Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания и комментария






 

 

1 На эти три афоризма Эпиктета стоит обратить самое пристальное внимание: именно в них заключена вся соль стоической философии. Всё остальное – лишь их развитие, иллюстрация или вариации.

 

2 Здесь необходимо отметить, что редакторы и современные читатели, имеющие весьма поверхностное представление о русском языке, не раз и не два пытались указывать автору перевода о недопустимости использования им слова «зараз» в данном контексте. Причём эти знатоки русского слова неизменно норовили просторечно переиначить ударение. Автор перевода решительно их наскоки отметал, так как, по его разумению, это единственное русское слово, которое в данном случае не только передаёт дух подлинника, но и исключительно удачно вписывается в ритм фразы. Впоследствии автор перевода получил возможность узнать, что он своей непреклонностью никакого подвига не совершил, а лишь, что называется, заново «изобрёл велосипед»: изучая «Круг чтения» Льва Толстого, автор наткнулся там на старый русский перевод этого же пассажа Эпиктета и с изумлением увидел, что тот, слово в слово, соответствует написанной им фразе и что в нём на должном месте стоит всё то же русское слово – «зарá з». Вот что значит верность духу подлинника и чувство ритма!

 

3 Сенатор – член сената, т.е. государственного совета Рима.

 

4 Консул – глава Римской республики, высшее должностное лицо у римлян-республиканцев. Ежегодно центуриатными комиссиями избирались на один год два консула – до 367 г. до н.э. из патрициев, а после также из плебеев. В период империи должность консула превратилась лишь в почётный титул.

 

5 Геракл (у римлян – Геркулес) – один из самых популярных героев в древнегреческой мифологии. Из многочисленных сказаний, связанных с его именем, наиболее популярен рассказ о его 12 подвигах на тяжёлой службе у царя Эврисфея.

 

6 Нерон, Клавдий Цезарь (37 – 68 гг.) – римский император, прославился своим самодурством, жестокостью и чудовищной моральной испорченностью.

Траян, Марк Ульпий (53 – 117 гг.) – римский император, полная противоположность Нерону, образец государственной мудрости и морального совершенства.

 

7 Трибун – командная должность в римской армии (командиры отрядов в легионах и самих легионов).

 

8 По римскому праву, с 366 г. до Р.Х., претор – второй после консула сановник, осуществлявший верховную судебную власть; с 247 г. до Р.Х. преторов стало двое: претор по делам римских граждан и претор по делам иностранцев и их взаимоотношениям с римскими гражданами; впоследствии число преторов возросло до 16.

 

9 Речь идёт о фасциях, представлявших собой пучки прутьев, перевязанных ремнём. Фасции служили в Древнем Риме атрибутом власти высших должностных лиц. Нести фасции входило в обязанности ликторов, которые шли впереди должностного лица (консула, претора, диктатора, а впоследствии императора и императорских легатов).

 

10 Тезей (Тесей) – легендарный афинский герой и царь (по традиции приблизительно XIII в. до н.э.). Ему приписывается ряд легендарных подвигов, в том числе победа над разбойником Прокрустом, участие в походе аргонавтов, в войне с амазонками и освобождение Афин от господства Крита.

 

11 Прокруст – в древнегреческой мифологии великан-разбойник, который насильно укладывал путников на ложе и тем, кто был больше его размеров, отрубал ноги, а малорослых вытягивал до его длины.

 

12 Чтобы правильно понимать стоиков и, в частности, Эпиктета, необходимо точно знать смысл, который они вкладывают в слова «Бог», «боги», «божество», «провидение». Стоики используют эти слова совершенно равнозначно, когда речь заходит о Высшем Уме, т.е. о том «неведомом Боге», о котором среди ареопага вещал афинянам апостол Павел. Греки и римляне, как известно, были «язычниками», т.е. в своих религиозных воззрениях они унаследовали идею множественности богов, порождённых неуёмным воображением жрецов времён давно минувших. Поэтому античные философы, когда они желали разъяснить какие-то положения морали, оказывались вынуждены пользоваться терминами всего более понятными окружающим, что определялось уже степенью культуры и умственного развития слушателей, к которым они обращались. Но философы столь возвышенного склада, как Эпиктет, сами, разумеется, знали, что следует разуметь под природой этого «неведомого Бога», несмотря на мишурные одежды и покровы, коими Его обряжала каждая секта в зависимости от степени оглупления мысли, которой в интересах собственного господства добивались от своей паствы жрецы того или иного идола. Таким образом, там, где говорится о «богах» или о «божестве», следует понимать, что речь идёт о христианском Боге. Поэтому в переводе мы нередко и использовали сразу соответствующий термин. Под «провидением» и «промыслом», соответственно, понимается «попечение Божие о всяческом Его создании».

