Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика






Обучение технике защитных действий вратаря осуществляют в следующей методической последовательности:

1. Основная стойка. Рассказ, показ, имитация основной стойки вратаря.

2. Отражение мяча руками после броска в названный угол ворот.

3. Отражение мяча ногами после броска в названный угол ворот. Каждый следующий бросок следует только после того, как вратарь отразил мяч и занял и. п.

4. Отражение бросков с угла и с близкого расстояния 6—8 м.

5. Отражение мячей, брошенных с закрытых позиций через защитника.

6. Отражение семиметровых штрафных бросков.

7. Игра на выходе. После того, как каждый игрок бросил мяч по воротам, происходит смена вратаря.

 

3.5.2. Тактика игры вратаря

 

К тактике игры вратаря относятся: выбор правильной позиции, отражение бросков с дальних дистанций, выходы при бросках с краев, выходы при броске с линии, игра при отражении свободных бросков, игра при отражении штрафных бросков, взаимодействия с защитниками, перехват мяча, организация контратаки, игра в поле.

Выбор позиции.

В игре вратарь находится в постоянном движении, и всякий раз его выбор новой позиции связан с непрерывным перемещением мяча. При броске с угла вратарь находится у штанги, при броске по центру — в центре и т. д. Вратарь перемещается в воротах как бы по условной кривой с радиусом 0, 5—0, 7 м от середины линии ворот (Ратианидзе А.Л., 1976). В некоторых случаях вратарю приходится выходить из ворот и дальше. При атаке ворот противника вратарь занимает место, наиболее выгодное для очередного включения в игру: при численном меньшинстве — ближе к центру; на средних площадках — около зоны свободных бросков, на малых площадках – непосредственно в воротах.

Отражение мячей с дальних дистанций.

Вратарь обязан постоянно контролировать мяч и определять возможный момент броска. Мячи с дальних дистанций достигают цели в основном из-за того, что вратарь опаздывает оценить ситуацию. Дальние броски парируются во взаимодействии с защитниками. Позиция защитника, его движения всякий раз позволяют вратарю определить, откуда нужно ждать броска. Иногда полезно умышленно оставлять один угол ворот открытым, вызывая нападающего на бросок, который можно парировать.

При взаимодействии с защитником нельзя оставлять без внимания часть ворот, прикрываемую защитником. Отражая атаку с дальней дистанции, вратарь должен выходить на мяч, чтобы уменьшить угол броска.

Выходы при бросках с края и линии.

Вратарь выходит на бросающего с угла, в зависимости от игровой ситуации, когда выход будет для нападающего неожиданным. Поэтому выходы выполняются резко, стремительно. Выходить вперед необходимо всякий раз, когда нападающий теряет из поля зрения вратаря (получает мяч, отворачивается, выходит из-за заслона, обходит на финте защитника и др.). Не доходя до атакующего игрока на 2—2, 5 м, вратарь резко останавливается, чтобы не проиграть единоборства «в шаге». В дальнейшем вратарь смещается в сторону игрока, делает выпад в сторону бросковой руки, отражает мяч или возвращается обратно, если ждет перекидки мяча через его голову. Если бросок выполняется в падении, то выпрыгивание не применяется.

Выход при бросках с линии аналогичен описанному выше. Чаще всего вратарь выходит вперед в тот момент, когда нападающий начинает делать разворот после получения мяча.

При отражении свободных бросков.

Вратарь при свободных бросках (9м) руководит расстановкой защитников («стенка») и выбирает место в воротах. При этом он должен учесть, с какой руки противник выполняет бросок или выходит на него после стандартной комбинации, а также предвидеть возможные скидки мяча другим игрокам. По указанию вратаря защитники «закрывают» бросковую руку или определенный угол ворот.

При отражении штрафных бросков.

Для отражения 7-метрового штрафного броска вратарь занимает исходное положение в 2—2, 5 м впереди ворот, не реагирует на действия до тех пор, пока мяч не отделится от руки нападающего. В отдельных случаях вратарь и сам может делать ложные движения, чтобы заставить нападающего направить мяч в желательном для вратаря направлении.

