Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взлеты и падения балетмейстера и теоретика балета Ф.В. Лопухова






Федор Васильевич Лопухов (1886-1973) окончил петербургскую школу по классу выдающегося и обожаемого им педагога Николая Легата, о котором впоследствии не забы­вал упоминать и писать всегда восторженно. В выпускном спектакле «Ацис и Галатея», сочиненном М.М. Фокиным в свободной манере, он танцевал Ациса. Затем были годы работы в Мариинской труппе, поездка в США, первые пробы постановок концертных номеров.

Революционный хаос, разрушивший традиционный порядок функционирования императорского балета, выдвинул Лопухова в лидеры труппы. Ему пришлось выдержать трудные годы творческого распада коллектива, бытовых и материальных испытаний. Он руководил петроградским, бывшим мариинским, балетом в 1922-1930 гг. После конфликта с А.Я. Вагановой уступил ей руководящую должность, но дважды в 1940-е и 1950-е гг. возвращался в кресло главного балетмейстера уже Кировского теат­ра.

Лопухову пришлось сохранять репертуарную афишу при экстремаль­ных обстоятельствах нехватки солистов и кордебалета, отсутствия средств на декорации, костюмы и жалованье артистам. В начале своей деятельности он много занимался восстановлением балетов классического наследия – «Дон-Кихот», «Спящая красавица», «Раймонда», «Конек-Горбунок».

Ранние постановки Лопухова являлись подлинным отражением стилистики своего времени с его авангардистской направленностью. И, прежде все­го, следует отметить создание программного балета-танцсимфонии «Величие мироздания» на музыку IV Симфонии Л. Бетховена (1923 г.). Это был первый в истории симфобалет с заявленной спецификой нового жанра. Но ему удалось лишь единожды показать свою танцсимфонию – хореограф опередил время, его опус не поняли и не приняли. Однако сам он уже предугадал симфоническое будущее балета и в 1925 г. выпустил небольшую книгу размышлений на эту тему под названием «Пути балетмейстера» (Берлин, 1925 г.). Этой поста­новкой Лопухов заявил о своем участии в работе «Молодого балета» — экспе­риментальной студии при основной труппе, организованной под влиянием аналогичного эксперимента москвича Голейзовского и его «Камерного балета». Именно под эгидой Лопухова как главного балетмейстера театра сгруппировались энтузиасты нового дела, ставшие впоследствии крупными личностями в истории хореографии.

Наибольший успех и долголетие (десять лет сценической жизни) достался балету «Ледяная дева» на музыку Э. Грига, премьера которого состоялась в 1927 г.Характерно, что новатор Лопухов под влиянием зрительского спроса вынужден был вернуться к приемам старого балета-сказки в традициях М. Петипа. «Ледяная дева» — трансформация скандинавской легенды о девушке Сольвейг, превратившейся в фантастическую холодную фею. В балете хореограф «ярко проявляет новаторские устремления, придумывая и конструируя новую танцевально-акробатическую лексику. Сложнейшие акробатические поддержки и рискованные броски с высоты подъемов чередовались с позами-шпа­тами, колечками, острыми «игольчатыми» батманами»[9].

Лопухов предпринимал попытки откликнуться на актуальные пробле­мы революционного социалистического строительства. В 1924 г. он ставит плакатно-публицистический балет «Большевики», сразу снятый с репертуара, далее создает соб­ственную редакцию «Красного мака», куда вводит образ активного героя – китайского рабочего. В 1931 г. свет рампы увидел спектакль под названием «Болт» на музыку Д.Д. Шостаковича с либретто в трех дейст­виях. Спектакль успеха не имел. Но Лопухов продолжил поиск в этом направлении.

В 1931-1935 гг. хореограф занимается организацией творческого процесса в созданной им труппе МАЛЕГОТ (Малый Ленинградский государственный оперный театр), которую он хочет сделать театром балетной комедии. Он показывает красочные остроумные балеты «Арлекинда», «Коппелия» и снова возвращается к советской теме. Вместе с композитором Д.Д. Шостаковичем он воплощает замысел комедийного балета из колхозной жизни под названием «Светлый ручей». Спектакль с успехом выпускается сначала в ленинградском МАЛЕГОТе и затем переносится в Москву в Большой театр. Либретто повествует о том, как бригада артистов приезжает в кубанский колхоз «Светлый ручей», где на фоне праздника труда и интернациональной дружбы возникает перекрес­тный любовный роман: колхозница Зина влюблена в классического танцов­щика, а колхозный агроном Петр неравнодушен к классической танцовщи­це. В итоге все заканчивается праздником труда. Балет «Светлый ручей» был снят с репертуара в Ленинграде и Москве. Но отдельные фрагменты музыки Шостаковича из этой партитуры часто зву­чали на радио, телевидении, народных гуляниях.

После этих событий общественно-творческая карьера Лопухова дала тре­щину. Он лишился руководящего поста главного балетмейстера МАЛЕГОТа и ряд лет, довоенных и послевоенных, осуществлял единичные постановки в Ленинграде, Москве, Минске, Ташкенте. Последняя его работа «Картинки с выставки» на музыку М. Мусоргского в 1963 г. значительного успеха не имела.

Однако вторая половина жизни для Лопухова ознаменовалась плодотворной педагогической и теоретической деятельностью. Его имя вписано в историю советского балета как имя выдающегося деятеля, организатора высшего балетного образования. Еще до войны он организовал балетмейстерские курсы при ЛХУ, преобразовав их в 1962 г. в кафедру хореографии при Ленинградской консерватории. Став профессором этой кафедры, он руководил высшим балетным образованием в Ленинграде параллельно с аналогичной кафедрой в московском ГИТИСе под началом профессора Р.В. Захарова. Лопухов написал много теоретических статей, две книги: «Шестьдесят лет в балете» (1966 г.) и «Хореогра­фические откровенности» (1972 г.).

Балеты Лопухова 20-х гг. свидетельствовали о трудностях, которые испытывало в то время балетное искусство, и ошибки его тоже были определены временем. Творчество Ф. Лопухова стало школой для многих мастеров советского балета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.