной музыкой и ритмом, деятельности. Только по­тому, что на Орф-семинарах меня научили прежде всего пропускать через свои ощущения, постигать своим телом всё, что потом будет предложено мною детям для работы на уроках, я поняла, что движения тела действительно - основа познания и научения. Буквально каждое свойство организма, каждая его физиологическая и психическая функ­ция имеют телесную составляющую, начинают своё развитие с боль­шого движения всего тела. Невозможно понять нечто, если только на­блюдать его со стороны. Повторяя движения этого нечто, можно уз­нать, что оно чувствует; пережив, испытав его ощущения, проникнуть в мир (настрой) его души.

В отечественной научной литературе я нашла подтверждение всем перечисленным принципам Орф-педагогики, но, к большому моему сожалению, педагогическая практика, существующая в нашей стране, ещё очень далека от того, чтобы действительно понять и принять это знание. Создаётся впечатление, что в нашей стране достижения науки и педагогической мысли никак не могут встретиться с педагогической практикой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.