Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль философских идей психоанализа в понимании человека и общества.






Австрийский психиатр З.Фрейд(1858-1939) при лечении больных заметил, что общество нередко противоестественными моральными запретами травмирует в глубинах бессознательного в психике человека половой и другие инстинкты, вызывая стрессы и психические заболевания. Фрейд сделал философские выводы из своего локального медицинского исследования. До него все философы преувеличивали разумность человека или чувственность его, но никто не дал научного подхода к пониманию подсознания и функций бессознательного в управлении жизнедеятельностью человека. Фрейд показал, что сознание вовсе не управляет, а лишь подправляет поведение в условиях новой ситуации. Фрейд предложил и ряд методик психоанализа для выявления причин появления комплексов и маний в развитии психики людей еще дошкольного возраста (по оговоркам и опискам, рисункам и снам, жестам и осанке, причинам смеха и плача). Например, если руки в карманах, то что-то скрывает, жест конфронтации – руки на груди сложены друг на друга и т.д. Из одних комплексов вырастет талант, а из других – агрессия, уголовные наклонности или болезни нервов и психики. Чтобы страхи или иные комплексы не оккупировали все подсознание, надо их осмыслить, лучше самому или с помощью психолога. Фрейд предложил метод сублимации (преобразования части (социально опасной) энергии инстинктов в энергию позитивной культуротворческой деятельности), чтобы пациент шел не от людей, не против, а к людям без закомплексованности чувствами неполноценности или превосходства, вины или тревоги, дон Жуана или Электры и т.п. Вследствие комплекса, что без достижений ничего не стоишь, человек развивается по амбициозному сценарию и забывает о своей безусловной значимости. Благодаря комплексам родителей дети ими начинают манипулировать, шантажируют, если родители дуют не в одну дудку, и тогда конец семье. Талантливый ребенок при этом превращается в тирана. Но разные мнения родителей могут и думать научить и принимать решения самостоятельно, если родители умеют ему сказать «нет». Все люди могут манипулировать вами, пока не научитесь спрашивать себя: «А мне предлагаемое надо?». Не надо играть с неизвестными людьми в предлагаемые игры по их правилам, если их выигрыш вас не устроит. Э.Фромм выступил против преувеличения З.Фрейдом роли либидо (половое влечение) и в целом бессознательного в жизни человека. Фромм попытался соединить фрейдизм с марксизмом в неофрейдизме. В работах «Бегство от свободы», «Иметь или быть» Фромм с гуманистических позиций выступил за оздоровление общества средствами социальной и индивидуальной психотерапии. А.Адлер, В.Райх, К.Хорни, Г.Маркузе и Юнг с позиций неофрейдизма открыли более глубокие пласты коллективного бессознательного, выявили комплексы в архетипах, наследуемой мотивации поведения, типах реакций, коллективных образах народов, рас, социальных и возрастных групп в зависимости от мест и истории их формирования. И в прошлом люди входили в состояние транса и поражали спортивными или иными «чудесами», которые теперь при помощи психотехники позволяют, например, китайцам на олимпиаде опередить всех, сняв убеждение в невозможности это сделать. Наши силы в нашей голове больше, чем в мышцах, и воздействие на подсознание меняет даже состав крови без допингов. Известно, что один и тот же темперамент отличается у южан и северян, менее веселых и более сдержанных в проявлении агрессивности, их дольше доводить до белого каления. Если человек считает, что он знает, как надо жить всем, и следит за другими, чтобы «вывести их на чистую воду», то этого «правдоискателя» надо лечить от эпилептоидной паранойи. Если какой то предок бросился с моста, то далекого потомка может на мосту тянуть кинуться с высоты, но если помочь сознательно отделить жизнь этого человека от жизни неизвестного ему предка, то он перестанет бояться высоты и этот отрицательный опыт рода перестанет быть его проклятием. Системы специальных тренировок механизмов психологической защиты от чрезмерных стрессов и реализации личностных и групповых невредных желаний и здоровых потребностей могут помочь в решении многих проблем, но пока используются немногими, а нередко и во вред обществу, чтобы манипулировать невротиками. Люди «бегут» даже от обсуждения своих проблем, залипают на них или оглушают себя, провоцируют утяжеление состояния, но не корректируют поведение, привычки, характер. Но если подсознанию дашь позитивную цель, оно, как умная лошадь, само привезет тебя куда наметил, лишь бы была копинг-готовность осваивать мир своего бессознательного.

