Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия и футурология.






Футурология – система научно-философского прогностического знания о будущем земли и человечества. Ход истории обнаруживает, что в обществ.развитии имеются восхождение (прогресс), цикличность (повторение) и деструктивные процессы (регресс). Идея «прогресса-регр.-цикл-сти» обусловлена ист. развитием об-ва. Платон и Аристотель (рабовлад.отношения) – история идет к прогрессу, новые перспективы общест.развития. Августин Блаженный (феод.фил.) –заданный Богом процесс истории. Источник движения истории- теологические силы. Гегель -развитие, есть движение вперед от несовершенного к более совершенному. Процесс саморазвития «абсолютной идеи». Спенсер 19 в., эволюционное учение Дарвина, соц.эволюция - непрерывное взаимодействие дифференциации и интеграции. Леонтьев – цикличность развития государств, народов и культур (рождение, рост, расцвет, угасание, смерть). Он приводил аргументы о невозможности линейного прогресса: 1. идея непрерывного поступательного движения общества противоречит основному принципу органического бытия: все созданное природой имеет определенный предел жизни. 2. идеалы прогресса, понимаемого как движение ко всеобщему благу и счастью, иллюзорны. Ведь отсутствуют четкие критерии блага: для одних –удовольствия, для других –страдания. 3. эгалитарный прогресс, приводит к потере чел.индивидуальности, кризису культуры… Абсолютизация какого-либо одного направления в соц.жизни приводила к одностороннему восприятию истории. Так, представление о цикле истории как о замкнутом круге некорректно, ибо распадающиеся цивил-ции и этносы оказывают сильное влияние на формир-ние новых цивил. и этносов. Восприятие направленности общественного прогресса зависит и от духовного климата эпохи. В античности господствовала идея круговорота. В средневековье – религиозно-историческое мировоззрение. В новое время –мировозз.чел. – рационалистичное. В наст.время – волнообразный характер эволюции. Циклически-волновой процесс включает множество переходов и критических точек бифуркации – развилка, разветвление надвое. Возникновение бифуркаций делает эволюцию социума нелинейной и непредсказуемой. Неопределенность (системный хаос) может оказаться прелюдией к новому развитию, порождению более высоких форм порядка и организаций.

Оккультизм (тайный, сокровенный) –учение о скрытых знаниях, человеке и космосе. Сущ-ет теоретический и обыденный оккультизм (уверенность в себе) – гадания. При соц. хаосе появляются пророки. Магия – колдовство, с верой в сверхъестественные силы мага воздействовать на чел-ка, на ситуацию. Словесные заклинания, действия-обряды. Транс –душа выходит за пределы тела и путешествует… иные состояния сознания. Астрология -учение о звездах. Предсказание по звездам судьбы людей В 1975 г. дали? низкую оценку астрологии. Три причины: 1. люди хотят знать будущее, укрепить веру в него. 2. люди помнят предсказания выборочно. 3. астрологи туманно пишут о будущем. Пророчество – предвосхищение будущего с помощью сверхъестественных сил. Научное предвидение основано на принципе детерминизма – причинно-следственных связях. Закономерность явлений. Ненаучное (интуитивное) предвидение основано на предчувствиях чел. Обыденное предвидение – на жизненном опыте людей. Религиозное предви. – на вере в сверхъестественные силы. Чел. и общество не подчинены принципу детерминизма. Наверняка ничего нельзя предсказать. Фаталисты – считают, что все предопределено и запланировано. Волитарист ы – считают, что все определяет воля и нет запрограмированности.

В наст.время наряду с прогрессив.пониманием истории сильны позиции сторонников социального круговорота (теории локальных цивилизаций), в связи с обострением глобал.проблем, соц.деградацией, и даже конца Цив-ии. Это обусловлено тем, что чел-во находится на переломе истории, в вероятностном и достаточно неопределенном состоянии, что вызывает соц.напряженность, нац.противоборство, регион.конфликты, борьбу за ресурсы. Ученые полагают, что в мире сейчас соотношение порядка и хаоса меняется и наступает стадия непредсказуемости.

