Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пипл! Это мент в натуре! 7 страница






Отдельная тема — флэты олдовых. Это действительно средо­точие символов и лаборатория их поиска. Типичный пример — квартира Сталкера в Москве: в 1980-х это был странноприимный дом, куда постоянно вписывались приехавшие по трассе или бес­приютные гости. В одной комнате жили Сталкер с женой, в другую на ночь вносили матрацы. Она пустая, зато в углу целая куча рукопи­сей, оставшихся от странствующих и застигнутых в пути вдохнове­нием. На стенах картины. Обстановка (вернее, ее отсутствие) — вполне характерна для Системы и сама по себе служит символом. Гости сидят и читают, поют под гитару. Побывав на нескольких та­ких флэтах, неофит имеет все шансы усвоить основной набор Си­стемных традиций. Можно услышать трассные телеги, благо что многие только что с трассы и утром вернутся туда же. В таких до­мах, как осадки на дне океана, скапливаются следы странников.

На хиповых флэтах периодически устраивают выставки прикидов: сюда спозят фенечки, куртки, торбы, обильно украшен­ные значками и надписями; а многое остается от временых посто­яльцев, вышедших ненадолго и забывших вернуться.

Олдовые играют в Системе роль хранителей традиции и ее систематизаторов. Они всегда придирчивы к новым поколениям ту­совщиков. Характерны сетования на то, что сейчас Система уже не та: «Была Система, — говорил мне, например, один старый хиппи из Питера, — а сейчас это просто... видоизмененное... Идея — она была чиста, как стекло. Но когда идею начали воплощать в жизнь, она на­чала обрастать какими-то наслоениями, ответвлениями...» Ориента­ция на прошлое — характерная черта любого хранителя традиции, поскольку они сверяют реальность с идеальным прошлым мифа. Собственно, история снова выступает только образом теории; реальность не может соответствовать норме, и норма относится в прошлое, где она якобы воплощалась в действительности. Факти­чески, прошлое играет роль иного мира, никогда не существовав­шего и принципиально недоступного проверке — места воплоще­ния идеала. Когда говорят о «деградации» современных хиппи, фак­тически просто указывают на несоответствие реального поведения провозглашаемым нормам, реальности — идеалу.

Итак, в выполнение функций воспроизводства традиции вклю­чены элита и периферия Системы: пионеры (неофиты) и олдовые. Функции ее хранения, пополнения и кодификации выполняет сеть олдовых, функции трансляции — ядерные структуры, объединяющие вертикальными связями (отношениями управления — подчинения) олдовых и неофитов. Культуршле коды обеих структур транслируют­ся посредством «энергетического» или других вариантов мистиче­ского языка. Следовательно, структуры воспроизводства способны транслировать себя независимо и отдельно от функциональных структур (в Системе — атомарной), с их нормативным комплексом и моделью базовой личности. Иными словами, после возникновения «энергетического» кода ядерная структура может воспроизводить са­мое себя, не осуществляя функций передачи во времени норм и цен­ностей Системы, для чего она первоначально возникает.


Функциональная и воспроизводящая подсистемы в действи­тельности разделены Наблюдая Систему, мы фиксировали коммуни­кативный барьер между ее элитой и неофитами, с одной стороны, и средним слоем (собственно пиплом) — с другой. Пипл действитель­но живут или стремятся жить по провозглашаемым принципам, реа­лизуя заложенный в них код горизонтальных отношений — нормы эгалитарной, неиерархической структуры, в то время как Сист емная олда реализуег иерархию. Большинство тусовщиков это отталкивает: «Старые, олдовые пипл — они потом часто еще ходят в Сайгон, часто вырождаются: есть даже такие люди, лет под сорок. Но это уже дегене­раты: переходят на такие расклады — ну на „вы" чтоб их называли... Неравенство». Претензия на более высокое положение, с точки зре­ния Системных норм, выглядит деградацией Некоторые считают, что в лидеры метит только неспособный выразить себя в творчестве: «Лидеры в Системе, — говорили мне, — часто творческие импотенты. Они направлены на это, чтобы быть лидером...» Это мнение сущест­вует несмотря на то, что многие из олды реально проявили себя в изо­бразительном искусстве или альтернативной музыке. Но и в этом слу­чае человек, что-либо возглавивший, даже неформально, теряет при­влекательность в глазах пипла Системы: о довольно известном на московских тусовках 1980-х человеке по имени Джокер, имевшем многочисленных последователей, например, говорили, что «он инте­ресный: он и художник, и поэт, и все на свете. Но в последнее время о нем очень плохие слухи идут... Про него говорят очень плохо...» У нор­мального (в смысле — соответствующего нормативному комплексу Системы) пипла принцип иерархичности сам по себе вызывает от­торжение: «Мир при наличии „петухов", которых все „опускают", и „паханов", которым все лижут задницы? — вопрошает один из участ­ников эхо-конференции RU.HIPPIES (2002). — Спасибо, не надо. Я знаю питерских „хиппи", которые так строят свой мир — кому нра­вится, могут идти туда. Мы же строим здесь совершенно другое обще­ство. Без „петухов" и „паханов". Оно возможно, как бы это ни казалось неожиданным некоторым, воспитанным в мире олды. Любви!»

