Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Соц. ценности и нормы науч. этоса.






В наше время научн.знания производятся, как правило, не отдельными исследователями, а их совокупностями, научными сообществами. Научн. сообщество может рассматриваться на разных уровнях: как сообщество всех ученых, национ. научн. с-во, с-во специалистов научной дисциплины. В научн. сообществе исследователи еди­ны в понимании целей науки и ее соц. ориентиров, ру­ководствуются относительно одинаковыми критериями оценки знаний, имеют сходную професс-ю и научную подготовку. Научн. сообщество отличается единым этосом науки, под которым понимается совокупность устойчивых этических уста­новок и поддерживающих их ценно­стных ориентиров. Этос науки детерминируется, прежде всего, основной задачей научного познания — задачей получения объ­ективно истинного и обоснованного знания.

Ряд императивов этоса науки носит общий характер и связан не только с деятельностью ученых.. На Западе в свое время широкую известность получили пред­ставления о професс-х этических обязательствах, сфор­мулир-е Америк.социологом Р. Мертоном: 1.универсализм-истинность утверждения не зависит от утверждающего, т.к. явления природы везде одинаковы; 2.всеобщность-знание как всеобщее достояние должно нахо­диться в открытом доступе; 3.бескорыстие-рез-ты работы не должны зависеть от вознаграждения ученого; 4.организован­ный скептицизм-ответственность ученого за качество работы. Эта модель имеет право на существование. Вместе с тем она многого не учитывает. Н-р, за ее пределами остаются такие мотивы, как гуманистическая направленность исследования, его акту­альность, получение нового знания с ориентацией на его воз­можные практические приложения и пр.Этос науки, наряду с общими, включает и особые требова­ния. Среди них на 1-й план выступает предписание объек­тивности. Ведь главная задача ученого — поиск объективной истины. Идея объективной истины — то звено, кот. скрепляет науку и этику. Природа и специфика науки сама по себе вынуждала их становиться на позиции объективности.Объективность несовместима с предвзятыми мнениями. Она требует обоснований логикой и фактами, запрещает принятие недоказанного иначе как лишь в роли предположения. Доказан­ное же признается беспрекословно.Вместе с тем объективность рассмотрения сохраняет воз­можность сомнения и критического отношения к новым резуль­татам как условие дальнейшего развития знаний. 2-я группа императивов этоса науки связана со свойством обоснованности знаний. Оно обеспечивается методологической безупречностью исследовательских процедур. Исследователь не должен ничего ни скрывать, ни приукрашивать, даже если результаты исследований его не удов­летворяют. При отсутствии честности налицо неграмотность. Методологическим нормам следуют не только в силу их про­цедурной объективности, но и потому, что они являются этически справедливыми и благотворными.К правилам ведения исследования относится требование добросовестности и точности в изложении фактов и точек зре­ния.

Нельзя забывать, что все они обесце­ниваются при отсутствии гуманистической направленности ис­следования.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.