Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пипл! Это мент в натуре! 4 страница






Третья характерная для Системы форма времяпрепровожде­ния — трасса, — также разновидность информационной деятель­ности. Как только наступает теплое время года, стайки длинноволо­сых отправляются в путешествие на экологический фестиваль «Раду­га», праздник индеанистов пау-вау, рок-фестиваль или буддийский ритуал к заезжему гуру. Эти пространственные перемещения в дис­курсе самой Системы предстают метафорами социального поиска. «Вот и снова метель помахивает хвостом над растерявшимся аэро­портом... Что слышно: лететь-то будем? —Да вот говорят, через час на Хали-Будцы самолет выруливает... И билеты есть. — Ай, бля, мне-то совсем не туда надо. Впрочем, к черту. Хоть куда-то, но в полет... Вот открыли порт христиане, кришнаиты, „Кино", рок — тянутся, тянут­ся туда уставшие от протирания ж... в Зале Ожидания. Открывает порт Анархия, ДээС и „Память". И суетится народ, и тыркается на по­садке. А кто-то вон и совсем лететь раздумал...», — так Сторож и Фред в рукописном журнале «Ы» (конец 1980-х) описывают путешествие своих героев. Характерно, что «портами» называются известные в те годы сообщества — религиозные, политико-идеологические, моло­дежные (киноманы, Демократический Союз или дзен-будцисты), т. е.

возможные варианты самоидентификации. Однако всем им Система протшюпоставляет ценность пути, т. е. продолжение социального поиска: «А мы сидим за киоском Союзпечати и ждем рейса. Пьем пи­во... И почитываем стихи — о том, как нам достало ожидать этого веч­но обещанного рейса... Сколько уж сменено портов, в скольких мы сидели и ждали. Пошляемся по незнакомому городу и — бах! Снова в Зал Ожидания, возьмем пива — и ну стихи читать... Давно забыт от­чий дом — даже место его нахождения. Как-то я попал в родной го­род, так пока встреченными знакомыми был не узнан, так бы и не распознал родины-то... И мы все сидим — ждем рейса. Того самого...» Пипл не спешит принять ту или иную идентичность, оставаясь «веч­но чужим» и ценя это состояние.

Трасса, тусовка, сейшн —- все эта формы взаимодействия но­сят информационный характер (в протшювес материально-произ- водительной деятельности): в конечном счете их смысл — приобре­тение информации, максимум контактов, широкий охват террито­рии и тем. Все это подтверадает информационный характер опи­сываемого сообщества.

Еще ряд характерных для Системы форм взаимодействия можно рассматривать как способы обеспечения материальной ба­зы для информационной деятельности. Информационное сообще­ство ничего не производит, следовательно, оно вынуждено сущест­вовать за счет окружения. Хиппи либо не работают совсем, либо вы­бирают себе работу (кочегара, дворника, оператора газовой котель­ной), не мешающую основной для них поисковой деятельности (творчеству, искусству). Поэтому большое значение приобретают практика аска, обучение навыкам бесплатных путешествий и осо­бое чутье на халяву, а также обычаи взаимопомощи (в первую оче­редь, вписка), позволяющие иногда длительное время жить практи­чески без денег.

Итак, структура и нормы Системы максимально приспособ­лены к функции поиска, вероятно, и составляющей самую суть су­ществования пипла. Мы склонны это связывать с маргинальным положением значительной его части, что выводит на первый план самую потребность поиска определенности и обретения в конце концов удовлетворяющего человека статуса. Информаци­онная среда, особая прозрачность Системы должна ускорять по­иск, многократно расширяя контакты. В некоторых случаях она служит социальным лифтом, позволяя выходцам из социальных низов общаться с людьми искусства, науки и лидерами общест­венных движений, находить единомышленников и получать на­выки лидерства. С другой стороны, Система обеспечивает некото­рую степень социальной защиты на время поиска посредством обычаев взаимопомощи и обучения навыкам минимализации по­требления.

