Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глухие среди слышащих 1 страница






" Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не луч-
ше других людей, он несет в себе одинаковые страсти,
владеет одинаковыми возможностями усовершенст-
вования; всю разницу, которая в нем заметна, можно
приписать обстоятельствам''51

 

 

В отличие от слепых людей глухой в окруже-
нии слышащих находится в положении иностран-
ца, лишенного языка. Люди ценят тех, с кем легко
общаться, поэтому мало кто желает заговаривать
с глухими. У многих при знакомстве с глухим пер-
вая реакция обычно негативна: слишком уж не-
привычно, когда человек не понимает речь и пло-
хо говорит, - слабоумный, что ли? Жесты и мими-
ка глухого, пытающегося что-то сказать, непри-
вычны для человека, плохо знакомого с глухими.
В детстве глухих могли передразнивать слышащие
сверстники. Оттого и окружающий мир глухому
не всегда кажется дружелюбным. Социологиче-
ское исследование, проведенное B.C. Собкиным
(1997), показало, что "...для глухого подростка рас-
ширение социальной среды связано с усилением
фиксации на своем дефекте, поскольку среда час-
то оказывается агрессивной к нему именно в связи
с его физическим дефектом, и тем самым культи-
вирует этот дефект как дефект социальный. Более

 

Флери В.И. " Глухонемые...". С. 24.

того, с возрастом глухие школьники все реже фи-
ксируют позитивное отношение к себе социально-
го окружения".

Трагична и судьба одной из представительниц

династии Романовых.

Дочь Анны Леопольдовны, сестра императора
Иоанна Антоновича, Екатерина потеряла слух в
детстве: как раз в ночь переворота Елисаветы Пе-
тровны, когда ей было всего 4 месяца, солдаты
уронили ее на лестнице. Вместе с членами своего
свергнутого семейства Екатерина находилась в за-
точении в Холмогорах. О ней говорилось, что она:
" несколько и глуха, и говорит немо и невнятно". В
1767 г. архангельский губернатор доносит в Моск-
ву: " Екатерина весьма косноязычна и глуха, затем
и ни в какие разговоры не вступает...". В 1776 г. ге-
нерал-губернатор А.Н. Мельгунов в докладе для
императрицы Екатерины II писал, что Екатерина
" весьма косноязычна, братья и сестры общаются с
ней по лицам... (т.е. жестами - прим. авт.)". С 1780
по 1807 гг. Екатерина жила в датском Горсенсе. В
письме императору Александру I в 1803 г. она пи-
сала: "...Я поболше несщаслива потому, что ниче-
го не слышу, потому я потеряла совсем слышанья
на восмом году жизни моей...".

Еще один пример из российской истории. Ту-
гой на ухо с шести лет была младшая сестра
Н.В. Гоголя - Ольга Васильевна. Она переписыва-
лась с любимым братом.

Ольга Васильевна вспоминала на закате своей
жизни: " Много я слез пролила через свою глухоту,
часто мне доставалось, если я что невпопад отве-
чала гостям, сестры конфузились мною. Как тяже-

ло мне было, но зато приучила себя: до тех пор не
отвечать, пока не попрошу громко мне сказать; но,
благодаря моему характеру, не предавалась своей
скорби...".

Неслышащий аспирант МПГУ Павел Крыса-
нов, опросив старшеклассников московских школ
№ 483 и № 22 для глухих и слабослышащих, уста-
новил, что процесс вхождения неслышащих в об-
щество сопряжен с рядом трудностей, в числе ко-
торых: боязнь привлечения внимания к своему не-
достатку, боязнь неадекватных реакций (в виде на-
смешек и т.п.) со стороны слышащих, чувство дис-
комфорта в процессе общения со слышащими по
той причине, что слышащие от них отмахиваются
или считают, что неслышащие все равно их не
поймут, возникновение у слышащих раздражения
по поводу недостатка слуха и речи и др.

На вопрос: " Что Вы считаете необходимым
для достижения взаимопонимания между слыша-
щими и неслышащими? " ответы глухих и слабослы-
шащих старшеклассников представлены в табл. 9.