66. Трансформации соврем.общества. Воздействие прогнозов. Проблема будущего человечества – вечная. Прорицатели, гадалки, астрологи, жрецы, шаманы пользовались особым вниманием у насления. Загадку будущего пытается выяснить наука. Поппер «Нищета историцизма», считал, что научной теории исторического развития, кот.рационально бы давала прогноз на будущее, не может быть. Х.Групп (нем.) дает прогноз научных открытий на первые два десятилетия 21 в.: 1. в области техники: миниатюрные видиотелефоны с комп.и телефаксом; микропроцессоры уменьшатся в 300 раз, магнитно-реактивный двигатель космических кораблей устремиться к далеким планетам. 2. в области энергетики: аккумуляторы машин будут заряжаться от солнечных миниэлектростанций; в пустынях и космосе построят сол.электростанции; строительство жилых домов с солнечными батареями. 3. в области биологии и медицины: реальные успехи в борьбе против рака, протезы мышц и суставов будут подключать к нервной системе пациента. Модель «устойчивого» развития – обеспечивается удовлетворение современных потребностей и одновременно не ставиться под угрозу способность будущих поколений удовлет.свои потребности. Важнейшими критериями этой модели явл.: 1) ставка на разнообразие систем, критериев ицивилизаций; 2) больше демократии, соц.справледливости. 3) гарантированные права каждого народа на самостоятельный выбор модели своего развития. 4) прямое самоуправление, 5)отказ от всех видов дискриминации. 6)коллективизм и высокая мораль. 7)саморазвитие личности как главный стимул ее активности. Теория «меритократии» - глубокой соц.дифференциации (из-за природного неравенства людей, их различных способностей к научно-технич.деят-ти и управлению. Прогнозирование – предвидение, предсказание – процесс разработки вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления или процесса в будущем. Прогнозир. находится во взаимосвязи с целеполаганием, планированием, программированием, проектированием и управлением. Первые попытки предсказания – оракул – предсказание от божества и передавшегося жрецам. В перенос.смысле оракул – чел., все суждения кот.признаются непреложной истиной, откровением. В современной прогностике выделяют 4 типа прогнозов: 1. поисковые, кот.выявляют перспективные проблемы путем условного продолжения в будущее наблюдаемых тенденций. 2. нормативные, определяющие возможные пути решения проблем. 3. аналитические, позволяющей в научных целях установить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего. 4. прогнозы-предостережения, для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей. Есть 3 способа разработки конкретных прогнозов: Экстраполяция в будущее тенденций, закономерности которых в прошлом и настоящем хорошо известны. Моделирование объекта исследования, представление его в упрощенном, схематическом виде, удобном для получения выводов. Прогнозная оценка эксперта, т.е. чел-ка, способного более или менее объективно судить о перспективах соответствующего явления. Эти способы дополняют друг друга. Также выделяют – историческая аналогия, компьютерное моделирование, сценарий будущего. Предвосхищение будущего – это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, кот. м/б плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.

 

67. Современные глобализационные процессы. Прогресс человеч-ва всегда был связан с овладением общ-ом силами природы посредством соверенствования техники. Сегодня численность населения земного шара» 6 млрд. при ежегодном приросте 100 млн. Такое кол-во людей м/вызвать в окруж.среде и самом общ-ве изменения необратимого хар-ра., что приведет к замедлению роста цивилизации и к ее гибели. Для предотвращения назревающего кризиса надо решать проблемы глобального хар-ра: развитие НТР, гонка вооружений, создание новых энергетических источников, угроза истощения сырьевых ресурсов, глобальное загрязнения окруж.среды. Развитие НТР открывает неограниченные возможности для повышения производительности труда и улучшения условий жизни людей, а милитаризация эк-ки превращает усилия миллионов творцов новой техники в угрозу для их собственной жизни. Реальность заставляет пересматривать саму концепцию международной политики. Безопасность уже не может быть национальной, она д/б планетарной, всеобщей. Проблема энергетической обеспеченности челов-ва – центральная, ибо энергетика сегодня – основа и эк-ки, и техники, и благосостояния людей. Потребление энергии возрастает, а ее источники, известные ныне, исчерпаемы. НТР ищет новые источники энергии. Проблемы экологии – природ.ресурсы и загрязнения окруж.среды. Чел. как биосоциальное сущ-во не приспосабливается к природе, а посредством достижений науки и техники переделывает ее. Угроза эколог.катастрофы.