2. Тендерное самоопределение

Поисковая направленность Системы в некоторой степени находит свое объяснение в сфере тендерных отношений, весьма значимых для большей части пипла. Формирование и демонстрация тендер­ных ролей и стереотипов, поиск сексуального партнера и подходя­щих для себя форм тендерных отношений — важный стимул и смысл молодежных тусовок

2.1. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ СТАТУСА И СТИЛЬ «УНИСЕКС»

Маргинальность типичного пипла выражается не только в отсутст­вии стабильной профессиональной идентификации, но и в неопре­деленности тендерного статуса. В Системе большинство составляет молодежь добрачного возраста, отошедшая от родительской, но не образовавшая собственной семьи.

Тендерная неопределенность проявляется и внешне, в демонстративной бесполости прикида, характерной для боль­шинства молодежных тусовок Первое, чем хиппи в свое время привлекли внимание обывателя, — это неразличимость молодых людей мужского и женского пола. В начале 70-х было принято ри­совать на карикатурах парочку: оба длинноволосые, в джинсах- «клеш», мешковатых свитерах, скрывающих фигуру; в 1980-х гг. аналогичный стереотип воспроизводят в своих граффити и сами пиплы, добавляя только обоим ксивники и феньки. Примерно так же выглядят ролевики и индеанисты; экзотические одежды и укра­шения, подчеркивающие пол, они надевают только во время игр или ритуальных церемоний. Тусовка не требует традиционных проявлений женственности и мужественности. На первый план выдвигается групповая или символическая идентичность: принад­лежность к хиппи, панкам, толкинистам-ролевикам, индеанистам или футбольным фанатам. «Ну вот мне просто кажется, что нет ка­кого-то специфического отношения... к женщинам, — говорит А. Илле, социолог-аспирант и старый фанат. — То есть там: фанат и фанат». — «А поведение женщин во время матча — оно такое же, как и у мужской части фанатов?» — «Да. Нет, ну они не носят там высокие ботинки, но там джинсы и такая же курточка... В принци­пе они не очень выделяются там из массы. Ну, пилоты реже, но, как правило, там джинсовые куртки там, еще что-либо. Ну, похожи. Они там юбки не носят, да. В основном, такой универсальный стиль одежды...»10.


Другая характерная черта, также проявляющая неопределен­ность тендерных ролей, — инверсия признаков-маркеров пола: не­которые девушки стригутся наголо и носят военизированную одеж­ду, в то время как мужчины носят длинные волосы и вышивают на джинсах цветочки.

Половые различия являются незначимыми или невидимыми для самой субкультуры. Слова женского рода, производные от «хип­пи», «панк», «пипл», «волосатый», «скинхэд» или «ролевик», отсутст­вуют или звучат нелепо, а потому практически не используются в речи. Сленг нечувствителен к различию полов в тусовке.

Символическая неопределенность пола, характерная для большей части пипла изначально, предполагает актуальность для этой среды задачи тендерного самоопределения, которая вклю­чает два аспекта: конструирование тендерных ролей (осознание се­бя как мужчины, женщины, выбор соответствующих молу моделей поведения и стратегий самореализации) и тендерных отношений (поиск партнера).

2.2. ЗАДАЧА БРАЧНОГО ПОИСКА

Пожалуй, центральный мотив дискурса Системы, ее магических уп­ражнений, песен, граффити — одиночество и поиск любви. «И не­ужели никому не нужен я и только один я. Стремно писать это, но сколько можно?» (Ротонда, 1988). В Ротонду, как и на любую тусов­ку, приходят, надеясь здесь найти близких по духу людей, а в идеа­ле — любовь Некоторые так и пишут: «Ищу добрых чудаков!»; «Я слышу вас, братья, но где вы?»; «Моя надежда рухнула, но не исчез­ла. И я сюда все равно приду» (Ротонда, 1987). «Здесь были Коля и Марина, мы искали тепла. Я люблю тебя, но я не знаю, что есть лю­бовь. Февраль 1986 г.».