 

13 Диоген из Синопа (404 – 323 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, наиболее знаменитый представитель школы киников. Прославился эксцентричными выходками и воинствующим аскетизмом, доведённым до крайности.

 

14 Гераклит (конец VI – начало V вв. до н.э.) – крупнейший древнегреческий философ-материалист.

 

15 Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ-идеалист, родоначальник философской диалектики, понимаемой как нахождение истины при помощи беседы, т.е. постановки определённых вопросов и методического нахождения ответов на них. Философских сочинений принципиально не писал, главным источником сведений о его жизни и учении являются сочинения его знаменитых учеников – Платона и Ксенофонта. Философ на все времена. К.Маркс справедливо назвал Сократа «воплощённой философией», «олицетворением философии».

 

16 Руф, Квинт Курций (I век н.э.) – философ, историк, автор «Истории Александра Македонского» в 10 книгах, из которых первые две не сохранились, а в остальных встречаются пропуски. Тенденциозное сочинение, в котором автор откровенно враждебен создателю греческой империи.

 

17 Аристид (540 – 467 гг. до н.э.) – политический и военный деятель Афин периода греко-персидских войн, талантливый полководец.

 

18 Эпаминонд (418 – 362 гг. до н.э.) – дневнегреческий полководец и политический деятель. Введённые им новации в тактике ведения боевых действий позволили войскам Беотического союза во главе с Фивами одержать ряд решающих побед на войсками Пелопоннесского союза во главе со Спартой.

 

19 Ликург (IX – VIII вв. до н.э.) – полулегендарный спартанский законодатель. Ему приписывается авторство законов, по которым жили спартанцы, а также создание институтов спартанского общественного и государственного устройства.

 

20 Эту мысль Эпиктета имеет смысл сопоставить с следующим пассажем Сенеки из его «Писем к Луцилию»: «Представь себе, что судьба устраивает игры и бросает в толпу людей почести, богатства и другие милости. Одни из даров судьбы разрываются руками хватающих их; другие делятся в нечестном сообществе; третьи ловятся с большим ущербом для тех, кого достигают. Иные из этих даров достаются более ловким, другие из-за того, что слишком многие хватаются за них, теряются и утрачиваются в то время, пока их жадно хватают. Но никому, даже тем, кто успел удачно захватить свою добычу, не доставляют эти дары судьбы продолжительной радости. Благоразумные люди, как только увидят, что в театре бросают подарки черни, уходят, так как знают, что при этом ничтожная вещь иногда обходится очень дорого. А между тем никто не вступит в драку с тем, кто уходит, никто не будет на него сердиться: все ссоры происходят около добычи. То же случается и с теми дарами, которые судьба бросает нам свыше. Мы, несчастные, волнуемся, мечемся из-за них, хотим иметь множество рук, смотрим то туда, то сюда. Нам кажется, что слишком поздно посылаются нам эти дары, и желаемые всеми, выпадающие на долю немногих, они возбуждают наши страсти. Мы жаждем итти им навстречу; радуемся, если что-нибудь достанется на нашу долю или если других обманула надежда на получение подачки. Словом, мы или приобретаем ценою многих лишений и трудов ничтожную добычу, или обманываемся в своих ожиданиях. Итак, уйдём лучше с этих игр и уступим своё место хищникам. Пусть смотрят они на эти висящие в воздухе блага, не имея под собою твёрдой почвы».

 

21 У А.Конан-Дойля («Письма Старка Монро») есть такой афоризм: «Ты ценишь себя дёшево – и другие будут ценить тебя дёшево. Ты ценишь себя высоко – и другие оценят тебя высоко. Такова человеческая природа, и ты не в силах переделать её».

