Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Латентная фаза. Трудолюбие






 

В возрасте 6—7 лет в связи с наступлением па­тентного периода происходит еще один важный сдвиг в развитии. Он отмечен аффектом «практики», который указывает на окончательное овладение ребенком свои­ми внешним и внутренним миром, и этому прогрессу оказывает значительную поддержку способность субли­мировать.

Первоначально Фрейд (1905b) описывает латент­ность в терминах уменьшения внешних проявлений ин-

 

– 422 –

 

фантильной сексуальности и способности сублимировать инстинктивные импульсы. Сегодня мы бы также вклю­чили сюда более или менее успешное разрешение ребен­ком Эдипова конфликта и реорганизацию под влиянием развивающегося Суперэго защитных структур Эго. Эти достижения в психическом развитии необходимо отли­чать от простого взросления: ребенок между 7 и 11 года­ми часто характеризуется как «ребенок, достигший ла­тентного возраста», независимо от того, произошли ли у него надлежащие психические изменения.

Поскольку патентная фаза не однородна, посколь­ку в различные ее моменты для психики актуальны раз­личные задачи и поскольку этот период охватывает не­сколько лет жизни, теоретики психоанализа попытались его подразделить (см. Albert, 1941; Bornstein, 1951; Williams, 1972; Sarnoff, 1976). Мы отдаем предпочтение классификации Борнштейн, которая описывает латент­ную фазу как раннюю и позднюю. Этот выбор обуслов­лен тем, что она основывает свои критерии на измене­ниях в функционировании Эго и Суперэго, находящих отражение в поведении ребенка.

Согласно материалу, предлагаемому нами при об­суждении сознания, Шапиро и Перри (1976) находят, что примерно у 7-летнего ребенка в сферах когнитивного, неврологического, физического, морального и социаль­ного функционирования одновременно происходят важ­ные изменения. Проходит время конкретного операци­онного мышления, и начинают доминировать вторичные процессы; теперь становится очевидным более опреде­ленное деление между рациональным мышлением и фан­тазированием. Это связано с тем, что первичные про­цессы все в большей мере бессознательны и сохраняют­ся в сфере личной жизни. Вследствие этого, требования внутреннего мира в меньшей мере влияют на мышление и формирование отношения, и последние становятся больше ориентированы на логику и реальность. У ребен­ка совершенствуется способность видеть вещи с различ­ных сторон и объективно оценивать других. Это способ-

 

– 423 –

 

ствует большему осознанию себя, в том числе и как ча­сти социума, что мотивирует снижение импульсивности поведения.

По мере приближения к 7-летнему возрасту вне­шний мир ребенка расширяется. Школьная жизнь пред­лагает возможности для овладевания, творчества, поко­рения все новых рубежей в двигательной, социальной и интеллектуальной сферах. Большая группа сверстников с характерным для нее акцентом на подвижных играх пред­лагает также социально приемлемый путь как для на­правления агрессивности, так и для стабилизации требо­ваний Суперэго: в коллективе обычно большое внима­ние уделяется правилам, и дети-ровесники или старшие по возрасту могут в дополнение к семейным фигурам являться примерами при выработке поведенческих стан­дартов. Сверстники и учителя, предоставляя ребенку но­вые возможности смещать Эдиповы желания и фанта­зии, также способствуют расширению диапазона его за­щитных механизмов (A. Freud, 1979).

Давление влечений к патентному периоду не пре­кращается. Хотя многие дети и продолжают в опреде­ленной мере заниматься мастурбацией, сам акт мастур­бации и связанные с ним фантазии часто не совпадают по времени. Впоследствии фантазии сами по себе стано­вятся важным путем удовлетворения желаний, причем запретные желания выражаются в символической форме и все больше удаляются от эдиповых тем и объектов, как можно видеть на примере фантазий о семейном ро­мане или боязни чудовищ.

Дополнительная задача для Эго во время патент­ного периода состоит в том, чтобы приспособиться и привыкнуть к Суперэго в роли внутреннего наблюдате­ля, судьи и критика. Поскольку по сравнению с контро­лирующими функциями Эго, инстинктные импульсы и другие актуальные побуждения сильнее, то в это время недавно претерпевшее консолидацию Суперэго имеет тен­денцию быть болезненно жестоким и суровым. Чтобы избежать причиняющих боль самообвинений, ребенок

 

– 424 –

 

использует проекцию и воспринимает других как наблю­дающих и выносящих суждения. Вот почему он склонен осуждать других за свои собственные проступки.

В раннем латентном периоде организующие спо­собности Эго все еще слабы по сравнению с бременем стоящих задач, так что не является редкостью некоторая психическая дисгармоничность. По мере взросления ре­бенок развивает более совершенные средства урегулиро­вания конфликтов и защиты от них. Содержание фанта­зии сдвигается от воображаемых идеализированных фи­гур к реальным объектам. Содержание Суперэго претер­певает постепенную модификацию: примитивные, не­сколько искаженные родительские интроекты превраща­ются в стандарты, более близкие к реальности. Теперь между тремя ментальными структурами возможно более гармоничное сосуществование.

Еще большее нарциссическое удовлетворение дос­тавляет сублимирование, которое одновременно облег­чает и является индикатором этой возросшей гармонии. Хотя сублимации могут отмечаться и раньше (Harris, 1952), способность развивать их, пользуясь связанным с ними удовлетворением, а не просто защищаться от лю­бой формы инстинктивного удовлетворения (Gross & Rubin, 1972), является важнейшей составной частью оп­тимального развития в патентной фазе. В это время об успехе сублимирования можно судить по множеству но­вых интересов и достижений, которые появляются у ребенка. Рост навыков и способностей становится само­стоятельным источником социального и субъективного одобрения, позволяя ребенку постепенно уменьшать за­висимость от родителей. Это способствует поддержанию чувства собственного достоинства и в то же самое вре­мя установлению с родителями более гармоничных от­ношений.

Рост гармонии во внутреннем мире сопровождает­ся интеграцией защитных механизмов и ростом стабиль­ности настроения и аффекта. Функционирование Эго становится в меньшей мере подверженным регрессии, что

 

– 425 –

 

ведет к возрастанию независимости от влечений и роди­тельских объектов. Как указывает Буксбаум, консолида­ция функций Эго может облегчать контроль за влечени­ями и их торможение, в то время как биологически ос­лабленное влечение может облегчать консолидацию фун­кций Эго: «Это вопрос не приоритета, а взаимного вли­яния» (1980, стр. 123).

Эриксон (1959) говорит о «склонности к практи­ке», имея в виду испытываемую ребенком в латентный период потребность выходить за рамки фантазирования и делать что-нибудь полезное — творить. Постольку поскольку у тех детей, которые не овладевают возраст­ными навыками, в этот период наблюдаются ослабева­ние чувства собственного достоинства и нарушения по­ведения, мы бы дальше развили термин Эриксона и под­черкнули практику, которая появляется одновременно со способностью сублимировать. Так как появление нового аффекта используется в качестве показателя достижения более высокого уровня организации, мы допускаем, что «практика» — это показатель того, что ребенок во время патентной фазы успешно овладевает своим внутренним и внешним миром.

 

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.