Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Россия между Западом и Востоком. Философские западники и почвенники.






. Географическое положение между давно культурными Западом и Востоком порождало философские сомнения, но сложился поиск не истины, а правды. Государство состояло из трех этнических групп (славян, угров и тюрков) и более 150 народов, в основном мирно объединившихся и доныне (в отличие от США) развивающих свою самобытность. Философией в России интересовалась в основном гуманитарная политизированная интеллигенция, поэтому своих онтологических и гносеологических открытий мало.(Ломоносов М.В. в 18 веке, позитивисты в 19 веке, да несколько философствующих ученых в области естествознания в 20 веке). Зато много споров о судьбе и месте России в мировой культуре, желания спасти Запад от мещанской бездуховности, жизнь на планете спасти и освоить Вселенную и т.п. Несмотря на тысячелетнее увлечение Западом элиты и породненность с ним правящих особ, вестернизация не прививалась пока. Чиновничье засилье сочетается с отсутствием поддерживающей порядок нормальной бюрократии. И вечные темы: кто виноват, что делать и с чего начать, но «воз и ныне там» (И.А.Крылов).

Импульсами к возникновению философской мысли были: нашествия на ослабленную усобицами Россию немцев, шведов, поляков и литовцев с Запада и Золотоордынцев с Востока. Но А.Невский попытку вестернизации и ассимиляции отразил, а от ханов защитил Русь хитростью, чтобы при царях Иванах сложилось громадное феодальное многонациональное государство. Из-за доныне рвущихся к нашим сырьевым и энергетическим ресурсам завистникам в философии России даже западники патриотичны. От орды Россия взяла политическое устройство и многие элементы быта и духовной жизни. Влияние культуры Византии, Европы и Востока на правящие классы было не сильнее влияния культуры самого полудикого населения. Прагматической рациональности, эгоизма и индивидуализма Запада было до 21 века мало, а эмоционально-чувственного, коллективистского - много. Евразийское местоположение заставляло, защищая себя, спасать Запад от орд с Востока, а Восток от полчищ западных. От этой миссии в философии России много мессианства. Вместо западной демократии в огромной России сочетались народная вольница (демократия степняков да вече) и самодержавное управление далекого, как Бог, царя (генсека, президента), то и другое тормозило развитие философии. Россия дала миру великих ученых и полководцев, много великих образцов духовного развития, но не в области философии. Может, это и хорошо? Время российского лидерства в философии еще не пришло и все впереди?

Периодизация этапов развития философии в России от западноевропейской отличается, поскольку периода Античности и, соответственно, Возрождения не было, а началось и доныне продолжается развитие философской мысли в духе Средневековья, поверхностно захватив Просвещение, и все. Знакомство с философией Античности и Возрождения произошло через западноевропейцев уже в 18-19 веках. Философию России можно классифицировать на допетровского периода, 18 века, 19 века, советскую и эмигрантскую философию 20 века и постсоветской России.