Одно из петербургских поверий гласит, что в Ротонде могут исполниться любовные желания, стоит только написать самое за­ветное или просто выплеснуть душу, оставив надпись на ее побелен­ных стенах. Граффити Ротонды выдают амбивалентное восприятие любви.

С одной стороны, любовь табуирована: «Любовь вне закона»; «Любовь — мрак». Она невозможна и непостижима: «Любовь — это когда хочется того, чего нет и никогда не бывает»; «Любовь — это так сложно. Она может дать счастье, отравить жизнь. Может дать смысл и может лишить его. От любви в жизни зависит многое, но понять ее может только Господь»; «Даже лучший толковый словарь вечных истин и вечных снов не откроет ответ на вопрос, что такое любовь». С ней связан страх и его преодоление: «Любовь — это лоте­рея, в которой выигравшему достается смерть»; «Любовь — это страх не принадлежать»; «Любить — значит хотеть не бояться»; «Лю­бовь — величайшая сила, способная губить человека, но делать его счастливым». В то же время она составляет смысл и суть жизни: «Лю­бить — значит жить. Жить — значит любить все, что достойно этой жизни» (Ротонда, 1987-1988).

На стенах Ротонды можно прочесть наставления и «правила» любви, кто-то делится опытом любовных отношений: «Любовь хо­чет вечности, но попытайся удержать ее и потеряешь безвозвратно. Она благоволит терпеливым и не любит насилия»; «Любовь — это когда люди принадлежат друг другу навсегда. Старая детская сказка. Ведь даже минуту и ту не удержишь!»; «Кто никогда любви не преда­вал, тот верит, что она не умирает». Фактически, эти надписи — мно­жество призывов, вопросов, рецептов и советов — создают коллек­тивный образ любви, проект того, что недавно было запретно, для многих еще неиз!! еданно, но желанно. «Любить не умеет почти ни­кто, но не говорить — невозможно, ибо есть жажда, но нет ни сил, ни мужества любить...» (Ротонда, 1988). Обретение любви представ­ляется строительством нового мира: «Создай Вселенную такую, что­бы светило было общим хотя бы для двоих людей. 20.12.85».

Впрочем, для большинства тусовщиков любовь остается ско­рее мечтой, невысказанным желанием, чем реальностью: «Здесь все говорят о любви, но мало кто действительно испытывает это чувст­во», — заметил один из моих знакомых волосатых людей. Так или иначе, тусовка остается для многих полем брачного поиска, где можно найти любовного партнера, даже мужа или жену. Это отно­сится к самым различным в плане символики тусовкам.

Эркина Петрова, наблюдавшая ролевое сообщество Санкт- Петербурга, заметила, что в нем возникает много супружеских пар, и в интервью с участниками отчетливо видно восприятие его как поля брачного поиска: «Все пары (практически) составлены из иг­роков», — говорит Эркине один из ролевиков. «Почти все парни, ко­торых я знаю, нашли своих девушек в Системе», — вторит другой (в данном случае он называет Системой ролевое сообщество).

То же самое отмечала и Е. Павлова, наблюдавшая в 1990-х сре­ду сорокоманов. Сорокоман (псевдоним Бармалей), объясняя при­чины своего прихода в «Сороку», говорит, что в институте у него «был несколько ограничен круг общения ввиду погруженности в учебу и ввиду специфики нашего института. То есть — ну, сухой мужской коллектив, девушек у нас не было. Ракетостроение, в об­щем». В «Сороке» на первый план вышло общение «близких по духу» людей. «Есть ряд людей, которых я всегда был рад видеть, с которыми всегда интересно пообщаться. Потом, ну, все-таки молодежь, маль­чики-девочки — немаловажно. Потом, все-таки, сексуальность в „Со­роке" — видимо, еще неисследованный пласт... Играй, гормон, нику­да от этого не денешься». Сами сорокоманы замечают, что в их среде образовалось много брачных пар: «Понимаешь, вот таких вот друзей