Элита и периферия Системы (олда и неофиты) — не столько носители, сколько хранители традиции. С этой функцией, как мы уже говорили, связана повышенная внешняя знаковость тех и дру­гих: обилие фенек, нарочито потрепанный прикид, старательно вы­ращенный хипповский (панковский, растаманский) хайр — пред­ставляются обычному пиплу неестественными и рассматриваются как «оттенок пионерии». В результате возникает барьер между носи­телями традиции и системой ее воспроизводства (хранители — не­офиты), так что вся структура сообщества распадается на две отно­сительно самостоятельные подсистемы. Они различаются в первую очередь конфигурацией межличностных связей: в системе воспро­изводства превалируют вертикальные, в среднем слое— горизон­тальные Формируются и различия в стиле поведения, весьма ощу­тимые теми и другими.

Примечания

10 лидере-художнике см.: Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социоло­гия контркультуры: Критический анализ: (Инфантилизм как тип мировос­приятия и социальная болезнь). М., 1980. С. 225-242; Щепанская Т. Б. Ли­дер — художник: символы и социальное управление // МИФ: митология, изкуство, фолклор. София, 1989- С. 108-120.

2Cohen А. P. Political Anthropology: The Analysis of the Symbolism of Power Relation / Man. N. S. 1969- Vol. 2. June. P. 220.


Глава 7 ФОРМУЛА ТРИАДЫ

И

JL _Ж_так, мы обнаружили четыре принципа интерпретации сим­волов Системы (интерпретирующих множества): «антинорма», «груп­па (сообщество)», «норма» и «энергия». Мы описывали ситуации, ког­да вся символика Системы считывается только с помощью конкретно­го ключа, т. е актуализируется одно из четырех обнаруженных нами множеств возможных значений. Выяснилось также, что каждому ин­терпретирующему множеству соответствуют различные социальные структуры Таким образом, символика Системы, в зависимости от принципа интерпретации, прочитывается как код четырех различ­ных коммуникативных структур.

Суммируем наши наблюдения в виде таблицы соответствий:

Принцип интерпретации Структура межличностных связей
символики  
Антинорма Зона разрежения (граница сообществ?)
Группа, сообщество Ядерные (звездообразные) структуры
  централизация, вертикальные связи
  (подчинение)
Норма, ценность Базовая (в Системе — атомарная) структ/ра
Энергия Сетевая структура: горизонтальные свя: (и
  на одном уровне иерархии, вертикальные
  связи (лидерство) с друшми уровнями

 

Получается, что совокупность значений символов того или иного сообщества предопределяет конфигурацию коммуникативных кана­лов, по которым эти символы циркулируют. Речь идет именно о всей совокупности возможных значений — о том, что мы определяили как «принцип интерпретации» или «интерпретирующее множество». Но это множество фактически моделирует мир, что допускает и воз­можность моделирования коммуникативных потоков.

Итак, мы сформулировали тезис о социосемантических соответ­ствиях Пока он имеет статус гипотезы, основанной отчасти на пред­ставлениях самих их участников, отчасти на наших реконструкциях

В более явном виде эти соответствия можно наблюдать в риту­але, где, с одной стороны, происходит интерпретация символов, с другой — манипуляции с ними (передача, получение, различного ро­да перемещения) принимают видимую форму, обнажая маркируемую этими символами структуру коммуникаций В этой связи обратимся к анализу ритуализованных практик, характерных для Системы

1. Обряды с феньками

Наиболее распространенный в Системе ритуал — дарение феныда. Фенькой может быть названо все, что можно подарить, от бисерного браслетика до шутки или стихотворения. Дарением феньки сопро­вождается значительная часть сколько-нибудь значимых взаимодей­ствий, которые благодаря этому ритуалу становятся видимыми.