На философию России оказали сильное влияние левые и правые западники. Гнавшие наполеоновских, а затем фашистских захватчиков мыслящие россияне испытали шок в освобожденных ими европейских странах от уровня и образа жизни там и у себя в стране. Там комфорт и завидные витрины, развивается гражданское общество и правовое государство, а дома нищета и бесправье. Видели и наши преимущества в душевности и духовности, но захотелось и материального благополучия не только для приближенных царя. 1812 год поднял волну патриотизма многоликого, большинство возмущали крепостное рабство крестьян и «везде невежества убийственный позор», но одни пошли за П.Я.Чаадаевым (критикуемым тогда же другом А.С.Пушкиным) и сделали 2 века спустя Россию по образцу западной страны. Опубликованные в 1836 году «Философические письма» Чаадаева призвали сделать Россию духовным центром Европы и защитить человечество и ту же Европу от одичания, но прежде вкратце, но основательно повторив основные этапы европейского развития. Доныне западники считают, что в Европе надо видеть ближайшее будущее отставшей еще при монголах России. В этом едины как правые, так и левые западники. Другие философы, естественно, на культурную мондиализацию в России в 18-21 веках реагировали негативно. «Общество любомудров», увлекаясь только вышедшими работами Г.Гегеля и ставя Спинозу выше Евангелия, отстаивало «самобытничество» России еще в 1823 году. Славянофилы вслед А.С.Хомякову с 30-х годов 19 века утверждают, что России надо понять миссию славян и за что их больше, чем мусульман, Запад ненавидит, и освободить человечество от ложного пути, навязанного Западом, спасая свою и их духовность. Царь Петр дал неверное направление развитию России, надо вернуть народу его культуру с помощью философии не для книжной полки, а для полезных размышлений на завалинке. Только России дана полнота всех начал культуры и громадная духовность, поэтому мы можем обогатить всю культуру человечества не навязывая свое, как Запад, а соблазняя щедрыми дарами. Никто из российских почвенников не был ненавистником Запада, как бы резко его не осуждал. Евразийцы, начиная с работ Н.С.Трубецкого «Европа и человечество» и «Наследие Чингисхана», резко выступают против колониальной политики вестернизации мира и особенно европеизации России романо-германцами. Почвенники в лице славянофилов, евразийцев и сталинистов резко полемизируют третий век с западниками, не вступая в союз ни с исламистами, ни с рерихианцами, симпатизирующими Индии. Ни с кем, но ближе к почвенникам были Ф.Достоевский, В.Соловьев и Л.Толстой. Достоевский считал спор западников с почвенниками «великим недоразумением» и был стронником «русского православного социализма». Л.Толстой звал построить царство Божье в России не через политическую, а нравственную революцию. Самовоспитанием слиться с жизнью человечества, обретая бессмертие не после смерти, а при жизни. В 19 веке и западники, и почвенники были едины в мессианской роли России изменить судьбу человечества.

 

87. «Русская идея» в России 19-20 веков и ее судьба в 21 веке.

Смысл философии «русской идеи» в том, что Россия – особая цивилизация, идущая в будущее своим путем и в своем темпе и не надо нам навязывать западный или иной подражательный путь. Не подражая и не отгораживаясь «железным занавесом» Россия увлечет за собой другие страны на возвращение на землю Рая, но прежде поможет спасти планету от Ада. Для западного человека важнее всего воля разум и справедливость, а для россиянина неравнодушие, жалость и стыд, благодарность, сострадание и милосердие выше расчетливости и справедливости. Только россияне имеют широту души достаточную, чтобы понять и европейца, и китайца, и араба, не теряя самобытности. У России уникальный опыт братских отношений народов. М.Гефтер назвал Россию «страна стран, мир миров». Н.Я.Данилевский в работе 1868 года «Россия и Европа» говорит, что нет единообразной истории человечества, естественному ходу истории надо помочь, но служа человечеству не непосредственно, а сделав Россию могучей духовным и материальным богатством, и в России все для этого есть. Россия из молодых и перспективных цивилизаций, будущее за ней, а не западной или исламской. Нам не подойдут западные или азиатские примеры для подражания, поскольку природно-климатические условия иные, как и историческая судьба. Надо избавляться от комплекса неполноценности и самоуничижения или мании величия. В лекции «Русская идея» 1888 года в Париже В.С.Соловьев выступил за то, чтобы Россия перестала подражать или противостоять Западу, а стала полноправным членом мирового сообщества, сочетая западный научно-технический прогресс с утраченной расчетливым Западом богатством души и духовностью. Идеи эти были развиты в работах Н.Лосского «Характер русского народа», Н.Бердяева «Русская идея». Крупнейший социолог 20 века П.А.Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика», выступая в целом против цивилизационного подхода, разработал идею конвергенции капитализма и коммунизма в России и мире для синтеза всех культур в новой цивилизации, спасающей человечество на принципе творческого российского альтруизма. Культурную экспансию Запада, навязывание всем народам единой культуры он считал губительным как для реализации потенциала культур народов мира, так и для жизни на планете. Мир должен быть многополярным, а как наладить духовное взаимное обогащение – Россия своим примером поможет всем..

Еще«Ученая дружина» Петра I прорубила «Окно в Европу», открыв дворянам ту культуру, которую славяно-греко-латинская академия по религиозным соображениям не допускала. В Россию пришли демократическая философия языческой Античности, католическая и исламская философия западного Средневековья, республиканские идеи европейского Возрождения и Просвещения. Пока царский двор дрался у трона и навязывал крестьянам барщину, часть дворянства осваивала новые для нее пласты философской мысли и адаптировала их к своей культуре. Из поездок в Европу на отдых и лечение российские дворяне привозили плоды западной материальной и духовной культуры. Российские богачи доныне предпочитают вкладывать деньги в западную экономику, где доходность выше уже потому, что затраты ниже и техника выше. Но мечта философствующих патриотов России перенять западные технологии, а с Западом и Востоком поделиться российской духовностью и общинным укладом, чтобы возглавить социальный прогресс и потянуть за собой все страны мира. Этой мечтой В.Засулич увлекла когда то даже К.Маркса.

