Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О смерти






 

 

Окинь мысленным взором все годы своей жизни, и ты увидишь, что ты всегда делал то же, что делаешь и сегодня.

 

Ты боишься произнесть слово «смерть», ты считаешь, что это накликает беду. Нет, любезный, то, что происходит в согласии с природой, не может накликать беды. Вот бесстыдство, лень, трусость – они точно накликают беду. И ещё: пусть вещь тебе нежелательна, но бояться произнести слово – сущее ребячество.

 

Ты остережёшься назвать смерть вещью, сулящей дурное. Нет ничего дурного в вещах, указывающих на действие природы. Лень, трусость, неуверенность, бесстыдство и все прочие пороки – вот это уж точно вещи, сулящие дурное.

 

За каким делом ты желал бы, чтобы тебя застала смерть? Вот я желал бы, чтобы она застала меня за занятием, достойным человека, чтобы это было дело великое, благородное и угодное общественному благу. А ещё более я желал бы, чтоб она застигла меня за исправлением меня самого, внимательного ко всем моим обязанностям, чтобы в этот миг я мог воздеть к небу свои чистые руки и сказать Богу: «Ни одной способности, полученною мною от Тебя, чтобы познать Твоё провидение и целиком ему повиноваться, я не пренебрёг. Насколько позволяли мне силы, я старался Тебя не опорочить. Так-то я пользовался своими чувствами, мнениями. Я никогда не жаловался на Тебя, никогда не сердился на то, что Ты назначил мне, и никогда не стремился уклониться от этого испытания. Я не нарушил ни одной связи, которую Ты мне назначил. Я исполнен благодарности Тебе за то, что Ты для меня сделал. Я пользовался данными Тобой благами, пока Ты мне это дозволял. Ты пожелал взять их у меня назад, я их Тебе возвращаю, ибо Тебе они принадлежат и располагай ими, как Тебе будет угодно. Я полностью отдаюсь в Твои руки!»

 

Когда час мой прийдёт, я умру, но я умру, как то подобает человеку, который лишь возвращает то, что ему не принадлежит.

 

Зачем родятся ягоды? Разве не за тем, чтобы созреть и быть сорванными, когда оне наконец созрели? Ведь не оставляют же их на ветвях, словно оне принесены в жертву? Обладай оне способностью чувствовать и рассуждать, неужели, ты думаешь, оне не предпочли бы быть собранными? Нет, конечно же, остаться несобранными для них было бы равносильно проклятию. Так же и с людьми: лишиться способности умереть было бы проклятием для них. Ведь для человека не умереть – то же, что для ягоды никогда не созреть и остаться несорванной.

 

Какая тебе разница, от чего в конце концов умереть? Будет ли то лихорадка, меч, море, голод или какой-то тиран? Все дороги, ведущие в мир иной, одна другую стоят. Кратчайшая – это та, по которой отправит тебя тиран. Ведь ни один тиран не убивал человека в продолжении шести месяцев, а болезнь может убивать его в продолжении многих лет.

 

Человек, умирая, лишь возвращает то, что ему дано во временное пользование.

 

Так же как в длительном плавании, когда корабль твой заходит в порт, ты сходишь на берег, ты волен при прогулке нагнуться и подобрать раковину или сорвать гриб; но тебе всегда следует держать в уме свой корабль и часто поворачиваться в его сторону, ожидая, что капитан прикажет тебе подняться на борт. А если уж он тебе прикажет, тебе придётся всё бросить и бежать со всех ног, ибо если ты замешкаешься, тебя кинут в трюм, как барана, со связанными руками и ногами. Точно так же и в путешествии, которым является наша жизнь: только вместо раковины и гриба тебе достались жена и ребёнок, и ты тоже можешь взять их. Но если капитан призовёт тебя, тебе точно так же надо всё бросить и бежать на корабль, не оглядываясь назад. И если ты стар, то и не отдаляйся от корабля из опасения, как бы тебе, если капитан тебя призовёт, не оказаться не в состоянии явиться перед ним.

 

Смерть рано или поздно должна притти к нам – это неизбежно. За каким занятием она застанет нас? Земледелец будет заниматься своей землёй, садовник – своим садом, купец – своей торговлей, а ты, чем ты будешь занят? Что до меня, то я от всего сердца желаю в этот последний миг оказаться господином своей воли, дабы без волнения, спешки и принуждения я мог как свободный человек сделать это последнее своё дело, и чтобы я мог сказать Богу: «Нарушил ли я Твои повеления? Злоупотребил ли я дарами, кои Ты даровал мне? Подчинил ли я Тебе свои чувства, желания, мнения? Жаловался ли я когда на Тебя? Обвинял ли Твоё провидение? Я был больным, потому что Ты пожелал этого, и я тоже желал этого. Я был бедным, потому что Ты пожелал этого, и я тоже желал этого. Я жил в ничтожестве, потому что Ты пожелал этого, и я никогда не стремился выбраться отсюда. Видел ли Ты меня когда-нибудь грустным по поводу моего положения? Застал ли Ты когда-нибудь меня в унынии и ропоте? Я и теперь готов перенести всё, чему Тебе будет угодно подвергнуть меня. Малейший сигнал Твой – для меня ненарушимый приказ. Ты хочешь, чтобы я покинул великолепное зрелище, на которое Тебе было угодно призвать меня? Что ж, я ухожу, и я приношу тебе тысячу самых горячих благодарностей за то, что Тебе было угодно допустить меня сюда, дабы мне стали зримы все дела Твои, и чтобы предо мной развернулся изумительный порядок, с которым Ты правишь этой вселенной!»

 

 

* * *

1981-2005 гг.

«Пусть даже скажут, что я повторяюсь, лишь бы одновременно признавали, что и повторения бывают порой полезны».

И.В.Гёте

Часть Вторая 58

ФРАГМЕНТЫ ЭПИКТЕТА,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.