Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гланд 3- Коды границ






Татьяна Щепанская Система: тексты и традиции субкультуры

ле намечается и осознается граница (коммуникативный барьер), затем она маркируется символами, нарочно вызывающими оттал­кивание, поддерживающими эту границу, упрочая ее. После появ­ления символа (человек отращивает волосы, прокалывает уши бу­лавками, начинает слушать скрежещущий «грязный» панк-рок и т д.) проявления отторжения принимают не спорадический, а ус­тойчивый и постоянный характер. Граница стабилизируется. За­метим, что формируется она извне пока еще не существующего сообщества, когда возникает только давление среды на некоторых людей, выталкивамых за невидимый, но ощутимый обеими сторо­нами барьер.

Панк этот, возможно, и прая, поскольку описывает собствен­ный опыт. Речь вдето переживании процесса группообразования — самой начальной его точки, когда еще нет сообщества, но уже появ­ляется знак, способный дать ему начало.

2. Маркированная капсула

Осознание неких общих черт (одиночество, мысли о смерти, безде­нежье, оборванность и проч.) как символов общности создает еще одну коммуникативную возможность. Она связана с появлением ка­налов связи, по которым могла бы циркулировать «своя* информа­ция. Именно символ становится маркированной капсулой для ин­формации, позволяющей отделять «свою» от чужой. Тем самым вну­тренняя среда сообщества отделяется от внешней и обеспечивается сгущение контактов (почему, собственно, и возможно говорить о сообществе как о выделенной из среды коммуникативной сети).

Процесс коммуникации можно описать в терминах переда­чи и интерпретации символов. В ритуализованных ситуациях, на­пример знакомства, обе составляющие наблюдать несложно. Мы знакомимся на тусовке с человеком по прозвищу Майкл Какаду. Стоим за столиком в «Сайгоне», пьем кофе, и он рисует на бумажке свой символ, птицу (он объяснил, что это попугай), а вместо лап у нее «иацифики» Это его личная эмблема Миша объясняет рису­нок, дд и мне понятно, что он пацифист дорожащий ценностями мира, ненасилием и свободой (птица) Вместе с Мишей мы «вкла­дываем» в рисунок, как в пустую капсулу, определенную информа­цию. Таким образом выглядит процесс представления при первом знакомстве.

Другого человека я встречаю на работе — он пришел познако­миться и сцдит на галерее Кунсткамеры Представляется Владимерз- ким, объясняет, что родом из Владимира. «Мерзкий» в его прозвище я

Гланд 3- Коды границ

прочитываю как знак симпатии к панку. Потом он говорит, что ею инициалы «в миру»—О. С В. «Это мон инициалы — и в то же время Ог­раничение Стратегических Вооружений. Я как увидел, так приколол­ся-.» Представляясь, он демонстрирует свой символ, а затем наполняет его содержанием: в данном случае — пацифизм, но с некоторым укло­ном в панк

Приведенные примеры показывают, что символ выступает в роли пустой ячейки, наполняемой информацией в момент истолко­вания. Виной ситуации возможен друтой комментарий. Общение строится как обмен символами с последующим их наполнением Информация передается в символической упаковке.

Вне процесса интерпретации символы существуют как пус­тые капсулы, свободные от значения. «Эти символические средст­ва, —пишет А. П Коэн, — могут быть сопоставлены со словарем. Изу­чение слова, усвоение компонентов языка дает вам возможность об­щаться с другими людьми, но не подсказывает вам, что сообщать. Так же с символами; они не говорят нам, что означают, но дают нам возможность создавать значение»5. Это капсулы, которые по мере необходимости наполняются значениями и передаются, опосредуя межличностные связи и образуя каналы коммуникации.