 

22 Агриппин (I в. н.э.) – римский сенатор, мудрец-стоик.

 

23 В этом разделе нетрудно увидеть родство взглядов стоиков с философией йогов и ведантистов. Мы имеем в виду учение о Высшем «Я».

 

24 Фидий (2-я и 3-я четверть V в. до н.э.) – древнегреческий скульптор, один из крупнейших мастеров древнегреческого искусства эпохи высокой классики.

 

25 Афина – в древнегреческой мифологии одно из главных божеств, богиня-девственница. Богиня войны и в то же время олицетворение ума, покровительница знаний, искусств и ремёсел.

 

26 Зевс (у римлян – Юпитер) – в древнегреческой мифологии верховный бог, владыка богов и людей.

 

27 Домициан, Тит Флавий (51 – 96 гг. н.э.) – римский император. Прославился интригами, бездарной политикой и дурным нравом.

 

28 Зенон из Китиона (336 – 264 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель стоической философской школы в Афинах. Название «стоик» происходит от греческого слова «стоя» (по-латински «портик»). Первоначально собрания учеников Зенона происходили в афинском портике (стое), украшенном картинами художника Полигнота. Место это пользовалось дурной славой, так как во времена правления тридцати тиранов здесь совершались казни афинских граждан, противившихся диктатуре олигархов. Зенон, избрав это место центром своих занятий, имел намерение очистить его от дурной славы и, надо полагать, в намерении своём вполне преуспел.

 

29 Александр – имеется в виду Александр Македонский (о нём см. ниже примеч. № 39). Филипп – речь идёт о Филиппе II (382 – 336 гг. до н.э.) – царь Македонии, провёл ряд важных реформ, способствовавших усилению политический, экономический и военной роли Македонии. Отец Александра.

 

30 Латеран (I в. н.э.) – римский сенатор, разумеется, стоик по убеждениям. Героически принял мученическую смерть, о чём и повествует Эпиктет.

 

31 Истории известен только Флор, Луций Анней – древнеримский писатель-историк. Но он жил во II веке н.э., стало быть, здесь речь ведётся не о нём, что и к лучшему.

32 Приск Гельвидий (I в. н.э.) – снова римский сенатор, и опять-таки стоик по убеждениям. Император Веспасиан, Тит Флавий (9 – 79 гг.) прославился интригами, введением режима экономии и учреждением сомнительных налогов, в частности, налога на писсуары. Крылатое выражение «Деньги не пахнут» является его ответом на упрёк за введение столь нелепого налога.

 

33 Это место нельзя выхватывать из контекста. Буквальное и упрощённое понимание его совершенно ошибочно и не имеет никакого отношения к стоической философии. Эпиктет разумеет здесь, что высшее благо для человека – во всём следовать воле Бога; поэтому, исполняя Его волю, человек блюдёт собственные интересы.

 

34 Авгуры – коллегия древнеримских жрецов, бравшихся предсказывать будущее (т.е. волю богов) по полёту и крику птиц. Гадания авгуров происходили перед каждым важным государственным актом, и поэтому заключения жрецов имели большое политическое значение. Но, по свидетельству Цицерона, уже в его время авгуры не могли без улыбки смотреть друг на друга, ибо сами не верили в своих гадания.

 

35 Аполлон – в древнегреческой мифологии один из наиболее почитаемых богов. Культ Аполлона охватывал очень широкий круг религиозных представлений греков. В частности он выступал как бог света и победитель тьмы, как покровитель переселений и мореплавания, а в более позднюю эпоху сделался ещё и покровителем музыки, пения, поэзии, предводителем хора муз и олицетворением искусства.

История, на которую здесь ссылается Эпиктет, в античности, видимо, была общим местом и в комментариях не нуждалась, у сегодняшнего же читателя она может скорее всего вызвать известное недоумение. Объяснение её ныне можно найти только у Симплиция. В своём комментарии к Эпиктету он сообщает, что двое друзей на пути в Дельфы подверглись нападению разбойников. Пока одного убивали, другой успел спастись бегством. Но когда он вошёл в дельфийский храм, оракул велел ему удалиться, как человеку, подло оставившему друга в беде.

 

36 Аргус – в древнегреческой мифологии великан, обладавший множеством глаз, часть из которых постоянно бодрствовала.

