Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семья и брак. Личная жизнь






Более 90% глухих детей появляется в семье
слышащих родителей. Последние сталкиваются с
острой проблемой общения с собственными деть-
ми. Ребенок с нарушенной слуховой функцией не
может полноценно воспринимать речь родителей
и овладевать родным языком на основе подража-
ния им. Проблема межличностного общения де-
терминирует многие аспекты семейных отноше-
мий. Взаимное непонимание, естественно, не со-
действует укреплению семейных связей. Кроме
того, родители, особенно отцы, нередко ощуща-
ют вину за рождение " неполноценного ребенка",
воспринимают его как " наказание за грехи". Увы,
не все родители выдерживают испытание глухим
ребенком. Конфликты в такой семье случаются
чаще, чем в семье со слышащими детьми. Выше и
вероятность развода. Знание родителями жесто-
вого языка, даже несовершенное, сняло бы мно-
гие проблемы общения с неслышащими детьми,
для которых визуально воспринимаемые жесты
являются наиболее комфортным способом обще-
ния. Иногда родители слишком опекают детей,
как бы компенсируя чувство вины. Часто это вы-
ражается в чрезмерном контроле: родители пы-
таются поминутно наставлять своих детей, хотят
видеть их максимально похожими на слышащих
(следят за тем, чтобы у глухих детей были только
слышащие друзья, чтобы они не использовали
жесты: " Не общайся руками на публике, а то лю-
ди подумают, что мы ненормальные"). Родители
нередко забывают, что ребенок не слышит, и раз-
дражаются из-за невозможности свободно об-
щаться с ним. Они могут злиться на себя за срыв,
нетерпение, но ребенок видит только неприятие
его самого и чувствует, что именно он - источник
недовольства. Неудивительно, что глухие дети
часто зажаты, и им приходится пройти долгий
путь, прежде они обретут самих себя. В какой-то
прекрасный момент они осознают, что они - глу-
хие и никогда не станут такими, как слышащие,
это и есть момент истины.

Слышащие дети впитывают правила поведе-
ния, наблюдая за родителями и ловя их разгово-
ры. Глухие же не могут слышать этих разгово-
ров. Связи " поступок - реакция" могут остаться
тайной для глухого ребенка. Ролевые модели
глухой должен искать вне семьи и в сообществе
глухих.

Замечено, что глухие дети из семей глухих ча-
сто опережают в своем развитии своих сверстни-
ков из семей слышащих родителей, они более
адаптированы к миру, лучше успевают в учебе.
Психологический климат в таких семьях в общем
не отличается от климата в обычных семьях. Ме-
жду родителями и детьми не существует барьера
непонимания: и те, и другие пользуются жестовым
языком, опираясь на который дети выстраивают
картину мира, получают из первых - в прямом
смысле слова! - рук информацию. Что касается
статистики разводов в семьях с глухими и слабо-
слышащими детьми, то серьезные социологиче-
ские исследования тут не проводились, но можно
предполагать, что процент неполных семей с глу-
хим ребенком не превышает средний показатель
по стране.

Во времена СССР инвалидность считалась дис-
функциональной для общества, и забота об инва-
лидах передавалась другому институту, чтобы се-
мья могла сконцентрироваться на воспитании
" нормальных" членов общества и на общественно
полезном труде. Дети с нарушениями слуха росли
в школах-интернатах, лишенные необходимой до-
ли родительской ласки. Это иногда приводило к
тому, что даже самые близкие родные - родители,
братья и сестры плохо понимали проблемы, по-
требности глухого члена семьи, который был чем-
то вроде " гадкого утенка".

В подтверждение приведем небольшую притчу
m еврейского фольклора:

" Был в Хелеме свой переписчик Торы. Был
он таким же умным и таким же сообразитель-
ным, как и раввин, и служка, и вссокители Хе-
лема.

Однажды увидели хелемцы, что их перепис-
чик сидит и пишет письмо аршинными буквами.
Спросили они его:

- Отчего ты пишешь письмо такими больши-
ми буквами?

Отвечает им переписчик:

- Я пишу письмо брату, а он у меня, не про вас
будь сказано, совсем глухой".

