Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О дружбе и братстве






 

 

Только мудрец способен на дружбу. Как человек, не умеющий отличить дурное от хорошего, мог бы дружить? Как, не способный понять, что такое добро и что такое зло, он мог бы любить?

 

Всякий человек, любящий имущество, любящий похоть и суетную славу, не способен любить людей. Друг людям только тот, кто любит честное и пристойное.

 

Чтобы быть людям другом, надо поместить в одно место полезность, святость, порядочность, родину, родных, друзей и самую справедливость. Отними у дружбы всё это – и уже нет её самой, ибо всюду, где ячество и собственность, звериная натура берёт верх над человеческой. Если чувство собственного «я» находится там же, где честность и справедливость, то я хороший друг, заботливый отец, внимательный сын, преданный муж; но если моё «я» и моё имущество, с одной стороны, а честность и справедливость, с другой, то прощай дружба, прощайте все самые святые и необходимые обязанности.

 

Ты хочешь знать, друзья ли эти двое? Так не смотри на то, братья они, вместе ли росли, были ли у них те же самые учителя и наставники. Выясни только одно: в чём полагают они свою сокровенную собственность. Если в вещах, не зависящих от нас, то остерегись называть их друзьями: они не друзья, не могут они и быть людьми верными, постоянными, свободными. Но если они помещают свою сокровенную собственность в вещи, от нас зависящие, и в здравые мнения, то не имеет значения, будут ли они друг другу отец и сын, или братья, давно ли они друг друга знают, и говори смело, что они друзья, ибо не может не быть дружбы там, где благоразумие, верность и готовность поделиться всем, что есть прекрасного и честного.

 

Ум человека порочного никогда не утверждён, он в непрестанном непостоянстве, без привязки к чему-либо ценному и стоящему и болтается во все стороны по прихоти своих мнений. Такой человек неспособен на дружбу.

 

Посмотри на щенков: они играют, обнюхивают друг друга, лижут друг другу мордочки, машут хвостиками – ну чем не лучшие друзья? Но брось им кость – тогда ты всё увидишь. Такова же дружба братьев, дружба отцов и детей. Если им надо оспорить или поделить клочок земли, дом, любовницу, то нет более ни отца, ни брата, ни сына.

 

Ни к чему не свете животное так не привязано, как к тому, что доставляет ему пользу. Всякий, кто лишает его полезного – будь то его отец, его брат, сын, друг, – становится ему ненавистен, так как зверь любит только ему полезное; оно заменяет ему отца, брата, сына, друга, родных, родину и самого Бога.

 

Распутник говорит, что «не надо ни растить, ни кормить детей, ибо нет ничего более противоположного истинному благу», каковое он целиком помещает в плотские утехи. Несчастный! так ты, стало быть, хочешь, чтобы мы стали хуже самых жестоких зверей, которые никогда не оставляют своих детёнышей? Милосердие родительское к своим детям столь велико, что, я уверен, узнай твои отец и мать через посредство оракула, что однажды ты выдвинешь столько нелепое требование, они бы и тогда тебя не оставили.

 

Ты оставляешь своего ребёнка, когда ему так плохо, потому, говоришь ты, что ты его сильно любишь и у тебя нет сил видеть его в таком состоянии. Если таково действие сильной любви, то тогда его должны оставить и мать, и кормилица, и братья, и сёстры, и наставник, т.е. все те, кто его любит, с тем, чтобы он остался в руках тех, кто нисколько его любит. Какое ослепление, какая несправедливость, какое варварство! Неужели, случись тебе заболеть, ты бы хотел иметь друзей, любящих тебя столь нежно!

 

Ты достиг высокой должности и тут же стал притеснителем и тираном своему ближнему. Ты что, так и не вспомнишь, кто ты есть и кому отдаёшь свои приказы? Своим родным, своим братьям. «Но я же занимаю высокое положение, у меня есть преимущества, есть права». Несчастный, все твои мысли прах да грязь, ты вперил глаза в ничтожные человеческие законы, которые хороши лишь для мертвецов, а о божеских законах ты не только не помышляешь, но и слыхом-то не слыхал!

 

Все наши обязанности почти всегда измеряются определёнными связями. Это твой отец? Тебе надлежит о нём заботиться, во всём ему повиноваться, сносить его оскорбления и дурное обращение. «Но это же плохой отец!» Как, друг мой, разве природа обязана дать тебе хорошего отца? Нет, она должна дать тебе просто отца. Твой брат поступает с тобой несправедливо? Оставайся ему братом, невзирая ни на что; смотри не на то, что он делает, а на то, что должен делать ты и на то, чтобы твоя свобода и требования природы не вступали в противоречие; ибо не во власти другого человека оскорбить тебя, причинить тебе вред, если ты того сам не пожелаешь, и оскорблён ты будешь только тогда, если сочтёшь себя оскорблённым. При таком подходе к делу ты всегда будешь доволен своим соседом, своим соотечественником, своим начальником; а стало быть, приучайся всегда помнить о связи, сущей у тебя с ближними.

 

Лучше простить, чем мстить, ибо в прощении проявляется природа мягкая и человеческая, а в мести – натура жестокая и звериная.

 

Ты ведь жалеешь слепых, жалеешь хромых? Так почему же ты не жалеешь злых? Ведь они злятся не по своей воле, так же как другие хромают и не видят не по собственному желанию.

 

Ведь до чего дошло: люди построили храмы и возвели алтари в честь некоего Триптолема за то лишь, что он придумал пищу менее грубую и дикую, чем та, что была в ходу прежде него. А кто из нас благословляет в сердце своём тех, кто нашли истину, сделали её доступной нам, изгнали из душ наших мрак невежества и заблуждения?

 

Солнце не ждёт, чтобы его попросили поделиться светом и теплом. Так и ты делай всё добро, сделать какое в твоей власти, не дожидаясь, чтоб тебя попросили.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.