Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Телесный образ (body image)см. Образ собственного тела.






ТЕОРИЯ ЛИБИДО (LIBIDO THEORY) Теория о том, что сексуальные побуждения с самого раннего дет­ства мотивируют функционирование психики, и что в течение сексуального развития внимание фокусируется в некоторой последовательности на эрогенных зонах — от оральной через анальную к генитальной. Теория предпо­лагает, что истоки сексуального инстинкта лежат в сома­тических процессах и что они связаны с определенными целями или желаниями, которые вызывают чувственное удовольствие, ассоциированное с фантазиями на тему объекта.

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ (TOPOGRA­PHICAL MODEL) Вторая фрейдовская модель психики, в которой ментальный аппарат подразделяется на три системы: Бессознательное, Подсознание и Сознание.

ТОЧКА ФИКСАЦИИ (FIXATION POINT) В теории либидо фиксация является результатом блокировки вы­хода либидной энергии на определенной стадии инфан­тильного развития. Может происходить по причине трав­мы, конфликта, фрустрации или значительного удовлет­ворения, доставленного в то время. Время или место фиксации именуются точкой фиксации, и ее возникно­вение может затруднять дальнейшее развитие. Когда поз­же происходит столкновение с новыми препятствиями, то имеет место регрессия к точке фиксации. Сегодня вместо того, чтобы видеть в фиксации то место в непре-

 

– 468 –

 

рывном ряду событий, когда энергия отводится в депо и к которому психика должна обратиться, чтобы возобно­вить поток этой отведенной энергии, ее рассматривают как мысль, желание или поведение, связанные с удо­вольствием или страданием и продолжающие оставаться для человека эмоционально значимыми. Сохранение ее влияния особенно заметно в период повышенного не­рвного напряжения. С этой точки зрения, возникнове­ние точек фиксации закономерно для нормального раз­вития, хотя этот термин становится все менее полезным.

ТРАВМА (TRAUMA) Состояние, которое ощущает­ся как превосходящее способность Эго организовывать и регулировать и поэтому вызывающее состояние беспо­мощности.

ТРЕВОГА (ANXIETY) Аффективное состояние, включающее неприятные болезненные и стрессовые чув­ства, которое субъективно переживается как беспокой­ство или паника и похоже на страх перед лицом реаль­ной опасности. Тревога сопровождается предчувствием скорого натиска некоей внутренней или внешней силы и связывается с одной либо несколькими фантазиями или идеями.

ТРОЙСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ (TRIPARTITE MODEL) Термин, часто применяемый к модели психики, введен­ной Фрейдом в 1923 году и состоящей из Ид, Эго и Суперэго, как трех основных частей психики. Известна также как структурная модель.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ МАТЬ (PHALLIC MOTHER) Фан­тазия, что у матери есть пенис. Термин фаллическая женщина часто в свободном употреблении обозначает женщину с вызывающе мужскими чертами характера.

ФАЛЛИЧЕСКАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (PHALLIC PHASE) Стадия психосексуального развития мальчиков, которая сменяет анальную и во время которой основной фокус сексуального внимания сосредоточивается на ге­ниталиях. Стадия названа фаллической, потому что во время нее основной интерес и тревога мальчика оказы­ваются связаны с пенисом. Мы отдаем здесь предпочте-

 

– 469 –

 

ние первоначальному фрейдовскому термину инфантиль­ная генитальная фаза, так как он допускает более сво­бодное рассмотрение других аспектов этого периода раз­вития, имеющих одинаково важное значение также и для девочек. Используемый Фрейдом термин (по-немецки das Ich) для обозначения как эмпирического чувства соб­ственного «я», так и гипотетической психической систе­мы, которая служит целям организации и синтеза лич­ности. В первых двух фрейдовских моделях психики этот термин относится главным образом к эмпирическому чувству своего «я», а с момента создания структурной модели — по преимуществу к соответствующей гипоте­тической системе.

ФАНТАЗИЯ (FANTASY) Более или менее связный ряд ментальных образов, которые могут быть как созна­тельными, так и бессознательными, и в котором образы, идеи или модифицированные внешние восприятия часто располагаются (или переставляются) чтобы дать удовлет­ворение неисполненному желанию.

ЭГО-ДИСТОННЫЙ (EGO-DYSTONIC) Желания, импульсы или мысли, которые рассматриваются субъек­том как нежеланные, несовместимые или несоответству­ющие стандарту.

ЭГО-ИДЕАЛ (EGO IDEAL) Идеальный образ са­мого себя, к которому человек стремится как сознатель­но, так и бессознательно, с которым он себя соизмеряет. Он основан на идентификациях (главным образом с ро­дителями), но в подростковом возрасте подвергается пе­ресмотру, при котором образцами для идентификации становятся другие фигуры. Эго-идеал составляет часть Суперэго.

ЭГО-СИНТОННЫЙ (EGO-SYNTONIC) Поведение совместимое с собственными стандартами, как, напри­мер, в случае черты характера, которая может быть не­приятна другим, но не доставляет неудобства самому человеку.