/

я из „Сороки" не вынес и, пожалуй, не знаю людей, который вынесли. Именно друзей, скажем так Ply, любимая жених мало?.. Я считаю, что ради этого вообще стоило существ" 0" этих вещей. Очень многие люди переженились там... Я з> ка> новном о старичках. Первые, кого я знал, это был Чуж'Ш3" Негр Витя и Девушка-Танюшка. Но, наверное, о многой ли. Друг мой там женился, в той же „Сороке", полтора • милейший карапуз, на другой сорокоманке, некоей J> M> Ре" С задачей брачного поиска связаны и особег, тУсоп" гулирующих отношения между мужской и женск^бовь», ки. Самая заметная и постоянная из них — «св^маемая фри лав (от англ. free love— «свободная любс^левиков обычно как частая смена партнеров. Девушки ршшись не говорят, что, попав туда, они забыли слово «изм»°нсгРиРУ" обращать на это внимания. Идеал свободной рЗленных — емый отказ от ревности и прав собственнострений в Сис- свидетельства поискового характера любовв°бви, харак- теме, как и мотив мимолетности, недолгой'0™, но...». Од- терный для граффити Ротонды: «Любовь хо имеют в виду нако в других случаях, говоря о «свободно-^, несанкцио- просто свободу от родительского или иноё> г| _ «девушка, нированные любовные отношения: «ЛдйлДгоне, у которой девочка». — Т.Щ.) — это дама, которая туе имофей, причем с кем-то постоянная free love», — гово' тусовочных жен- подчерю-гул, что, в отличие от других i-b free love означа- щин, «за герлой надо ухаживать» (Л., зные и длительные ет вовсе не промискуитет, а достато* отношения молодых людей.

ЗНАКОМСТВА 2.3. УЛИНД ЛЮБВИ: РИТот условия знаком.

Система и практически все ее тусо1 подходящие ситуации, ства и выбора пары, постоянно пт™, либо по меньшей ме- Как правило, они носят оттенок и

ре культового занятия. хиппи — это фри-лавоч-

Самые старые, идущие а некоторых ограничений, ки — встречи, предполагаю! [перехода к интимным отно- облегченную процедуру знаксью Е. Пашювой так описыва- шениям. Сорокоман Бармали'странные тусовки у некоей ет фри-лавочку. «Тут были все, кто знал, юго мог, то есть Стеллы... Туда в принципе nj мат и свое обаяние в этом деле никого оттуда не выгоняли, твязностъ, наличие энного ко- было. Полная, в общем-то, (девочек, плюс ко всему не стес- личества молоденьких ма.ах. Киряли, естественно, киряли, нявшихся ни в выпивке, '


в общем-то. В то же время общались, приставали друг к другу как-то, танцевали — замечательно было. Очень было мило. Ну, перезнако­мились со многими народами (в данном контексте «народ» обозна­чает то же, что пипл-. «человек» в единственном числе. — Т. Щ), вы­брали себе...» На одной из таких тусовок Бармалей познакомился с будущей женой. «В жизни я был, в общем-то, правильным, совест­ливым, серьезным молодым человеком. С целями, понимаешь, с ап­ломбом, с амбициями. А в „Сороке" я был такой Бармалей, пони­маешь (смеется) что-то — у-у-у! Что-то такое бегающее вокруг, хва­тающее в основном окружающих девочек Хотя, в общем-то, я был смирен в сексуальном отношении». Некоторые персонажи ведут се­бя совсем как, выражаясь словами Бармалея, «сексуальные террори­сты». Впрочем, подобное поведение не выходит за рамки стиля фри-лавочки, где даже открыто выражающий сексуальные желания воспринимается без осуждения: «Просто человек, живущий актив­ной жизнью: смена ощущений, смена декораций, смена людей, в конце концов. Понимаешь, я очень сомневаюсь в том, что кто-ли­бо не хотел бы это попробовать, попробовать жить такой жизнью. Но некоторые это могли, не только в „Сороке". Но в „Сороке" это бы­ло гораздо легче и проще»12. Далее он говорит о многочисленных свадьбах в среде сорокоманов.

