Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика.






Методика обучения блокированию бросков по воротам.

Вначале применяют упражнения для повышения ско­рости движения рук, например стремительный перенос рук с одной стороны на другую, имитируя блокирование бросков по воротам. Затем движение рук сопровождается боковыми выпадами, также с имитацией блокирования. Далее упражнения выполняются с мячом, обычно в парах, где один является защитником, а другой нападающим.

Нападающий имитирует броски по воротам в различных направлениях, на различной высоте, держа мяч захватом, а защитник реагирует движениями, соответствующими блоку, быстро вытягивая руки в направлении мяча.

Для игроков, не умеющих держать мяч захватом, успешно используются мячи с ушками имяч-праща.

 

Упражнения.

1. Игроки разделены на группы по три человека. Игрок А передает мяч игроку В. В это время игрок Б блокирует мяч. Игроки меняются между собой местами изадачами (игрок А блокирует мяч, посланный игроком В игроку Б) (Рис.27.).

2. Нападающий бросает мяч по воротам, а защитник в это время пытается блокировать бросок. Он располагается со стороны руки, бросающей мяч. Напа­дающий может применить любой технический прием для броска.

Перехват мяча применяется в том случае, когда защитник находится в непосредственной близости от игрока, владеющего мячом, или игрока, которому предполагается передать мяч. Защитникам следует действовать быстро и решительно. Игрок должен предугадать момент и направление передачи и выбрать самый эффективный способ передвижения для перехвата мяча, так как выход на ложную передачу дает возможность нападающим использовать ошибку защитника. При перехвате мяча игроки защищающейся команды мгновенно переходят к нападению, организуя быстрый прорыв.

Выполняя перехват мяча, игрок должен научиться предвидеть действия нападающего, стремительно выходить в сторону игрока, готовящегося принять мяч, а затем быстро направиться к воротам, чтобы произвести бросок.

 


3.4. Тактика игры

Под тактикой игры понимают «обобщение индивидуальных и коллективных действий игроков одной команды, едино и рационально организованных и координированных с целью победы, умение распознать качества и индивидуальные особенности игроков собственной команды, а также недостатки в подготовке противников».

В развитии гандбола тактика играет решающую роль, особенно в тех случаях, когда команды равноценны. Тактика игры находится в тесной связи с техникой, на которую влияет и от которой также зависит. Такое взаимное влияние и такая связь существуют и между тактикой, физической и морально-волевой подготовкой.

Способность игроков быстро ориентироваться в выборе самого подходящего способа борьбы называется тактическим мышлением. Тактическое мышление усваивается и развивается в рамках методического процесса, называемого тактической подготовкой.

 

Рис. 28. Классификация тактики нападения

 

Тактическое мышление помогает игроку в теоретическом знакомстве с тактикой игры, формирует тактические навыки, вооружает их основными индивидуальными и коллективными тактическими средствами, приучает игроков анализировать и действовать в меняющихся условиях игры и, наконец, учит их дейст­вовать едино, применяя коллективные системы нападения и защиты.

 

3.4.1. Тактика нападения

Тактические действия в нападении это согласованные действия игроков, направленные на дезорганизацию обороны противника с целью забросить мяч в ворота.

Рис. 24.
Различают несколько систем игры в нападении – нападение быстрым прорывом и позиционное нападение.

Рис. 24.
 
Система нападения быстрым прорывом организуется при перехвате мяча, потере его игроком на­падающей команды.

Один или несколько игроков делают стремительный рывок от своих ворот кворотам противника в самом выгодном направле­нии, не выпуская из поля зрения игрока, владеющего мячом. Получивший мяч в отрыв должен без замедления выйти к воротам противника и выполнить бросок.

Если мячом неожиданно завладела защищающаяся команда, особенно при комбинированной защите, а игрок, персонально опекавший нападающего, находится ближе всех к воротам противника, организуется нападение быстрым прорывом с подключением одного игрока (рис. 29). В остальных случаях целесообразно подключать два-три нападающих (рис. 30).

Позиционное нападение применяется при организованной защите.

Рис. 30.
Расположение игроков в зоне защищающейся команды определяет варианты си­стемы нападения.

Рис. 30.
Позиционная система складывается из групповых и командных тактических действий, однако нельзя утверждать, что при организованной защите исключены индивидуальные тактические действия. Как и вся тактика нападения, позиционное изучается одновременно с совершенствованием технических приемов нападения.

Основу индивидуальных тактических действий составляют: перемещения,

Рис. 32.
выбор места, ведение и обводка, обманные действия с мячом и без мяча, передача, броски по воротам, заслоны, т.е. то, что принято называть индивидуальным мастерством. Одним из основных индивидуальных действий игроков в нападении считается умение выбирать место на площадке, т.е. осуществлять выход на позицию, создающую игровое преимущества для атакующей команды.

При нападении против организованной защиты варианты систем позиционного нападения будут определяться в зоне защищающейся команды. Вариант системы обусловлен расположением игроков нападения.

Наиболее распространенными являются системы: 3: 3, 4: 2, 5: 1, 2: 4.

Система нападения 3: 3 (рис.31) — одна из самых распространенных.