Взаимодействия с защитниками.

Вратарь должен руководить игрой защитников, прикрывающих при бросках бьющую руку нападающего и определенный угол ворот.

Действия на перехват.

Основным моментом является начало контратаки противника. При переходе мяча к команде соперников вратарь не сразу отходит назад, а внимательно следит за игрой, ждет момента, чтобы резко выбежать вперед на перехват, если мяч по навесной траектории будет передан игроку, убегающему в отрыв.

Организация контратаки.

Когда мячом овладел вратарь, он должен организовать контратаку — быстрый отрыв на ворота противника. Чаще всего мяч передается уходящему в отрыв крайнему нападающему. На всякий случай у вратаря должен быть запасной вариант — ввести мяч в отрыв через промежуточный пас (через разыгрывающего или полусреднего противоположного края, по которому бежит в отрыв нападающий).

В поле.

Каждый вратарь обязан уметь действовать в роли полевого игрока. Наиболее часто вратарь вступает в игру при численном меньшинстве, а также при персональной защите противника. Как полевой игрок вратарь выступает также при розыгрыше углового, когда партнеры «разобраны» защитниками, при отдельных свободных бросках на своей половине поля, при введении мяча сбоку, при перехватах мяча.

 

3.6. Тактическая подготовка

команды школьников к соревнованиям

 

Принимая участие в соревнованиях школьных команд необходимо обратить серьезное внимание на организацию игры команды и игровую дисциплину. Если не решить эти вопросы положительный результат достичь будет очень сложно.

Для успешного проведения матча необходимо:

· избрать тактическое построение защиты, лучшие результаты приносит в дебюте матча активная система защиты 3: 3;

· необходимо рекомендовать при перехватах мяча обязательно использовать групповой вариант быстрого прорыва, т.е. игрока с мячом в нападении поддерживают еще два или три игрока;

· необходимо избрать тактическое построение в атаке. Наиболее распространенной системой тактики нападения является 5: 1. Один линейный игрок находится в зоне свободных бросков, остальные пять игроков на позициях 9-10 метров. Это позволяет в начале игры провести разведку подготовленности защиты, используя простые технические элементы нападения, тем самым снизив риск потери мяча;

· в атаке использовать простые перемещения игроков, на начальной стадии игры (большая восьмерка), это позволит успешно осуществить психологическое врабатывание, создавая ситуации для совершения ошибок защитниками и использовать их для взятия ворот.

· Большая «восьмерка» (рис. 40). Игроки нападения перемещаются по схеме, напоминающей цифру «8». Мяч передается преимущественно между игроками, выходящими в центр с краев (на схеме № 6 и 4). После передачи мяча игрок убегает на место линейного противоположного фланга. Это перемещение не должно быть пассивным: игрок № 4 обязан прижать (или сделать заслон) защитника, выходящего навстречу полусреднему № 6 с мячом. В это же время нападающий № 5 не должен пассивно пробегать в сторону края: он занимает позицию в линии лицом к № б, тесня защиту и пытаясь открыться для получения мяча. Затем при передаче мяча игроку № 3, выбежавшему с края, игрок № 5 смещается в край и т. д.

Тактика игры гандбольной команд школьников не должна содержать многоходовых задуманных хитросплетений. Как и тактика современных профессиональных команд, в основу игры школьников следует рекомендовать дебют атаки, т.е. строгое, дисциплинированное построение начала атаки. Атакующий дебют предусматривает начальную расстановку игроков (вариации системы нападения) и конкретные 2-4 действия для создания численного большинства на одном из участков зоны защиты и если дебют не завершился голом, в дальнейшем разыгрывающий игрок принимает решение о варианте импровизации. Все тактические приемы в нападении состоят из элементарных взаимодействий двух-трех игроков. Схемы таких приемов готовятся на тренировках, т.е. это «школа» элементов тактики. Сочетание этих групповых тактических действий и представляется как элементы командной тактики. Осваивая элементы техники и тактики гандбола в период обучения, школьная команда постепенно готовится к соревнованиям. Односторонние и особенно двухсторонние игры (при обучении) и товарищеские встречи являются лучшим средством подготовки команды к выступлению на спортивной арене.