Поиск возлюбленного составляет смысл тусовок для значи­тельной части их участников, если речь идет о молодежных сооб­ществах «Все, что нам нужно — любовь», — пели «Битлз», и эта пес­ня стала гимном хиппи. «Мы искали тепла», — написано на стене Ротонды. А Сольми вообще хотел в свое время учредить в Москве Улицу Любви, где бы люди знакомились и главным законом для всех была бы любовь13.

Условия для знакомств создают и обычаи трассы, где можно не только провести с попутчиком несколько дней, но и узнать его, увидеть в экстремальных ситуациях и самому пройти проверку на совместимость. Если на трассу выходит группа, то делятся парами. «Причем, — как говорил Майкл Какаду, — правило обязательное: ес­ли есть женщина, ну, девчонка едет — обязательно девчонка едет с парнем; кто уже был на трассе — с новичком едет» (М., 1988). В до­роге молодой человек принимает на себя роль старшего и опеку­на — девушка на трассе сопоставляется с новичком. Другой москов­ский хиппи упоминал следующее правило: «Если с герлой едешь на трассе, то первый в машину влезаешь ты. Потому что, если девушка первой влезет, шофер может газануть и уехать» (М., 1989)- Мужской приоритет обосновывается требованиями техники безопасности, но способствует и формированию определенных стереотипов мас­кулинности. Трасса может познакомить и сблизить, дает возмож- нбеть проверить чувства и ощутить поддержку — или обнаруживает несовместимость пары.


Сближению пар могут способствовать различные ритуалы и религиозные церемонии. Например, у индеанистов практикуются ритуальные танцы. Общий танец на пау-вау воспринимается как «молитва, общение с Великим Духом» и позволяет всем присутству­ющим, даже случайным гостям и хоббистам, проникнуться духом «индейскости» хотя бы на период церемонии. Есть у них и танец с шалями, имитирующий брачные игры: «Девушки в танце накрыва­ют парней шалью, целуются там, потом отдают шаль парню, он в свою очередь накрывает кого-то».

Пипл с готовностью посещает религиозные церемонии, уст­раиваемые объединениями и церквами различных конфессий. В 1990-х гг. стала популярной пхова — ритуально-медитативная практика, устраиваемая ежегодно необуддийской общиной Кар- ма-Кагью в различных городах России и СНГ. Пхова — многоднев­ный цикл медитаций, лекций и ритуальных церемоний — восприни­мается Системой как хороший повод для путешествия по трассе. Ру­ководитель и основатель движения Карма-Кагыо Оле Нидал и его же­на в молодости не миновали увлечения хиппи, отсюда, вероятно, и возникла близость некоторых элементов его религиозных практик хипейской практике свободной любви и привлекательность их для современной Системы. По сведениям Е. А. Островской, «пхова закан­чивается ночной дискотекой... На этих дискотеках завязываются лю­бовные связи, что весьма поощряегся Нидалом, даже если эти связи и имеют промискуитетный характер. Подобные связи рассматрива­ются как „ваджровый союз", увеличивающий духовный потенциал адептов»14. Кроме буддийских, пипл посещают и другие религиозные церемонии: кришнаитские, шиваитские, протестантские и многие другие, причем цели их зачастую отличаются от целей адептов этих религий. О Кришне хиппи знают в основном, что это «бог любви», который беззаботно танцует в окружении шестнадцати тысяч пасту­шек Они и сами приходят с подружками, чтобы беззаботно потанце­вать. Пародируя главную кришнаитскую мантру, Система перекоди­рует ритуал, превращая его в повод или форму для занятий любовью:

Мой миленок во солдатах прочитал «Махабхарату».