Три игрока располагаются у шестиметровой линии, а другие — вне зоны свободных бросков. Основной задачей игроков первой линии нападения является создание бреши за счет заслонов, умения строить взаимосвязь при

Рис. 24.
перемещениях и создавать численное преимущество на отдельных участках. Они должны выступать не только как игроки первой линии нападения, но и своевременно взаимодействовать с игроками второй линии. Цель игроков второй линии — согласованные перемещения по площадке. При этом они должны имитировать броски, создавать благоприятную обстановку для более свободных действий игроков первой линии нападения и при первой возможности атаковать ворота противника.

Между игроками второй и первой линий должны существовать согласованность и тесная взаимосвязь для решения главной задачи — произвести бросок с макси­мальной эффективностью. Используется система 3: 3 про­тив зонной защиты 5: 1.

Система нападения 4: 2 (рис. 32) применяется против зонной защиты 6: 0 и 5: 1. Два игрока располагаются у шестиметровой линии и активно взаимодействуют с четырьмя игроками, играющими за линией свободных бросков. За счет согласованных перемещений игроки создают преимущество у вратарской зоны, выводят того или иного игрока на бросок, атакуя с краев, с линии и с даль них позиций. Эта система требует, чтобы игроки не стояли на месте, не увлекались ведением мяча, а эффективно перемещались как с мячом, так и без него.

Рис. 34. Спортивные соревнования
Рис.28.
Система нападения 5: 1 (рис. 33) наиболее эффективна против зонной защиты 6: 0 и 4: 2. Один игрок располагается у вратарской, а остальные пять нападающих — вне зоны свободных бросков. За счет активных перемещений, быстрых передач мяча и использования заслонов игрокам второй линии нападения удается пройти защиту и атаковать ворота.

 

Система нападения 2: 4 (рис. 35) применяется против зонной защиты 6: 0. Четыре игрока активно действуют по всей шестиметровой линии, держа защитников в постоянном напряжении. Два других находятся за линией свободных бросков. Они должны хорошо владеть бросками с дальней дистанции, используя для этого каждый свободный коридор, создаваемый игроками у вратарской зоны.

 

3.4.2. Тактика защиты

Защита должна учитывать сильные стороны игры противника в нападении и решать следующие задачи:

ü нарушать взаимодействия между игроками противника, мешать им во всех передвижениях и подготовительных действиях;

ü не давать противнику производить броски в ворота из выгодного положения;

ü

Рис.29.
отбирать мяч у противника и переходить в контратаку.

В гандболе применяют три системы защиты: зонную, персональную и комбинированную.

Рис.28.

Зонная защита заключается в том, что игроки обороняют определенную зону площадки, нейтрализуя находящегося в ней нападающего.

При зонной защите 6: 0 шесть игроков располагаются у шестиметровой линии и активно перемещаются вдоль нее (рис. 36).

Рис. 36.
В тот момент, когда нападающий готовится выполнить бросок, защитник, играющий напротив этого игрока, быстро выходит вперед и преграждает ему путь. Другие защитники активно смещаются в сторону игрока, владеющего мячом, и тем самим заполняют свободное место. Система защиты 6: 0 чаще всего применяется против команд, в которых нет игроков, владеющих сильным и точным броском со средних и дальних расстояний.

При зонной защите 5: 1 пять игроков становятся вдоль шестиметровой линии и быстрыми, согласованными перемещениями обеспечивают защиту ворот. Шестой игрок, наиболее подвижный, быстрый и ловкий, располагается в зоне свободных бросков и мешает разыгрывать мяч. Он должен уметь переходить от защиты к нападению быстрым прорывом (Рис. 37).

Зонная защита 5: 1 целесообразнее против команды, имеющей игроков, которые владеют сильными и точными бросками со средних и дальних дистанций.

При зонной защите 4: 2 четыре игрока находятся вдоль шестиметровой линии и при необходимости быстро перемещаются в сторону предполагаемой атаки, блокируют нападающих и подстраховывают друг друга (рис. 38).

Два защитника располагаются в зоне свободных бросков и, активно перемещаясь, мешают разыгрывать комбинации, стараются перехватить мяч и препятствуют выполнению нападающими бросков со средних и дальних расстояний. В случае потери мяча противником или при перехвате его эти игроки должны без замедления организовать нападение быстрым прорывом. Зонная защита 4: 2 чаще всего применяется против команды, в составе которой есть игроки, владеющие сильными и точными бросками с дальних расстояний.

Рис.32.
Рис. 39
При зонной защите 3: 3 три игрока становятся у шестиметровой линии, три — выдвинуты вперед. Защищая ворота, игроки двух линий должны перемещаться подстраховывать друг друга, одновременно, организовывать одиночный и групповой блоки (Рис. 39). Этим они разрушают связи между нападающими первой и второй линии, мешают выполнять броски по воротам и препятствуют активным действиям нападающих второй линии в зоне свободных бросков.

Зонная защита 3: 3 применяется против команды, имеющей высокорослых игроков, которые владеют сильными бросками.

