Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История глухих в России






I < средние века православная церковь была бо-
лее терпима к телесным и душевным недугам че-
Ювека, нежели католическая.

На Руси при формировании свода законов -
Кормчих книг" заимствование законоположений
пропс ходило не из Римского права, а из Византий-
ски рава - " Номоканоны", в которых имелись

in I > а зывания о человеколюбивом и милостивом
отношении к глухонемым. Гуманное отношение к
I usлонемым нашло отражение и в " Кормчих кни-
fnx": "....Да возьмут на себя мирских вещей попе-

ие Немоглухих управляти и не дать в руце

|дящих стяжание их"; " Аще кто из клира глухо-
му или слепому посмеется, да будет отлучен. Тако-
ЖДе и мирянин".

И 996 г. великий князь Владимир специальным
уца юм определил, что забота об убогих, в том чис-
|ц п и шухонемых, является делом церковных вла-
1Г и епископа (" управу дает и рассуждает").
• inn I ии призрения убогих большую роль играл
|«■ ■ • но Псчерский монастырь. Недалеко от него

ппщиативе Феодосия Печерского был органи-

| * 1 1 1 .111 дом для житья слепых, немых и глухих. Убо-

Чей не только призревали, но и обучали ре- И Iнам п даже начаткам грамоты. Имеются даже | ним.и, что врач Киевского воспитательного дома.шея лечить глухонемых. В разных государственных бумагах упоми лось о глухонемых: " Аз же яко глоух не слыш (XI в.), " Аще глоух еси и нем слово до ти в " гл сить" (X в.); встречались различные написан слова: " глоух" и " глуха", " глоусый", " глух", " гл сен" 45. В литературных памятниках, отражающих общественное призрение в XIV-XV вв., имеются указания о воспитании глухонемых в приютах, Так, например, псковский князь Всеволод органи- зовал дом, в котором воспитывались " слепые, глу- хие, хромые и больные". В Новгороде, Твери, Рос- тове, Смоленске в приютах жили " убогие и глу- хии", как гласит запись в одной из грамот того пе- риода (там же, с. 13). В XVI в. монастырями было учреждено значи- тельное количество приютов, где вместе с другими увечными воспитывались глухонемые. В те времена " Псковская судная грамота" предо- ставляла глухим право иметь " пособников" в суде. В 1551 г. постановлением Стоглавого Собора было определено, что забота об убогих детях должна осуществляться государством и княже- ской властью, а церковные власти не выполняют управленческих функций. Государственная власть стремится проявить заботу об убогих "...явися целителями страждущих, око слепым, язык немым". 45 Дьячков А.И. Обучение и воспитание глухонемых де- тей. М. 1957.С. 12. Царь Иван Грозный имел младшего брата глу- хонемого Георгия, с которым он играл в детстве и к которому и позже относился неплохо ввиду того, что " убогий" не представлял никакой угрозы его iiII.И ти. В середине XVII в. законодательно определя- * и яобщественное положение глухонемых в части ихимущественного положения. В Уложениях ца- ри Алексея Михайловича (1649) говорится: " А бу- I после которого умершего останутся дети глухи И in-мы, а братья их или сестры учнут обидить их и < > ва или материя имения учнут их отлучать, ри 'делити по жребьям всем поровну, чтобы из них Никто изобижен не был". Ограничения прав глухих вступать в обяза- |.ства и вести иски встречаются в законодатель- ны х документах лишь в связи с недостатком у не- которых из них умственных способностей (законы 1675, 1677 гг.). Петр I несколькими указами обязывает пред- * ниш-гелей государственной власти расширять си- ' тему специальных учреждений для призрения 1 к тих, в том числе и глухонемых: " По всем губер- ниям учинить шпиталя для увечных" (Указ от * I декабря 1712 г.). Указами 1723 и 1724 гг. предписывалось: " При. нидсгсльстве являются слепые, глухие, немые... отдавать для воспитания...". В архивных материа- I щ домов для " увечных" того времени имеются ' и пни, указывающие на то, что " глухие и немые Прилежно работали" (Андроньевский монастырь в Mmквс, Колмовский монастырь в Новгороде). It U)-x гг. XVIII в. в системе общественного при- ipi пнявозникла новая форма воспитания глухоне- мых детей.