Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Талант Е.В. Гельцер






Екатерина Васильевна Гельцер (1876-1962) – народная артистка РСФСР, родилась в семье талантливого танцовщика и артиста пантомимы Василия Федоровича Гельцера. Она посвятила свою долгую и прекрасную жизнь русскому балету. Ее вдохновенное искусство вызывало восхищение современников, о нем с гордостью и ува­жением вспоминают последующие поколения. Гельцер много гастролировала, но где бы ни выступала Екатерина Василь­евна – в отдаленных уголках нашей страны или за рубежом – она достойно представляла русское, а впоследствии советское балетное искусство.

Училась в Московском хореографическом училище в классе у И.А. Никитина и Х. Мендеса. После его окончания Гельцер была зачислена в труппу Большого театра. В ее репертуаре тех лет были такие роли, как Повелительница жучков в «Хрустальном башмачке», вторые партии в балетах «Конек-Горбунок», «Кипрская статуя», «Катарина, дочь разбойников».

Осенью 1896 г. Гельцер была командирована в Петербург для совершенствования своего мастерства. Здесь она занималась в классе Х. Йогансана, танцевала в балетах М. Петипа, многому научилась она, наблюдая за работой крупнейших балерин того времени. В Мариинском театре танцевала в балете А.К. Глазунова «Раймонда». Закончив стажировку, Гельцер в 1898 г. возвратилась в Москву. В Большой театр она приехала уже солисткой первого разряда и через два месяца после возвращения выступила в главной партии в балете Петипа «Привал кавалерии». Этот дебют показал блестящие результаты пребывания молодой танцовщицы в Петербурге и ее серьезных занятий.

Начав творческую деятельность задолго до революции, Гель­цер вместе с лучшими представителями интеллигенции с радо­стью приняла победу Октября и отдала все силы служению советскому народу. Ее не испугали трудности первых послерево­люционных лет, скудные пайки, холодные театральные помеще­ния.

Этапной для балерины стала партия Авроры в балете «Спящая красавица». Помощником и партнером ее был В.Д. Тихомиров. Он сыграл большую роль в становлении молодой артистки московского балета. С ним она танцевала ведущие партии почти во всех балетах А.А. Горского. Ее танец был виртуозным, стремительным и в то же время отличался легкостью, мягкостью движений. Лучшими партиями балерины стали: Саламбо, Эсмеральда, Китри в балете «Дон Кихот», Медора в «Корсаре», Тао Хоа в балете «Красный мак».

Екатерина Васильевна всегда проявляла интерес к общест­венной жизни. Так, в 20-е гг. она танцевала в концертах но­мер, который назывался «Снятие паранджи». Актриса хотела создать гимн мужеству женщины, нарушившей законы шариата. С этим номером балерина ездила в Среднюю Азию, где в те времена еще сохранялись старые обычаи.

Гельцер называли трагической актрисой. Ее Эсмеральда, шедшая на эшафот, появлялась с распущенными волосами, в длинной белой рубашке, подвязанной веревкой. Она медленно двигалась к месту казни. Ее спина, опущенные бессильно руки, вся фигура выра­жали трагическую безысходность.

Историк балета Г.В. Беляева-Челобитько отмечает, что не менее сильное впечатление оставляет роль китайской танцовщицы Тао Хоа в балете «Красный мак», когда «героиня преподносит советскому Капитану чашу с отрав­ленным напитком. Тао Хоа знает, что он привез голодающим китайцам хлеб из Советской России, она не хочет смерти гостя, но хозяин заставляет. В сузившихся глазах, в застывшем как маска лице, в скупых жестах, трудно, против воли двигающихся ногах была такая напряженность, что мороз про­бегает по коже. Наконец чаша вручена, Тао Хоа медленно отхо­дит, умоляюще сложив руки, как бы предупреждая об опас­ности. Вот руки ее, протянутые к Капитану, задрожали. Тао Хоа стремительно выбивает из его ладоней чашу. Выстрел. Смертельно раненая Тао Хоа падает, и зритель видит, как светлеет лицо героини, вспыхивают радостью глаза. Она спасла Капитана ценой своей жизни».[4]

В 1935 г. Гельцер покинула сцену Большого театра. Екатерина Васильевна была великой актрисой и настоящим патриотом. Нельзя не вспомнить о том, что в суровые годы Великой Отечественной войны, будучи далеко не молодой, она принимала участие во многих концертах, часто выступала для воинов Красной Армии, вместе со всеми переносила лишения, тревоги и всегда верила в нашу победу над фа­шизмом.