В современных хиповских текстах название «фенька» иногда выводится из английского сленгового слова thunk (произносимое на наших тусовках как фсанк). По сообщению человека, подписавшегося в ФИДО-конференции как Александр aka Commander Hell, это слово означает; «1. искаженное thing, think — штуковина (англ.); 2. передавае­мую программу, объект или кусок данных (Windows); 3. фенечку (вро­де бы); 4. искаженное thank — благодарю (англ.)» Впрочем, это толь­ко одна из телег о феньках, возникших, замечу, задолго до Windows.

При переходе тусовок в электронную среду (в эхо-конферен- ции ФИДО, например) феньки не потеряли своего значения «Чего это я без фенек на тусовку пришел? — пишет в эхо-конференцию RU.HIP- PIES известный человек Арви Хакер. — Исправляюсь...» И рисует фе­нечку:

о=о=о=оНННН=о=о=ННо=о

0=0=0НН=0=0НН=0Н0=0=0 -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ о=о=Н=о=о=о=+НН=о=о=о □ -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ 0=0=0 = Н=0=0НН=0Н0=0=0 -□ -□ -□ -□ -□ -□ -□ " □ 0=0=0=0НННН=0=0=ННН=0

В качестве свадебного подарка одному из участников на той же эхе в начале 2002 г. прислали такую феньку:


Правда, по словам отправителя, ее нужно сложить в три ряда, лучше перекрутить, но можно вытянуть и в одну нитку.

1.1. ЗНАКИ СВЯЗЕЙ

Значимость фенек в обиходе Системы порождает множество те­лег — легенд об их происхождении. Нам они интересны тем, что фиксируют коммуникативные функции фенек и отчасти их семи­отический статус.

По одной легенде, феньки выдумали хиппи: «Все дарят друг дру­гу какие-то шикарные украшения, а мы будем дарить то, что сделаем сами». Подчеркивается отсутствие у фенек материальной ценности и, главное, ее незначимость. На первый план выходит их семиотическая насыщенность: значимы узор и цвет бисера, нитей, материал (особен­но ценятся природные шерсть, дерево, кожа, нарезанные иглы дикоб­раза, специально собираемые пипл, работающими в зоопарке). Отсут­ствие материальной ценности фенек подчеркивается и в современ­ных версиях их истории. На одном из посещаемых хиппи форумов в Интернете обнаружилась, например, такая историческая справка о ранних хипповских феньках: «..дцать назад основным исходным ма­териалом был лыжный бисер, который получил такое название, так как изготавливался на том же предприятии, что и лыжи и кое-какие к ним принадлежности. Его особенность произвольно менять цвета или вообще обесцвечиваться после контакта с мыльной водой не очень способствовала определению значения феньки согласно цвету. Ну а когда бисер кончался, поступали так заливали в тонкую металли­ческую трубку расплавленную пластмассу, а после остывания — разрезали на более-менее равные кусочки»2. По этой причине, как ут­верждает автор, даже цветовая символизация была поначалу затрудне­на. Феньки плели просто от души, подчиняясь спонтанному озаре­нию, и лишь позже сложились символические толкования, которые он и приводит.


Другой вариант легенды о происхождении фенек рассказывал Десс (см. гл. 2). По этой легенде, феньки в Систему пришли от индеа­нистов, которые плели, как и сами индейцы, «бисером набранные нитки. И если вождь соседнего племени хотел объединиться с моим племенем, он приносил мне такую нитку — у них письма не было. Это пошло в Систему». Легенда подчеркивает функцию фенек в качестве медиаторов межличностных и межгрупповых связей. Ту же функцию обозначает и третья записанная нами версия происхождения фенек «Раньше, — рассказывал мне другой олдовый пипл, — играли в карты, а денег у хипов не было. Сначала отдавали прикид, потом стали плес­ти феньки. И их отдавать». Сначала были связи (играли в карты, необ­ходимость обмена), затем возникли их обозначения, или знаковые медиаторы взаимодействий — феньки. Они сменили материальные медиаторы — прикид. Подарки, угощения — известный в этнографии медиатор взаимодействий, совмещающие утилитарную и знаковую функции. Первую из этих функций феньки утрачивают, оставаясь толь­ко знаками связей между подарившим и принявшим дар: «Феньку тебе подарил кто-то... как бы установилась между вами связь.. Эта фенька — она вас связывает», — говорил мне один из московских хипов.

