Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смысл и предназначение человека в истории.






История человечества - это история множества народов и государств, стран и регионов, культур и цивилизаций, история различных эпох и их смены, история борьбы различных классов и государств, войн и революций. Исторический процесс развивается в результате сознательной деятельности субъекта исторического процесса (которым м.б. либо личность либо целая структура); Движущие силы определяются либо субъектами (Ленин сказал -> сделали рев-ию) либо законами (НТР возникла из потребности общества).

Историю движут те побуждения, которые приводят в движение большие массы людей. Так, сливаясь в единый поток, внешне кажущиеся неупорядоченными действия миллионов индивидов дают в итоге достаточно стройную линию закономерного движения истории как естественноисторического процесса.

Историю творят сами люди, именно они являются подлинным субъектом истории. Человек как субъект истории через деятельность реализует свои потребности и одновременно вступает в общественные отношения с другими людьми. Сам исторический, социальный процесс в итоге предстает перед нами как результат деятельности общественного человека и как сама эта деятельность, а потому представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного.

Необходимо отметить, что во всех сферах общественной жизни народным массам принадлежит решающая роль. Народ - творец истории. Вместе с тем роль народных масс, степень их активности на протяжении истории не остаются неизменными. Решающая роль народных масс не означает отрицания или принижения роли личности в истории. Истоки роли личности в истории - в ее общественной природе, а также в ее неразрывной связи с социальными общностями, социальными отношениями. Появление данного типа личностии соответствующих выдающихся личностей вызывается определенными историческими условиями и историческими потребностями. Именно в личностях, их действиях находит свое преломление, воплощение роль народных масс, классов и других социальных общностей в истории.

Роль выдающихся личностей в истории не в том, что они по своему произволу способны остановить или изменить естественный ход вещей. Великий человек решает задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества, он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений, он берет на себя почин удовлетворения этих нужд.

На совр. фазе всемирно-историч. процесса интенсивно происходит интернационализация обществ. жизни и самого быта людей. История поставила страны и народы перед необходимостью заняться общим делом и превратила его в условие успешного выполнения любых особых дел. Важнейшие аспекты этого общего дела: борьба за сокр. вооружений, охрана окр. среды, преодоление крайних форм экономич. отсталости и т.д.

Важным аспектом философского понимания общества является рассмотрение его в динамике, в процессе изменения и развития, в историческом плане. Жизнь общества развернута во времени и социальном пространстве и представляет собой исторический процесс. Общепризнано, что история есть деятельность преследующего свои цели человека. Человек в истории существует в двух основных ипостасях - как ее " предпосылка" и одновременно как ее " результат".

В этом смысле все, что происходит в обществе, - действие его законов, функционирование составных частей общества, исторические события, разные общественные состояния и т.д. - прямо или косвенно связано с деятельностью человека. Человеческая деятельность выступает, таким образом, своеобразным центром, вокруг которого и в связи с которым складывается, функционирует и развивается общество.
Для людей Запада культура состоит в том, что они одновременно работают над собственным совершенствованием и совершенствованием мира. Существует ли, однако, необходимая связь между активностью, направленной вовне, и активностью, направленной вовнутрь? Под воздействием этих сомнений пессимизм индийцев и пессимизм Шопенгауэра отказывают материальным и социальным достижениям, составляющим видимую сторону культуры, в каком бы то ни было значении. Индивиду, по их мнению, не следует заботиться об обществе, народе и человечестве – он должен стремиться лишь к тому, чтобы в самом себе пережить торжество духа над материей. История западной философии – это история борьбы за оптимистическое мировоззрение. Если европейские народы в древности и в новое время достигли определенного уровня культуры, объясняется это тем, что в их мышлении доминировало оптимистическое мировоззрение, которое, не сумев уничтожить пессимизм, во всяком случае, постоянно его подавляло.

Стадийное видение всемирной истории неизбежно предполагает идею прогресса
человечества (от лат. progressus - движение вперед, regressus - возвращение). Это в свою очередь оказывает влияние на мироощущение людей, вносит в него оптимистическое начало. Бердяев подчеркивает мысль о том, что человек есть в высшей степени
историческое существо и его нельзя рассматривать вне глубочайшей духовной
реальности истории. Духовная жизнь человека осуществляется в тесной связи
с космосом, с Богом. Зачаток истории лежит именно в этой связи.
История совершается в непрерывной борьбе вечного с временным, которая
проявляется в трагической борьбе жизни и смерти на протяжении всего
исторического процесса. Темой же метафизики истории является судьба
человека, поскольку он есть дитя Божье. Но
свобода предполагается как в отношении добра, так и зла. Зло, считает
Бердяев, есть зачинатель истории, оно зародилось в вечности и явилось
причиной разрыва времени на прошлое, настоящее и будущее.

Отличительной чертой нашей эпохи является то, что в обществознании доминируют пессимистические воззрения на общество и его развитие.

Оптимизм утверждает: мир замечателен, из любой ситуации есть выход, все получится хорошо, все люди в общем хорошие.В философии, оптимизм ассоциируется с Готфридом Лейбницем, который считал что мы живем в «лучшем из всех возможных миров».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.