От него я не отстану — почитаю «Рамаяну».

Припев: Кришна, Кришна, Хари Кришна.

Мой миленок рано утром открывает «Кама-сутру».

Я на сто четвертой позе пребываю в коматозе.

Припев.

Обратившись к описанию кришнаитских практик, мы увидим, что такое толкование весьма далеко от их истинного смысла.

Если понаблюдать общение на флэтах и на тусовках, то можно заметить, что большинство повседневных практик в Сис­теме создает условия для знакомства и флирта, что подтверждает­ся и комментариями самих пиплов. Возьмем, например, дарение феньки. По нашим наблюдениям, молодые люди чаще дарят феньки девушкам или девушки — молодым людям, договариваясь при этом о встрече или даже иносказательно объясняясь в любви. Интересно, что внешне подобное объяснение может выглядеть как толкование значения феньки: «Красный бисер — это горячая кровь, которая бьется в моих висках, желтый — тепло моего серд­ца, оно будет всегда с тобой; белый — чистота моей души». Значи­тельную часть коммуникаций в Системе можно рассматривать как любовные.

2.4. «СЕМЕЙНАЯ» МАТРИЦА

Мы уже обращали внимание на обилие театрализованных, игро­вых, ритуализованных (символических) форм коммуникации, ха­рактерное для Системы. Рассмотрим заложенные в них символи­ческие схемы, многие их которых моделируют отношения между полами.

Выше уже упоминались Системные или астральные «семьи», шутливые «генеалогии», зафиксированные у Сайгона 1980-х гг., в со­обществах битломанов и ролевиков. Отмечены они и в среде соро- команов в середине 1990-х, причем речь о них заходит в связи с те­мой реальных свадеб в «Сороке»: «Очень многие люди пережени­лись там... Ну вот еще пласт сорокоманского движения, кстати — движение родственников: „Ты мой папа, я твоя дочка, ты мой дедуш­ка, я твоя бабушка". Удочерение-усыновление сорокоманское, псев­добратья — тоже, наверное, интересный момент... Началось это все давно, году в девяносто четвертом... да как-то вдруг пошло:, Давай ты будешь моим папой". —, Давай". — „Классно". Поскольку у меня там пять дочек в „Сороке"» (Бармалей, интервью Е. Павловой, 1988). Примечательно, что разговор о псевдосемьях построен так, словно эта игра в глазах рассказчика связана с реальными браками (в каче­стве матрицы?).

Подобную связь отмечают и участники ролевого движения. В ролевых играх часто разыгрываются ритуалы знакомства, любов­ных отношений, свадеб и даже родов. Причем, по замечанию исследо­вавшей этот феномен Э. Петровой, хороший отыгрыш любви и свадь­бы может закончиться образованием реальной пары и даже семьи15. Индеанисты устраивают свадьбы по индейскому обряду, на природе, с танцами возле типи, так что настоящая свадьба напоминает игру или историческую реконструкцию.


Можно заметить, что символические действия (игры, ре­конструкции, ритуалы) нередко служат моделью для образования любовных или брачных связей во внеигровой реальности. Следу­ет задаться вопросом, какой тип тендерных отношений они моде­лируют.

• Практически для всех моделей характерна поляризация тен­дерных ролей по сравнению с повседневной жизнью. Напомним, что в целом Система и близкие к ней сообщества культивируют стиль «унисекс»: мужские и женские модели поведения, одежда, прически, дискурсы трудноразличимы. Однако символические практики позволяют разделить мужские и женские роли, искусст­венно сконструировать различия. В ролевых играх мужчины отыг­рывают роли рыцарей, магов, правителей, и все они так или иначе выступают в роли воинов. Женщинам достаются роли прекрасных дам — возлюбленных, жен, матерей, врачевательниц и хранитель­ниц очага.