Дарение феньки — частный (и наиболее яркий) случай переда­чи символа, сопровождаемой, как правило, его интерпретацией

Выше уже описывалась фенечка, появившаяся на сайте RU.HIP- PIES. Она состояла из сердечек и солнышек («поцелуйчиков»), прис­ланная кем-то из участников по случаю свадьбы друга:

-«-¥ -♦ -«-¥ -♦ -*-¥ -♦ -

Увиденная не только адресатом, но и другими посетителями сайта, фе­нечка немедленно вызвала интерпретацию: «Глядя на мелькающие сер­дечки и поцелуйчики. Лирическое Я в любви тебе признаюсь по емай- лу! Опишу как я иметь тебя желаю! И письмо мое поедет лесом-полем, Не закрыто, не шифровано паролем! Мне плевать что на узлах попут­ных видно! Пусть админам любопытным будет стыдно! Ой как стыдно лезть в чужую переписку! Я б за это отрывал бы им пиписку! Я б за это... извини, отвлекся вроде Я в любви тебе признаюсь в суперкоде».

Для обычных, материальных фенек, сделанных из цветных ни­ток и бисера, пожалуй, наиболее разработана цветовая символика. Интерпретации цветов условны и могут сильно различаться, в зависи­мости от тусовки, ситуации и просто настроения дарителя. Черно-бе­лые феньки часто трактуются как китайский символ гармонии двух начал «инь-ян». У Сольми, насколько я помню, черно-бело-красная фенька обозначала его личный символ — божью коровку. У другого хипа, с которым мы разговаривали на тусовке у кафе «Эльф», желто- сине-красная фенька обозначала «рассвет на Гауе».

Кроме цветовых сочетаний, значим узор феньки, иногда до­вольно сложный, но чаще простенький (простота отличает настоя­щие хиповые феньки от украшений, сплетенных на продажу). Из узо­ров популярны мотивы цветка (напоминание о Революции Цветов хиппи 60-х), радуги, «пацифик», астрологические знаки планет или созвездий.

Мы уже выяснили, что объяснение любого из символических объектов в Системе может строиться с помощью различных ключей. То же относится и к толкованиям цветовой символики фенек, целая коллекция которых собрана в письме, присланном в 1999 г. в одну из ахо-конференций сети ФИДО человеком, подписавшимся Commander Хелл. Некоторые сочетания и узоры интерпретируются как знаки му­зыкальных групп или фанатских тусовок бело-голубая фенечка — символ The Beatles и их фанатов, желто-голубая — фанатов БГ («Под не­бом голубым Есть город золотой»), красно-черная — фанов группы «Агата Кристи», а также анархистов (как и красно-черно-белая), весе­лая желто-зелено-красная — растаманов, черно-белая — фанов Майкла Джексона (после клипа «Black and White») и «Нирваны» и т. д.

Цветовые сочетания могут прочитываться и в другом ключе, как обозначения характерных для Системы норм и моделей поведения: красно-белая фенька — символ свободной любви, оранжево-коричне- вая или желто-зелено-коричневая — символы «легких» наркотиков, черно-желтая фенька, считается, вызывает у человека мысли о собст­венной смерти.

Наконец, встречаются и «энергетические» толкования фенек: цветами мистики и магии считаются черный и фиолетовый, бело-зе­леные или бело-фиолетовые феньки считаются символами белой ма­гии, черно-фиолетовые — черной3.

Феньки различаются не только по виду, узору и символике, но и по способам использования. По этому признаку различаются феньки нескольких типов: обменные (предназначенные на обмен), личные (их плетут для себя или определенного человека), дорогие (получен­ные от дорогого человека — их не передаривают). Способы манипуля­ции с фенькой эксплицируют изменения межличностной связи, сим­волизируемой фенькой Поэтому, наблюдая ритуалы с феньками, мы по существу становимся свидетелями точечных транформаций соци­альной структуры.

Сопоставим принцип объяснения фенечки и способ манипуля­ции с нею. Имеются ли между ними соответствия (как это следует из сформулированной выше гипотезы)?

