Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Словарь встречающихся терминов






 

Многие термины, вошедшие в психоанализе в по­вседневное употребление, постепенно приобрели целый ряд значений. Этот словарь предназначен для того, что­бы прояснить использование нами в данной книге каж­дого конкретного термина: мы не задумывали его как исчерпывающее авторитетное руководство по психоана­литической терминологии. Он в первую очередь ориен­тирован на то, чтобы дать такое объяснение терминов, которого было бы достаточным для продолжения чтения этой книги без перерыва на просмотр дополнительной литературы. Рекомендуем еще четыре источника для тех, кто захочет больше узнать о любом из упоминаемых здесь терминов: L. E. Hinsie and R. J. Campbell. Psychiatric Dictionary, 4th ed. (New York: Oxford University Press, 1970); J. LaPlanche and J. —B. Pontalis, The Language of Psycho­Analysis (London: Hogarth Press, 1973); B. E. Moore and B. D. Fine, eds. Psychoanalytic Terms and Concepts (New Haven and London: Amer. Psychoanal. Assn. and Yale Univ. Press, 1990); и C. Rycroft, A Critical Dictionary of Psychoanalysis (Middlesex: Penguin, 1972).

 

АВТОНОМНОСТЬ (AUTONOMY) Свойство незави­симого функционирования. Что касается психических систем, например Суперэго, то говорят, что оно функ­ционирует автономно, если его функционирование не нарушается конфликтом и не зависит от поддержки со стороны взрослых. Хартманн (1958) ввел этот термин в психоаналитическую теорию по отношению к Эго. (См.

 

– 445 –

 

также ПЕРВИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ. ВТОРИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ).

АДАПТАЦИЯ (ADAPTATION) Способность приспо­сабливаться к внутренней или внешней реальности. Она часто требует приведения собственных внутренних по­требностей в соответствие с окружающей средой, но может потребовать и использования определенных защит­ных механизмов, например, во внутренней психической реальности.

АККОМОДАЦИЯ (ACCOMODATION) Понятие Пи­аже, относящееся к способу связи с окружающей средой в терминах уже имеющейся информации о ней, или то, что Пиаже называет «внутренними схемами». Примером может служить ребенок, который впервые видит обезь­янку, и та кажется ему кошкой: она примерно такого же размера, и он о кошках уже наслышан. Это понятие Пиаже напоминает аллопластическую адаптацию.

АЛЛОПЛАСТИЧЕСКИЙ (ALLOPLASTIC) Тип адап­тации, характеризуемый способностью человека добивать­ся реакции из окружающей среды для удовлетворения внутренних потребностей или желаний, а также отно­ситься к окружающей среде главным образом в свете этих желаний и потребностей. Эта способность играет решающую роль в раннем младенчестве, когда ребенок должен быть в состоянии пробудить внимание окруже­ния к себе с тем, чтобы выжить. Но не проходящая склонность манипулировать окружающей средой как единственным (или главным) средством удовлетворения своих внутренних нужд или разрешения конфликтов счи­тается ненормальной и может указывать на патологию.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE) Одновре­менное присутствие сильных противоположных чувств (любви и ненависти) по отношению к одному и тому же человеку.

АНАКЛИТИЧЕСКИЙ (ANACLITIC) Тип зависимос­ти, когда один человек полагается на другого в удовлет­ворении либо основных потребностей, либо физических

 

– 446 –

 

или психологических потребностей. Отношение младенца к матери всегда носит аналитический характер.

АНАЛЬНАЯ ФАЗА (СТАДИЯ) (ANAL PHASE) Ста­дия развития либидо, когда наибольшее удовольствие сфокусировано на функционировании анальной зоны. Это главным образом удовольствие от дефекации или задер­живания каловых масс.

АССИМИЛЯЦИЯ (ASSIMILATION) Создание но­вых внутренних схем в ответ на новую информацию из окружающей среды. Это понятие Пиаже напоминает аутопластическую адаптацию (см. ниже). Примером мо­жет служить ребенок, который видит обезьянку и, зная, что это не кошка, создает новую категорию: животные могут быть кошками или обезьянками.

АУТИЗМ (AUTISM) Расстройство развития орга­нического происхождения, результатом которого являет­ся ослабление социальных взаимоотношений, обычно сопровождающееся качественным ухудшением вербально­го и невербального общения. Этот термин заимствован Малер из психопатологии и обозначает первые несколь­ко недель жизни ребенка, когда он, в противополож­ность более поздним этапам развития, менее способен к взаимодействию с родителями.