Указом Анны Иоанновны 14 августа I / и Iбыло учреждено " патронирование" как осо- бая система воспитания глухих: " малолетних уве ных для воспитания и владения вечно тем, кто взя пожелает, и давать на них деньги". Было определ но также: " Содержащихся в полиции безмолвнъ для прокормления и исправления в уме их отсыла в Святейший Синод, чтобы Святейший Синод пов лел оных определить в монастырь". Во второй половине XVIII в. глухие дети во питывались в Московском Воспитательном дом В его системе были две формы воспитания глух немых: часть глухонемых направлялась на воспит ние в семьи (по деревням), которым выплачив лось специальное вознаграждение; часть детей воспитывалась в специальн группах Воспитательного дома. Воспитание дет до 7 лет здесь понималось как физическое разв тие и привитие детям определенных моральн- качеств. Надзирателям предписывалось воспит вать у глухонемых детей элементарные культу ные навыки. Общение в группах осуществляло на основе " жестов" и " мимики". Важное место принадлежало трудовому обуч нию: " главная цель уготовлять воспитанник быть ремесленниками, рукодельниками". Реме ленная подготовка глухонемых проходила как мастерских Воспитательного дома, так и путем о дачи глухонемых воспитанников в учение частны лицам по договору. По выходе из Воспитательно дома глухонемые получали документ, по которо они освобождались от крепостной зависимости. На протяжении всего XIX и начала XX вв. сп циальные училища глухонемых не включались • п. тему учреждений народного образования. И конце XVIII в. воспитательные дома, где воспи- тывались глухонемые дети, находились в системе " Ведомства императрицы Марии Федоровны". В это время появился философский трактат А.II. Радищева (1749-1802) " О человеке, о его | мертности и бессмертии", в котором он коснулся inпоенностей развития глухонемых детей. Исходя из того, что обозначение предметов, Пилений является условным, Радищев признает, Что мышление может протекать и на основе жес- тов: " Правда, что он может без него (языка) обой- ти, и вместо речи говорить телодвижениями"; примеры лишенных некоторых чувств доказыва- ют ясно, что речь, или произвольное выражение чнамсния вещей, может вместо звучных знаков умещаться в знаки, другим чувствам подлежащие. I иухие, а потому и немые изъясняются знаками и Мысли свои заключают в знаках, подлежащих зре- нии) Из сего понятна возможность изучить их ра- чумсть речь писанную, что аббат де Л'Епе (Деле- пе прим. авт.) произвел в действо с удивитель- ным остроумием, а может быть, взирая, каким об- р.ппм немые изъясняют свои мысли, и видя, что пни на место звучных знаков поставляют знаки |рпмые, изобретатель письмен внял, что им подра- ■ т. можно, и начертал азбуку". Радищев пишет, что глухонемых и даже сле- тинухонемых можно развивать на основе форми- рованиятого " природного" средства общения, ко- торое доступно этим детям. Вместе с тем, касаясь концепции обучения Делепе, Радищев утверждает, что француз не мог бы развить глухонемого ре- бенка на основе " мимической речи", если бы сам не владел устной речью: " не возмог бы ты того, ес- ли бы сам был безгласен, и когда речь в тебе силы разума твоего не изощрила". Российская императрица Екатерина Великий вела переписку с аббатом Делепе. В 1780 г. она по- ручила своему посланнику передать аббату денеж- ный подарок для школы, от которого он отказан ся, сказав: " Потрудитесь передать ее величеству, что я не принимаю денег. Если же государыне ва- шей угодно было обратить внимание на мою дея тельность, не соблаговолит ли она, в доказательст- во особой ко мне милости, поручить мне воспита ние какого-нибудь русского глухонемого? ". Любопытно, что уже после смерти аббата Де- лепе в Парижский институт глухонемых под име- нем А. Маквица был принят внебрачный глухоне- мой сын Александра I от фаворитки М.