Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Служения глухим.






Уже в первые годы существования училища
глухонемых в Павловске императрица Мария Фе-
доровна озабочивалась религиозным просвещени-
ем воспитанников, о чем свидетельствуют ее пись-
ма аббату Сикару в Париж. В 1816 г. Мария Федо-
ровна подарила на содержание училища 256 тыс. рублей. По ее воле в 1817 г. У Красного моста было куплено здание, в которое после перестройки в 1820 г. Переехало училище. В здании архитек-
тор П .С. Плавов устроил домовую церковь пг»!

Щение которой состоялось 19 ноября 1821 г
честь апостола Павла. Запрестольное " Распятие"
для нее написал в 1822 г. глухонемой художник
Степан Сергеев. После пожара в 1840 г. новая цер-
ковь на 3-м этаже в центральной части корпуса на
Гороховой улице была освящена в 1844 г. Сюжеты
с описанием 12 праздников для иконостаса нарисовал глухонемой учитель рисования Александр
Ьеллер.

Смысл богослужения, порядок служб учени-
кам объясняли на уроках Закона Божьего и в осо-
бых " беседах" (утвержденных в 1859 г.) при помо-
щи жестов, дактиля и письма. В период мимиче-
ского обучения на Всенощной один из воспитанни-
ков " читал" на пальцах Великое Славословие, а на
литургии - Символ веры и Молитву Господню, то-
гда как остальные следили за ним, творя поклоны.
Так же " произносились" положенные молитвы
при причастии. Воспитанники читали жестами
также молитвы утренние, вечерние, перед и после
еды, перед учением и после. С 1838 до 1875 гг. за-
коноучителем в училище служил священник Алек-
сандр Братолюбов, переведенный потом в Петро-
павловский собор. Протоиерей Александр Брато-
любов в 1872 г. издал " Пантомиму молитв или
описание мимических молитвенных знаков с при-
ложением ручной азбуки", в которой изложил
опыт перевода молитв на жестовый язык. Он был
также автором первого учебника по Закону Бо-
жию для глухонемых. Только в конце XX в., когда
чистый устный метод вытеснил " мимический", бо-
гослужения в церкви при училище перестали со-
провождаться жестами, вследствие чего религиоз-
но-нравственное воспитание глухонемых лиши-

лось глубины, а Закон Божий свелся к формально-
му заучиванию материала.

В Санкт-Петербургское училище приглаша-
лись и законоучители римско-католического и лю-
теранского вероисповедований для занятий (раз ■
неделю) с детьми инославных исповеданий.

При директоре Ф.А. Pay при Арнольдо-
Третьяковском училище в память покойного по
печителя училища П.М. Третьякова была устро
ена церковь во имя преподобного Павла Латрип
ского. В училище велись занятия по закону Бо-
жию, а для способных детей давались уроки ико-
нописи. При Мариинском училище глухонемых
в Мурзинке имелась церковь в честь апостола
Филиппа.

Надо заметить, что в XIX и в начале XX вв. по
инициативе православных священников было от-
крыто немало школ для глухонемых (Харьков,
Перерва, Верхотурье, Уфа, Немда, Вязники и др.),
а религиозно-нравственному воспитанию глухих
уделялось особое внимание.

20 августа 2000 г. иеросхимонах Серафим Вы-
рицкий (Муравьев) в сонме новомучеников и
исповедников Российских был причислен к лику
святых.

Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий
(1865-1949) был последним духовником Александ-
ро-Невской лавры. Его служение выпало на тяже-
лое время революций, гонений на христиан и бло-
кады Ленинграда. Последние годы жизни он про-
вел на станции Вырица. Там однажды и произош-
ло чудо исцеления глухой от рождения девочки, о
котором пишет Дмитрий Балашов:

" Жила в Вырице женщина (Александра) с тре-
мя детьми. В Бога не верила. После войны муж не
вернулся с войны. Ей посоветовали: " В поселке жи-
вет старый монах, который предсказывает -
спроси у него, может быть скажет, что с мужем".
Пошла она к старцу вместе с глухонемой дочерью
восьми лет. Ждать пришлось довольно долго. Але-
ксандра стала уже нервничать, порываясь уйти.
Наконец, зашла в келью к батюшке, постояла и
ничего не спросила. Старец махнул ей рукой:
" Иди". А девочке захотелось поближе подойти к
дедушке, тем более старец что-то говорил, обра-
щаясь к ней. Она показывала знаками, что не слы-
шит и не понимает. Неожиданно старец заплакал
и долго смотрел куда-то вверх. Девочке стало его
жаль и она подошла поближе, тогда старец взял
со стола конфету (яблоко), подал ей, и девочка
громко сказала: " Спасибо". Батюшка обратился к
ней: " Иди, скажи: извините, что я задержала
дедушку". Девочка вышла из кельи и произнесла
эти слова.

Александра рассказывала впоследствии: " Бо-
же, мой! Я как услышала свою дочь говорящей, она
ведь родилась глухонемой, прибежала в келию
старца и упала на колени: " Батюшка, простите! ".
Он сказал строго: " Ты в Бога не веришь, пришла
ко мне как к гадалке. Я не гадаю, а молюсь, вот Гос-
подь дал, чтобы твоя дочь исцелилась. Так вот, не
забывайте об этом, я скоро отойду, приходите на
могилку, только не забывай, приходи! Ты хотела
узнать о своем муже — он жив и вернется...".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.