Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самовыражение






Выше мы уже говорили о том, что когда мы говорим о воспитании или об образовании, полезно помнить — эти процессы идут только при активном участии того, кого воспитывают. Ребёнок - не пустой сосуд (мешок), пассивно ждущий, когда его наполнят.

В живой системе все процессы активны, в том числе и восприятие, так как одно из основных свойств биосистемы - само-регуляция: сис­тема сама «знает», что она возьмет, что ей нужно в данный, конкрет­ный отрезок времени по законам развития [3, стр. 13-131; 9]. Поэтому невозможно «наполнить» систему чем-либо, затолкать в неё что-то на­сильно и не сломать её при этом (заставлять ребенка работать без ин­тереса, значит - ломать его; воспитать интерес к определенной, необ­ходимой работе - задача и мастерство педагога).

В свою очередь взрослый, обеспечивающий ребенку доброкачест­венные условия развития, должен позаботиться о формировании и раз­витии «центров самоуправления» системой «человек». Это значит, что, прежде всего, ребёнок должен развивать способность самовыражения и потом — учиться этим самовыражением управлять, то есть учиться быть самоорганизованным. А взрослый должен не только предоставить, ему соответствующие условия для этого, но и научить его безо­пасному для себя и других самовыражению.

Все контакты системы с окружающим её миром регулируются при наличии «управителя». «Управитель» же действует через функ­ции. Соответствующее развитие функции обеспечивает соответст­вующую работу какой- либо части системы: органа или системы орга­нов. Работающая часть даёт системе определенное свойство. Таким образом, качество какого-либо свойства системы зависит от качества самого «управителя» и соответствующей функции, и если они не рабо­тают, или работают плохо, то и свойства либо вообще не будет, ли­бо оно будет ущербным. Кроме того, орган сам может находиться в различных состояниях, от плохо работающего до хорошо работаю­щего.

Само-регуляция. самоорганизация организма возможна только при хорошей работе «управителя», то есть тех мозговых центров, которые обеспечивают самостоятельную активность ребёнка, его ак­тивное, свободно организованное самовыражение (задача № 13). Хорошая работа «управителя» в свою очередь зависит от поисковой активности (задача № 14) и заинтересованного внимания (задачи №№ 2, 3, 4, 5, 6).

Воспитатели будут работать биологически грамотно, если прежде и наряду с другими мероприятиями будут развивать способности ребен­ка к самоорганизации и адекватному самовыражению. А это возможно только в самостоятельной деятельности ребенка. От способности ре­бенка к самоорганизации зависит само-регуляция — важнейшее свой­ство системы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.