Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек – это животное, стремящееся возвыситься до Бога».






Уильям Шекспир

 

Несколько лет назад в интернете была опубликована интереснейшая статья супругов Надежды и Дмитрия Зима. В ней приводились аргументы в пользу мистического мироощущения, утверждающего существование Бога как Надсущества, частичками которого являемся все мы, живущие в Нем. В этой статье излагаются основы зороастризма – учения Заратустры – пророка, жившего в конце второго тысячелетия до нашей эры. По прошествии многих веков, к моменту, когда уже исчез язык, на котором проповедовал Заратустра, персидский царь Кир дал своим жрецам указание собрать разрозненные сведения об его учении. Они были собраны в документ под названием «Авеста».

Вот что пишут супруги Зима: «...Начиная со средних веков переводчики «Авесты» не перестают удивляться резкому отличию данного учения от всех без исключения известных религий и верований. Мы бы даже сказали, что данное учение больше смахивает на современную философию или даже на учение Вернадского о био- и ноосферах. Во-первых, Богом как таковым зороастризм называет ВСЕ СУЩЕЕ, Бог – это все пространство и все время, и все материальные и нематериальные части мира являются его частями. Мало того, что «Авеста» описывает Землю не как плоскую лепешку, а как висящий в пространстве ШАР, так она еще рассматривает всю Вселенную как единый организм (выделено мной - М.Г.).

Дальше – больше, у этого Единого Организма имеется некая разумная часть материи, некая разумная личность, зародившаяся во Вселенной. Нет, это не сам Бог – это Разум Бога и зовут эту личность Ахура Мазда или, в переводе на русский, Правящий РАЗУМ, а иногда и просто – РАЗУМ (Мудрость). Конечно, с течением времени зороастризм, как и все прочие религии и учения, не избежал всевозможных спекуляций. Из него, в частности, выросло учение Мани – манихейство, которым в раннем возрасте «переболел» блаженный Августин, но опять же, не в этом суть, мы все равно не собираемся здесь проповедовать какое-либо учение, мы просто рассматриваем, как различные учения описывают суть Божества и процесс слияния человека с Божеством. Ну а зороастризм, где суть оказалась не спрятанной за витиеватыми фразами, а отразилась прямо в самом названии Божества, оказался наиболее благоприятным объектом для изучения.

Так вот, по учению Заратустры, правящий во Вселенной Разум един, и главная задача этого Разума – следить за тем, чтобы всему организму, всем частицам огромной Вселенной было хорошо. Точно так же и разум человека озабочен всеми проблемами, которые возникают в теле. Что же касается самого человека, то каждый из нас является абсолютно свободным в своем выборе – помогать ли этому Единому Разуму, игнорировать ли Его или даже пытаться противостоять Ему. Здесь аналогия с человеческим телом тоже будет весьма уместна. К примеру, если моя рука перестанет меня слушаться, мне будет очень горько, но я не буду спешить ее ампутировать, поскольку неважно, слушается она меня или нет, это все равно часть меня самого. Нет, за топором, дабы покарать непослушный орган, я не побегу, я начну лечить его. Одним словом, этот Вселенский Разум ведет себя точно так же, как разум человека, стараясь привести все части организма в равновесие и согласие, дабы одна часть не мешала соседним и наоборот. И точно так же, как мы не делим свое тело на «плохие части» и «хорошие части», так и этот Разум заинтересован, чтобы нигде не возникало источника боли.

Однако человек, по учению Заратустры, это не просто слепой орган единого организма – это часть единого Разума. Но, будучи свободным в своем выборе, он сам решает, сливаться ли с Единым Разумом или жить самому по себе. Ни то ни другое не возбраняется, и никто не вправе винить человека в его выборе. Больше того, для нормальной работы разума необходимо и одно и другое. Ну а путь к согласию и единению с божественным Разумом в зороастризме лежит через идею добровольного Договора. Заметьте, эта же идея лежит в основе всей Библии, поскольку само слово «Завет» (еврейское «Брит») является просто некорректным переводом и дословно означает «Договор», «Союз».

В зороастризме суть такого вот Договора (по-авестийски это звучит «Митра» и является наиболее важным понятием в жизни всех древних индоевропейцев) сводится к следующему: человек может добровольно взять на себя обязательства исполнять «старые добрые заповеди» – не лгать, не нарушать справедливость, держать свое обещание, даже когда это обещание дано врагу, помогать своим ближним, стараться противостоять несправедливостям и работать не только на себя лично, что никоим образом не считалось зазорным, но и помогать своим трудом окружающим, помогать всей общине и всему народу. Как видите, суть Договора крайне проста и человечна, но зороастрийцы ради принятия человеком Клятвы чтить такой Договор прощали любое преступление. Правда, потом за преступление клятвы могли изгнать из общины или жестоко наказать.

Но опять же, нам пока важнее другое – зороастризм утверждает, что во Вселенной давно уже сложилась некая РАЗУМНАЯ правящая Сила, радеющая об интересах всей Вселенной, как и разум человека радеет об интересах всех без исключения частей своего тела. Больше того, как и во многих других религиях, зороастризм полагает, что человек, который тоже обладает неким разумом, может войти в Союз с этой Разумной Силой, а может быть, даже слиться с Ней в одно целое».[723]

 

Идею мирового разума можно встретить и в мусульманской традиции. В исламе есть течение исмаилитов, названное так по имени Исмаила, сына шестого шиитского имама Джафара. Приверженцы этого течения, распространенного в Восточной и Северной Африке, считают, что существует мировой разум, являющийся ипостасью, одним из проявлений Аллаха. Эманацией, результатом существования мирового разума является мировая душа, породившая материю и все живое, включая человека. Посланцами мирового разума среди людей исмаилиты считают семь великих пророков, имамов (имам в переводе означает «тот, кто впереди»): Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Иисуса, Мухаммеда и Исмаила. Целью существования человека исмаилиты считают достижение им высшего знания, ведущего души людей к возвращению к мировому разуму и к остановке колеса перерождений.

Мы, Наставники Золотой Лестницы, также считаем, что люди должны присоединяться к идущим по ее ступеням, чтобы, объединившись в Едином, все мы вместе присоединились к Разумной Силе, уже существующей в других пространствах, или, если быть точнее, в других временах.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.