Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объектная репрезентация (object repre­sentation)см. Представление объекта.






ОБЪЕКТНОЕ ЛИБИДО (OBJECT LIBIDO) Обозна­чает либидную энергию или психологическое внимание, направленные на внешние объекты любви. Объектное либидо противоположно нарциссическому, когда внима­ние сосредоточено на себе.

«Я» ОБЪЕКТ (OBJECT/SELF) Понятие, централь­ное в теориях Хайнца Кохута, которое используется в качестве функциональной составляющей самого себя, придавая устойчивость фрагментирующему потенциалу стимуляции или аффекта.

ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (OBJECT RELA­TIONS) Бессознательные ментальные представления объектов, которые складываются из межличностных вза­имодействий по мере развития личности. В них обнару­живаются представления значимых связей и опыта дет­ства, и они глубоко затрагивают межличностные взаимо­действия человека и выбор им объектов. Чтобы подчер­кнуть их внутрипсихическое нахождение, иногда исполь­зуется термин интернапизованные объектные отношения.

ОБЪЕКТНЫЙ ВЫБОР (OBJECT CHOICE) Человек, выбранный в качестве наиболее важного объекта любви. В теории либидо, это человек, выбранный в ка­честве объекта либидного влечения. На этот выбор обыч-

 

– 459 –

 

но оказывают влияние бессознательные детерминанты и стадия развития.

ОПЕРАЦИИ (OPERATIONS) Используемый Пиаже термин для обозначения когнитивной способности ду­мать о действиях без необходимости сопровождать это физическими движениями. Он описывает развитие мыш­ления ребенка в форме следующих стадий:

1. Предварительные операции. Это наиболее ран­няя стадия, когда ребенок способен к ментальному размышлению о действиях. Мышление на этой ранней ста­дии главным образом эгоцентрическо и прелогическо. На суждения оказывают влияние скорее восприятия, чем
логика.

2. Конкретные операции. Мышление в терминах конкретных, существующих объектов. На этом этапе ребенок способен думать о действиях в уме, но еще не способен в уме формировать гипотезу или рассматривать возможности.

3. Формальные операции. Когнитивная способность размышлять о предположительном и в уме проверять мысли.

ОРАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (ORAL PHASE) Пер­вая стадия либидного развития, приблизительно соответ­ствующая первому году жизни, когда главным источни­ком либидного удовлетворения ребенка предположитель­но являются приносящие удовольствие оральные виды активности, такие как сосание и кусание.

ОТРИЦАНИЕ (DENIAL) Защитный механизм, при котором Эго субъекта избегает осознания некоторых бо­лезненных аспектов действительности, как это имеет место при очевидном игнорировании анатомических раз­личий маленьким мальчиком.

ПЕРВИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ (PRIMARY AUTO-NOMY) Врожденные характеристики, которые со­зревают в процессе развития независимо от внешнего влияния. Регрессия или конфликт могут оказывать на них влияние. Примером служат моторные способности и сознание.

 

– 460

 

ПЕРВИЧНЫЙ ОБЪЕКТ (PRIMARY OBJECT) Пер­вый и самый важный в жизни младенца человек, обыч­но мать.

ПЕРВИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (PRIMARY PROCESS)Способ мышления, связанный с субъективным внутрен­ним миром или с системой Бессознательного. Характе­ризуется ассоциативным мышлением, конкретностью, конденсацией, смещением, образностью и символизаци­ей. Примером служат сновидения, фантазии и оговорки. См. также ВТОРИЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ.

ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ (TRANSITIONAL OBJECT) Это понятие введено Виннокоттом для обозна­чения роли любимых ребенком предметов, таких как одеяло или игрушка, которые нужны ему для того, что­бы чувствовать себя комфортно в отсутствии матери. Кажется, что переходный объект символизирует связь между младенцем и матерью и наделен качествами их обоих.

ПОЗИТИВНЫЙ ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (POSITIVE OEDIPUS COMPLEX) Отождествление ребенка с родите­лем одного пола, когда либидный интерес имеется к родителю противоположного пола.

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (GENDER IDENTITY) Психологическая конфигурация, которая объе­диняет идентичность личности, биологический пол, опыт межличностного взаимодействия, внутрипсихические по­следствия (такие как идентификации), последствия вли­яния культуры и социума — всеобъемлющее чувство му­жественности или женственности.

ПОЛОРОЛЕВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ (GENDER-ROLE IDENTITY)Характерное сознательное или бессоз­нательное принятие человеком половой роди при взаи­модействиях с другими людьми. ПОСТОЯНСТВО ОБЪЕКТА (OBJECT CONSTANCY)См.ОБЪЕКТНОЕ ПОСТОЯНСТВО.

ПОТЕРЯ ОБЪЕКТА (OBJECT LOSS) Реальная по­теря любимого человека из-за разлуки или чувство та-

 

– 461 –

 

кой потери вследствие какого-то внутрипсихического процесса.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ (PRECONSCIOUS) Любые ментальные процессы, содержание и воспоминания, ко­торые более или менее доступны сознанию, но которые в данный момент находятся за его пределами. Термин также использовался для обозначения одной из психи­ческих систем в топографической модели.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОБЪЕКТЕ (OBJECT REPRESENTATION) Ментальное представление о внеш­нем объекте, который размещается во внутреннем мире и встраивается в него. Это представление может соот­ветствовать действительному объекту, но часто претерпе­вает изменения со стороны какого-нибудь бессознатель­ного процесса, например чувств любви и ненависти по отношению к объекту, или со стороны различных фанта­зий и идеализации.

ПРЕДЭДИПОВА ФАЗА (СТАДИЯ) (PREOEDIPAL PHASE) Стадии объектных отношений, предшествующие образованию Эдипова комплекса. Характеризуются, глав­ным образом, привязанностью к первому объекту люб­ви — к матери.

ПРОЕКТИВНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ (PROJEC­TIVE IDENTIFICATION) Термин, введенный Мелани Кляйн и обозначающий механизмы, используемые в фан­тазии ребенком, чтобы совладать с агрессивными чув­ствами к себе и к матери. Расширение сферы его упот­ребления выразилось: в применении к более поздним стадиям; во включении возможности смещения вовне; в обращении агрессивности обратно на себя по ассоциа­ции с чувством преследования; в желаниях обладать объектом и контролировать его; в части механизмов кон­трпереноса и в реальном изменении внутреннего состоя­ния объекта.

ПРОЕКЦИЯ (PROJECTION) Защитный механизм, для которого характерны приписывание внешнему объек­ту неприемлемых импульсов и чувств, которые затем

 

– 462 –

 

направляются обратно на себя. См. также ЭКСТЕРНА­ЛИЗАЦИЯ.

ПРОИЗВОДНОЕ ВЛЕЧЕНИЯ (DRIVE DERIVA­TIVE) Так как влечения сами по себе не осознаются, последствия их мотивирующего вклада становятся со­знательными только из-за их воздействия на психичес­кое функционирование; поэтому производное влечения может проявляться в мыслях, импульсах, желаниях или поведении.

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (PSYCHIC REALITY) Фрейд использует этот термин для обозначе­ния всего, что в психике субъекта приобретает силу внешней, объективной, или материальной реальности. В строгом смысле, термин относится к какому-либо бес­сознательному желанию и связанной с ним фантазии, но в расширительном употреблении психическая реаль­ность может включать сознательные и бессознательные мысли, чувства, сновидения, фантазии, воспоминания и восприятия, безотносительно к их совместимости с внешней реальностью. В терминах психической реально­сти, на желание или фантазию можно реагировать, как будто данное событие реально имело место, например, чувством вины и нарушением памяти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.