Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Ведущие мастера московского балета начала XX века В.Д. Тихомиров и Е.В. Гельцер






Н.Е. Фетисова

 

 

Теория и история хореографического искусства: советский период (1917-1991 гг.)

 

Курс лекций по специальности 071301 – Народное художественное творчество, квалификация «Художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель»

 

 

ОРЕЛ – 2012

 

 

Рецензенты:

профессор кафедры хореографии Орловского государственного института искусств и культуры, Заслуженный работник культуры РФ, дважды лауреат премии «Душа России» Н.И. Заикин;

директор Орловской детской хореографической школы, кандидат педагогических наук Р.Э. Рычкова

 

Фетисова, Н.Е. Теория и история хореографического искусства: советский период (1917-1991 гг.): курс лекций / Н.Е. Фетисова. – Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2012. – 140 с.

 

В предполагаемом курсе лекций рассматривается процесс развития советского балета в 1917-1991 гг., раскрыто значение традиций и новаторства в хореографическом искусстве данного периода, выявлена роль ведущих балетмейстеров, хореографов и артистов балета в развитии как отечественного, так и мирового балета. Курс ориентирован на применение студентами теоретических знаний на дисциплинах практического цикла, в частности на предметах, тесно связанных с историко-бытовым танцевальным материалом и образцами танцевального репертуара.

Курс лекций предназначен для студентов специальности 071301 – Народное художественное творчество, а также для преподавателей, студентов высших и средних учебных заведений, руководителей профессиональных и самодеятельных хореографических коллективов.

 

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры хореографии.

Протокол № 4 от 5 октября 2010 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..5

Тема 1. Ведущие мастера московского балета начала XX века

В.Д. Тихомиров и Е.В. Гельцер…………………....................................6

1.1. Педагогические принципы работы артиста балета и балетмейстера

В.Д. Тихомирова……………………………………………………......6

1.2. Талант Е. Гельцер…………..…………………………………………....11

Тема 2. Советское хореографическое искусство 20-х годов XX века………..13

2.1. Новаторские поиски К.Я. Голейзовского в балете.…………………...14

2.2. Взлеты и падения балетмейстера и теоретика балета

Ф.В. Лопухова……………………………………………………………17

2.3. Основатель американского балета Г.М. Баланчивадзе………….........19

Тема 3. Основоположник советской балетной педагогики Агриппина

Яковлевна Ваганова……………………………………………….........22

Тема 4.Советские балеты и их роль в развитии хореографического искусства…………………………………………………………………………25

4.1. Отражение патриотической темы в балетах Р.М. Глиэра……………28

4.2. Значимость балетов Д.Д. Шостаковича в освоении современной

тематики…………………………………………………………………31

4.3. Преемственность традиций в балетной музыке Б.В. Асафьева……...34

4.4. Новаторские тенденции в балетном творчестве С.С. Прокофьева….39

4.5. Балетное творчество А.И. Хачатуряна как классический образец

современной музыки……………………………………………………43

4.6. Проявление традиций песенного творчества В.П. Соловьва-Седого

в хореографическом искусстве………………………………...............47

4. 7. Произведения русской классической литературы – основа балетного

творчества Р.К. Щедрина………………………………………….........49

4.8. Крупнейший композитор-симфонист А.Я. Эшпай и его вклад

в развитие советских балетов…………………………………………..52

Тема 5. Советская хореодрама как новый жанр хореографического

искусства и ее пропагандисты …………...............................................55

5.1. Хореодрама как новое явление в советском балетном искусстве

30-х годов………………………………………………………………..56

5.2. Масштабность таланта В.И. Вайнонена...……………..……………....60

5.3. Теоретик и профессор балета Р.В. Захаров..…………………………..64

5.4. Танцовщик и балетмейстер Л.М. Лавровский..……………………….67

Тема 6. Творческие эксперименты Л.В. Якобсона…………………………….70

Тема 7. Довоенное исполнительское искусство………………………………74

7.1. Выдающийся педагог классического танца А.М. Мессерер..………..76

7.2. Эталон мужского исполнительства М.М. Габович…….………...........77

7.3. Педагогический дар М.Т. Семеновой….......……………………..........78

7.4. Виртуоз классического танца А.Н. Ермолаев…………………………80

7.5. Вклад В.М. Чабукиани в развитие национального балета Грузии…..80

7.6. Великая балерина первой половины XX века Г.С. Уланова…….......83

7.7. Академическая чистота линий в танце К.М. Сергеева…….................85

7.8. Техника танца Н.М. Дудинской…………………………………..........87

Тема 8. Ансамбли русского народного танца как особый жанр советской

хореографии..…………………………………………………………...89

8.1. Вклад Государственного академического ансамбля народного танца

им. И.А. Моисеева в хореографическое искусство...………………...90

8.2. Танцевальная труппа Государственного академического русского

народного хора им. М.Е. Пятниц­кого…………………………………92

8.3. Преемственность традиций в Государственном академическом

ансамбле русского танца «Березка» им. Н.С. Надеждиной…………..93

8.4. Московский государственный театр танца «Гжель» как новое веяние

в русском народном танце……………………………………………...94

Тема 9. Исполнительское женское искусство в послевоенные годы..………95

9.1. Балерины московской сцены (О.В. Лепешинская, М.М.

