Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Специфика Естеств-Науч. познания(ЕНП).






Познающий и познаваемое→ определенный рез-т (знания).

Сущностные черты ЕЗН:

1) это знание ориентировано на познание м ира как совокупности естественных вещей и объектов, их свойств отношений. Объекты, постигаемые в рамках этого знания, должны быть лишены субъективного и ценностно-смыслового измерения. Объекты трактуются как существующие до и независимо от субъекта.

2) Данное знание должно носить объектный и объективный характер. Объектное знание должно быть адекватно миру объектов по своему содержанию, его целью выступает вскрытие законов, структуры, функционирования и динамики данных объектов. Объективность ЕЗН хар-ся след. чертами: обезличенность, общезначимость и универс-сть знания, это главная предпосылка истинности этого зн-ия.

3) Цель ЕНП – объяснение мира постигаемых объектов;

4) ЕЗН предполагает наличие между субъектом и объектом посредников

5) Язык ЕЗН носит жесткооднозначный х-р, т.е. совокупность понятий, слов берется в рамках конкретной дисциплины в одном значении.

Этапы развития ЕЗН:

1) Классич. ЕЗ (17 – к. 19вв);

2) Некласс. ЕЗН (к.19 – 70ггХХв);

3) Постнеклас. ЕЗН (70ггХХ в. - …)

Следует различать истинность и научную рациональность. Под истиной, как известно, понимают соответствие знания тому, о чем оно сообщает, адекватность описаний предмету, кот. ими зафиксирован. Научная рациональность тоже соответствие теоретических построений, но уже не объекту, кот. теорией отображен, а тем средствам познания, нормам и идеалам, кот. приняты наукой и ведут к объективной истине.

Критериями рациональностиявляются логические законы и правила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследовательских задач.

Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и технические родилось в рамках классического типа рациональности, господствовавшего в науке вплоть до XX в. Такое деление предполагает, что реальность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю. А. Эйнштейн, находясь в рамках классического типа рациональ ности, считал, что «физика — это попытка постичь реальность такой, какая она есть, безотносительно к тому факту, что ее наблюдают».

Классич. наука и ее методология абстрагируется от деятельностной природы субъекта, в некласс. эта природа уже выступает в явном виде, в постнеклас. она дополняется идеями социокультурной обусловленности науки.
55. Класс. естествознание. Клас. тип рацион-ти.

Класс этап ЕЗ-17 – к.19 вв. Парадигмой 1-го этапа развития науки выступила механика. Цель науки в этот период понимается след. обр. – получение объктивно-истинного знания, которое должно быть выражено в системе научных законов (искомое значение должно носить объективный характер)→ нет учета субъективного фактора. От ученого требовалось в научном познании устранять все то, что связано с его субъектинвым миром.

Тип мышления этого этапа – объектная истина объективна, т.е. отделена от ценностно-смысловых установок субъекта. Субъект – это беспристрастный внешний наблюдатель по отношению к миру объектов.

Мир классической науки – это мир механических систем, объекты этого мира постигаются по принципу жесткого однозначного детерменизма. Все законы носят механический характер. Идеал классической науки – построение единой теории мироздания.

Главные недостатки ККМ:

1)не включала в себя идею развития;

2) мир объектов рассматривался в качестве несвязанного и изолированного мира.

Преодоление недостатков в концепциях:

1) К.18в. – период гипотезы Канта и Лапласа о возникновении солнечной системы;

2) теория эволюции Дарвина;

3) геология выработала идею геологической эволюции в рамках объяснения истории Земли;

Франкенштейн – человек-машина.Политэкономия Смита, Риккардо.

Тип рациональности – вынесение субъекта за рамки постигаемого объекта.

Следует различать истинность и научную рациональность. Под истиной, как известно, понимают соответствие знания тому, о чем оно сообщает, адекватность описаний предмету, который ими зафиксирован. Научная рациональность тоже существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследовательских задач и пр.

Критериями рациональностиявляются логические законы и пра­вила, философские допущения, существующие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения исследователь­ских задач. Каждая эпоха в развитии науки хар-тся собственным типом рациональности. Смена типов рациональ­ности свидетельствует не только о степени зрелости познающего субъекта, но и о характере системных объектов, которые им ос­ваиваются.

Деление наук на естественные, социально-гуманитарные и технические родилось в рамках классического типа рациональности, господствовавшего в науке вплоть до XX в. Такое деление предполагает, что реальность изучается такой, какова она есть безотносительно к исследователю. А. Эйнштейн, находясь в рамках классического типа рациональности, считал, что «физика — это попытка постичь реальность такой, какая она есть, безотносительно к тому факту, что ее наблюдают».

 

56. Некласс. естествознание. Сп-ка неклассич. научной рац-ти. (к.19 в. – 70ггХХв.)