Для индеанистов также характерно подобное разделение, причем оно фиксируется в специальных ритуалах. Во время iiay- вау они устраивают очистительные обряды — инипи, как правило, отдельно для мужчин и женщин. Некоторые пытаются проводить инипи совместно, но хранители традиций возражают: «Поскольку мужчина и женщина — противоположные начала, то одна энергия нейтрализует другую, и ни те, ни другие не получают столь силь­ного эффекта, как при раздельном инипи»16. Проходят игровые конкурсы для мужчин и женщин: мужчины соревнуются в стрель­бе из лука, беге и гонках на каноэ, подтверждая качества воина, а женщины прицельно бросают ложки в котел, подтверждая каче­ства домохозяйки. Нетрудно заметить, что мужские конкурсы име­ют характер серьезных испытаний, в то время как женские — ско­рее шуточный характер. Одинокий Волк проводил следующий конкурс: «он играл роль воина, который уходит на войну», а жен­щины поочередно исполняли роли его «жены», уговаривая остать­ся дома. Победила сказавшая, что видела сон о его поражении17. В то же время в обычной жизни у индеанистов, как отмечает А. Го­дина, нет четкого разделения труда на мужской и женский, в отли­чие от индейцев: мужчины достаточно часто сами занимаются из­готовлением одежды, даже вышиванием. На пау-вау все основные работы выполняются совместно мужчинами и женщинами, как и ролевики обычно все вместе готовят полигон для игры. Поляриза­ция тендерных ролей имеет в первую очередь символическое зна­чение, возможно, потому, что позволяет разыграть ритуал ухажи­вания — в рамках традиционного, «красивого», сценария, редко встречающегося теперь и неуместного в обыденной жизни. Де­вушки с удовольствием наряжаются в женственные одежды сред­невековых дам или индианок, на время игры (ритуала) сменяющие мальчишечьи джинсы. Парни устраивают поединки «из-за деву­шек», демонстрируя опять-таки не принятый в повседневности романтический героизм.

2.5. МУЖСКАЯ СТРУКТУРА

По нашим наблюдениям, в различных тусовках регламентации подвергается прежде всего мужское поведение. Женское поведение и внешность в меньшей степени становятся объектом регулирова­ния (т. е. осваиваются субкультурой в меньшей степени). Это под­тверждают и сами теплы. «Женщине легче войти в Систему, чем мужчине. К ней меньше требований, ей многое прощается. Она мо­жет не соглашаться с тем, что считается принятым, даже поступать вразрез с тем, как принято в Системе. Требования к одежде, внеш­ности — для нее это не обязательно» (Л, 1987). При вхождении в Систему «женщины не встречают яркого противодействия, как мужчины, —■ говорил мне Десс. — К женщине меньше требований, она может не разделять какие-то нормы» (Л., 1988)18. Антрополог из Великобритании Хилари Пилкингтон, исследовавшая молодеж­ные тусовки в России, охарактеризовала их как поле, прежде всего, мужской социализации, конструирования мужских ролей19.

Структура Системы в основе своей мужская. Когда в конце 1980-х гг. я просила пипл описать состав своей тусовки или компа­нии, то сталкивалась с любопытным явлением. Описывая состав группы, обычно упоминали мужчин: самых авторитетных («инте­ресных», «талантливых» и т. п.), потом их друзей, всего человек семь — двенадцать; к этому ядру примыкают друзья друзей. Только специальные вопросы заставляли упомянуть о «т екущих девушках»: подругах, сестрах или женах кого-то из членов группы. Иными сло­вами, в представлении рассказчиков (причем это могли быть как молодые люди, так и девушки), женская часть тусовки локализуется где-то на периферии, а то и за пределами ее структуры.