Плисецкая, Р.С. Стручкова, Е.С. Максимова, Н.И. Бессмертнова)….96

9.2. Балерины ленинградской сцены (И.А. Колпакова, А.Е. Осипенко,

Н.Р. Макарова)………………………………………………………….108

Тема 10. Плеяда премьеров послевоенных лет..……………………………...114

10.1. Артисты балета московской сцены (В.В. Васильев, М.Э. Лиепа,

Б.Б. Акимов, М.Л. Лавровский)……………………………………...114

10.2. Артисты балета ленинградской сцены (Р.Х. Нуриев,

М.Н. Барышников)………………………………………………….....123

Тема 11. Вершина советского балета – творчество Ю.Н. Григоровича…….128

Тема 12. Крупнейший советский хореограф новой волны

О.М. Виноградов……………………………………………………...134

Тема 13. Театр балета Б.Я. Эйфмана и его место в современной

хореографии……..…………………………. ………………………...138

Заключение……………………………………………………………………...142

Список литературы……………………………………………………………..144

 

 

Введение

 

Национальная основа русского классического танца,

привлечение к написанию балетной музыки ведущих

композиторов-симфонистов, глубокое понимание задач

танцевального искусства – все это прочно вошло в

современный балет и получило дальнейшее развитие

в советском балетном театре.

Ю.А. Бахрушин

 

Предмет «Теория и история хореографического искусства» относится к специальным дисциплинам федерального компонента (СД.Ф.04.01) и является одним из основных, входящих в Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Народное художественное творчество», квалификации «Руководитель хореографического коллектива. Преподаватель». Будущий специалист данного профиля должен обладать не только высоким исполнительским мастерством, но и владеть глубокими теоретическими знаниями в области отечественной и зарубежной художественной культуры, знать историю, развитие и современное состояние хореографического искусства.

В данном курсе лекций рассматриваются проблемы развития хореографического искусства советской эпохи, начиная с 1917 г. и кончая 1991 г. Побудительным мотивом к созданию настоящего учебного курса явилась необходимость систематизации информации и недостаточное количество литературы по данному периоду в хореографическом искусстве.

Цель курса: оказать методическую помощь преподавателям и студентам высших и средних учебных заведений, а также руководителям профессиональных и любительских хореографических коллективов.

Задачи курса:

· выявить взаимосвязь традиций и новаторства в балетном искусстве;

· определить роль ведущих балетмейстеров и хореографов в становлении советского и мирового балета;

· сформировать умения применять теоретические знания на дисциплинах практического цикла;

· дать представление об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;

· уметь обобщать эмпирическую информацию о процессах, явлениях и тенденциях в области хореографического искусства;

· оказать помощь студентам в организации самостоятельной работы по овладению знаниями по данному предмету.

 

 

Тема 1. Ведущие мастера московского балета начала XX века В.Д. Тихомиров и Е.В. Гельцер

Цель: сформировать представление об исполнительской и педагогической деятельности ведущих мастеров московского балета начала XX века.

Задачи:

· раскрыть педагогические принципы работы В.Д. Тихомирова;

· дать характеристику лучшим партиям В.Д. Тихомирова в классических балетах;

· оценить влияние постановки балета «Красный мак» на дальнейшее развитие хореографического искусства;

· сформировать знания о балетном творчестве лучшей балерины начала XX века – Е.В. Гельцер.

План:

1. Педагогические принципы работы артиста балета и балетмейстера В.Д. Тихомирова.

2. Талант Е.В. Гельцер.

Россия на рубеже XIX-XX веков, как и другие страны мира, вступила в высшую стадию капиталистических отношений – империализм. Отмена крепостного права в 1861 г., реформы 60-70-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая промышленность росла высокими темпами, возникли новые отрасли (нефтедобывающая, химическая, машиностроение) и новые промышленные районы. Важные изменения происходили на транспорте: железные дороги связали Центр с окраинами и стимулировали экономическое развитие страны. В годы кризиса (1900-1903 гг.) ускорился процесс создания крупных промышленных монополий. По уровню концентрации российская экономика опережала экономику других стран. Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т.е. изживания остатков крепостничества, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население – над сельским. Начало XX века ознаменовано первой мировой войной и революционными событиями 1905-1907 и 1917 гг.

С первых дней Октябрьской революции 1917 г. начинается новая эра в художественной культуре России, в том числе и в хореографическом искусстве. Жизнь в стране перевернулась: хаос, разруха, голод, не могли не отразиться на работе театров. Занятия в балетных школах Петрограда и Москвы проводились нерегулярно, педагоги часто менялись, классы не отапливались, заниматься приходилось в валенках и теплой одежде. Многие голодали, не хватало денег платить зарплату артистам. Балетный мир раскололся на два лагеря: одни сразу покинули Россию, эмигрировав за границу, и сыграли свою роль в становлении искусства балета на Западе, другие – предпочли остаться на Родине и строить новую жизнь отечественного искусства.

Творчество Василия Тихомирова и Екатерины Гельцер – целая эпоха московского балета. Их имена стали символами рождающегося советского балета. Они не покинули родину и стали развивать педагогическое и танцевальное наследие прошлых поколений.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.