Важную роль в процессе социализации лиц с
нарушениями слуха играет не только их социаль-
но-психологическое самочувствие в обществе слы-
шащих, но и уровень адекватности отношения
слышащих к неслышащим, понимание слышащи-
ми проблем, с которыми приходится сталкиваться
глухим в процессе общения со слышащими. Ре-
зультаты опроса, проведенного П. Крысановым
среди студентов дефектологического и факульте-
та педагогики и психологии МПГУ и стоматологи-
ческого факультета МГМСУ, показали, что по от-
ношению к неслышащим слышащие испытывают:

сочувствие (более 50% всех опрошенных); любо-
пытство (более 30%); сострадание (менее 30%);
жалость (менее 20%); равнодушие (менее 10%);
удивление (менее 10%); уважение (5%); интерес

(5%); страх (5%); неприязнь (4%); преклонение

(1%); раздражение (1%).

На вопрос: " В случае непонимания неслыша-

щего собеседника Вы в процессе общения с

ним..." слышащие студенты ответили следую-
щим образом: " пытаюсь понять" (более 30%);
" делаю вид, что понял его" (26%); " испытываю
чувство досады" (22%); " переспрашиваю" (11%);
" испытываю чувство раздражения" (4%); " пыта-
юсь сохранять спокойствие" (2%); " не общался с
такими" (2%); " бывает по-разному" (2%); " отма-
хиваюсь от него" (1%); " переписываюсь" (1%);
" общаюсь как с равным" (1%); " зависит от те-
мы" (1%). Вот из-за такого излишнего проявле-
ния к ним сочувствия, любопытства, сострадания
и т.п. лица с недостатками слуха испытывают
чувство дискомфорта в процессе общения со
слышащими.

" Общество считает глухих несчастными, -
не основывается ли это общее мнение главным
образом на нашей заботе о самих себе и своих ин-
тересах, внушающей нам еще большую жалость к
ним за то, что они не понимают, о чем мы гово-
рим? ", - писал Николас Себастьян Роуч Чеймфорт
(Англия).

Слышащие ошибочно полагают, что глухие жа-
леют об отсутствии слуха, однако это верно только
по отношению к лицам, утратившим слух не в ран-
нем детстве. Заслуживает внимания мнение по это-
му поводу Лорана Клерка, учителя первой в Амери-
ке Хартфордской школы глухонемых: " Кто не
имел ничего, тот ничего не терял, тому не о чем
сожалеть; глухонемые никогда не слышали, нико-
гда не говорили, следовательно, они не теряли ни
слуха, ни речи и вследствие этого не могут сожа-
леть ни о том, ни о другом; а кому не о чем сожа-
леть, тот не может быть несчастным".

Ответы на вопрос, касающийся наличия у слы-
шащих опыта общения с неслышащими, выгляде-
ли так: " практически отсутствует" (52%); " недос-
таточен" (39%); " достаточен" (10%). Большинство
слышащих психологически не готовы к общению
с неслышащими; только 15% опрошенных заяви-
ли, что " достаточно информированы" о проблемах
лиц с нарушениями слуха.

На вопрос, касающийся причин трудностей
общения неслышащих со слышащими, ответы
разделились таким образом: " непонимание" -
47%; " предвзятое отношение окружающих" -
3%; " негативное отношение со стороны слыша-
щих" - 22%; " непонимание языка глухих" - 10%;
" безразличие окружающих" - 5%; " боязнь глу-
хих (со стороны слышащих)" - 3%; " нетерпи-
мость слышащих" - 2%. Остальные не смогли
ответить на этот вопрос.

Отношение слышащих к глухим меняется мед-
ленно. Судите сами: директор фирмы " Мелфон"
академик (!) Валерий Сироткин в интервью газете
" Московская правда" (1994) заявил, что на Западе
" практически нет глухонемых": " Вы можете
встретить глухого человека, который прекрасно
говорит на двух - трех языках, и вряд ли догадае-
тесь, что у него плохой слух. Язык жестов - это ди-
кость! " Об отсутствии глухонемых - откровенное
вранье. Глухие полиглоты - очень большая ред-
кость, и, как правило, они, зная языки, не говорят
на них чисто и бегло. Если это слабослышащие,
пользующиеся слуховым аппаратом, тогда совсем
другое дело. А язык жестов... Что ж, мы не стесня-
емся быть " дикарями".