А. Нарыш- киной. Сам любимый внук Екатерины II Алек- сандр I с детства страдал тугоухостью. На этот фи зический недостаток русского императора про зрачно намекает Денис Давыдов в басне " Орлица, Турухан и Тетерев": птицы выбирают себе новою царя - глухого тетерева. " Монаршая милость" не заставила ждать: в 1804 г. Д. Давыдов был уволен из гвардии и отправлен служить в отдаленный гар- низон. В мае 1790 г. Н.М. Карамзин, путешествуя по Европе, остановился в Париже: " Нынешний день видел я... чудесные школы: училище природно глухих и немых (которые по- средством знаков сообщают самые трудные, сложные, метафизические идеи, которые знают . ччершенно грамматику, разбирают все книги и сами пишут ясным, чистым, правильным Слогом)... Аббат Л'Епе, основатель училища умер, место его заступил аббат Сикар: он с ве- ликой ревностью посвящает себя искусству де- Шпь получеловеков совершенными людьми, за- меняя в них, так сказать, новым органом слух и ii.h.Ik Многие из них страстно любят чтение, так, ■ пно для сохранения их глаз надобно отнимать у tun книги. С удивительной скоростью говорят они знаками между собой, выражая самые отвле- ченные идеи; кажется, будто не могут нарадо- ваться своею новою способностью" 46. Спустя 14 лет Василий Львович Пушкин, руко- водитель поэтического кружка " Арзамас", дядя inникого поэта, путешествуя по Европе, пишет Г1.М. Карамзину: " Н.М. Карамзину 28 июня 1803 г. Берлин. ...Сейчас я возвратился из института глу- ппи немых. Г. профессор Этке есть истинный бруг человечества. Одного немого спросили при ИМе, что такое Россия? - " Великая империя". - Как называют императора Российского? " - Iи'ксандр". Профессор сказал ему мое имя; он тотчас написал: " Пушкин". Я был тронут до I на.Кто любит добро, должен любить и по- читать таких людей, каков Этке. Они делают Несть роду человеческому. Отсюда я ездил в... Ьом сумасшедших... Лучше и приятнее видеть   " ' Карамзин Н.М. Письма русского путешественника. М. 1989.с'. 354.   несчастных немых, которые посредством ш кусства перестают быть несчастными, нем с ли вечных страдальцев. Н.М. Карамзину, 12 сентября 1803 г. Париж,...Сегодня поутру ходил слушать славного метафизика Сикара. Он говорит хорошо, но слишком плодовито. Ученик его, Масъё, удивил меня своими опытами. На вопрос, что такие Бог? - " Солнце вечности, - отвечал он, - душа Вселенной, отец отцов, причина причин, маши нист природы". Маленькая девочка лет один надцати, глухая и немая от рождения, читала и выговаривала довольно чисто; только слово " Свет" она иначе сказать не может, как " св ет", и на каждом слоге должна непременно осц танавливаться...". Через несколько дней В.Л. Пушкин - внопь у Сикара и долго беседует с ним на философские темы. Адресат писем, близкий ко двору императора Александра I, в 1803 г. был назначен царским историографом. Возможно, через Н.М. Карам- зина В.Л. Пушкин хотел намекнуть царской фа- милии на необходимость обучения глухонемых и России. В 1806 г. императрица МарияФедоровна встретила на прогулке в Павловском парке глухо- немого мальчика Александра Меллера(рис. 30). Спустя некоторое время статский советник князь Дмитрий Волконский подал рапорт Марии Федоровне: " Во исполнение Высочайшего Вашего Императорского Величества повеления от 14 дня минувшего октября воспоследствовавшего о учре ждении в городе Павловске опытного училища глухонемых оное училище сего декабря 2 дня бы- ло открыто". Из письма А. Меллера директору Санкт-Петср бургского училища глухонемых П.