Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эдипов комплекс и инфантильный невроз: чувство вины






 

Проблемы наступившей инфантильной генитальной фазы психосексуального развития предъявляют к незре­лому Эго новые требования. Задачи установления поло­вой идентичности и озабоченность собственной нарцис­сичностью приводят ребенка к необходимости иденти­фицироваться с идеализированным родителем одноимен­ного пола; эти идентификации прокладывают путь к Эдипову комплексу, который обыкновенно порождает конфликт с его фантазиями, страхами и колебаниями чувства собственного достоинства.

 

– 419 –

 

Ребенок стремится удовлетворить либидные, агрес­сивные и другие актуальные побуждения; достичь опре­деленной степени контроля над импульсами (Lastman, 1966); удовлетворить стандартам набирающего силу Су­перэго; добиться консолидации значимой с позиции нар­циссизма половой идентичности; перед лицом неудов­летворенных фантазий желания поддержать чувство соб­ственного достоинства. На этом пути складывается мно­жество всевозможных вариантов Эдипова конфликта. То, какие ресурсы имеются в распоряжении Эго и задей­ствуются им во время Эдипова конфликта, играет важ­ную роль для последующего развития ребенка.

Эдипов комплекс формирует стержневой конфликт, который Фрейд назвал инфантильным неврозом (1909а, 1918). Этот термин относится к специфической структу­ре и организации мышления, характеризуемой интерна­лизованным конфликтом и функционирующим Суперэ­го. Как говорилось нами при обсуждении развития Су­перэго, первые шаги в его формировании делаются с формированием интроектов и идеалов и интернализаци­ей конфликта, но эти ранние фрагменты Суперэго еще не могут функционировать как хорошо организованная, согласованная и прочная система, способная эффектив­но осуществлять функции контроля и наказания. Более согласованной, интегрированной, одним словом, функ­циональной системой Суперэго становится по мере того, как ребенок идентифицируется с моральным кодексом и этическими стандартами родителей, пытаясь разрешить Эдипов конфликт и, став приверженным этим, теперь внутренним стандартам, пойти на дальнейшие внутрен­ние компромиссы. Соответственно, истоки конфликта, истоки наказывающей инстанции при болезненном аф­фекте вины и источники чувства собственного достоин­ства становятся теперь внутренними. Они становятся те­перь весьма удаленными и недоступными для внешнего влияния модификации.

Инфантильный невроз поэтому подразумевает фор­мирование нового типа психической организации — ин-

 

– 420 –

 

тегрированного. Как таковой, он представляет собой по­пытку объединения минувших (предэдиповых), текущих прогрессивных (эдиповых), внутренних (активное — пассив­ное, мужественное — женственное) и невротических конф­ликтов в единую, в более адаптированную к реальности, социально приемлемую организацию. Он представляет собой наивысший уровень организации психики, кото­рый пока может достичь малыш.

Этот прогресс ребенку достается нелегко. Глубину его страдания можно почувствовать на примере случая маленького Ганса (Freud, 1909a). Фрейд замечает, что хотя инфантильный невроз и представляет собой исход борь­бы между интересами самосохранения и требованиями либидо, борьбы, в которой победа остается за Эго, это достигается ценой страдания и самоотречения: «Ценой, которую мы платим за наше продвижение к цивилизо­ванности, является счастье, теряемое нами по мере рос­та чувства вины» (1930, стр. 134).

Примером напряженности и страдания, которые могут сопровождать инфантильный невроз, служит слу­чай Коулин. Соревнование с отцом во время эдиповой фазы претерпевает смешение на его старших братьев, которые, кажется, всегда стояли между ним и матерью. Чувство вины заставляет его сместить желание смерти братьев на других детей, и однажды его желание «убить всех детей в мире, кроме тех, которые дома» высказыва­ется вслух. Он исступленно кусает пластмассовую куклу, случайно оброняя имя брата, но впоследствии отрицает враждебные чувства к братьям. Он подбегает к окну и выкрикивает ругательства и угрозы смертью детям, игра­ющим во дворе. А после того, как аналитик интерпрети­рует смещение, ребенок отвечает: «Тогда мама вся была бы моя, а потом я убил бы ее тоже!» Его сразу же пере­полняет тревога, он смешает желание смерти на анали­тика и пытается ее атаковать. Его удерживают, и тогда он высказывает саморазрушительную фантазию падения из окна. Аналитик интерпретирует использование Коу­пином агрессии в качестве защитного приема и выска-

 

– 421 –

 

зывает предположение, что он ищет любви окружающих. Тогда мальчик серьезно отвечает: «Я такой плохой внут­ри, что никто никогда не сможет меня полюбить». И умоляет: «Пожалуйста, прогоните мои ужасные тревоги!»

Анна Фрейд пишет, что, несмотря на то, что ин­фантильный невроз может протекать тяжело, травмиро­вать и сопровождаться болезненными симптомами, кон­фликты, которые лежат в его основе, — нормальные. Поэтому она высказывает мысль (весьма похожую на мысль ее отца), что инфантильный невроз — это «цена, которую приходится платить за более высокую ступень развития личности» (1970а, стр. 202).

Инфантильный невроз занимает центральное мес­то в раннем детском возрасте и представляет собой за­метный прогресс в организации и функционировании Эго. Вот почему мы отводим ему роль шестого органи­затора психики; чувство вины — это связанный аффект, сигнализирующий об этом прорыве в организации Эго,

Так как конфликты, источники одобрения и нео­добрения и средства разрешения конфликтов теперь все по большей части внутренние (хотя для их, усиления изредка необходима помощь извне), инфантильный не­вроз подразумевает, что Эго функционирует все более самостоятельно — более независимо от внешней под­держки.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.