У так называемых " слабослышащих" (вы
ники школы для слабослышащих, лица, котор
пользуются слуховым аппаратом, могут разгова
вать по телефону и пр.) имеется свой опыт вхожде-
ния в мир слышащих, общения с ними, в общем-то
отличный от опыта глухих. Предлагаем Вашему!
вниманию фрагменты сочинений студенток МПГУ:,
" Как я чувствую себя в обществе слышащих и в об-;
ществе глухих" (один из авторов настоящей книги
ведет занятия в этом университете).

Из сочинения слабослышащей выпускницы
московской школы для слабослышащих детей (по-
теря слуха II—III степени) Светы П.:

" В основном моя жизнь связана со слабослы-
шащими. Так уж получилось, что я общаюсь ре-
чью и не очень хорошо знаю мимику. Мне легко
общаться с такими же, как и я, слабослышащи-
ми. Мне трудно понимать глухих, и им — меня то-
же.... Со слышащими чуть проще, но и здесь меня
часто охватывает страх: а вдруг тебя не пой-
мут? А вдруг будут смеяться? У меня есть дру-
зья, они хорошо ко мне относятся А вот зна-
комиться с новыми людьми не могу, испытываю
комплекс, теряюсь при вопросе: " А почему гово-
ришь с акцентом? "... Очень жаль, что таким,
как я, и мне не повезло, но надо стараться выжи-
вать в обществе слышащих (они же везде!), не
отрываться от общения с людьми и надеяться,
что тебя правильно поймут, ведь ты - такой же
человек, как и они, с головой, руками, с сердцем,
душой... Мы ничем не хуже".

Пишет слабослышащая выпускница массовой
школы Ирина П.:

" Поскольку я училась в массовой школе, име-
ла друзей детства, одноклассников, которых я
хорошо знаю, и которые хорошо знают меня, то
только в их обществе я могу чувствовать себя
свободно, легко, уверенно. Правда, новые знаком-
ства мне даются с трудом, но этот барьер я
стараюсь преодолеть.... Если неслышащий име-
ет речь с искажениями, то дефект его заметен:
он либо не говорит вообще, либо говорит голо-
сом, сопровождая речь жестами, либо использует
письменную речь.... В обществе глухих общаться
можно свободно и легко, но " смотря с кем".
Имею в виду то, что мир глухих очень тесен, все
друг друга знают. Если кто чего-то не знает про
другого, его тут же " просвещают", начинают
обсуждать минусы или плюсы того " другого".
Лично я не могу ответить на вопрос: " Какое об-
щество мне больше нравится? " Общаться нужно
со всеми, а комфортно чувствовать себя можно
только в кругу доверенных лиц".

Мнение тугоухой (IV степень потери слуха)
выпускницы школы для слабослышащих Анны Д.:
" Я часто общаюсь со слышащими... С психо-
логической точки зрения мне неуютно в этом об-
ществе, потому что слышащие никогда до конца
нас не поймут. Они считают, что если мы не
слышим, то никогда не сможем достичь в жизни
того, что доступно им. Но это неправда! Нужно
доказывать, что мы способны на что-то....Есть
глухие и слабослышащие, которые учатся, хо-
тят расширить свой кругозор... Я поддерживаю
это общество, мне нравится там бывать. Дис-
комфорта в этом обществе у меня нет: там мы

все равны....Считаю, что надо поддерживать
отношения со всеми: со слышащими и с глухими".

" Комсомольская правда" в октябре 2001 г. (по-
сле " Недели глухих") проблемам глухих посвятила
целый разворот. Бросается в глаза заголовок:
" Глухих в Москве не любят". Молодая журналист-
ка Лариса Васильева, пытаясь выяснить, " какие
ловушки и неприятности подстерегают их (глухих)
на улицах нашей столицы? ", прикинулась глухой,
подходила к прохожим с записками и жестами
спрашивала дорогу. Результат эксперимента -
вполне предсказуемый - отражен в заголовке.