Количественное соотношение мужской и женской части Си­стемы и отдельных тусовок оценивают по-разному. Некоторые ин- деанисты уверенно говорят, что «девушек в движении меньше, чем мужчин. Они все-таки большие реалистки, а среди мужчин-индеа- нистов много недоигравших детей» (Ловец Заката, интервью А. Ни­китиной, 2000). Другие считают, что почти все индеанисты живут семьями, и, как правило, в движение входят и муж, и жена, так что их должно быть примерно поровну. На пау-вау всегда множество девушек, и со стороны может показаться, что их даже больше. Прав­да, сами индеанисты причисляют большинство из них к «хоббис- там» и тусовщикам, приезжающим просто потусоваться и отдох­нуть, т. е. их не относят к своей среде. Да и среди девушек собствен­но индеанистской тусовки, как говорит, например, Белый Конь, много таких, «которым нравится чисто внешняя сторона... им нра­вится одежда... для таких людей престижно и почетно посидеть, трубку покурить с кем-либо с серьезным видом» (материалы А. Ни­китиной, 2000). Такие девушки составляют, скорее, не костяк тусов­ки, а < 5е ресурс.

Примерно такое же соотношение отмечено и в ролевой ту­совке. Э. Петрова пишет, что внешнему наблюдателю соотноше­ние полов представляется примерно одинаковым, но сами участ­ники считают, что в их среде преобладают мужчины: «В общем и целом, в тусовке, как и везде, мужиков больше, — говорит человек по имени (игровому) Корри. — Если посмотреть на ретроспекти­ву, вспоминая, можно сказать, что первая команда „Хищников" (от хишки, ХИ — Хоббитские Игры. — Т. Щ.), их было шестеро, либо родственники, либо одноклассники. Female for male, их было трое на трое, либо четверо парней и двое девчонок». «По моим ощуще­ниям, — говорит другой человек, — в 92—93-м годах все это посте­пенно набирало обороты, обрастало народом примерно пятьде­сят на пятьдесят, ребят всегда было обычно больше. Все менялось скачкообразно, никогда не было больше девушек. Количество парней колебалось от семидесяти до пятидесяти процентов. Обычно шестьдесят — семьдесят». По замечанию одного из Мас­теров, численный перевес в сторону мужчин заметен в среде «яр­ких» игроков, т. е. в основной части тусовки (ее элите и среднем слое): «Ребят было больше, мужчин все-таки, по-моему, больше вообще в ролевом движении. По крайней мере ярких фигур муж­чин больше. Ну, хороших игроков. Нет, при этом как бы есть мас­са примеров прекрасных игроков женщин. Как правило, это про­сто мужчины. В большинстве из тех, по крайней мере кого я знаю — а это не мало».

Костяк Системы, как и большинства ее тусовок, — мужской. Женщины зачастую не имеют в ней собственного статуса, занимая ячейку своего мужчины. Десс, например, говорит (мне не раз при­ходилось слышать аналогичные утверждения), что «женщина вхо­дит в группу — в основном, приходит со своим другом, мужем, бра­том: я ее привел, сказал одному, другому: Катя, моя сестра. И он бу­дет относиться к ней, как ко мне: если меня уважают, то и ее точно так же будут уважать. Если презирают, то и ее будут презирать» (Л., 1987). Подобное положение описывают как норму, а другие ва­рианты (например, случаи женского лидерства или отдельных женских групп) — скорее как отклонение или курьез. Статус жен­щины воспринимается зависимым от статуса «ее» (или приведшего ее) мужчины и временным: многие девушки, по словам пиплов, присутствуют в Системе, пока у них есть здесь спутник, друг. Рас­ставшись с ним, девушка из тусовки выпадает. То же самое замети­ла уже в 2000 г. А. Г. Никитина, наблюдая индеанистов: «Как прави­ло, девушки в движение приходят вслед за мужчиной, — говорит один из индеанистов, Ловец Заката. — Например, жена Б. К так опо­средованно пришла в движение. Она как бы разделила его увлече­ние, шила одежду и так далее... Когда они развелись, она ушла из ин- деанистики. Это очень типичный случай».


Именно с неполной принадлежностью женщины к Системе или отдельной тусовке, по всей вероятности, связано снижение тре­бований к ее внешности и поведению.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.