И. Степанову: " Ребенком я жил в семействе генерал-лейте- нанта Ахвердова, который состоял воспита- телем при Великих Князьях Николае и Михаиле Павловичах. Жена генерала Ахвердова, Екате- рина Борисовна, приходилась мне родною тет- кою. Летом мы живали в Павловске, и мне час- то случалось гулять с теткою по тенистым аллеям парка. В одну из этих прогулок я имел счастье встретиться с Императрицею Мариею Федоровною, которая узнав из разговора с моею теткою, что я родился глухонемым и что в се- мействе моего отца генерал-майора Меллера 0числе шести детей два сына и дочь родились глухонемыми, серьезно задумалась и, приняв по ложение семьи нашей близко к сердцу, со свойст венным ей состраданием сказала: " За границею на участь подобных детей давно уже обращено внимание правительства. Там для образовании их учреждены специальные институты, у пае. к сожалению, в этом отношении ничего Hi сделано". Императрица предложила... отправить Mi ня... за границу для поступления в институт, НО мои родные не решились расстаться со мною На следующий день я, опять прогуливаясь по пар ку с теткою, имел счастье встретить Импершп рицу. Она подозвала к себе мою тетку и сказа \й ей следующие знаменательные слова: " Ваш пи манник не дал мне целую ночь уснуть, я до утра думала об участи его и подобных ему детей, и се- юдня лишь только оделась, послала за секрета- рем Вилламовым и поручила ему выписать из-за границы одного из наиболее известных профессо- ров, чтобы учредить в Петербурге Училище глу- хонемых, в которое и будут первыми помещены Ости вашего брата". Патер Сикар-Сигмунд не цимедлил прибыть из Польши, и первоначальное училище для глухонемых было устроено в Пав- ловской крепости. Я со старшим братом первым вступил в это заведение в 1807 году, вскоре к нам Присоединились еще два мальчика и пять девочек; всего нас было тогда девять человек....когда я в Оовольно короткое время выучился читать и пи- сать и даже произносить некоторые слова, ее Неличество изволило обратить на мои успехи особое внимание и в награду прислало мне в т$09 году через секретаря Вилламова золотые ...я по желанию родных был взят вместе с iipmnoM моим из училища в 1812 году и для про- должения занятий пользовался частными урока- ми v известного в то время профессора Гаю. Квартируя в Михайловском замке, против Летнего сада, я однажды прогуливался там с танкою и встретился с Императрицею. Она уз- нала меня, подозвала и сказала: " Ты забыл \ н ксандр, я давно тебя не видела и не получала от тебя, как прежде, рисунков". Слова эти запа- ли а самую глубину моей души и очень меня взвол- новали. Указывая на небо, я через свою тетку i тирался выразить своей Августейшей благоде- тельнице, что если бы я забыл ее, тогда бы и Бо меня забыл. При этом я просил ее Величество определить меня на службу Я был определен я Собственную ее Величества канцелярию 20 сен* тября 1817 г., а потом по переименовании... кан- целярии..., я был назначен туда чиновником сверх штата 16 февраля 1829 года, По Высочайшему повелению поступил на вакансию помощника старшего чиновника 13 января 1845 года, а уволен был 31 января 1856 года по болезни с полною пен- сией и единовременной выдачей двухгодового жа- лованья за 39-летнюю службу. Примите и проч." Марта 2 дня 1872 года". В " Деле о Павловском Опытном Училище глу* хонемых и о переводе его в С.