Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Главенство Эго и стабильность настроения






 

Ел (1968, 1976) рассматривает вопрос о том, как и когда завершается подростковый возраст. Он приходит к заключению, что для того, чтобы возникла определив­шаяся, интегрированная и самостоятельная взрослая лич­ность, индивид должен пройти 4 этапа. Первый, являю­щийся частью процесса второй индивидуации, — это окончательное перенятие им авторитета родителей и сво­его Суперэго. Теперь подростку приходится принимать на себя большую ответственность за то «кто он есть и что он делает» (Blos, 1967, стр. 148). Второй включает урегулирование и прекращение жалоб в связи с непоп­равимыми событиями или травмами детства, такими, как последствия потери им объекта или влияния особой чув­ствительности к чему-то или физической неполноцен­ности. Третьей задачей подростка является установление чувства исторической преемственности прошлого. Знание о том, кто он и где его истоки, позволяет осуществить выход из уютного детского мира, где все устроено родителями, без дезорганизующего разрыва. Четвертая зада­ча — это окончательное разрешение бисексуальных кон­фликтов, дающее возможность консолидации половой идентичности и сексуальных предпочтений. Тогда инди­вид становится свободен для поиска подходящего зрело­го объекта любви.

 

– 434 –

 

В оптимальном случае, благополучное завершение у подростка этих процессов в различных описанных нами психических системах выводит его Эго на новый уро­вень интегрированности, целостности и доминирования над другими психическими системами. Его функциони­рование становится относительно свободно от влияния раннего архаичного Суперэго, доминирует над импульсивностью инстинктивных влечений, а также относитель­но свободно от влияния окружения, хотя и не безраз­лично к нему. Как только достигается данный уровень главенства Эго, аффекты и их выражение начинают ко­лебаться в приемлемых рамках (Zetsel, 1965; Elee, 1968), лучше сдерживаются и модулируются. В результате ус­пешного развития Эго достигается и укрепляется гармо­ния между внутренним и внешним, а также во внутрен­нем мире человека. Становится более предсказуемым стереотип саморегулирующих, адаптационных, организующих и синтезирующих реакций Эго, приобретающих опреде­ленный стиль. Это связано с тем, что стереотипы реак­ций становятся более автоматическими, а стереотип ре­гуляции чувства собственного достоинства определеннее (Rache, 1958). Как только достигнута стабильность иден­тичности (Erickson, 1956), возникает интегрированная взрослая личность. Возрастание гармоничности отража­ется в росте стабильности настроения. А появление ста­бильности настроения, как считается, сигнализирует о достижении нового уровня психической стабильности и завершении подросткового возраста.

 

РЕЗЮМЕ

 

Вслед за Спитцем, мы используем здесь появление нового аффекта или нового его качества с целью обо­значить каждый новый уровень координированности и интегрированности функций Эго, подразумевающий но­вый уровень его организации и развития. Несмотря на то, что первые проявления любого аффекта драматичны

 

– 435 –

 

и их легко наблюдать, с течением развития эти проявле­ния становятся все незаметней, однако, их всегда можно обнаружить.

Соответственно, нами выдвинуто предположение о том, что появление социальной улыбки (на 2—3 месяце жизни ребенка) сигнализирует о новом уровне организа­ции и синтеза, говоря о прогрессе по сравнению с врож­денными способностями и о начале функционирования психики; стрессовая реакция на постороннего (на 7—9 месяце жизни) обозначает установление либидного объек­та; негативизм (на 15—18 месяце) свидетельствует о спо­собности к саморефлексии и появлении речевых спо­собностей; тревога и стыд (на 24—30 месяце) — об ин­тернализации конфликта и начале формирования Супе­рэго; использование аффектов в качестве сигналов опас­ности и конфликта сопровождает установление либидно­го постоянства объекта (в 30—36 месяцев); чувство вины (в возрасте от 3 до 5 лет) указывает на интеграцию Су­перэго и на инфантильный невроз; практика (латент­ный период) — на возросшую самостоятельность функ­ционирования Эго и Суперэго; лабильность настроения (подростковый возраст) — на подростковый процесс пси­хической реорганизации; стабильность настроения (по­здний подростковый возраст) — на главенство Эго над влечениями и другими импульсивными желаниями, как и над директивами Суперэго. Последнее же указывает на то, что подростковый возраст подошел к концу.

 

– 436 –

 

ЭПИЛОГ

 

Представляя настоящую попытку объединения пси­хоаналитических теорий развития, мы руководствовались в основном тем соображением, что многие системы лич­ности растут и развиваются одновременно и независимо друг от друга. Все системы необходимо взаимосвязаны и в целом составляют единую сложную систему. Вот поче­му наш ум (и это вполне заслуживает удивления) продолжает в течение всей жизни согласованно функциони­ровать.

Для того чтобы описать процесс развития, мы обсуждаем здесь многие предметы: некоторые подробно, некоторые в более сжатой форме. Мы признаем, что в последнем случае есть опасность чрезмерного упроще­ния, в особенности потому, что мы не смогли принять в расчет в систематизирующем и обобщающем обзоре, ка­ким является наш, многочисленные тонкости каждого предмета. Мы, однако, надеемся, что настоящий обзор пролил свет как на трудности, сопровождающие процесс развития, так и на то, что любая часть поведенческих проявлений может иметь под собою ряд возможных зна­чений. Тенденция сводить любое объяснение либо к вне­шним событиям, либо к внутрипсихическим силам, на­сколько это нам удалось, нами здесь преодолевается.

Несколько тем в этой книге опущены совсем. Сре­ди них — отношения ребенка во внутрисемейной систе­ме, отличные от его отношений с родителями; развитие социальных взаимодействий; приложение наших теорий к психопатологии. Эти предметы, будучи несомненно важными, находятся вне нашего фокуса на внутрипсихи­ческих аспектах нормального развития, до той, конечно, степени, до которой нам удается их здесь описать.

 

– 437 –

 

Мы также отдаем себе отчет в том, что в части, где мы говорим о роли матери и отца, представляемая нами картина местами до известной степени идеализи­рована, как будто бы наша теория относилась лишь к тому ребенку, который растет в целостной семье. Хоть клиницистам может показаться, что ежегодно в их прак­тике встречается не так много функционирующих целос­тных семей, мы полагаем, что понимание той роли, ко­торую играют оба родителя в развитии ребенка, полезно для детального рассмотрения и концептуализации опти­мального развития, а также для того, чтобы оценить, где может быть уязвим ребенок, взросление которого прохо­дит в альтернативных ситуациях.

Местами при прочтении данного материала может сложиться впечатление определенности, завершенности некоторых моментов, как будто бы некоторые гипотезы приняты так широко, что достигли статуса установлен­ного факта. Если нами создается такое впечатление, то сейчас мы хотим его исправить. Психоаналитическая те­ория до сих пор отмечена многими открытыми вопроса­ми и противоречивыми областями, так что она, подобно обсуждаемой нами модели развития, является незавер­шенной, развивающейся, подверженной переменам и эво­люционированию по мере появления новых данных.

Тем не менее, мы надеемся, что обрисованная нами перспектива процесса развития окажется достаточно со­гласованной, чтобы быть полной, и в то же время дос­таточно пластичной, чтобы оставаться в русле нового знания. Мы также надеемся, что представили свои идеи таким образом, что передали не только сложность про­цесса развития, но и способствовали размышлению о психике человека.

 

– 438 –

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.