1.2. ОБМЕННЫЕ (СЪЕМНЫЕ) ФЕНЬКИ

Уже упоминавшийся Фагот (прозвище восходит к роману М. Булгако­ва), придя на тусовку, просит подарить ему феньку, обращаясь сразу ко всем: «Меня замучила цивильная жизнь. Подарите мне кто-нибудь феньку». Одна девушка ему отвечает: «У меня была такая фенечка — я ее отдала сегодня... Так жалею... У меня вот фенька — она такая фень­ка, что все говорят: я ее уже где-то видел, у кого-то ее брал... Такая вот фенька».

Для подобных случаев существуют феньки, называющиеся «об­менным фондом». Их плетут не специально для кого-то, а на всякий слу­чай— меняются при знакомстве или дарят случайному встречному. В приведенном примере фенька обозначает не конкретные отношения Фагота и девушки, она скорее должна подтвердить его прш гадлежность к Системе Он просит феньку потому, что его «зафачила» цивильная жизнь. Фенька нужна ему как знак принадлежности к Системе, т. е. ак­туально ее значение в качестве группового символа (второй из зафик­сированных нами принципов истолкования: «за символом — группа»).

Более подробной интерпретации не требуется и не дается. «Многие просто носят на себе феньки, чтобы показать, какой ты крутой».

Правила обращения с феньками регулируются обычаем и представлениями мистического порядка. Фагот подчеркивает, что данная фенька часто переходит из рук в руки, передаривается: «Она такая фенька, что все говорят: я ее уже где-то видел, у кого-то ее брал...» Обмеш гая функция фенек отражается в их конструкции: брас­летики и шейные украшения делаются съемными, с завязками, на ре­зинках, — чтобы в любой момент легко было их передарить. Обмен­ные феньки не имеют сложного истолкования, зачастую их вешают просто для количества, в знак принадлежности к Системе или одной из ее тусовок. Если такая фенька порвалась, ее нельзя воссоздавать Считается, что часто передариваемые феньки рвутся, по тому что «не выдерживают уже всех наслоений, пожеланий»: каждый раз, когда их дарят, высказывают какое-либо пожелание, и если их накопилось слишком много, то фенька теряет силу. Восстанавливать ее бесполез­но — она уже не способна ничего передать.

Таким образом, съемные феньки обозначают безличные тусо­вочные отношения, сам факт принадлежности к общности. Эти отно­шения эфемерны — разорванную связь не стоит воссоздавать.

1.3. ЛИЧНЫЕ ФЕНЬКИ

Некоторые феньки плетутся специально для конкретного человека и воспринимаются им как личный символ, талисман и оберег. Они полу­чают более глубокую интерпретацию, чем те, что из обменного фонда-. «У меня была фенечка в свое время, „инь-янчик" называлась, — расска­зывал мне старый хиппи. — Это символ мировой гармонии: человек и человек, человек и природа — общаются без насилия...» Это была фенеч­ка из черного бисера, дальше шла радуга из цветных бисеринок. Автор и обладатель заложил в нее символику ненасилия, гармонии, доброты, радугой сверкающих в темноте мира — обычный хипповский набор. В данном случае актуальным оказалось «нормативное» толкование (принцип интерпретации: «за символом — норма»).

Правила обращения с личными феньками соответствуют ато­марной структуре отношений, предполагающей относительную ав­тономию личности. Такие феньки чаще всего делают для себя сами и сами же интерпретируют, они становятся инструментом само­программирования, самоидентификации с нормами и ценностями сообщества. Это происходит постольку, поскольку человек иденти­фицируется со своим личным символом, видя за ним нормативный комплекс сообщества.

Личные феньки не обозначают межличностной связи, а только принадлежность к тусовке или, точнее, готовность разделять ее нор­мы Сам же ее обладатель остается автономным.


Иногда личную феньку получают в подарок, но интерпретирует ее не столько даритель, сколько получатель, посте net к го «понимая» ее смысл.

Конфигурацию коммуникаций личная фенька не меняет, явля­ясь скорее средством автокоммуникации. Однажды волосатому по прозвищу Фауст подарили кусочек керамики с неясным узором — то ли кирпичики, то ли трещины на глазури Он повесил фенечку на шею. «Я спросил, — рассказывал он потом мне, — что она значит, а она (девушка, которая подарила. — Т. Щ.) сказала: — Каждый понима­ет по-своему». Ко времени нашей встречи Фауст мог долго говорить про эту феньку: если посмотреть с одной стороны, то можно увидеть «дом, в который я никогда не войду» (вечный странник), а с другой видна «стена, на которой меня будут распинать». Очевидны характер­ные для Системы мотивы странничества, ухода из дому, распятия («Христос был первым хиппи»).