Интересным оказался и материал журналистки
" Московского комсомольца" Людмилы Дикуль
" Взорванная тишина". По идее, поданной председа-
телем Московской городской организации глухих,
она " запечатала слух" вкладышами и начала новую
жизнь - без звона будильника, ТВ-новостей... На ра-
боте у нее, естественно, возникли проблемы обще-
ния. Первоначально эксперимент должен был
длиться неделю, однако его пришлось прервать на
третий день, в тот момент, когда на экранах ТВ по-
явились первые кадры с падающими башнями
Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, - за-
глушки были незамедлительно сняты. Но даже
толики нового опыта хватило журналистке, чтобы
поделиться с читателями впечатлениями о том, что
значит быть " в шкуре" глухого человека.

Глухой одинок в толпе, он находится за барье-
ром тишины и наблюдает за окружающим, как
сквозь стекло.

Быт, труд на производстве, магазин, визит к
врачу, поездка в транспорте... С какими трудностя-
ми сталкиваются глухие люди, как решают проб-
лемы?

Дома для глухих важны хорошие отношения с
соседями. С их помощью глухой может, например,
позвонить родственникам, друзьям, вызвать ско-
рую помощь. С соседями можно договориться,
чтобы они звали к телефону, когда будет звонок
от друзей или родственников. Уверенней чувству-
ют себя именно семьи глухих, у которых налаже-
ны добрые отношения с соседями.

О технических средствах бытовой адаптации
мы уже рассказывали. В частности, если у глухого
есть собака, не обязательно иметь дома световой
звонок: она всегда " доложит", кто у двери - знако-
мый человек или " чужой". В ряде стран: США, Ве-
ликобритании, Австрии и др. есть специальные
центры подготовки собак, которых дрессируют на
общение с глухим человеком. Собака должна реа-
гировать на плач ребенка, на звонок в дверь или по
телефону, предупреждать хозяина об идущем сза-
ди транспорте. В Великобритании большинство
собак поступает в Центр подготовки из приютов
для бродячих животных. На заключительном эта-
пе четырехмесячной подготовки собаку знакомят
с будущим хозяином, который в течение двух не-
дель также проходит обучение в Центре. Затем
животное бесплатно передается глухому владельцу (рис. 38).

Для глухих характерны некоторые особенно-
сти поведения. Первая, понятное дело, - не такая,
как у всех, речь, " глухой", немодулированный го-

Рис. 38. Обложка журнала " Слышание собаки для
глухих"


лос. Глухие или говорят слишком тихо, или, что
бывает чаще, говорят излишне громко. С этим.

как говорится, ничего
не поделаешь. На кухне
глухие могут громко
ставить посуду на стол,
шумно мешать ложкой
сахар в чашке. Для не-
которых характерна
шаркающая походка
(не слышат!). Слыша-
щие могут обратить
внимание глухих на это,
дело вполне поправи-
мое. За границей наши
знакомые с улыбкой
вспоминали, как роди-
тели делали им замеча-
ния после похода в туа-
лет: " Такой грохот!
Кто так делает?! " В
другой заход они дога-
дались пускать струю
вдоль стенки унитаза.

Секс глухих. Иногда
спрашивают " А как глу-
хие занимаются любовью? ". Один из авторов этой
книги присутствовал на международном фестивале
театрального и самодеятельного творчества глухих.
Во время представления артистами из Голландии
" постельной" сцены зрители со смехом реагировали

на представленные в шуточной форме " сложности"
первого сексуального опыта глухих. Главная проб-
лема состояла в том, что девушка стеснялась зани-
маться сексом при свете. В течение всего времени
свет постоянно включался, и девушка сердито выго-
варивала партнеру за " неверные движения" во вре-
мя полового акта, потом снова выключала свет. Мы
не имеем фактов обращений глухих к врачам-сексо-
патологам. Очевидно, что в таких случаях они не
привлекают переводчиков жестового языка, ведь
тема обращения очень интимная. Во время опроса
некоторых семейных пар выяснилось, что большин-
ство из них старается заниматься сексом тихо, без
излишнего шума, чтобы не привлечь внимание про-
живающих с ними в одной квартире слышащих ро-
дителей. Иногда в " желтых" газетах пишут об осо-
бенностях секса глухих. Например, в " Экспресс-га-
зете" (№21, 1999 г.) было опубликовано интервью с
глухой проституткой под заголовком " Я не могу
стонать во время секса".

