Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад философских идей экзистенционализма в мировоззрение 20-21 веков.




Проблемы, из которых выросла философия экзистенциализма, были поставлены еще учеником Г.Гегеля С.Кьеркегором, затем в России 19 века Ф.М.Достоевским и Л.Шестовым, но влиятельные школы экзистенционализма сложились между двумя мировыми войнами в Западной Европе. Различия между религиозными (К.Ясперс, М.Марсель, Бубер) и атеистами (Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер,..) нас не интересуют, ибо общее в экзистенциализме полезнее современной России. Экзистенция – бессознательные установки души и духа человека, суть которого не биологическая (это у зверей), и не социальная (это у зэков общественных отношений), а неопределенная, человек создает свою сущность сам в процессе своего существования. Сбрось хоть перед сном вместе с уличной одеждой свои социальные маски и покровы лжи себе, смотри на себя хоть иногда честно и сам проектируй себя, несовершенного и незавершенного. Обезьяне не освободиться от власти инстинктов, страстей и штампов, растения и животные обречены быть собой, а человек может и не быть собой, человеком, он рожден свободным выбирать себя каким угодно, менять судьбу (субъективизм). Религиозная вера на откровении и философская вера на размышлении по сути мало внимания уделяли проблемам человека как индивидуальности и много второстепенным вопросам. Доиндустриальному человеку было проще становиться конструирующей себя индивидуальностью, его только церковь и государство отчуждали от себя, но он был мастером. А конвейерное производство навязало людям безликость, штампованные одежды, дома и даже мысли, все как у всех, живешь как кто-то. В человеческом стаде нет ответственности, а без нее и свободы быть собой, занять не чужое место в жизни и молиться не чужому Богу. Так легче жить, без проблем, но комфорт достигается ценой предательства своей индивидуальности. Человек проблема для самого себя. Абсурдное обесчеловечивание себя как человека, отчуждение от творческого труда, от действительно интересных и близких людей и самого себя среди таких же обесчеловеченных рядом - не мучает, вместе прячемся в пустоту повседневной суетливости, мелочные заботы дня, очнувшись лишь перед смертью. Только человек может осознать смертность, конечность своего бытия, но каждый умирает в одиночку, поздно задумавшись, а что сделал из своей жизни, кто чем вспомнит? Бесчеловечно к себе гонялся за модой, чьими-то эталонами «современного человека», был рабом властей и СМИ, внешних обстоятельств, традиций и масскульта, выживал, а не проживал дни жизни! Женщины в силу своей эмоциональности живут прошлой любовью и мечтой о новой, мужчины – приключениями, но и в супружестве не вместе, а рядом, не давая новые свободы, а отнимая прежние, чтобы иметь бесплатную домработницу ему и второй кошелек ей. Экзистенциализм ввел понятие пограничной ситуации (узнал, что в роддоме подменили, что смертельный диагноз, не спас утопающего и т.п.), когда человек оказывается способным порвать с неподлинным бытием (Платон еше назвал так жизнь «как все») и начать подлинное: открыть себя себе и следовать велениям только своего сердца. Толпа может осмеять доверчивость, стереть за то, что «белая ворона», но хватит бояться, перестань быть рабом вещей, людей и чужих идей! Не плюй на коллектив, ибо тогда утонешь в его плевке, но не попадайся в ловушки общества. Перестань быть палачем или жертвой, отвлекись от миражей совместного бытия для своего, учись понимать себя и раскрывать себя, возьми ответственность за свою судьбу в свои руки и делай себя из себя, а не приноравливаясь к подлым обстоятельствам. Хватит играть роль идиота, понимай смыслы всего, что делаешь и не делаешь. Желать надо только чего стоит желать, что хочешь получить от жизни. Не отдавай себя больше целиком ни наслаждениям, ни идеям, ни работе, ни семье, уйди от диктата времени и мнений. Принимай решения не из ситуации, а изнутри «я». Ты не вещь, не инструмент, не капитулируй ни перед обществом, ни перед природой, ты субъект свободного поиска все новых смыслов и предназначений своей жизни через саморазвитие. Пробудись!

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.