Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вклад Г.Гегеля в немецкую и мировую философскую мысль.




Г.Ф.В.Гегель (1770-1831) сын казначея, тоже работал домашним учителем, пока не защитил 2 диссертации (по философии и теологии). Доцент из него не вышел, работая директором гимназии, написал «Науку логики» и «Энциклопедию философских наук», за что стал ректором Берлинского университета. Умер от холеры в возрасте Аристотеля. Когда обвинили в несоответствии его теории фактам, ответил: «Тем хуже для фактов», и действительно, факты обнаружились позже. Если Кант считал противоречия недоработанностью теории, то Гегель провозгласил: «Противоречие есть критерий истины, а отсутствие противоречия есть критерий заблуждения». Метафизику рассматривал как антидиалектику и враждебный истине способ мышления по схеме «либо-либо», где надо рассуждать по схеме «или, и то, и это». Завершил не только диалектику Гераклита, Зенона Элейского и Аристотеля, но и рационализм Декарта, объективный идеализм Платона, диалектическую логику Аристотеля, стал автором ее современного языка. Гегель развил критически этику Канта, первым вскрыл противоречия Великой французской революции, которую, как и Наполеона, сначала приветствовал. «Энциклопедия философских наук» Гегеля стала образцом для последующего анализа истории философии. Гегель предвидел космическое предназначение человечества. Он автор множества научных и философских категорий: опредмечивание и распредмечивание, разрешение противоречий через их снятие, общественное сознание и общественное бытие, отчуждение,.. Онтологию Гегеля мы снимем с рассмотрения из-за сложности и устарелости большинства положений. Но диалектику Гегеля «перепрыгивать» нельзя. Гегель сформулировал и разработал три важнейших закона диалектики: единства противоположностей, связи количественных изменений с качественными и спиралеобразности развития, показав тем самым и источники, движущие силы самоизменения предметов, и прерывность, и непрерывность развития любого объекта. Противоположности любого предмета взаимополагают, взаимообуславливают, взаимопроникают, взаимодополняют и и взаимоотрицают друг друга. Противоположности в вечной борьбе и неразрывном единстве. Накопившиеся количественные изменения обязательно скачком приводят к качественным, если мера превышена. Мера зависит от условий, бывает разной, в ее рамках количественные перемены не разрушают законы данного качественного состояния, но до поры. Во время скачка законы прежнего качества уже не действуют, а нового – еще не действуют. Если предмет развивается без катастроф, то превратится в свою противоположность, затем опять до своей противоположности, благодаря чему произойдет возврат якобы к старому, но с удержанием всего значимого из промежуточного противоположного по свойствам состояния, так образуется отрицание отрицания, спираль, позволяющая предвидеть события. Гегель связал парно основные категории диалектики и получил законы связи внешней и внутренней формы вещи с ее содержанием, связи сущности вещи с ее проявлениями, необходимости со случайностями, возможностей с действительностью, причин со следствиями и т.д. В социальной философии Гегель разработал учение о гражданском обществе, утверждая, что «достойно гибели все то, что существует», говорит о роли экономики, о том, что «люди сами актеры и режиссеры собственной жизненной драмы», «всякий народ имеет то правительство, которое заслуживает», «в истории всегда получалось то, чего никто не хотел», «в истории все повторяется, но что было трагедией повторяется как фарс», прогресс Гегель видит в росте свобод человека и роли личности в истории. В этике Гегель разоблачает ряд и в 21 веке живущих в умах многих ученых мифов, объясняя, что мораль не дана человеку от природы(споря с натуралистами), но и не чужда природе(споря с церковниками), мораль не понять вне реальных отношений, но и не вывести из них(споря с социологизаторами), не человек для морали(споря с кантовской этикой долга) и не мораль для человека(споря с эвдемонизмом – этикой счастья), а связь здесь тоже диалектическая. Гегель показал роль зла как движущей силы поведения человека и человечества. От природы человек ни добр и ни зол, он разный в разных обстоятельствах и ставя себе разные цели. Надо и условия жизни делать все более человечными, и с самого человека спрашивать все больше, ибо это и он создает обстоятельства, мирится или не мирится с условиями.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.