ЭДИПОВ КОМПЛЕКС (OEDIPUS COMPLEX) Конфигурация отношения ребенка к родителям, осно-

 

– 470 –

 

ванная на фантазии и возникающая обыкновенно в раз­гаре инфантильной генитальной стадии. Она подразуме­вает идентификацию ребенка с родителем своего пола и либидный интерес к родителю противоположного пола. Фантазия ребенка о заступании на место одного из ро­дителей, чтобы играть его роль по отношению к другому родителю, обычно сопровождается целым рядом конф­ликтов, так как у него имеются восхищение родителем одного с собой пола и преданность ему, а также страх кары за то, что он занял не свое место.

ЭКСГИБИЦИОНИЗМ (EXHIBITIONISM) Демонст­рация себя с целью получить инстинктивное удовлетво­рение от осознавания того, что являешься объектом раз­глядывания и вызываешь реакцию наблюдающего.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ (EXTERNALIZATION) За­щитный механизм, который характеризуется тенденцией располагать вне себя собственные инстинктные желания, конфликты, настроение и стиль мышления с тем, чтобы они воспринимались как чужие. Необходимо отличать от проекции.

ЭНЕРГИЯ, ПСИХИЧЕСКАЯ (ENERGY, PSYCHIC) Гипотетическая метафорическая сила в ментальной дея­тельности, введенная для объяснения кажущегося коли­чественного аспекта определенных элементов психичес­кой жизни. Всегда рассматривалась как похожая, но не аналогичная понятию энергии, принятому в физике.

ЭПИГЕНЕЗ (EPIGENESIS) Принцип развития, за­имствованный из эмбриологии. Был впервые применен к психоаналитической теории Эриксоном (1959) и под­разумевает, что личностный рост подчинен определен­ным законам, общим для всего, что растет. У каждого типа организма имеется своя программа, в соответствии с которой для каждой части наступает свое время осо­бой значимости, и так до тех пор, пока из этих частей не образуется функционирующее целое. Соответственно, происходящие в процессе развития события по мере роста личности возникают с определенной частотой и в определенной последовательности.

 

– 471 –

 

ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ (EROGENOUS ZONES) Об­ласти тела, стимуляция которых приводит к чувству по­лового удовлетворения или возбуждения. Вдобавок к ге­ниталиям, ими могут быть и другие области тела. В их развитии имеется последовательность, когда значение имеют последовательно оральная, анальная и гениталь­ная зоны.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ……………………………………………………………………….….  
ВЫРАЖЕНИЕ ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………………  
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………………………………..  
ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ……………………………………………………….  
Часть первая ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ……………………………………………………………………………  
Глава 1 ИСТОРИЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ НА РАЗВИТИЕ ……………………………  
Глава 2 ТЕОРИИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ …………………………………………………………………...  
Часть вторая ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬ ……………………………………………………………………..  
Глава 3 ПСИХОСЕКСУАЛЬНОСТЬ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ………………………………………….  
Глава 4 СТАДИИ ПСИХОСЕКСУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ …………………………………………………..  
Часть третья ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ …………………………………………………………………...  
Глава 5 ОБЗОР ТЕОРИЙ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ……………………………………………………  
Глава 6 РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ …………………………………………………………..  
Глава 7 РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА СОБСТВЕННОГО «Я» ……………………………………………….  
Часть четвертая АФФЕКТ ………………………………………………………………………………………...  
Глава 8 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА ТЕОРИЮ АФФЕКТОВ ……………………………….  
  – 525 –  
Глава 9 РАЗВИТИЕ АФФЕКТА ………………………………………………………………………….  
Часть пятая КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ …………………………………………………………………...  
Глава 10 ПЕРСПЕКТИВЫ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К КОГНИТИВНОМУ РАЗВИТИЮ …………………………………………………………………...    
Глава 11 СТАДИИ КОГНИТИВНОГО РАЗВИТИЯ …………………………………………………….  
Часть шестая СУПЕРЭГО ……………………………………………………………………………………  
Глава 12 СУПЕРЭГО: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОЧЕРК …………………………………………………………...  
Глава 13 РАЗВИТИЕ СУПЕРЭГО …………………………………………………………………………  
Глава 14 ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ СУПЕРЭГО ………………………………………  
Часть седьмая ПОЛ ……………………………………………………………………………………………….  
Глава 15 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР …………………………………………  
Глава 16 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: ДЕВОЧКИ …………………………………………………………….  
Глава 17 ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ: МАЛЬЧИКИ ………………………………………………………….  
Часть восьмая ЭГО ……………………………………………………………………………………………….  
Глава 18 РАЗВИТИЕ ЭГО ………………………………………………………………………………….  
ЭПИЛОГ …………………………………………………………………………………………  
ПРИМЕЧАНИЯ …………………………………………………………………………………...  
СЛОВАРЬ ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ ТЕРМИНОВ ………………………………………………...  
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………  
СОДЕРЖАНИЕ …………………………………………………………………………………...  

 

 

 

Текст на обложке:

 

Здесь представлены взвешенный обзор и свежая интерпретация психоаналитических теорий развития, которые поднимают их на новый уровень понимания и практического применения.

Альберт Дж. Солнит, доктор медицины, профессор психиатрии Йельского университета

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ. Номера страниц в данном тексте указаны так, как даны в книге.

 

 

 

Текст печатается по изданию: ТАЙСОН Р., ТАЙСОН Ф. Психоаналитические теории развития. Т. 14. — Екатеринбург, « Деловая книга », 1998. — 528 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.