В последнее время признается особо важным
и необходимым участие родителей в воспита-
тельном процессе. Родители не должны допус-
кать появления у неслышащего ребенка стигма-
тизированного образа " Я", когда он воспринима-
ет себя как " больного", т.е. человека с ограни-
ченными возможностями. Важно не лимитиро-
вать социальные притязания такого ребенка -
ребенок должен уважать себя, быть уверенным
н своих силах. Родителям нельзя уповать исклю-
чительно на дидактическую и социокультурную
роль специальных школ, они не должны отстра-
няться от воспитательного процесса. Учите-
ля, воспитатели и родители - партнеры в рам-
I.IX целостного процесса социализации глухого
ребенка.

Приведем пример, свидетельствующий о хоро-
ших результатах при грамотном обучении глухого
ребенка.

В 1843 г. у А.И. Герцена и его жены Натальи
Александровны родился второй сын Коля, ко-
торый уже на первом году жизни заболел и поте-
рял слух. Первым это заметил историк Т.Н. Гра-
новский, обнаруживший, что ребенок не реаги-
рует на тиканье часов, поднесенных к уху.
Гувернантка М.К. Рейхель позже вспоминала:
" Да кто и не любил этого прелестного голубо-
глазого ребенка! Он скоро замечал особенности
каждого и давал знаками свои названия... Он сам
помогал нам находить знаки, чтобы сообщаться
с ним...".

А.И Герцен полагал: " Разговор пальцами и
знаками - не есть разговор; говорить надобно
ртом и губами". В Парижский институт глухоне-
мых отдать сына он не захотел. Осенью 1849 г.
няня Луиза Ивановна - мать А.И. Герцена и
М.К. Рейхель увезли пятилетнего Колю в Цю-
рих, где находилось училище глухонемых.
М.К. Рейхель писала: " Первое время ученье шло
медленно... когда он несколько освоился с выго-
вором, он начал быстро продвигаться вперед".
А.И. Герцен с женой присутствовал на экзамене
в Цюрихском училище: " Коля был восхитите-
лен, он тронул меня до слез. Он будет говорить,
будет говорить... Представьте себе, он уже знает
названия всех окружающих предметов...". Поз-
же в " Былом и думах" Герцен писал, что у Коли
был приглушенный голос и что он мало обозна-
чал ударения, но " уже говорил очень порядочно
по-немецки и понимал все, что ему говорили с
расстановкой".

Немного позже, когда цюрихские власти, на-
пуганные славой Герцена как революционера,
попытались " выжить" мальчика из города,
А.И. Герцен предложил одному из учителей -
Шпильману " оставить школу и перейти в дом
моей матери, с тем, чтобы ехать с ней в Италию.
Он, разумеется, согласился. Институт взбесился,
но делать было нечего".

В марте 1851 г. Наталья Александровна сооб-
щала в Москву: " Коля, как маленький царек, жи-
вет у Луизы Ивановны..., у него гувернер отлич-
ный человек, любит его и учит с любовью к ребен-
ку и к ученью, Коля говорит по-немецки, читает,
пишет, весел, здоров, как нельзя больше, умен и
сметлив поразительно и не изменил своей страсти
к Машеньке (Райхель)".

В ноябре 1851 г., когда Коля с Луизой Иванов-
ной и Шпильманом плыли из Марселя в Ниццу,
большое судно врезалось в их пароход, который
стал погружаться в воду. Так печально заверши-
лась недолгая жизнь Коли.

В одном из московских архивов среди бумаг
Л.И. Герцена сохранилась папка с рисунками Коли
и его письмами к родителям. Письма восьмилетне-
го ребенка написаны красивым, почти установив-
шимся почерком.

Двоюродный брат поэта Александра Блока
Андрей Кублицкий-Пиоттух
(р. 1886) был глу-
хонемым от рождения. Ему, десятилетнему, пи-
вяяи упрощенными фразами, чтобы он понимал
написанное: к примеру, мать писала ему так:

" Саша, Фероль, весело, много смеются, хохочут,
рады". Александр Блок часто виделся с братом в
Шахматове, переписывался с ним. В одном из пи-
сем Блок писал: " Бабушка очень скоро - 6 мая -
поедет в Шахматове И мы с мамой очень хотим
ехать туда - пора отдохнуть....Очень жалко, что
вас не будет в Шахматове с нами, без вас очень
грустно...". В других письмах Андрею Кублицко-
му поэт подробно описывает жизнь и хозяйст-
венные заботы в Шахматове. По-видимому, Ан-
дрей получил только домашнее образование -
достаточно хорошее, раз ему больше не писали
упрощенно.

