Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия марксизма, ее заслуги и судьба в России и современном мире.






После волны буржуазных революций почти сразу началась полоса революций пролетарских, поскольку поднялись на историческую сцену новые социальные слои, появилась новая политическая расстановка сил, Европа с 40-х годов 19 века становилась качественно иной, и философы не могли это игнорировать. Творческие гегельянцы стали изучать социальные перемены, поставив на первое место практику, жизнь конкретных слоев послереволюционного общества. Даже там, где общество стояло еще перед надвигающимися буржуазными революциями, третье сословие уже было расколото, союз буржуа и пролетариев против феодализма был невозможен, ибо буржуа предпочли компромиссную сделку с дворянством против рабочих и крестьян. Поэтому буржуазную революцию делать надо было пролетариям и крестьянам без буржуазии, добиваясь ее власти против ее желания и даже при ее предательстве. К тому же в Германии не был еще решен вопрос объединения страны, что делало немецких философов более активными в поиске ответов на мучавшие вопросы. Идеи и опыт 17-18 веков не годились, новым силам нужны были новые идеи, лозунги и песни. Философы, только объяснявшие мир и не знающие, как теперь менять его, не годились. Поэтому неортодоксальные ученики Гегеля критиковали учителя, что для него род человеческий важнее жизни конкретных людей, что исходит из абстрактного недифференцированного понимания народа, что свел сущность человека к мышлению и игнорировал природу и нужды человека и т.д.

Марксисты сознательно поставили задачу помочь самому эксплуатируемому в их время классу пролетариев «освободиться от экономического, политического и духовного рабства». Для этого надо снять отчуждение наемных работников от собственности и результатов своего труда, сделав их совладельцами основных средств производства, которыми пока распоряжаются где феодалы, где капиталисты, но везде эксплуататоры чужого труда. Чтобы заменить их власть властью всего народа, надо изменить общественное сознание, а для этого создать новую философию. Марксизм в онтологии – это атеизм и до конца последовательный материализм, распространенный и на общество. Антропологический материализм Фейербаха в понимании живой и неживой природы был дополнен историческим материализмом и материалистической социальной философией.

В гносеологии гегелевские законы субъективной диалектики Энгельс и Маркс применили к природе и обществу и, подправив, сделали законами и объективной, диалектика стала последовательной: диалектикой природы, общества, мышления и познания. Вместе с тем диалектика идеального стала и диалектикой материального, то есть и материалистической. Гносеология марксизма отличается и пониманием решающей роли практики в познании, но относительность практики делает ее лишь относительным критерием истины. Практика понимается не как в прагматизме, ограниченная субъектом деятельности, а как материально и социально преобразующая деятельность человечества и как научный эксперимент в духовно преобразующей деятельности. В наиболее важном для марксистов и потому больше всех разработанном у них разделе философии истории общества мы выделим только 2 идеи, доныне не оставляющие равнодушными своих сторонников и противников: общественное бытие определяет общественное сознание до окончания предыстории человечества, а история начнется тогда, когда общественное сознание станет определять общественное бытие, то есть все слои общества научно обоснованно сознательно станут взаимодействовать с природой и друг с другом. Только в последней социально-политической социалистической революции пролетариат, освобождая себя, освободит все классы и откроет путь к построению бесклассового общества, где эксплуатация машин заменит эксплуатацию людей и воплотятся мечты гуманистовэпохи Возрождения: всестороннее и гармоничное развитие личности каждого человека станет движущей силой развития всего человечества. В аксиологии марксисты сторонники умеренного гедонизма для народа и аскетизма для «народных заступников» - партии коммунистов.