 

37 Евфрат (I в. н.э.) – римский философ, прославился главным образом своими ораторскими талантами.

 

38 Терсит (Ферсит) – ахейский воин в «Илиаде» Гомера; в переносном смысле – злой, дерзкий, неуживчивый человек. Агамемнон – предводитель ахейцев под Троей.

 

39 Александр Македонский (356 – 323 гг. до н.э.) – величайший полководец и крупнейший государственный деятель античности, первоначально – царь Македонии. Объединил Грецию, разгромил Персию, провёл ряд блистательных военных кампаний в Азии, завоевал часть Индии и в результате завоеваний и побед создал греческую империю – огромное государство, которое простиралось от берегов Инда в Азии до берегов Дуная в Европе. В условиях античности такое государство, разумеется, было нежизнеспособно и после смерти Александра тут же распалось на несколько крупных царств. Александр был выдающимся умом своего времени, достаточно сказать, что его наставником и учителем был сам Аристотель, у которого не было нужды разочаровываться в способностях своего юного ученика. Впоследствии Александр с большим уважением относился к мудрецам и философской мудрости. От его отношений с Диогеном, на которые намекает Эпиктет, в истории сохранился всего лишь единственный анекдот: Александр, желая оказать уважение Диогену, спросил, что он мог бы для него сделать, на что услышал дерзкий ответ: «Отойти, чтобы не загораживать солнце».

 

40 Хрисипп из Солы (280 – 208/205 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, главный систематизатор стоицизма, автор более 700 работ (сохранились только фрагменты), более половины которых посвящено проблемам логики. Сочинения Хрисиппа были написаны языком, трудным для понимания непосвящённых, на что и намекает Эпиктет.

 

41 Гомер – полулегендарный эпический поэт Древней Греции. Время жизни определялось поразному, где-то между XII и VII вв. до н.э. За ним признано авторство двух больших поэм – «Илиады» и «Одиссеи», а также более мелких произведений – «гомеровских гимнов» и комической поэмы «Маргит». В античную пору мнимые учёные злоупотребляли Гомером точно так же, как в наши дни они бесстыдно злоупотребляют «Библией» и Пушкиным. На их ложную мудрость и намекает Эпиктет. Более подробно этот вопрос рассмотрен Сенекой в его «Письмах к Луцилию».

 

42 Гефест (у римлян – Вулкан) – в древнегреческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла. Согласно мифу, Гефест выковал оружие для многих богов и геров, в частности, щит для Ахилла.

43 Аристид и Эвемис – фривольные авторы античности, никаких сведений о них или их сочинений, похоже, не сохранилось.

 

44 Нечто сходное говорит и Марк Аврелий: «В жизни следует походить не столько на гладиатора, который, едва только упал, как тут же оказывается убит, сколько на кулачного бойца, который волен упасть – и не раз, но тут же может вскочить и снова готов ринуться в бой».

 

45 Ахилл (Ахиллес) – в древнегреческой мифологии храбрейший из греческих героев, осаждавших Трою. Ссора Ахилла с предводителем ахейцев Агамемноном, затем их примирение и победа Ахилла над троянцами составляют главное содержание гомеровской «Илиады».

 

46 Кастор и Полидевк (у римлян – Поллукс) – в древнегреческой мифологии братья-близнецы, известные под именем диоскуров.

 

47 Гесиод (VIII – VII вв.до н.э.) – древнегреческий поэт, создатель назидательного эпоса. До нас дошли две поэмы: «Теогония» («Происхождение богов») и «Труды и дни», написанные гекзаметром.

 

48 Алкивиад (450 – 404 гг. до н.э.) – афинский полководец и политический деятель, младший современник Сократа и его ученик, славился поразительной красотой. Платон посвятил ему два своих ранних «сократических» диалога.