Российские философы не похожи ни на западных, ни на восточных. От М.В.Ломоносова пошел русский материализм, в котором, в отличие от европейской философии, сочетаются научность и религиозность. Своеобразными материалистами были автор «Русской правды» декабрист П.И.Пестель, революционные демократы и анархисты, И.М.Сеченов и И.И.Мечников, Д.И.Менделеев и большевики. В гносеологии Россия дала интуитивизм Лосского, логизм Эрна, персонализм Бердяева, иррационализм Шестова и Флоренского, диалектику Ленина, но это все весьма своеобразное развитие заемных идей. Россияне первыми подхватили и развивали и западный дарвинизм, и марксизм. Л.Мечников первым показал влияние на всю жизнь общества мест поселения людей вдоль рек, затем морей, затем океанов, предсказав, как изменится жизнь, когда люди овладеют воздушным океаном, а затем и космическим пространством. Российские философы и даже философские писатели иногда становились и учителями для европейских, так, например, анархизм создан М.Бакуниным и П.Кропоткиным и затем распространился по миру, основы цивилизационного подхода к истории человечества заложены работами Н.Данилевского, теория этногенеза создана Л.Гумилевым, европейский экзистенциализм возник из идей Ф.Достоевского и Л.Шестова, индийский гандизм из взглядов толстовцев. Как писал в «Скифах» поэт Блок, «нам внятно все: и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений». В России всегда находились и «народные заступники», и противники народолюбия и пролетаролюбия. Русская идея синтетична, она вбирает в себя все объединительное, созидательное, чтобы вести человечество к богочеловечеству, к нравственной чистоте и высокой духовности. Но пока что голос России слаб и не слышат его как в целом симпатизирующие россиянам народы мира, так и в основном ненавидящие нас их политические элиты.

88.Перспективы учения о ноосфере, философии космизма и «общего дела»

Н.Ф.Федоров (1828-1903) был незаконнорожденным сыном князя Гагарина, поэтому мог выучиться, но прожил «русский Сократ» (как его называли Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и В.С.Соловьев) в крайней нужде на заработок библиотекаря, скоторым делился с бедными читателями вроде К.Э.Циолковского. Н.Ф.Федоров многим прославился, но для нас здесь важнее всего то, что он создал философию русского космизма и «общего дела», без него бы не полетел потомок крестьян князей Гагариных Ю.А.Гагарин первым в Космос. В «Философии общего дела» Н.Федоров дал проект организованности общества в Царство Божье, преодолевшее «розни мира сего» благодаря космически ориентированному мышлению. Основная идея всех работ Н.Ф.Федорова – бессмертие. Н.Федоров убежден в необходимости сознательно-деятельного участия человечества в мировом эволюционном процессе, который из объективного станет проективным избегая все угрозы смерти от природных и социальных катаклизмов.

Н.Федоров считал, что «в природе нет цели, ее вносит человек, и в этом смысл жизни общества». Земля лишь один из космических кораблей. Россия может дать человечеству объединяющую всех вокруг общего дела перспективу, став космодромом для преобразования стихий Вселенной в разумный Космос, где эволюция на других планетах, благодаря человечеству, не будет столь долгой, расточительной и кровавой. Антропоцентризм гуманистов Возрождения должен быть потеснен антропокосмизмом. Не все для человека, а человеку пора понять свою ответственность за жизнь во Вселенной в космических масштабах. Сущность христианства он видел в активном практическом вероисполнении заповедей, прежде всего: братства помощников Бога в творении Вселенной. Преодолеть сиротство, отчужденность и конкуренцию поможет общее дело возврата к родственным отношениям с природой, к заботе о ней как о матери.