84.Вклад в современную философию феноменологии и «философии жизни».

Философия – это искусство понимать феномены, - провозгласил Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Он критиковал позитивизм и сциентизм, считая, что науки от слишком многого абстрагируются, сводя вещи и явления к понятиям, подменяя понимание объяснением, жестко противопоставляя субъект и объект. В науках либо натуралистический, либо субъективистский редукционизм (сведение сложного к простому, высшего к низшему). По мнению Гуссерля, субъект и объект в науках связывает ценность объекта, грубая интерпретация. Надо же описывать объект, не обедняя его, не лишая жизни препарированием, как патологоанатом трупы. Но для этого надо воздерживаться от суждений о предмете и переживать эйдосы его, образы. Идея нужна без утраты конкретности данной вещи: не яблоня вообще, а эта яблоня, о которой можешь говорить очень много, но все будет хуже, чем показать хотя бы фото. Надо избегать засушивания предмета словами о сущности и главном, обеднения его внутреннего мира. Философы пусть поучатся у историков, для которых все важно в прошедшем событии, все имело смысл, и лишним не было, поскольку без него все было бы уже не так. Высказывания не должны судить, смыслы и значения лучше искать интуитивно в созерцании без уподобления себе вещи и не думая о пользе нам сейчас или потом. Прежде надо вжиться в предмет, поставить себя на его место, попытаться влезть в его шкуру, зажить его жизнью во всей ее полноте. Каждый предмет – это феномен, бесконечно интересный, особенно человек, кажущийся наиболее знакомым нам предметом. Но обмануться проще простого, если по себе или знакомым судить. Он только он, какой есть и другим не быть. Попробуй помочь, но надо ли? А не можешь помочь, то не мешай, не навреди, не затопчи рождение нового росточка! Мало видеть закономерное, учись видеть и непредсказуемое, случайные флуктуации и возможные мутации, но обязательно необыкновенность обычных вещей, чудесность и индивидуальность каждого предмета, и тогда он может ответить раскрытием феноменальных способностей. Каждый способен на многое, но не каждый знает, на что именно и когда. Мы можем спровоцировать раскрытие новых способностей, вдохновив на это предмет. В духе феноменологии Стефан Цвейг изучил и описал в книге «Звездные часы человечества» «гениев одной ночи», но больше никогда в жизни ничем не прославившихся.

«Философия жизни» - направление, сложившееся в последней трети 19 века в Германии и Франции. Оно противопоставляло классическому рационализму и механистическому естествознанию идею жизни как целостного творческого процесса развития мира. Познание этого процесса неподвластно омертвляющему аналитическому разуму. Иррациональная в своей сущности, жизнь познается адекватно лишь интуитивно и образно-символически, жизнь над целесообразностью, она научно непознаваема. В основе взглядов жизнь как первичная реальность. В традиции Гераклита и развивая идею ученика Гегеля Артура Шопенгауэра о космической воле к жизни, Фридрих Ницше (1844-1900) считал жизнь вечным становлением, лишенным цели, неподвластным оценкам. На этом понимании жизни Ницше строит «переоценку всех ценностей». Он предлагает встать «по ту сторону добра и зла» всех доныне существовавших систем морали, отвергая основанную на страхе религиозную, циничную и животную буржуазную, сбившихся в стадо ищущих «справедливости» в социализме или коммунизме слабаков и т.д. Общечеловеческой морали нет. «Лев родится львом, а человек человеком становится», надо искусственным отбором вывести породу гениев, аристократию сверхчеловеков, которые создадут новую культуру, в которой не будет враждебного жизни. В природе для естественного отбора сформировалась расточительная культура избытка, а человек в искусственном отборе может экономно и не столь кроваво, как в природе, продолжить свою эволюцию и природы, на человеке эволюция не остановится. «Бог умер», он вторично распят церковниками, надо его заменить творческим людям. Везде нужны мастера, выделяющиеся из безликой толпы тонкой душой, страстью к творческой самореализации и совестливостью. Дильтей трактует жизнь как поток культурно-исторически обусловленных переживаний человека, противоречивых и многогранных. Судьба культуры уникальна, закономерности о повторяющемся, неважном для понимания, надо изучать без детских оценок, жизнь – это интуитивное творчество в экстазе. По мнению Зиммеля жизнь в процессе постоянного становления создает культурные формы поддерживающие ее, но затем отмирающие, ибо становятся ее тормозом. Бергсон понимает жизнь как творческий порыв космической силы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.