Специфика этапа в том, что до к.19в. ученые были убеждены, что та научная КМ, кот была выстроена класс наукой носит абсолютно истинный характер. В к.19 – н.ХХвв. были сделаны такие фундаментальные новационные открытия, которые не объяснялись и не вписывались в старую КМ, противоречили ее основным идеям и признакам.

Открытия: 1. радиоактивность; 2.сложное строение атома; 3.создание теории корпускулярно-волнового дуализма; 4.формулировка специальной и общей теории относительности; 5.возникновение релятивистской физики и квантовой теории и т.д.

- новый мир объектов (мегамир);

- ученые пришли к выводу, что мир объектов невозможно изучать в чистом мире, п.ч. они задаются миром посредника и миром субъекта;

- объекты микромира фиксируются в результате взаимодействия с приборами Сущностные характеристики:

1. объекты, изучаемые наукой, прежде всего динамичные, эволюционирующие, сложноорганизованные и саморегулирующиеся;

2. законы открытого мира объектов носят стохастический вероятностный характер.

Особенности новой рациональности:

1) физик Борн пришел к выводу, что в НН началось стирание между субъектами и объектами. Объекты науки были поставлены в зависимость от их взаимодействия с посредниками познавательной деятельности. Знание перестало носить строго объективный и объектный характер;

2) объекты неклассической науки носят естественно-искусственный характер, т.е. они стали зависеть от средств познавательной деятельности;

3) парадигма НН наполнилась идеями квантово-релятивной физики, идеей вероятности и дополнительности. Мир предстал как огромная система систем, эволюционирующая во времени. S-посредник- О

В соответствии с неклассической рациональностью научное изучение реальности предполагает учет используемых средств (приборов, систем отсчета, способов описания и обос нования). Вообще-то и ученые XIX в. изучали внешний мир с помощью приборов: телескопов, микроскопов и т.д. Но они отвлеклись от взаимодействия приборов с объектами изучения, строили модели последних как бы в пустоте. Неклассическая рац-ть учитывает это взаимодействие, поэтому объект исслед-ся на основе более разнообразных связей с внешним миром, кот.представлен этими приборами.С появлением неклассич. типа рац-ти началось шокировавшее современников «стирание граней между объектом и субъектом».

57. Постнеклассическое ЕЗН ( 70ггХХв - …)

Причины его возникновения:

1) изучение сложных саморазвивающихся и самоорганизующихся систем – синергетических. 1977 Пригожин получает Нобелевскую премию за их изучение (из-сь их динамика). Такие системы будут названы человекоразмерными системами, п.ч. ч-к их необходимый элемент. Н-р, сложные объекты современных биотехнологий, генной инженерии, медикобиологической системы, экосистема, биосфера, человекомашинные системы.

2) антропный принцип постнеклассич. науки. Возникновение и сущ-ние ч-ка во Вселенной закономерно;

3) идея коэволюции (идея сопряженного согласованного развития природы (биосферы), антропосферы и техносферы.);

4) идея метанауки (идея преодоления раскола между естественнонаучным познанием и социогуманитарным → нужен синтез всего знания и системное целостное видение мира) Выводы:

1) Человекоразмерные системы предполагают определение границ вмешательства в их функционирование и развитие. Это связано в свою очередь с решением этико-гуманистических проблем, с выдвижением и формулировкой системы запретов в рамках стратегии взаимодействия человека с этими системами.

2) Объективизм в изучении таких систем невозможен. Нейтральность субъекта, недостижима.В структуру знания и познания необходимо включать не только средства и посредники познавательной деятельности, но и субъекта.

3)Наука и ЕЗН должны объясняться в контексте социокультурных условий своего существования, в контексте последствий применения полученных знаний.

4)S- посредник- О → этика ответственности ученого за полученные результаты и их последствия.

Постнеклассическая рациональность (конец XX в.) — предполагает, что знания об объекте соотносятся не только с материальными средствами, но и с социальными целями и ценностями. Прочный научный статус приобретают такие категории, как субъект, цель, знание, ценность. Этот тип рациональности характерен для сложных, саморазвивающихся (синергетических) систем, в которые в качестве компонента включен сам человек. Примером таковых может быть любая политическая система. Множественность философских систем имеет ту же природу. В сфере постнеклассической рациональности формируются знания об объектах современных биотехнологий, медико-биологических объектах, крупных экосистемах и биосфере в целом, человеко-машинных сис темах, в том числе системах искусственного интеллекта. С системами подобного типа нельзя свободно экспериментировать. Здесь поиск истины затрагивает гуманистические ценности. В процессе исследования и практического освоения таких систем особую роль играет знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия.Т.о., научное познание организуется в соответствии с определенными ценностями. Развитие постнеклассической науки снимает противопоставление естественнонаучного и технического знания, с одной стороны, знанию социально-гуманитарному — с другой. Создается основа для их глубокой интеграции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.