Общее важное дело защиты Земли и освоения Вселенной остановит кровопролитие и на Земле. Человечество победит и индивидуальную смерть, чему Бог поможет. Братство объединившихся вокруг России народов осуществит космическое предназначение человечества и будет научно направлять процесс эволюции природы по законам нравственности. Нет никакой фатальной неизбежности Апокалипсиса и конца света. Идея Апокалипсиса не более чем предупреждение людям о том, что может произойти, если не будут помогать Богу избежать Апокалипсис и достичь бессмертия и для людей. Люди запрягут остывающее Солнце и направят бег этой лошадки к молодой звезде.

Идеи Н.Ф.Федорова подхватили Ф.И.Тютчев, В.Ф.Одоевский, В.С.Соловьев, Н. Кибальчич, В.И.Вернадский, А.И.Чижевский, Святослав и Николай Рерихи, С.Н.Булгаков, Н.А.Умов, П.А.Флоренский. Сухово-Кобылин А.В. сам пришел к выводу, что человечество должно стать из конечного бесконечным, всемирным, расселившись по планетам. Муравьев В.Н. в 1924 году в работе «Овладение временем как основная задача организации труда» доказывает необходимость окультуривания биосферы посредством социальной организованности. Бердяев Н.А. в работе «Смысл истории» отстаивает тезис: «Бог ждет от человека свободного дерзновенного творчества!» Булгаков С.Н. в работе «Агнец Божий» утверждал, что «мир был создан только в основании своем, полнота же свершения может быть достигнута только при активном участии человека». Мы видим не группку единомышленников, а школу русского космизма из десятков разных людей: православных и атеистов, либералов и монархистов, демократов и большевиков. Всех объединяло понимание необходимости спасения человечества через выход в Космос и разумное освоение его территорий.

Став отцом космонавтики и цельнометаллического дирижаблестроения, К.Э.Циолковский (1857-1935), в работе «Грезы о земле и небе» утверждает, что эволюция Вселенной продолжится при непосредственном участии человечества, которое там решит демографическую, сырьевую, энергетическую и множество иных проблем и собственного развития, обретя неистощимый источник счастья. Земля – колыбель человечества, из которой оно выросло и которую должно оставить роддомом для последующих поколений, взрослое же население должно освоить ближний и затем дальний космос, занявшись искусственным отбором все более совершенных форм жизни.

В.И.Вернадский (1863-1945) был не только великим минералогом и деятелем партии кадетов и земского движения, участником радиевой гонки, но и создал учение о ноосфере – сфере человеческого разума, биогеохимию, Дом академиков России и великое братство ученых, где наука была важнее народа. В.Вернадский много сделал для понимания тайн пространства и времени, но нам важнее здесь его ноосфера. Он доказал неразрывное единство жизни человека, Земли и Космоса, единство хемогенеза, биогенеза, геогенеза и космогенеза. В связи с тем, что человечество становится равномощным биосфере, атмосфере и гидросфере Земли, оно не имеет права больше развиваться стихийно. Власть должна быть в руках ученых, научно планирующих взаимодействие всех неразрывно связанных и взаимодействующих сфер, создав ноосферу (сферу разума). Вернадский открыл закон сохранения биомассы планеты при росте ее организованности. Этот рост человечество может погубить или дальше контролировать и направлять во благо себе и природе.

А.Л.Чижевский (1897-1964) создал биофизику и гелиобиологию, сделал множество открытий и изобретений. Благодаря ему метеозависимые люди могут предостеречься в неблагоприятные дни от несчастных случаев, а астматики лечиться при помощи люстры Чижевского. Им открыты ритмы солнечной активности и показаны ряд циклов, влияющих на всю живую природу Земли как благоприятно, так и губительно. Так в «год змеи» «природа не говорит, что именно делать, но жизненная активность резко повышается», влияя на рождаемость и урожайность, преступность и революционные выступления.

Философия «общего дела» находит все больше сторонников во всем мире особенно после фильмов–предостережений об угрозах человечеству из Космоса и открытий с помощью телескопа Хаббл неизвестных ранее процессов во Вселенной и новых космических сил влияния на все земные события. Ни один из предлагавшихся философами всем людям идеалов не призывал действительно всех сплотиться для общего дела для всех поколений всей Вселенной. На философском языке эта идея утверждает: в субъекте все разумные люди с душой, в объекте доступная часть Вселенной, всеобщим творческим трудом на основе научного изучения объекта субъект достигнет всех благ не в ущерб никому, ни каким-либо социальным группам, ни объектам живой и неживой природы, поскольку люди впишут свой антропосоциокультурогенез в эволюцию миров.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.