Не следует думать, что глухие совсем не " чувст-
вуют" звуков. Напротив, у глухих развито осязание.
Глухой может чувствовать кончиками пальцев низ-
кие частоты в интервале от 125 до 1000 Гц даже при
небольшой громкости. При большой громкости воз-
душные звуковые колебания могут ощущаться всем
телом. Глухие могут почувствовать, когда сзади
громко хлопнут в ладони или когда трамвай проедет
мимо дома; они чувствуют удары грома или когда
кто-то ходит по комнате: сотрясение земли, пола пе-
редается телу глухого. Шум, производимый соседя-
ми во время ремонта, работа электродрели раздра-
жают глухих не меньше, если не больше, чем слы-

шащих людей. Даже постукивание костяшками
пальцев по столу, ритмическая " игра" стопой по со-
седству иногда может вывести глухого человека из
себя: то, что для слышащего представляется незна-
чительной составляющей окружающей его какофо-
нии звуков, глухому кажется нестерпимым на фоне
привычной тишины.

Патриарх Всероссийского общества глухих
И.Ф. Гейльман (слышащий) рассказал интерес-
ный случай, приключившийся в войну. Однажды
военные попросили его проверить одного моло-
дого человека, который утверждал, что он глух.
Гейльман пообщался с ним: человек знал дак-
тильную азбуку, владел жестами, хотя не так сво-
бодно, как прирожденный глухой. Гейльман
ненадолго вышел из комнаты, потом вновь во-
шел и нарочито громко прошелся позади его сту-
ла, произвел шум, но " испытуемый" не среагиро-
вал, не повернул голову. Слышащий! Что было
дальше с этим симулянтом, история умалчивает.
Многие, наверное, помнят сцену в одном из филь-
мов с Чарли Чаплиным, в которой глухого проверя-
ют, стреляя за его спиной, а он даже не обо-
рачивается. Ерунда! Странно, что подобной
" трактовке" глухоты не воспротивился сыграв-
ший роль глухого - приятель Чарли Чаплина
крупный американский художник-пейзажист
Грэнвилл Рэдмонд, глухой с детства. Слышащим
читателям не следует удивляться, что глухие тан-
цуют под современную музыку - громкую и
несколько однообразную. Для того, чтобы танце-
вать в такт, важнее иметь чувство ритма, нежели
тонкий слух.

Пример еще одной необычной судьбы: " Семи-
летнюю Рэйчел Тарнер из города Таулей (Англия)
многие считают настоящим феноменом. Несмотря
на свой юный возраст она уже обладатель сорока
наград на конкурсах бальных танцев. И при том,
что Рэйчел с рождения ничего не слышит.

Но глухота - далеко еще не все неприятности,
выпавшие на долю этой необычной девочки.
У Рэйчел врожденный порок сердца и отверстие в
трахее. Она перенесла несколько тяжелых опера-
ций и имеет только одно легкое" (из газеты " Ора-
кул". 2001).

Между прочим, в одной из известных опер
XIX в. героиня была немой. Это опера француз-
ского композитора Д.Ф. Обера " Фанелла" (" Не-
мец из Портичи"), написанная на либретто
Э. Скриба. Партия немой девушки Фанеллы - ми-
мическая.

Практически не вызывает удивления тот факт,
что глухие управляют автомобилями. В конце кон-
цов, более 98% информации о внешнем мире дает
зрение, этого вполне достаточно, чтобы без проб-
лем водить автомобиль. А если что-то забарахлит,
то опытный водитель сможет почувствовать это
по изменению характера вибрации. В США глухие
водители появились уже в самом начале XX в., не-
которые даже делали самодельные автомобили. В
1929 г. в Филадельфии была оглашена статистика
аварий, из которых следовало, что ни один из
177 глухих водителей, имеющих лицензию, не по-
падал в аварию. Обзор 1937 г. выявил, что лишь
один человек из 1 011 глухих водителей попал в
аварию. Уже накоплены многочисленные стати-

стические данные, позволяющие утверждать, что
глухие водители реже попадают в дорожные про-
исшествия, чем слышащие.

В России, несмотря на запреты, глухие ездили
за рулем автомобиля без водительских прав.