В этот период необходимо конкретно решать задачи по комплектованию команды, подбирать варианты составов для той или иной системы ведения игры.


4.1. Возникновение

современного баскетбола

 

Изобретателем современного баскетбола является канадец Джеймс А. Нейсмит (1861-1939гг.), преподаватель анатомии и физиологии в школе при Международном колледже Христианского союза молодых людей (YMCA) в Спрингфилде, штат Массачусетс. В середине декабря 1891г. Нейсмит получил от руководства задание придумать игру в помещении для студентов, которых не устраивала обязательная программа занятий по физическому воспитанию. Предложенная Нейсмитом игра отличалась от всех других спортивных игр тем, что она не являлась эволюцией каких-либо других игр, а была абсолютно новой.

Исходя из условий спортивного зала, Нейсмит предложил своим воспитанникам забрасывать футбольный мяч в две корзины из-под персиков, прибитые гвоздями на высоте 3 м к опоясывающему зал балкону. Первоначально заброшенные мячи извлекались из корзин с помощью приставных лестниц. С 1900г. корзины из-под персиков были заменены металлическим обручем с сеткой без дна.

21 декабря 1891г. в гимнастическом зале колледжа в Спрингфилде (США) Нейсмит провел первый в истории матч по баскетболу (basket — корзина, ball — мяч). В 1982г. Нейсмит опубликовал первую «Книгу правил» новой игры, состоящую из 13 пунктов, которые с небольшими изменениями сохранились до настоящего времени. Составы первых баскетбольных команд включали 9 полевых игроков (3 нападающих, 3 центровых, 2 защитника и вратарь). В 1894г. в США были изданы правила игры для проведения соревнований.

В 1895г. было принято решение об ограничении стартовых составов команд, в зависимости от размеров площадки, до 5-7 или 9 игроков. К 1900г. количество игроков было установлено окончательно — не более 5 в каждой команде.

Первые официальные соревнования по баскетболу были проведены в США в 1895г. В 1901г. были организованы первые межзональные игры по баскетболу среди студентов в рамках Панамериканской выставки в Баффало.

В память создателя самой массовой ныне игры в мире, в Спрингфилде существует Мемориальный музей Джеймса Нейсмита.

Эволюция баскетбола происходила одновременно с ростом популярности игры в мире. Позади корзин были установлены щиты. Первоначально они служили защитой от наиболее горячих болельщиков на балконах, затем стали средством усложнения игры (доставание мяча, отскочившего от щита или кольца). В 20-е гг. XX века было принято правило, сделавшее обязательным выполнение штрафных бросков игроком, против которого были нарушены правила. Революционным шагом стала отмена запрета на бросок в кольцо мяча одной рукой. В историю мирового баскетбола лучший игрок Стенфордского университета 30-х гг. Хэнк Луизетти, американец итальянского происхождения, вошел как первый баскетболист, который начал применять броски в прыжке. Правило «трех секунд» и фиксированное время, отведенное на атаку, увеличили динамизм баскетбола, сделали игру скоростной и зрелищной.

По мнению специалистов, в 70-е гг. активные формы ведения игры значительно обогатили технику баскетбола новыми приемами, игроки стали исполнять передачи одной рукой, применять ведение мяча без зрительного контроля. Эффектные броски двумя руками сверху, применявшиеся в Европе в начале 70-х единицами, ныне прочно вошли в арсенал баскетболистов всех клубных команд. Введение зоны трехочковых бросков несколько выровняло возможности игроков, не давая начальной форы высокорослым баскетболистам.

Правила баскетбола постоянно совершенствуются, практически они меняются ежегодно. И с каждым годом правила ФИБА и НБА сближаются.