Марксизм предложил совершить самый решительный переворот в жизни общества, поскольку все прежние передавали власть от одной группы господ к другой группе господ, а марксисты стремились передать власть действительно идеализированным ими народам. Но народы доныне не умеют распорядиться своей судьбой даже там, где согласно демократическим конституциям им власть принадлежит по закону. А народы России, первыми совершившие под руководством тогда еще марксистов социалистические революции, погубили свой цвет в гражданской войне настолько, что власть после гибели героев досталась таким посредственностям, которые легко превратились в новых господ и постепенно подготовили контрреволюционный переворот, окончательно отобравший у народа его завоевания. Но без того даже уродливого осуществления идеалов марксизма не было бы ни западной демократии, ни победы над фашизмом, ни современных остаточных, но еще значительных социальных завоеваний в десятках стран, без которых уже немыслим современный мир. Судьба идей марксизма наиболее трагична: и сторонники их уничтожались сотнями тысяч, и сами идеи извращались как бесчестными противниками, так и догматичными сторонниками, о которых уже Маркс говорил: «Если это марксисты, то я не марксист». Как и любая философская концепция, марксизм далеко не безупречен. Например, учение об общественно-экономических формациях как ступеньках прогресса слишком европоцентрично, упрощенчески ступенчатое, не применимо к настоящему информационному обществу. Его надо либо дорабатывать, либо менять на новое, чем марксисты не видно, чтобы занимались, хотя уже их Ленин до 1917 года предупреждал, что «для понимания современного мира недостаточно уже 70 Марксов».

Марксизм в России вырос из многовековой деятельности «народных заступников» и особенно революционных демократов, отцом которых стал А.Н.Радищев, звавший еще в 18 веке только что закрепощенного мужика к топору. Развитию «русского вольтерьянства» поспособствовала и сама императрица Екатерина, но, назвав Радищева «бунтовщик похуже Пугачева», послала его подальше в Сибирь. Там же оказались, за исключением 5 повешенных, и декабристы, и тысячи народовольцев и землевольцев.

Первый перевод «Капитала» К.Маркса на иностранный язык был сделан русским Г.Лопатиным, иные произведения марксизма тоже быстро становились доступны россиянам благодаря эмигрировавшим от арестов революционерам и не сразу разглядевшему опасность марксизма царскому правительству. Бурное развитие капитализма в пореформенной России, слабость молодой буржуазии и сила революционной борьбы интеллигенции, нерешенность задач буржуазно-демократической революции создали в России для марксизма почву даже лучшую, чем на Западе. Но после событий 1917 года марксизм быстро превратился в России в светскую религию. И поэт А.Блок в 1918, и Г.А.Зюганов уже в 2000 году считали первым коммунистом Иисуса Христа. А про таких своих последователей, как наши сталинисты, Маркс успел горько пошутить, что «если это марксисты, то я не марксист». Но, как показал антикоммунист Н.А.Бердяев в работе «Истоки и смысл русского коммунизма», идеи вульгаризированного коммунизма в народном сознании россиян проросли не как чуждые и их силою не победить, а только через духовное перерождение политической элиты. Запад так и сделал при правлении Н.Хрущева, Л.Брежнева и М.Горбачева. В марксистскую философию успели внести значительный позитивный вклад Г.В.Плеханов, В.И.Ленин(Ульянов) и ряд философов советского времени. Г.Плеханов раскрыл роль личности в истории и взаимосвязь: вождь-партия-класс-народ. В.Ленин дал наукам формулировки материи, сознания как высшей формы отражения, диалектики переходного периода, классов и др. Судьба философии марксизма в России оказалась такой, что марксизм свели к учению о формациях и классовой борьбе, подменив гуманизм структурализмом и экономическим детерминизмом. Оказалась недооцененной опасность бюрократии и перерождения политической элиты. Под рапорты о строительстве коммунизма фактически построили государственный капитализм, которому легче оказалось стать частнособственническим, чем корпоративным и тем более социалистическим самоуправлением совладельцев средств производства. Марксизм как теория отстал от жизни уже вскоре после смерти В.Ленина, а после репрессий 30-50 годов и вообще перестал быть творческим, научно-философским. Амбициозные склоки в руководстве нескольких возникших на обломках КПСС и СССР компартий препятствуют философскому осмыслению перемен, даже преодолению догматизма. Малочисленные группки вроде марксистов-альтерглобалистов слишком слабы и малоизвестны, чтобы дать импульс обновлению марксизма в России. Скорее уж придется опять перенимать чужие идеи из Китая и Латинской Америки, но это опять обречено на неудачное применение в России. Но марксизм и после поражения в России и странах Восточной Европы остается, благодаря Китаю и Латинской Америке, самой влиятельной философией. И в 21 веке коммунисты ведут борьбу за интересы рабочего класса, веря в возможность и необходимость прогрессивного общественного развития на основе справедливости в социальном равенстве, в то время как философы и большинство жителей западного постиндустриального общества склонны к разочарованию в современной цивилизации и полны тревожных сомнений в возможности дальнейшего общественного прогресса.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.