Интересный случай. Глухой брат одного из ав-
торов данной книги жил в горах и всю жизнь меч-
тал о машине. Он неожиданно ее выиграл по лоте-
рее. Каково было его огорчение, когда в милиции
ему категорически отказали в приеме в автошко-
лу! Машина стояла несколько лет в гараже до тех
пор, пока в журнале Всероссийского общества
глухих " Жизнь глухих" в 1960 г. не опубликовали
статью о потрясающих положительных результа-
тах эксперимента по управлению глухими автомо-
бильным транспортом в Германии. Брат стал ис-
пользовать этот журнал как водительские права и
ездил с ними по дорогам Кавказа до тех пор, пока
глухим официально не разрешили иметь право на
вождение автомобилем.

В августе 1975 г. вышел приказ Минздрава
РСФСР " О порядке медицинского освидетельство-
вания и допуска к управлению автомототранспор-
том глухих и тугоухих лиц". До этого в течение
5 лет в ряде союзных республик бывшего СССР
проводился эксперимент по изучению возможно-
сти допуска глухих и тугоухих лиц к управлению
автомобилями и мотоциклами. Результаты экспе-
римента убедительно показали, что глухота не яв-
ляется препятствием к управлению автомобилем и
мотоциклом.

Вспоминает участница эксперимента Елена
Синева:

" Многие глухие ребята - юноши и девушки -
мечтали сами водить автомобили, но до 1972 года
в нашей стране инвалидам по слуху не разрешали
получать права на вождение автомобиля наравне
со слышащими. Наконец, ЦП ВОГ и МосгорВОГ
добились разрешения у Правительства и Минздра-
ва тогдашнего СССР создать первую эксперимен-
тальную группу автолюбителей с полным меди-
цинским обследованием. Занятия проводились на
базе Киевского районного ДОСААФа г. Москвы в
автошколе, которая находилась на старом Арбате.
Курсы обучения действовали с 24 мая по 9 августа
1972 года.

Первую экспериментальную Группу составили
19 человек: 18 парней и одна-единственная девуш-
ка, автор этой статьи; кроме них были еще две ми-
лые переводчицы: Людмила и Тамара.

Эксперимент проводился в доброжелательной
обстановке. Научные сотрудники ГАИ проявляли к
нам большой интерес, предлагали всем участникам
различные тесты, усаживали за тренажерные ими-
таторы дороги, а в психофизиологической лабора-
тории на Новослободской давали нам всевозмож-
ные головоломки. В общем, нас обследовали чуть
ли не как космонавтов, которых готовят к космосу.

Нас возили в НИИ труда и гигиены у метро
" Аэропорт", где брали анализы у всех нас, крутили,
слушали, осматривали с головы до ног. Для меня
эти медицинские обследования были неприятны, но
чего не сделаешь ради достижения заветной цели!

Эксперимент все мы прошли успешно. Считаю,
мы дали дорогу всем остальным автолюбителям-
глухим. Но постоянные права стали выдавать сов-

Вот что рассказал слабослышащий педагог
Андрей Андрейкин про своего финского приятеля
Паули Халлинена:

" А мечта стать водителем продолжала ма-
нить его. Она была трудноосуществимой... В
Финляндии вообще трудно устроиться на ра-
боту, не говоря уже о более-менее хорошо опла-
чиваемой. В 23 года Паули вместе с группой
других инвалидов по слуху идет работать, пе-
ревозит грузы на электрокаре в складских по-
мещениях и параллельно добивается разреше-
ния посещать в порядке исключения курсы обу-
чения на водителей автобусов. К нему был при-
ставлен сурдопереводчик. Через шесть месяцев
администрация принимает его на работу с ис-
пытательным сроком. В Финляндии практиче-
ски все глухие пользуются мобильными теле-
фонами родной фирмы NOKIA, сочетающими в
себе функции обычной голосовой связи, факса и
электронной почты.

Такие же электронные визуальные " уши"
имелись и у Паули, с помощью них он получал за-
дания, инструкции, общался с начальством. Ис-
пытательный срок прошел успешно, и вот уже
четвертый год Паули возит пассажиров в раз-
личные города своей страны: от столицы до Ла-
пландии; за рубеж: в Швецию, Норвегию, Данию,
Голландию. Францию. Прошлым летом он выпол-
нял заказ на поездку по нашей Карелии.