Подобные феньки не считаются средством передачи сигнала от одного человека к другому — через них осуществляется автоком­муникация: сигнал идет от себя к себе. Даритель не претендует на право интерпретации Такое обращение с феньками хорошо иллюс­трирует специфику атомарной структуры, с присущей ей автономи­ей каждого человека. В Ротонде написано: «Смысл у каждого свой, и понять его должен ты сам».

Иногда личными становятся феньки, полученные в результате взаимообмена. Их не нужно путать с феньками обменного фонда, ко­торые просто раздаются и личными символами не становятся, а пото­му спокойно передаются другим. Обмен же личными феньками (ср.: армейский обычай «махнем не глядя») обычно связан с ситуацией общего дела и совершается в память ситуативного, но достаточно зна­чимого для его участников взаимодействия, временной, но личностью окрашенной связи.

Например, обмениваются феньками попутчики на трассе. «При­езжаем на место, доходим вместе до тусовки, там разбредаемся. Пытаем­ся вместе вписаться, если получится... При отъезде обратно, если один уже едет, а другой остается, то дарят... феньки. Или по завершении трас­сы (если вместе возвращаются)... Иногда посреди дороги: „Слушай, по­дари это", — и дарят. А тот говорит: „И ты мне что-нибудь подари"». Обмен феньками выражает принцип равенства и взаимности в атомар­ной структуре.

Характерна связь обмена феньками с общим делом, причем ти­пично Системным: путешествием по трассе, подготовкой сейшна, совместной медитацией или занятиями живописью. Десс рассказывал: «Был такой Менестрель — он сочинял баллады на астральные темы... Мы с ним устроили совместный сейшн: там было двадцать два моих стихотворения и девятнадцать его песен... Это ему я сплел ту феньку... в период подготовки этого сейшна: феньку, которую прямо при нем набрал. Причем я набрал ее не по системе, а как бы от фонаря. И это наибольшим образом соответствует моей сущности и моим пожела­ниям этому человеку». Фенечка фиксирует связь, возникшую между Дессом и Менестрелем, когда они готовили сейшн. Связь личная, но временная, ситуативная, — такие и образуются в рамках атомарной структуры: человек сохраняет автономию, не включаясь в постоянные формирования. Связи возникают, но только на время конкретных совместных предприятий.

Личные феньки часто делаются несъемными. Из мистических правил обращения с подобными феньками характерен запрет вос­станавливать их, если порвались, что связывают с ситуативным ха­рактером межличностных связей: «Если порвалась, — объясняли мне, — это значит, что она уже свою функцию выполнила, — помогла выполнить определенное дело, и все». Фенька имеет силу (читай: зна­чение), пока длится связь между людьми, а связь длится, пока они де­лают общее дело.

Итак, мы рассмотрели манипуляции с феньками, кодируемые по принципу «нормы». Феньки эти смысловые, но невосстановимые, кодируются нередко самим обладателем (получателем), а иногда им самим и делаются. Если дарятся, то взаимно, в порядке обмена, чаще всего в связи с общим делом, по окончании которого утрачивают си­лу. Обращение с личными феньками обнажает определенный тип свя­зей, которые характеризуются как горизонтальные (основанные на принципах равенства и взаимности), ситуативные (актуальные во время общего дела, причем речь идет о специфически Системных формах взаимодействия), личностью окрашенные, но непродолжи­тельные. Данный тип отношений лежит в основе атомарной структу­ры, характерной для среднего слоя Системы Следовательно, ритуаль­ные манипуляции с «личными» феньками опосредуют функциониро­вание атомарных структур.

1.4. ВЕЧНЫЕ ФЕНЬКИ (РИТУАЛ БРАТАНИЯ)

Еще один ритуал заключения межличностной связи в Системе — «бра­тание». Структурно он повторяет обмен феньками, только место фе- нек занимают покоцанные вены и кровь. «Вот у меня, — рассказывал Сольми, — есть Системные братья. Надрезается где-то кожа на руке — просто чтобы капелька крови показалась. Это индейские расклады, но они бытуют в Системе Вот Чига мой брат. Были знакомы с ним пять дней. Из Москвы приехали в Питер, зависли на флэту, и я нарисовал портрет Джона Леннона, и у меня круто получилось.. Чига тоже Лев по гороскопу (как и сам Сольми. — Т. Щ.)... В это время он тоже рисовал. И он пришел и говорит:, Да, круто получилось". И мы оба въехали, и ты чувствуешь, что буквально родственная душа. И в Питере мы зависли на флэту и побратались. И еще он молитву какую-то прочитал, по-мо­ему, „Отче наш". Еще налили в стакан воды, покапали крови, потом от­пили... Ведь есть родственники по крови, а есть по духу, это самая кру­тая связь... Он понимает тебя лучше, чем ты сам себя понимаешь» (1987).