Многие современ.философы, просматривают перспективы будущего человеч-ва сквозь призму концепций информационного общества: на основе автоматизир.доступа можно получить любому необходимую информацию; развитие инфраструкутры обеспечения информац.ресурсами соц.действий в различных сферах общест.жизни; ускоренная компьютеризация и электронизация общества; в грядущем столетии решающее значение для эконом.и соц.жизни приобретают телекоммуникации. 3 аспекта постиндустр. об-ва особенно важны для понимания телекоммуникационной рев-ции: 1. переход от индустриального с сервисному обществу; 2. решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; 3. превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа. Соц.прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления мат.благ, но и сохранением пригодной для обитания окружающей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом человеческого развития: - количество здоровья, показателем кот.служит степень долголетия т.е. ожидаемая продолжительность жизни; - достигнутый уровень образования; - уровень жизни.

21 век - век информационных технологий, СМИ, интернет. Есть возможность получить любую информацию, но это не означает мудрость. Глобализация – объединение всего человечества. Приоритетные направления – миктоэлекторника, билология, генная инженерия, Т.е. сращивание живого с неживым. Человека и машину. Получаются «умные машины» - само развивающиеся, самодостаточные. Доверяется машине все финансовые операции (безналичный расчет, единая валюта) Человек получает управляемость, несамостоятельность. Человек-киборг становиться реальностью. Активно используются имплантанты (медицинские, торговые, местоположения). Есть имплантанты пассивные (чтение информации), есть активные (запись, передача информации). Разрабатывается человеческий штрих код (получает энергию от живого человека). Через имплантанты можно послать картинку в кору головного мозга, минуя глаза… Информация о человеке (принцип «одного окна») м/быть доступна на любом континенте, по сети. Проекты стандартизированной информации: Электронный паспорт. Присвоить человеку планетарный номер. Отпечатки пальцев, сканирование радужной оболочки глаз. Информация – это власть!!! Есть 3 этапа включения человека в информационный глобализм: 1.получение ИН? человека (личный код) 2. электронный паспорт. 3. вживление микрочипов.

68. Глобализация как процесс формирования нового миропорядка…

Многие современ.философы, просматривают перспективы будущего человеч-ва сквозь призму концепций информационного общества: на основе автоматизир.доступа можно получить любому необходимую информацию; развитие инфраструкутры обеспечения информац.ресурсами соц.действий в различных сферах общест.жизни; ускоренная компьютеризация и электронизация общества; автоматизация и роботизация всех сфер и отраслей производства и управления. Белл считает, что в грядущем столетии решающее значение для эконом.и соц.жизни приобретают телекоммуникации. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: 1. переход от индустриального с сервисному обществу; 2. решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; 3. превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. Соц.прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления мат.благ, но и сохранением пригодной для обитания окружающей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом человеческого развития: - количество здоровья, показателем кот.служит степень долголетия т.е. ожидаемая продолжительность жизни; - достигнутый уровень образования; - уровень жизни.

21 век - век информационных технологий, СМИ, интернет. Есть возможность получить любую информацию, но это не означает мудрость. Глобализация – объединение всего человечества. Приоритетные направления – миктоэлекторника, билология, генная инженерия, Т.е. сращивание живого с неживым. Человека и машину. Получаются «умные машины» - само развивающиеся, самодостаточные. Доверяется машине все финансовые операции (безналичный расчет, единая валюта) Человек получает управляемость, несамостоятельность. Человек-киборг становиться реальностью. Активно используются имплантанты (медицинские, торговые, местоположения). Есть имплантанты пассивные (чтение информации), есть активные (запись, передача информации). Разрабатывается человеческий штрих код (получает энергию от живого человека). Через имплантанты можно послать картинку в кору головного мозга, минуя глаза… Информация о человеке (принцип «одного окна») м/быть доступна на любом континенте, по сети. Проекты стандартизированной информации: Электронный паспорт. Присвоить человеку планетарный номер. Отпечатки пальцев, сканирование радужной оболочки глаз. Информация – это власть!!! Есть 3 этапа включения человека в информационный глобализм: 1.получение ИЭН человека (личный код) 2. электронный паспорт. 3. вживление микрочипов.