АУТОПЛАСТИЧЕСКИЙ (ADTOPLASTIC) Способ­ность осуществлять внутренние (или психические) моди­фикации в ответ на воздействия окружающей среды. Указанная способность требует проверки реальности и в большинстве случаев подразумевает способность к внут­реннему компромиссу и отсрочки удовлетворения.

АУТОЭРОТИЗМ (AUTOEROTISM) Сексуальная стимуляция и удовлетворение без прибегания к внешним раздражителям. Примером может служить мастурбация в любой форме.

АФФЕКТ (AFFECT) Многогранное психологическое явление, включающее мотивационные, соматические и другие выражения чувств, с которыми связана идея или компонент сознания. Его необходимо отличать от эмо­ции и от чувства.

 

– 447 –

 

АФФЕКТ-ТРАВМА (AFFECT-TRAUMA) Так часто называют первую фрейдовскую модель психики. (См. также МОДЕЛЬ ВЛЕЧЕНИЕ-РАЗРЯДКА.)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (UNCONSCIOUS) Менталь­ное содержимое и процессы, которые в любой момент времени находятся вне пределов сознания и не могут быть осознаны. В психоаналитической теории признает­ся два вида бессознательного. Описательное бессознатель­ное — это любой материал, недоступный осознанию. Динамическое Бессознательное (которое отличают в написании по заглавной букве «Б»), относится к менталь­ному содержимому и процессам «системы» Бессознатель­ного топографической модели, которые недоступны со­знанию и не могут его достичь из-за противодействия вытеснения и других защит.

БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (BISEXUALITY) Совокуп­ность черт характера и сексуальных желаний, которые присуши как своему, так и противоположному поду. При­мером может служить человек, который находит в себе и мужские и женские черты и хочет половых отношений с обоими полами. С точки зрения развития, источник би­сексуальности лежит в тенденции рано отождествляться с разнообразными чертами обоих родителей, поддержи­вая к каждому из них либидные чувства. Это может по­служить основой для психического конфликта.

ВЛЕЧЕНИЕ (DRIVE) В Стандартном издании ра­бот Фрейда повсеместно используется термин Trieb, пе­реводимый как «инстинкт». Однако, в противоположность автоматическому, основанному на стереотипах инстинк­тивному поведению (которое мы видим у низших жи­вотных), в психоаналитическом употреблении этот тер­мин обозначает психологическое явление. Это менталь­ное соответствие биологической силы, вносящей моти­вирующий вклад, то есть побуждаеющей ум к действию. В отличие от моторной деятельности, которая у живот­ных следует сразу после возбуждения, у человека в дан­ной ситуации поведение зависит от Эго. Это создает

 

– 448 –

 

возможность пластичного, разнообразного выражения реакции на бессознательный импульс.

ВНЕОПЫТНЫЙ (NONEXPERIENTIAL) Гипотети­ческие аспекты психических функций, такие как защит­ные механизмы, или психические системы (Ид, Эго и Суперэго). Понятия о психическом функционировании являются центральными в теории психоанализа и имеют клиническую ценность для понимания механизмов, оп­ределяющих поведение, не являясь при том частью на­шего опыта. Их можно уподобить конструкции, поддер­живающей сцену; мы можем смотреть пьесу, но не ви­деть этих вспомогательных сценических сооружений.

ВНУТРИСИСТЕМНЫЙ (INTRASYSTEMIC) В трой­ственной модели психики Ид, Эго и Суперэго именуют­ся системами. Когда между импульсами или влечениями внутри одной системы существует конфликт, он называ­ется внутрисистемным. Конфликт идеалов — это типич­ный внутрисистемный конфликт внутри Суперэго. (См. также МЕЖСИСТЕМНЫЙ.)

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ЭГО (AUXILIARY EGO) Го­ворят, что мать (или любой другой осуществляющий уход человек) выступает в качестве вспомогательного Эго, если она заботится о ребенке, защищает его, создает ему ком­фортные условия и оберегает от излишней внутренней или внешней стимуляции. Термин подразумевает, что ряд функций Эго уже наличествует, но имеется потребность в помощи извне — такой, какую ребенок в итоге сможет оказывать себе сам.

ВТОРИЧНАЯ АВТОНОМНОСТЬ (SECONDARY AUTONOMY) Состояние функций Эго, которые берут начало в областях конфликта, но достигают независимо­го функционирования. Примером является опрятность.