А как ты общаешься со своими пассажира-
ми? - спрашивали мы его.

Ноу проблем! По губам, по карте, письмен-
но. У меня есть специальный значок о том, что я
не слышу"
(из журнала " В едином строю". 2001.
№11).

При трудоустройстве работодатели отдают
предпочтение слышащим людям. Даже при отсут-
ствии конкурентов глухих не всегда охотно берут
из-за трудностей общения. Иногда их считают не
совсем нормальными людьми. Мы, работающие в
организации глухих, регулярно выслушиваем жа-
лобы на предвзятость работодателей. Бывает и
так: показывает человек удостоверение токаря
6-го разряда, а ему не верят, поскольку он почти не
говорит вслух. Таким руководителям невдомек,
что для работы на токарном станке не требуется
чисто выговаривать звуки, а нужны лишь золотые
руки и светлая голова. Можно только радоваться,
что имеются люди, которые больше обращают
внимание не на уши. Глухие специалисты - слеса-
ри, фрезеровщики, инженеры, печатники, плотни-
ки, сварщики, научные сотрудники, художники, ав-
томеханики и специалисты многих других профес-
сий справляются со своими обязанностями не хуже
слышащих коллег. Вот как писал об этом еще в
1900 г. Е.С. Боришпольский в книге " Глухонемой
и его душевный мир":

" Глухонемые отличаются также своим приле-
жанием и старанием и всякую работу они исполня-
ют охотно и без всякого принуждения. Все масте-
ра хвалят деятельность и старательность глухо-
немых подмастерьев, так как они не проводят вре-
мя в болтовне и вследствие этого их работа идет
скорее и успешнее. Известно, что существует мно-
го глухонемых столяров, переплетчиков, сапожни-

сем недавно. Нас неоднократно гоняли на медицин-
ские комиссии (каждые 2 года, вместо 5 лет у слы-
шащих), - было много мороки. Но игра стоила свеч:
глухой человек дал понять миру слышащих, что он
не хуже их. Аварии среди глухих очень редки, это
общеизвестная истина" (из газеты " Мир глухих").

В одном из подобных экспериментов участво-
вал Л. Камышев, учитель физики Московской ве-
черней школы для глухих. Он поленился продлить
водительские права и три десятка лет ездил сначала
на мотоцикле, потом на автомобиле без водитель-
ских прав. Только совсем недавно ему пришлось
сдать экзамены в связи с назначением его водите-
лем школьного " Москвича"... Когда его спрашива-
ли, как ему это удалось, Камышев отвечал, что он
просто не давал повода гаишникам тормознуть его.
Самое удивительное: Леонид Камышев (глухой!)
давно обзавелся мореходными правами, позволяю-
щими ему водить большие суда.

Опознавательный знак глухих водителей -
желтый круг с тремя черными кружками, располо-
женными по углам воображаемого треугольника -
был введен в действие в январе 1979 г. (рис. 39).

Водить грузовики глухим в нашей стране пока
не разрешено (правда, журнал " В едином строю" в
1991 г. сообщал о глухом водителе КАМАЗа Але-
ксандре Михееве из Омской области, который
" вот уже три года шоферские рекорды ставит.
В ближние и " дальнобойные" рейсы ходит, осо-
бенно на вывозе таежного леса отличился"), хотя
в Скандинавии, Великобритании и других странах
Европы это не представляется как нечто экстра-
ординарное.

ков и других ремесленников, равно как и типогра-
фов, литографов, различных механиков, которые
своими познаниями и исполнением дела обращают
на себя серьезное внимание" 52.

В СССР с традиционным приоритетом интере-
сов общества над интересами личности многие де-
сятилетия существовала патерналистская позиция
общества и государства по отношению к инвали-
дам, фактически узаконивался применительно к
ним статус " граждан второго сорта". Инвалид рас-
сматривался как больной человек, которому сов-
сем ни к чему учиться, работать, жениться, заво-
дить детей... Он не может быть самостоятельным,
за него нужно думать, его жизнь должна быть под
контролем специалистов. Если его нельзя " отре-
монтировать", то его нужно изолировать дома, ли-
бо в специальном учреждении, где якобы созданы
подходящие условия для его жизни.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.