Сообщение необходимо упаковывать в символическую оболоч­ку, чтобы информация была воспринята как «своя». Помимо значения, вложенного в него ситуативно, символ несет также постоянное доба­вочное значение—принадлежности определенному сообществу. Ког­да Майкл Какаду рисует птицу с «пацификами», он, кроме всего прочего, демонстрирует, что «свой» поскольку изображает один из любимых символов Системы. Услышанное по радио будет воспри­нято в Системе менее благоприятно, чем сказанное на сленге где-либо на тусовке Тусовка и сленг в данном случае служат символами, мар­кирующими информацию как «свою» и обеспечивающими если не принятие, то хотя бы внимательное ее восприятие

Все это показывает, что для обеспечения эффективного об­щения и взаимодействия внутри сообщества оно должно маркиро­вать свою информацию, отделяя ее от чужой Только в таком случае плотность коммуникаций в его пределах будет выше, чем вне, а зна чит. правомерно говорить о существовании сообщества вообще.

Таким образом, символ работает в сообществе не просто как информационная, но как маркированная капсула. Он, следователь­но, должен обладать свойством эффективно отделять «свою» инфор­мацию, демонстрируя для этого ясное отличие от символики окру­жающих сообществ. Следовательно, отбор должен идти по принци­пу непохожести: сообщество выбирает символы, контрастирующие с имеющими хождение в пограничных с ним группировках Теперь необходимо определить, с какими группировками оно граничит, его локализацию в социуме.

Татьяна Щспашклн Октсма- тексты и тямднцип субщи-гурь!

Можно отмстить два основных способа обособления своей ин­формации. Первый — использование для ее передачи иных, нежели в господствующей культуре, каналов, еторой — маркирование. Наибо­лее информативные каналы, освоенные на протяжении многовеко­вой истории, заняты господствующей культурой. Сюда относятся речь, сложные формы искусств, все, что требует профессиональной подготовки. Сфере андеграунда остаются каналы, которые не освоены или забракованы истеблишментом. Вербальный канал коммуника­ции — речевое общение — втцдеграунде вызывает подозрение, под­крепляемое ссылками на древних «Самого главного словами не ска­жешь*, «Знающий не говорит, говорящий ие знает* (Лао-i ры). Система пытается ограничить его использование, молчание в некоторых ситу­ациях возводится в культ Многократно отмечались такие качества контркультуры, как ее обращение к подсознательному, эмоциональ­ному. чувственному, телесному — в противоположность рациональ­ному; в музыке — предпочтение ритму перед мелодическим рисунком, в живописи — цветовым пятнам и абстрактным формам перед пред­метным реалистическим изображением. Ю.Н.Давыдов, ссылаясь на Т.Роззака, считает характерной чертой контркультуры Запада •отри­цание интеллектуализма, доведенное до отказа от мыслительных спо­собов постижения действительности в пользу чувственных, а также до.переоценки ценностей" в сфере чувственности, ведущей к выдвиже­нию на передний план чувств, ранее считавшихся „темными" (осяза­ния, обоняния, вкуса), за счет.дискриминации" более одухотворен­ных (слух и особенно зрение): культ чувственности и иррациональ­ных способов освоения мира*6 «Наиболее одухотворенные* в этом контексте означает самые освоенные культурой, богато насыщенные информацией; но контркультура выбирает «темное» — то, к чему куль­тура еще не прикасалась. Именно в «темные* — неразработанные или табуированные — образы она вкладывает значимую информацию, ис­пользуя их в качестве коммуникативных каналов. Общеизвестна при­верженность андеграунда к экспериментированию в искусстве и жиз­ни: практика «искусства жизни» — ие что иное, как попытка насытить смыслом то, что ранее не использовалось как знак

Для нас в большей степени интересен второй способ обособ­ления информации — ее маркировка Маркируется в первую очередь информация, идущая по каналам, активно используемым господству­ющей культурой. К их числу относится вербальный Функции марки­рования «своей» информации, отправляемой по этому каналу, выпол­няет в Системе сленг, позволяющий отличить высказывания членов сообщества от всех прочих Функцию маркирования сигналов вы­полняют и другие символы — предметные, актуальные, графические.

Общий принцип — использование символов, не принятых в господствующей культуре, — ярко прослеживается на примере ре­лигиозной символики






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.