Младший брат великого композитора П.И. Чай-
ковского Модест много лет занимался с глухим
сыном управляющего фабрикой Г.К. Конради. Сам
Петр Ильич привязался к мальчику, в 1876 г. он
писал:

" Любовь моя к Коле, основанная, во-первых,
на его чутком, кротком нраве и уме, во-вторых, на
глубоком сожалении к нему, возрастает в геомет-
рической прогрессии с каждой минутой, и теперь
это для меня одно из самых близких к сердцу су-
ществ в мире".

Композитор ежегодно выделял средства Моде-
сту Ильичу и Коле Конради, даже занимался с
мальчиком, когда брат болел.

Николай Германович Конради получил пре-
красное образование, женился и прожил до 1922 г.,
по некоторым отрывочным данным он был связан
со столичным обществом глухонемых.

В детстве глухие часто дружат с дворовыми
ребятами, захаживают в гости к соседям, где рас-
тут их сверстники. Для общения используют
полный набор средств: читают с губ, пишут вет-
кой по снегу, палочкой по земле, прибегают к
знакам - указаниям на части тела для обозначе-
ния первых букв названий (глаз - Г и т.д.) и, ко-
нечно же, используют наглядные жесты. Все это
было у нас в детстве.

Такие моменты в детстве может припомнить
практически каждый неслышащий человек. Вот
как вспоминает в романе " Последний поклон" сво-
его двоюродного глухого брата Алешку извест-
ный писатель Виктор Астафьев:

" Пытаюсь вспомнить, почему Алешка сде-
лался глухонемым.

Однажды остался дома один - бабушку унес-
ло куда-то. И вздумалось ему полезть на угловик,
где стояли тяжелые иконы и по случаю какого-
то праздника светилась лампадка. Угловик обру-
шился. Иконы повалились на Алешку. И ушибли
они его или же испугался он нарисованных богов,
но все старухи склонны были считать, что имен-
но от этого греха Алешка онемел. А отчего он
оглох, старухи не объясняли.

Эх, Алешка, Алешка! Головастый парень,
сильный, веселый, а вот безъязыкий. Сколько
всяческих напастей пережили он, бабушка и осо-
бенно тетка Августа из-за этого.

А я в детстве не понимал никакой разницы
между мной и Алешкой, дрался с ним, втравли-
вал его в игры, а он и радехонек. За сеном все со-
бирались мы с ним играть. Налимничатъ как-
то отправились. Чуть не перетонули. В прят-
ки играем, бывало, он спрячется, сидит себе

час, а то и два в затырке какой. Уж искать его
перестанут, и орать устанут, а он все сидит и
сидит. Зато плавать Алешка умел лучше всех,
в лапту играл ловчее всех, бегал прытче всех,
дрался лютее всех и если ревел, то по-бугаино-
му: бу- бу- бу- бу-у...".

Однако детство пролетает быстро, и к 14-15 (у
девочек даже раньше) годам все меняется. Редеет
круг слышащих друзей, все меньше встречаются
глухие со слышащими приятелями, играют вместе
с ними. Детство позади, впереди взрослая жизнь -
у каждого свои интересы, свой путь. И оказывает-
ся, что " дорожка" глухих - она иная. Оно понятно:
в подростковом возрасте глухой дружит только со
" своими" - с кем он учится в одной школе, с кото-
рыми можно поделиться секретами, с кем можно
планировать получение профессионального обра-
зования. Наступает пора юношеской влюбленно-
сти...

Подавляющее большинство лиц с нарушения-
ми слуха вступают в брак или с глухими, или со
слабослышащими. Партнеры выбираются неред-
ко еще в школе. Знакомства на вечерах в клубах,
Домах культуры глухих могут перерасти в брак. В
семьях глухих общаются, как правило, на русском
жестовом языке, а слабослышащие чаще исполь-
зуют калькирующую жестовую речь. Немало и се-
мей, в которой один супруг совсем не слышит, а
другой - слабослышащий - может разговаривать
по телефону. Последний " служит ушами" для глу-
хого супруга.