 

4.2. Характеристика игры в баскетбол

Баскетбол содержит большое количество специальных приемов и действий, делающих игру непредсказуемым и увлекательным зрелищем. Разобраться в этом многообразии приемов и действий, определить, что является главным, а что второстепенным или производным от главного, бывает подчас трудно. Цель настоящего раздела — помочь учителю, тренеру осмыслить базовые элементы игры, увязав их в логически стройную систему. Элементы этой системы являются канвой, помогающей ориентироваться в материале учебной программы. Они отражают содержательную сторону того, что часто называют школой баскетбола.

Отличительной особенностью элементов школы является их логическая обусловленность требованиями игрового противоборства. Отсюда и некоторая специфичность в выборе игрового материала. Такие приемы техники, как передвижения, повороты, прыжки, входят составной частью в игровые действия, являющиеся элементами школы, и отдельно не рассматриваются.

Физическая нагрузка в баскетболе отличается переменной интенсивностью. Поэтому баскетболисту необходима разносторонняя физическая подготовленность и высокий уровень специальной быстроты и ловкости, прыгучести, выносливости и силы. Наряду с атлетизмом ему следует развивать многогранность и универсализм технического мастерства. Каждый игрок должен хорошо владеть всеми существующими приемами нападения и защиты и особенно хорошо выполнять те из них, которые наиболее важны для его функции в команде. Особое значение имеет своевременное и эффективное применение технических приемов в условиях активного противодействия.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

ü центровой игрок должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

ü крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;

ü защитник должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным.

Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Игра протекает при взаимодействии игроков всей команды и сопротивлении игроков противника, прилагающих все усилия, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Деятельность баскетболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.

Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков.

Доступность и высокая эмоциональность, большая оздоровительная ценность выделили баскетбол в ряды таких видов физических упражнений, которые широко используются во всех звеньях системы физического воспитания.

4.3. Сокращенный вариант правил

В баскетбол играют две команды, в каждой из которых по пять игроков. Цель каждой команды в баскетболе — забросить мяч в корзину соперника, помешать другой команде овладеть мячом, забросить его в корзину.

Победителем в баскетболе становится команда, которая по окончании игрового времени набрала большее количество очков.

Игровая баскетбольная площадка должна представлять собой плоскую прямоугольную твердую поверхность без каких-либо препятствий. Размеры должны быть 28 метров в длину и 15 метров ширину.

Баскетбольные щиты с корзиной должны быть изготовлены из соответствующего прозрачного материала или выкрашены в белый цвет. Размеры баскетбольных щитов должны быть: 1, 80 м по горизонтали и 1, 05 м по вертикали.

Баскетбольные кольца должны быть из прочной стали, внутренний диаметр 45 см. Пруток кольца должен иметь минимальный диаметр 16 мм, а максимальный 20 мм. На нижней части кольца должны быть приспособления для крепления сеток.

Баскетбольный мяч должен иметь сферическую форму и быть оранжевого цвета с традиционным рисунком из восьми вставок и черных швов. Он должен быть накачан до такой величины воздушного давления, чтобы при падении на игровую поверхность с высоты около 1, 80 м, измеренной от нижней поверхности мяча, отскакивал на высоту, измеренную до верхней поверхности мяча, не менее чем около 1, 20 м и не более чем около 1, 40 м. Длина окружности мяча должна быть не менее 74, 9 см и не более 78 см. Вес мяча должен быть не менее 567 г и не более 650 г.

 

Рис.41. Схема игровой площадки

 

По правилам баскетбола игра состоит из четырех периодов по десять минут с перерывами по две минуты. Продолжительность перерыва между половинами игры - пятнадцать минут. Если счет ничейный по окончании четвертого периода, игра продлевается на дополнительный период продолжительностью пять минут или на столько периодов по пять минут, сколько необходимо, чтобы нарушить равновесие в счете. Команды должны поменяться корзинами перед третьим периодом. Игра официально начинается спорным броском в центральном круге, когда мяч правильно отбит одним из спорящих.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.