Заключаемые таким образом связи демонстрируют астральное, энергетическое или духовное братство, т. е. в интерпретации включа­ются «энергетические» мотивы Следы надрезов на руке остаются на всю жизнь, как и обозначаемые ими «братские» отношения Астраль­ное братство предполагает обязательство помогать друг другу и выру­чать в трудных ситуациях до конца жизни. У Сольми на предплечье це­лый строй шрамов — горизонтальные полоски, похожие на феньки: не просто несъемные, а «вечные».

Связь астральных братьев глубоко личная. В ее основе не по­требность в минутной поддержке и даже не единичное общее дело, а сознание настоящей духовной близости. Сольми и Чига независимо, но одновременно рисовали Дж Леннона и, обнаружив это, почувство­вали, что «другой понимает тебя лучше, чем ты сам себя понимаешь».

Ритуал строится по принципу взаимности; соответственно, свя­зи — по принципу равенства. У Сольми, как и у Дикобраза, следы боль­ше чем десятка подобных ритуалов — значит, у него столько же «бра­тьев» в Системе.

Как правило, ритуалы братания совершают олдовые тусовщики, энергеты, для которых важно ощутить «обмен энергией» и духовную близость с другим человеком. «Вечные феньки» — покоцанные ве­ны — по-видимому, внешнее проявление отношений в среде олдово- го слоя Системы: отношений глубоко личных, равных (горизонталь­ных), длительных, строящихся по принципу сети, где каждый связан с несколькими другими.

Итак, наблюдения циркуляции фенек (как разновидности Сис­темных символов) подтверждают наши рассуждения о связи принци­па истолкования символа с типом коммуникативной структуры, коди­руемой им. Действительно, мы описывали феньки трех планов: про­сто обозначающие принадлежность к группировке, затем — норму Системы и, наконец, энергию или астральную связь. Первые, как мы видели, опосредуют безличные связи на периферии Системы («поле безличности»), вторые — лично-ситуативные отношения типичного пипла («атомарная структура»), третьи — личные и достаточно дли­тельные отношения энергетов («сеть» или «круг» алды). Таким обра­зом, наблюдения циркуляции фенек согласуются с нашей реконструк­цией отношений на разных уровнях иерархии Системы. Это уровни горизонтальные, связи в которых различаются степенью избиратель­ности (безличные; личные, связанные с конкретным делом; духов­ные), а также длительностью и прочностью. От уровня к уровню сужа­ется круг, но повышается качество связей (по параметрам избиратель­ности и прочности).

Кроме трех перечисленных, существует еще один класс фенек, правила обращения с которыми соответствуют вертикальным отно­шениям типа «я» — лидер.

1.5. ДОРОГИЕ ФЕНЬКИ

Некоторые феньки никому не дарят, берегут и носят не снимая, пото­му что они подарены тем, «кто тебе дорог»: как правило, в известных мне случаях речь шла о подарках олдовых, мастеров игры, известных магов и энергетов. Эти феньки опосредуют отношения получателя с авторитетными людьми — хранителями традиций Системы, т. е связи между различными слоями ее иерархии.

Среди фенек, показанных мне как самые дорогие, были и полу­ченные от Сольми. Несколько раз я наблюдала, как он дарит феньку. Одному из гостей при расставании он в знак своего расположения подарил изображение улитки, вырезанное из бумаги: «Слабость непо­бедима, — объяснял он смысл своего подарка. — Улитка — самое силь­ное существо в мире. Она может провезти камень весом в два кило­грамма, а сама весит пять граммов... Не спеши, без нас не начнут — еще одна из моих концепций... Все мое ношу с собой. Улитка является авто­номным, независимым организмом... Где бы она ни была, она везде до­ма». Объясняя свой личный символ, Сольми излагает нормы поведе­ния и ценности Системы, т. е происходит передача программ поведе­ния — акт управления.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.