69-70.Человек и природа в соврмен.техноген. культуре. – На пути к эколого безопас. общ-ву.

Проблемы экологии – это исчерпание природных ресурсов и загрязнения окруж.среды. Чел. как биосоциальное сущ-во не приспосабливается к природе, а посредством достижений науки и техники переделывает ее. Угроза эколог.катастрофы – невосполнимое исчезновение минерального сырья, пресной воды, атмосф.воздуха, живых организмов, биосферного равновесия. Дж.Форрестер «Мировая динамика» - говорил, что при сохранении нынешних темпов развития общества примерно с середины следующего века начнется резкое увеличение смертности из-за недостатка продовольствия, истощения ресурсов, загр.окруж.среды. Кан, Леонтьев, Печчеи и др. – тоже давали пессимистические идеи о наступлении глобальной экологической катастрофы. В 1987 г. была разработана концепция устойчивого развития, где главная цель – обеспечить выживание человечества путем преодоления внутрисоциальной напряженности и конфликтности и сбалансированного социоприродного взаимодействия. В принятом мировым сообществом документе «Повестка дня на 21в.» обозначена программа действий: - в центре внимания эконом.и соц.политики д/находиться люди, чье право на здоровую, плодотворную жизнь в гармонии с природой имеет приоритетное значение; - задачи сохранения окруж.среды и эконом.развития д/решаться неразрывно; - все народи имеют право на развитие при сохранении качества окружающей среды как в настоящем, так и в будущем; - государства должны нести ответственность за свою деятельность, наносящую ущерб окружающей среде других стран; - государства должны заменить модели производства и потребления, не способствующие устойчивому развитию. Сложившаяся экономическая ситуация на планете требует переосмысления социально-экномического развития в целом, что порождает необходимость введения ограничений на характер чел.деят-ти. Сущ-ют пределы эксплуатации природных экосистем, переход за которые ведет к разрушению и деградации. Экологический императив сегодня – сохранение основных параметров окруж.среды, жизненно важных для сущ.чел-ка. Острота современной эколог.ситуации, сложность и противоречивость явлений обществ.жизни, соц.напряженность, национальное противоборство и региональные конфликты и др. свидетельствуют о том, что во всемирной истории происходят фундаментальные изменения, затрагивающие судьбы человеческой цивилизации. Ф.Фукуяма «Конец истории?» - говорил о печальном конце истории. В наши дни сложилось мнение, что у общества нет и не может быть никаких целей, что у челов-ва нет будущего. Подобные настроения пессимизма и нигилизма весьма распространены. Они питаются многими печальными реалиями – тень возможного ядерного апокалипсиса, Чернобыль, обостряющиеся глобальные проблемы, бездуховность, резкое падение жизненного уровня и т.д. В такой ситуации соц.цели истолковываются как миф, а у каждого человека признается только своя узкая цель – выжить или по возможности жить в свое удовольствие. Наше будущее, судьбы планеты зависят от того, насколько мы поймем, что: - насыщенность мира оружием ставит человечество перед угрозой самоуничтожения, поэтому альтернативы сотрудничеству нет; - в современной возне не может быть победителей, как и побежденных, идеи достижения военного превосходства антицивилизационны; - и космос физический, и космос культуры принадлежит всему человечеству; - проблемы, разногласия и конфликты можно и должно решать на пути диалога, обращения и извечным гуманистическими ценностям; - различия в социальном строе, идеологии, культуре не являются препятствием; различия м/б источником взаимообогащения; - во взаимосвязанном и взаимозависимом мире безопасность д/б всеобъемлющей, взаимной и неделимой; - священной ценностью д/б признана человеческая жизнь. Только творческим гением человека обеспечивается прогресс цивилизации в условиях мира, кот.принадлежит поколениям нынешним и грядущим. А цен-но-дух-е ориентации индивид. и масс. соц.действий (по Канту) м/б лишь цели, достойные человека в его самом высоком понимании как свободной творческой личности.