В последние годы жизни Гельцер не поки­дала свою квартиру. В 50-х гг. ее привозили в театр, и она смот­рела некоторые спектакли. А в день празднования 175-летия Большого театра в 1951 г. Гельцер была почетной представительницей славной когорты старых мастеров, сидевших в президиуме тор­жественного собрания. Народная артистка до конца своих дней пользовалась большим признанием и уважением.

Е.В. Гельцер умерла в 1962 г. в возрасте 86-ти лет. Вдохновенный труд, стремление к новым творческим победам, преданное служение искусству завещала Гельцер молодому поколению советского балета.

 

Краткие выводы по теме:

1. Вклад В.Д. Тихомирова в развитие балетной педагогики огромен. Его педагогический метод базировался, прежде всего, на индивидуальном подходе к ученикам, он присматривался к каждому из них, тщательно изучал особенности фигуры, данных, характера, в связи с этим приступал к исправлению недостатков и развитию достоинств. Первым уделил особое внимание анатомии и физиологии человека. Он не только изучал все двигательные мышцы, но и знал, как следует их развивать и укрепить.

2. Постановка балета «Красный мак» В.Д. Тихомировым и Л.А. Лащилиным ознаменовала перелом в истории советского балета. С «Красным маком» родилась и утвердилась героическая тема в советской хореографии, на основе классического танца создавались многогранные образы, раскрывались глубокие мысли и чувства.

3. Безграничный талант Е.В. Гельцер заключается в том, что она всецело посвятила себя балету, ее не испугали трудности первых послерево­люционных лет, скудные пайки, холодные театральные помеще­ния. Все главные партии балерины были наполнены трагизмом, переживаниями за судьбу своих героинь. Ее вдохновенное искусство вызывало восхищение современников, о нем с гордостью и ува­жением вспоминают последующие поколения.

 

Список литературы:

· Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензия. Воспоминания [Текст] / Б.В. Асафьев. – Л.: Музыка, 1984. – 296 с.

· Казаринова, Т.А. Хореографическое воплощение народно-героической темы в балете 1920-1930-х годов: монография [Текст] / Т.А. Казаринова. – Пермь: Перм. гос. ин-т искусства и культуры, 2008. – 153 с.

· Лопухов, Ф.В. Хореографические откровенности / Ф.В. Лопухов. – М.: Искусство, 1982. – 215 с.

· Пасютинская, В.М. Волшебный мир танца [Текст] / В.М. Пасютинская. – М.: Просвещение, 1985. – 223 с.

· Русский балет: энциклопедия [Текст] / под ред. А.П. Горкина. – М.: Согласие, 1997. – 632 с.

· Тихомиров, В.Д. Артист, балетмейстер, педагог [Текст] / В.Д. Тихомиров. – М.: Искусство, 1981. – 390 с.

 

 

Тема 2. Советское балетное искусство 20-х гг. XX века

Цель: раскрыть поиски и находки в хореографическом искусстве балетмейстеров 20-х гг. XX века.

Задачи:

· охарактеризовать творческую деятельность ведущих балетмейстеров начала XX века: К.Я. Голейзовского, Ф.В. Лопухова, Г.М. Баланчивадзе;

· систематизировать информацию о педагогической деятельности Ф.В. Лопухова в Ленинграде;

· отметить вклад Г.М. Баланчивадзе и его труппы New York City Ballet в развитие американского балета.

План:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.