 

49 Гермес (у римлян – Меркурий) – в древнегреческой мифологии бог скотоводства и пастухов, позднее сделался покровителем путников, дорог, купцов, торговли и прибыли, хранителем тайного знания и изобретателем лиры и пастушеской флейты. Изображался обычно юношей с жезлом в руке и шапочкой на голове. Жезл Гермеса обладал свойствами, аналогичными «волшебной палочке». По повериям греков, Гермес низводил души умерших в подземное царство. В эллинистический период в Египте Гермеса отождествляли с богом Тотом, изобретателем письмён, искусств и наук, и именовали его «Гермес трижды величайший» («Гермес Трисмегист»). Гермесу приписывали и основание так называемых «герметических» наук, в частности, алхимии. Манера изложения материала в этих школах «тайного» знания отличалась невнятностью, запутанностью и зашифрованностью с целью отпугнуть «посторонних» и не пропустить их «в святая святых», отсюда и более поздние оттенки этого слова вплоть до «герметичности» и названия клея «Герметик».

 

50 Видимо, какой-то греческий тиран или наместник римской провинции. Мы, по крайней мере, такого не знаем, да для целей данного изложения этого и не требуется: смысл и без того достаточно прозрачен.

 

51 Сестерций – древнеримская монета. С 269 г. до н.э. чеканилась из серебра, с конца I в. до н.э. – из сплава цветных металлов. Основная монета и расчётная единица Римской республики и Римской империи. С 217 г. до н.э. 1 сестерций равнялся 4 ассам. Асс – древнеримская медная монета. Короче говоря, в данном случае (50000 сестерциев) речь идёт о весьма солидной сумме, хотя и недостаточной для того, чтобы стать сенатором: имущественный ценз для сенаторов в ту пору составлял 1200000 сестерциев.

 

52 Еврипид (Эврипид) (480 – 406 гг. до н.э.) – древнегреческий драматург. По свидетельству античных авторов, сочинил 92 трагедии, из которых до нас дошло лишь 17. Наиболее известны: «Гераклиды», «Ифигения в Авлиде», «Троянки», «Орест», «Медея», «Ипполит», «Электра» и «Ион».

 

53 Софокл (496 – 406 гг. до н.э.) – древнегреческий драматург. По античным свидетельствам написал свыше 120 драм. До нас целиком дошли трагедии «Аякс», «Антигона», «Филактет», «Царь Эдип», «Электра», «Трахинянки» и «Эдип в Колоне». От прочих произведений сохранилось множество отрывков.

 

54 Здесь и далее разбираются эпизоды гомеровской «Илиады». Эпиктет в этом месте выражает, собственно, весьма простую мысль: если б не человеческая глупость, т.е. если б у людей были правильные, а не превратные мнения, то серьёзных общественных трагедий в жизни бы не происходило. От этого бы, конечно, понесли урон литература и искусство, но едва ли это повод для сожалений.

 

55 Повидимому, здесь Эпиктет полемизирует (и, на наш взгляд, вполне справедливо) с Христом. См. евангельскую притчу о смоковнице. Сразу оговоримся, что в русском синодальном переводе это место, как, собственно, и многие другие ключевые места, завуалировано и затемнено, отсюда и лишённые здравого смысла комментарии со стороны ортодоксальных теологов и их всегдашнее умиление. Нам это место дорого тем, что оно ясно показывает, что и Христу присущи слабости человечества. А дерево ни в чём не виновато. А.Конан-Дойль (См. «Письма Старка Монро») называет эти штрихи к портрету Христа «наиболее человечными чертами» и перечисляет, что следует под этим разуметь: «Это и его упрёк сибаритам. И разгон, который он учинил торговцам в храме. Вспышки его негодования и гнева в адрес фарисеев. Его довольно неразумное раздражение против смоковницы за то, что она не приносит плодов зимой. Его вполне человеческое недовольство женщиной, которая суетится, когда он говорит. Его согласие с тем, что благовоние лучше было использовать на него, чем употребить деньги, коих оно стоило, на оказание помощи бедным. Его сомнения в себе накануне перелома – всё это позволяет мне увидеть и любить в нём именно человека».

 

56 Нечто похожее утверждается и древнеиндийским изречением. Сравните: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу».

 

57 Или, говоря словами песни Дж.Харрисона, “and life flows on within you and without you”.

 

58 В качестве второй части мы представили систематизированные нами фрагменты изречений Эпиктета, позаимствованные прежде всего из «Круга чтения» Льва Толстого, а также некоторых иных, менее значительных источников.

 

Й.Рà манантá та

1981-2005 гг., Москва-Алабино

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

От издателя...............................................................................................................3

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.