В таких семьях 90% детей рождаются слыша-
щими. Если в их воспитании участвуют слышащие
родственники, бабушки, допустим, то речевое раз-
витие детей идет в норме. Но даже если слышащих
родственников нет, то развитие речи если и отста-
ет поначалу, потом быстро приходит в норму: до-
ма работает телевизор, дети играют с соседскими
ребятами, посещают обычные детские сады. Боль-
шинство этих детей, естественно, знает жестовый
язык, а некоторые так хорошо, что глухие с рож-
дения считают их за своих. Подавляющее боль-
шинство переводчиков жестового языка имеют
глухих родителей, и если их спросить, как давно
они работают переводчиками, они ответят: " С
трех-четырех лет". Именно тогда они начали по-
могать глухим родителям общаться по телефону
со слышащими (или слабослышащими), сопровож-
дать их при посещении учреждений.

Глухоты своих родителей такие дети не стес-
няются, всегда готовы дать отпор слышащим,
которые позволят себе недоброжелательные за-
мечания в отношении глухих людей. В школе
они даже хвалятся тем, что их " мама и папа раз-
говаривают руками". Знающие жестовый язык
родителей взрослые дети хорошо понимают спе-
цифические проблемы глухих людей, помогают
родителям. Многим телезрителям запомнилось,
как на одной из церемоний награждения в Моск-
ве замечательная артистка Алла Клюка, полу-
ми в приз, послала со сцены знаки любви и благо-
дарности свои глухим родителям, приехавшим из
Минска. О том, что он вырос в семье глухих
родителей и знает жестовый язык, говорил в од-
ном из интервью капитан киевского " Динамо"
1 пК ()-х гг. Анатолий Демьяненко.

Иногда будущие матери из глухих, попав на
прием к врачу, получают " совет" избавиться от ре-
бенка: " Как вы будете воспитывать ребенка? Ведь
вы же не слышите! ". Воспитывать слышащего ре-
бенка действительно тяжело: глухие родители ра-
ботают, подрабатывают, отсюда и дефицит обще-
ния. Вся надежда на бабушек и дедушек.

Самому ребенку требуется мужество, чтобы
защитить своих родителей от хамских высказы-
ваний окружающих. Школьные друзья могут в
присутствии родителей допускать высокомер-
ные высказывания типа: " Твоя мама - глухоне-
мая, ничего не поймет...". Некоторые " ломают-
ся", начинают неуважительно относиться к сво-
им родителям. А бывает так: дети любят своих
глухих родителей, но бессознательно впитав сте-
реотипные взгляды на глухих, относятся к роди-
телям снисходительно: " Они у меня - простые
люди...".

Глухие родители слышащих детей весьма
озабочены их образованием и часто жертвуют
многим, чтобы их дети " вышли в люди". Плохо,
когда сышащий ребенок стесняется позвать сво-
его родителя на родительское собрание. А слу-
чается и наоборот: после собрания, когда все ра-
зойдутся, учительница начинает перечислять
глухому родителю грехи его ребенка, причем пе-
реводчиком выступает... сам " грешник". Роди-
тель поддакивает и " грозно" посматривает на ре-
бенка. Комедия да и только.

Печально, когда дети сторонятся глухих роди-
телей, не находят с ними общего языка. Иногда в
Московскую организацию ВОГ приходят пожи-
лые люди с жалобами на неблагодарных детей, ко-
торые " им жить не дают", " норовят отдать в дом
для престарелых"; в некоторых случаях травлю
начинает невестка (или зять), не желающие знать
" этих глухонемых".

Известны браки глухих (слабослышащих) со
слышащими, но, по нашим наблюдениям, они не
относятся к числу особо прочных. Достаточно
вообразить себе праздничный стол, чтобы по-
нять, каково приходится одному из супругов. Ес-
ли все сидящие за столом - слышащие, то глухой
не может участвовать в общем разговоре и ску-
чает. И наоборот, слышащий супруг чувствует
себя крайне неуютно в компании глухих, когда
все вокруг " машут руками" и веселятся. Исклю-
чение - когда слышащий супруг происходит из
семьи глухих. Даже дома случаются срывы: на-
пример, уставшая за день слышащая супруга
крайне раздражается, когда глухой супруг не
идет на ее громкий зов - вот глухонемой! Если
же она часто ведет телефонные разговоры, то
глухой муж может занервничать: с кем это она
так долго болтает? Она идет в театр (в гости к
сослуживице), а он пропадает в клубе для глу-
хих... Разные привычки усложняют совмест-
ную жизнь мужа и жены. Но, конечно же, бы-
вают счастливые исключения. Тут большое зна-
чение имеют интеллект, взаимный такт, стиль
общения (многие проблемы снимаются, когда
слышащий партнер осваивает жестовый
язык).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.