ВТОРИЧНЫЙ ПРОЦЕСС (SECONDARY PROCESS) Мышление, для которого характерны рационализм, ло­гичность и упорядоченность. В огромной степени опира­ется на вербальный символизм и функционирует глав­ным образом в адаптации к реальности. Может быть

 

– 449 –

 

сознательным и бессознательным. (См. также ПЕРВИЧ­НЫЙ ПРОЦЕСС.)

ВЫТЕСНЕНИЕ (REPRESSION) В ранних работах Фрейда этот термин первоначально обозначал любую за­щитную деятельность, но затем его употребление стало ограничиваться специфическим видом защиты, когда де­ятельность психики или содержание желаний, фантазий, событий раннего детства устраняется от сознания путем процесса, который человек не осознает.

ГЕНИТАЛЬНАЯ ФАЗА (GENITAL PHASE) После­дняя стадия психосексуального развития. Она начинает­ся в подростковом возрасте и означает биологическую возможность оргазма. Как только человек достигает ге­нитальной фазы, составные сексуальные влечения ран­них стадий психосексуального развития обычно органи­зуются с целью получения конечного генитального удов­летворения, хотя они и могут быть использованы для полового возбуждения в процессе предваряющей сексу­альной игры.

ЗАВИСТЬ К ПЕНИСУ (PENIS ENVY) Неприятное чувство, часто сопровождаемое пониженным чувством собственного достоинства, вызываемое жадным тяготе­нием к мужскому фаллосу. Фрейд видит в ней коренную черту психологии женщины. Это представление было подвергнуто тщательному изучению и выяснилось, что и мальчики страдают завистью к пенису, когда обнаружи­вают, что у более старших половой орган заметно боль­ше, чем у них.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ (DEFENCE MECHA­NISMS) Различные попытки Эго защититься от опасно­сти. Эта опасность обычно имеет отношение к какому-то внутрипсихическому конфликту и следует из того, что некое вытесненное желание угрожает прорывом в созна­ние, его удовлетворение же ассоциируется с воображае­мым или реальным наказанием. Об угрозе прорыва вы­тесненного желания сигнализируют болезненные чувства тревоги или вины, которые и побуждают Эго отбрасы­вать данное желание или влечение. Защиты функциони-

 

– 450 –

 

руют бессознательно, так что человек не имеет представ­ления об их деятельности. Они являются нормальной составляющей развития и функционирования психики.

ЗОНА ЭГО, СВОБОДНАЯ ОТ КОНФЛИКТА (CON­FLICT-FREE EGO SPHERE)Область функционирования Эго, которая начинается за зоной внутрипсихического конфликта, остается вовне его и обычно в него не вов­лекается. Примерами могут служить движение, сознание и речь. Это понятие введено Хартманном и связано с его понятиями ПЕРВИЧНОЙ и ВТОРИЧНОЙ АВТО­НОМНОСТИ.

ИД (ID) Гипотетическая психическая система, зак­лючающая в себе инстинктные влечения, то есть моти­вирующие тенденции, которые функционируют, чтобы побудить психику к активному поиску удовлетворения. Ид — это одно из трех подразделений психики в струк­турной теории, двумя другими являются Эго и Суперэго.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ или ОТОЖДЕСТВЛЕНИЕ (IDENTIFICATION) Изменение образа себя в сторону большего сходства с объектом восхищения (или опреде­ленными его аспектами). Этот термин используется для обозначения как процесса внесения таких изменений, так и для самих изменений. Идентификация с родителем появляется рано и является необходимым компонентом нормального развития. Хотя идентификация и может иногда включать в себя аспект защиты, ее нельзя одно­значно считать защитой. Идентификацию необходимо отличать от интернализации, инкорпорации и интроекции (см. ниже).

ИМИТАЦИЯ (IMITATION) С точки зрения разви­тия, копирование объекта обожания или ненависти, как при идентификации, но имитация — это обычно вре­менное и чаще всего сознательное явление.

ИНДИВИДУАЦИЯ (INDIVIDUATION) Процесс развития, протекающий в первые три года жизни когда ре­бенок пытается выработать уникальное и отчетливое чув­ство идентичности, со своими собственными индивиду-

 

– 451 –

 

альными чертами, отличное от представления об объек­те — как правило матери.

ИНКОРПОРАЦИЯ (INCORPORATION) Примитив­ная фантазия принятия чего-нибудь внутрь своего тела через то или иное естественное отверстие — рот, ухо, нос, анус — для того чтобы овладеть чертами внешности или качествами объекта. Термин иногда также использу­ется в значении либо разрушения субъектом объекта, либо получения субъектом удовольствия от проникнове­ния в него объекта. Необходимо отличать от идентифи­кации, интернализации и интроекции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.