Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возможности и границы науки.






Бурный, беспрецедентный по своим темпам и размаху НТП является одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени. Наука колоссально повышает произв-сть обществ. труда, расширяет масштабы производства. Именно на науку опирается сложный механизм современного развития, так что страна, которая не в состоянии обеспечить достаточно высокие темпы НТП обрекает себя на состояние отсталости и зависимое, подчиненное положение в мире.

Но науку творят люди, испытывающие всякого рода соблазны и страсти, обладающие теми или иными моральными качествами, поэтому нравственные аспекты деятельности ученых не стоит игнорировать.

Ученый должен задумываться о последствиях своей деятельности и не позволять им вступить в противоречие с существующими моральными нормами. То, что научное достижение может быть обращено не только на пользу обществу, но и во вред ему, известно давно. Поэтому моральная ответственность ученого п/д людьми за последствия своих изысканий очень высока. Убедительные подтверждения этому мы находим во многих сферах научной деятельности. Некоторые разделы современной биологической науки приобрели новое опасное качество. В частности, возможно создание микроорганизмов — возбудителей болезней, способных преодолевать ранее приобретенный иммунитет, — в таком случае проведенная заблаговременно вакцинация окажется неэффективной. Генная инженерия позволяет создать микробы, устойчивые к антибиотикам. И это говорит о том, что не все, что может быть сделано в науке, допустимо с точки зрения морали. В связи с этим ученому приходится порой решать сложный вопрос: имеет ли он моральное право вести данные научные исследования? Примером может быть история сомнений и переживаний многих западных физиков, причастных к решению проблемы создания атомной бомбы в п-д IIМВ. В наши дни не утихают дискуссии вокруг исследований в области генной инженерии. Предприняты попытки запрета этих исследований или, по крайней мере, создания структур и механизмов их этического регулирования. Общая истина «цель не может оправдывать средства» здесь также имеет силу, и нельзя согласиться с тем, что истинное знание окупается используемыми для его получения морально сомнительными средствами. Научное сообщество все отчетливее осознает, что исследование тайн природы, особенно челов. природы, имеет свои пределы и неминуемо связано с большим риском. Поэтому каждый ученый несет большую нравственную ответственность как за цели и средства, так и за социальные последствия использования своих научных исследований

В нынешних дискуссиях по социально-этическим проблемам науки наряду с защитой ничем не ограничиваемой свободы исследования представлена и диаметрально противоположная точка зрения, предлагающая регулировать науку точно так же, как регулируется движение на железных дорогах. М/у этими крайними позициями располагается широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований и о том, как при этом должны сочетаться интересы самого исследователя, научного сообщества и общества в целом.

В этой области еще очень много спорного, нерешенного. Но, как бы то ни было, идея неогранич. свободы иссл-ния, кот. была безусловно прогрессив. на протяжении многих ст-тий, ныне уже не может приниматься безоговорочно, без учета соц. ответс-ти, с кот. должна быть неразрывно связана научная деятельность. Есть ведь ответств. свобода и есть прин-но отличная от нее своб. безотв-ть, чреватая —при соврем. и буд. возм-тях науки — весьма тяж. послед-ми для чел-ка и чел-ва.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.