71. «Эпоха глобализации»…. Многие современ.философы, просматривают перспективы будущего человеч-ва сквозь призму концепций информационного общества: на основе автоматизир.доступа можно получить любому необходимую информацию; развитие инфраструкутры обеспечения информац.ресурсами соц.действий в различных сферах общест.жизни; ускоренная компьютеризация и электронизация общества; автоматизация и роботизация всех сфер и отраслей производства и управления. Белл считает, что в грядущем столетии решающее значение для эконом.и соц.жизни приобретают телекоммуникации. Три аспекта постиндустриального общества особенно важны для понимания телекоммуникационной революции: 1. переход от индустриального с сервисному обществу; 2. решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; 3. превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. Соц.прогресс должен соизмеряться не только уровнем потребления мат.благ, но и сохранением пригодной для обитания окружающей среды и биосферы в целом. Данное обстоятельство положено в основу принципиально нового видения перспектив человечества, определяемого индексом человеческого развития: - количество здоровья, показателем кот.служит степень долголетия т.е. ожидаемая продолжительность жизни; - достигнутый уровень образования, измеряемый как совокупный индекс грамотности взрослого населения, включая количество лет обучения; - уровень жизни, измеряемый на базе реального внутреннего валового продукта на душу населения.

А). Современное технико-экономическое развитие потребовало больших пространств. Национальные границы стали слишком тесны. Требуется мировое технико-экономическое пространство. С появлением заводов и фабрик требуется большие пространства. Нужен общенациональный рынок, национальное государство. Последняя четверть 20 в. – «Эпоха глобализации». Интеграция идет в рамках континентов: Европа, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка (Бразилия, США), Исламские госуд-ва. Новые разделительные линии. Интеграция идет по политическому характеру. Раньше решающую роль играл национальный рынок, а сейчас мировой. Рынок разделяется по-новому. США сопротивляется этой интеграции. Они хотят владеть всем, главенствовать в мире. Б). Европа. Она разная: 1. Западная Европа (идеальная зона для хозяйственной деят-ти. Умеренно-континентальный климат). 2. Венгрия и Чехия (находятся под влиянием Зап.Ев.) Польша находится м/д 2 и 3 Европой. 3. Румыния и Болгария (мало общего с Зап.Ев., другой климат) 4. В центре –АнтиЕвропа: Босния, Герцеговина, Албания. 5. Беларусь и Украина (ничего общего с Зап.Ев., менталитет и др.) Геополитический разлом м/д Россией и Европой. М/д ними будет всегда «холодная война». В). В современном мире перспективу развития имеют страны обладающие богатыми ресурсами или высокими технологиями. Беларусь стремится овладеть высокими технологиями, наукой. Г). США – 4% мирового населения, потребляют 40% мировых энергетических ресурсов. Промышленность США съедает весь кислород над ними. 69% сырья завозится из-за границы. 15% от мирового населения составляют «золотой миллиард». Техносфера требует всех мировых ресурсов для поддержания США. Мир похож на «Титаник»- шлюпок на всех не хватает. Россия – 3% мирового населения используют 1/3 всех своих ресурсов. 2/3 еще не задействованы. Т.е. «много спасательных шлюпок». Д). Беларусь создала самостоятельное сильное, суверенное государство. Сценарии развития: 1. Украина и Беларусь отделяются от России. Наши страны топчут, Россию разрывают на куски, ресурсы, Сибирь. Мы рабы Запада. Как этнографический материал Запада. 2. Объединение Беларуси, Украины, России. Обладание ресурсами. Мы будем диктовать законы миру. У нас будут просить ресурсы. Господство Всея Руси.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.