Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Революция И.Канта в европейской классической философии.




В Германии философы наблюдали революции в соседних странах со стороны, понимая неизбежность их и у себя. Со стороны им было действительно многое виднее.

Иммануил Кант (1724-1804) был 4 из 9 детей мастера по седлам, схоронившим в 16 лет мать, а в 22 и отца, поэтому всю жизнь следовал правилу: «Определи себя сам». После гимназии работал домашним учителем, оплачивая учебу в университете, после окончания которого всю жизнь в нем и проработал, никогда не выезжая из Кенинсберга (после 1945 г. –Калининград). 40 лет даже по выходным читал лекции, но просто горожанам: «Не для гениев, но и не для посредственности». Внешне вел бесцветную жизнь педантичного немца-холостяка, но «не мыслям учу, а мыслить». Его считали «всесокрушающим мыслителем», «революционером в философии» Гете и Шиллер, Гейне и Энгельс, Карамзин и Белинский, Достоевский и Лев Толстой. Стал отцом немецкой классической философии, страстно полемизируя с Вольфом и Лессингом, Гердером и Форстером, со всеми, у кого сам учился многому. Кант поставил перед собой 4 вопроса: 1) Что я могу знать? 2)На что я могу надеяться? 3)Что я должен делать? 4)Что такое человек? До 45 лет Кант учил метафизическому материализму и идеалистической диалектике, что не мешало ему создать доныне господствующую космогоническую гипотезу самопроизвольного происхождения солнечной системы из облака космической пыли, теорию влияния Луны на земные события, теорию происхождения расовых различий у людей и подготовить учение о происхождении животных, в дальнейшем обоснованное Ч.Дарвиным. Кант в онтологии еще доказал относительность движение и покоя, открыл субъективные стороны пространства и времени, в гносеологии изучил роль отрицаний в развитии и связь рассудка и разума, в логике – связь понятий, суждений и умозаключений. Но важнейшим было то, что Кант фактически протаранил религиозные и метафизические взгляды на природу. Надежды других философов Просвещения на скорое окончательное познание всех тайн природы и изменение общества на разумных началах посредством просвещения и политических революций Кант считал наивными. Поэтому, познакомившись с работами Юма, Кант в 1770 году решительно пересмотрел свои взгляды. Он берет на вооружение агностицизм как антидогматизм, но неверие Юма в науку Кант считает более опасным, чем слепое преклонение, агностицизм Канта это умеренный скептицизм. Кант не одолел существенные различия «вещей для нас» и «вещей в себе», но поставил правильно проблему, создав условия ее решения. Зато Кант устраняет дилемму сенсуализма и рационализма, диалектически соединяя оба подхода. Если до Канта Беркли только ставит вопрос об активности не только объекта, но и субъекта, то Кант отвечает на вопросы о мере активности субъекта познания и деятельности. Не объект, а субъект, человек человечества определяет способ познания и контролирует предмет. Кант, как Декарт, стал дуалистом из недовольства ошибками современных ему материализма и идеализма, но обычно становился на сторону материализма и естествознания. Теперь в свой «критический период» деятельности Кант отвечает себе по-новому на 4 мучительных вопроса. Отвечая на «Что я могу знать?», Кант формулирует антиномии (логически безупречные, но недоказуемые и неопровержимые взаимоисключающие мысли): мир бесконечен и вечен – мир конечен в пространстве и во времени; все структурно и бесконечно делимо – есть пределы делимости всего, субстраты (хронон, адон,..); в мире все закономерно, у всего есть причина и царит необходимость – в мире есть свобода, беспричинное, полно хаотического и случайных, беспричинных, чудесных событий; Бог и сверхъестественные силы есть – в мире и вне его нет ни Бога, ничего необъяснимого научно рано или поздно, нет сверхъестественного, мистика смешна. Таким образом можно знать только относительные истины о конкретных трансцедентальных, данных нам в чувствах «вещах для нас», а трансцендентные(потусторонние для чувственного опыта) сущности вещей, как и абсолютная истина, непознаваемы. Надеяться надо на свои чувства, разум и волю. Что делать? Жить для развития каждого (и себя), опираясь на этику долга, ибо в этом максимальное счастье. А человек – феномен, не средство, а цель. В социальной философии Кант пацифист, он требует в международном праве запретить вооруженные способы решения конфликтов и все споры решать только за столом переговоров, разработал теорию всеобщего вечного мира, а организаторов войн судить за преступления против человечности. Этику Кант отделил от социологии, психологии и практической философии в самостоятельную дисциплину. Христианскую этику страха назвал безнравственной, требовал противостоять этике утилитаризма и предложил в сложных случаях выбора свой «категорический императив»: представь, что так все начнут? Но если нельзя всем так, значит и тебе! Кант за равенство прав на достойную жизнь всех людей (этический социализм). Вслед Руссо Кант заявляет, что человек не должен быть средством даже для достижения всеобщего счастья, права каждого человека священны.

Мы не будем рассматривать других философов немецкой классической философии, создававших свои концепции, но менее известные, плодотворные и яркие, чем у Канта и Гегеля. Поклонники субъективного идеализма Фихте и мистики Шеллинга есть и среди философов современной Уфы, но ваш экзаменатор к ним относится прохладно.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.