Персональная защита заключается в том, что каждый защитник опекает определенного игрока соперников. Она развивает быстроту мышления, координацию движений, быстроту, умение целенаправленно перемещаться по площадке и подстраховывать партнеров. Персональную защиту следует применять на каждом учебно-тренировочном занятии для развития технической и тактической подготовленности, совершенствования спортивного мастерства, воспитания быстроты, силы, ловкости и морально-волевых качеств. Персональную защиту можно отрабатывать на своей половине площадки и по всему полю. Эта защита очень проста, быстро усваивается, поэтому рекомендуется на начальном этапе обучения. Персональная защита характерна тем, что игроки переходят к активной обороне сразу после потери мяча на половине площадки соперника или своей. Такой вариант персональной защиты эффективен в том случае, когда игроки превосходят соперника в скорости, выносливости и ловкости.

Комбинированная защита представляет собой совокупность зонной и персональной защиты, направленных на нейтрализацию сильнейших игроков противника. Наиболее распространены варианты комбинированной защиты 5+1, 4+2.

При комбинированной защите 5+1 пятеро защитников располагаются вдоль линии площади вратаря и активно защищают определенную зону. Шестой игрок выдвигается вперед и персонально опекает одного из нападающих на половине своей площадки. При переходе от защиты к нападению в начальной стадии атаки он организует быстрый прорыв.

При комбинированной защите 4+2 четверо защитников находятся вдоль линии площади вратаря и организуют зонную защиту. Два игрока выдвинуты вперед и персонально опекают.

 

3.5. Игра вратаря

 

Главным требованием к вратарю является понимание хода игры, умение оценить обстановку на площадке, определить возможные действия противника и, исходя из этого, выбрать наиболее правильное место и тактику при защите ворот. Он должен быть смелым, хладнокровным, выдержанным, иметь отличную реакцию. Успешная игра вратаря заключается в умении задерживать и отбивать мячи, брошенные с близкого, среднего и даль него расстояний. Вратарь всегда находится в основной стойке. Внимание его должно быть сосредоточено на игроке, владеющем мячом. Большинство мячей, брошенных в ворота, вратарь отбивает руками, ногами и туловищем. Он может выходить на перехват мяча и играть как полевой игрок. Через вратаря в большинстве случаев организуется нападение быстрым прорывом.

В подготовке вратаря используют комплекс специальных приемов техники и тактики игры, включающих технику передвижения, основную стойку, ведение мяча, отбивание его руками и ногами, задержку, ловлю и передачу мяча, введение его в игру.

3.5.1. Техника игры вратаря.

Наиболее характерными приемами, которые использует вратарь, являются: перемещения в воротах с целью выбора места, основная стойка, парирование мячей, летящих в разных направлениях.

Перемещение в воротах и выбор места. В процессе атаки нападающие, передавая мяч, друг другу, принуждают голкипера перемещаться вдоль линии ворот, так как бросок может последовать из любого направления. Перемещения осуществляют при помощи бега, прыжков и (чаще всего) приставных шагов. Чтобы вступить в единоборство с нападающим, голкипер должен, прежде всего, определить исходную позицию в воротах и принять основную стойку для выполнения действий.

Основная стойка.

Голкипер стоит в воротах, расставив ноги на 20—25 см, чуть развернув носки наружу, распределяя тяжесть тела равномерно на обе ноги. Ноги слегка согнуты в коленных суставах, туловище немного наклонено вперед, руки незначительно согнуты в локтевых суставах и вытянуты в стороны ладонями вперед. Взгляд устремлен на мяч. Слегка приподнявшись на носки, вратарь готов к отражению мячей, брошенных из центральных зон нападения. По мере перемещения атаки к углу площадки голкипер продвигается ближе к штанге. При угрозе воротам с правой угловой позиции занимает место у левой штанги таким образом, чтобы левая рука прикрывала ближний верхний угол ворот, а правая, немного согнутая в локтевом суставе, обращена в сторону ладонью вперед — страхуется дальнее верхнее и нижнее направление. В случае угрозы с левого угла вратарь занимает описанную выше исходную позицию у правой штанги.

Во время бросков мяча голкипер в исходном положении выполняет одну из самых сложных функций: определяет возможное направление полета мяча, избирает защитное действие и время его начала для отражения броска.

Отражение мяча руками.

Мяч, сильно посланный в один из верхних углов ворот, отражают быстрым выносом руки навстречу. Мячи, брошенные ближе к вратарю, можно парировать предплечьем или плечом. Защитное действие для задержания верхних мячей начинают с движения ног.

Возможные ошибки:

ü отражение мяча прямо перед собой, а не за лицевую линию площадки;

ü попытка «достать» мяч правой рукой в левом верхнем углу и наоборот.

Отражение мяча ногами.

Все броски, направленные в нижнюю часть ворот, голкипер отражает ногой, делая короткий или длинный выпад в сторону летящего мяча. В обоих случаях ногу ставят, разворачивая наружу; руки, опущенные кистями вниз по обе стороны ноги, страхуют возможное проскальзывание мячей.

Возможные ошибки:

ü выполнение выпада без страхующих движений рук;

ü попытка отражать броски вниз руками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.