-Петербург" (1880) имеется список 13 первых учащихся. Борис и Але- ксандр Меллеры 14 и 13 лет соответственно посту- пили в училище в январе 1807 г. А первым записан 11-летний " польский уроженец" Иван Раецкий, по- ступивший в декабре 1806 г. Вместе с ним были за- писаны девушки из " простых": Анна Крашеннико- ва, Ульяна Никитина, Дарья Николаева, которым было 13, 15, и 12 лет соответственно. Последние две поступили из Воспитательного дома. Кто был этот " патер Сикар Сигмунд", прибыв- ший из Польши? А. Меллер ошибочно вставил имя французского наставника глухонемых Сикара. " Сигмундом" в России звали приглашенного из Вильно поляка Винцента-Ансельма Зыгмунта. Он и был первым учителем и организатором учебно- воспитательной работы в училище глухонемых с декабря 1806 по март 1810 г. Белорусский исследо- натель Иван Бобла в статье " Развитие просвеще- ния и культуры глухих Беларуси в XV-XVIII вв." писал, что епископ Виленский Ян Коссаковский после посещения Венского института глухонемых принял решение открыть школу глухонемых в Вильно и для подготовки директора этой школы в 1804 г. послал в Вену одного из ксендзов-миссио- неров Ансельма Зыгмунта. Под руководством И. Мая (ученика Ш.М. Делепе) А. Зыгмунт в тече- ние 10 месяцев изучал систему обучения глухоне- мых по " мимическому методу" в Вене. В Вильно открытие школы глухонемых задерживалось. Л. Зыгмунт, вернувшийся из Вены, занимался ча- стным обучением глухонемой девочки, создал эс- тампы ручной азбуки, которые в мае 1806 г. пода- рил университету. Не дождавшись открытия шко- та глухонемых, А. Зыгмунт в том же году принял предложение обучать глухонемых в Павловске и уехал в Санкт-Петербург, однако через четыре го- || А. Зыгмунт по состоянию здоровья вернулся в Ипльно и снова занялся частным обучением уже двоих глухонемых детей. Обучение глухонемых А. Зыгмунт осуществ- лял по так называемому " смешанному методу". И первом письме Сикару в 1808 г. Мария Федо- ровна писала: " Он (Зыгмунт) доказал свою спо- • ооность тем, что ученики его в течение года Сталиправильно писать, считать и даже произ- носить слова внятным образом, а некоторые и довольно свободно. Но понятие о божестве и о религии остаются для них еще недоступны...". В письме Мария Федоровна высказывает жела- ние послать в Париж на обучение человека и просит Сикара сообщить, что " ему нужно знать наперед". Александр I поручил послу в Париже князю Куракину провести переговоры с Сикаром на предмет приглашения в Россию учителя. По пред- ложению аббата Сикара в Россию должны были поехать наставник Парижского института глухо- немых Ж.Б. Жоффре и в качестве ассистента глу- хой Лоран Клерк. Однако Александр предпочел одного Ж.Б. Жоффре, с которым в 1810 г. был за- ключен контракт. Но судьба вознаградила Л. Клерка: в 1816 г. он с Т.Х. Галлодетом отплыл в США, где стал учителем в Хартфордской школе, " Апостолом американских глухих". В 1810 г. училище, причисленное к ведомству Опекунского Совета, было переведено в столицу - во Вдовий дом на Выборгской стороне, получило новый устав и штат. Директор училища Жан Батист Жоффре бы- стро выучил русский язык, который и препода- вал ученикам наряду с французским (!). Жоффре вел обучение глухих на основе письменной речи, применяя мимический метод. В письме Сикару от 1810 г. Мария Федоровна благодарит его за Жоффре и просит в знак уважения принять зо- лотой перстень. В газете " Северная почта" в 1812 г. появилось сообщение об экзамене в училище глухонемых: " В субботу, 10 числа сего месяца, в здешнем Институте глухонемых от рождения, учреж- денном по соизволению и под покровительст- вом Ея Величества Государыни императрицы Марии Федоровны, происходило публичное ис- пытание, в присутствии Преосвященного Ам- вросия, Митрополита Новгородского и Санкт- Петербургского, преосвященного митрополи- та Гавриила, Экзарха Молдавлахийского и дру- гих Преосвященных с почтеннейшим духовен- ством, а сверх того Господ Министров и мно- гих знатнейших особ.... Благодетельное заведе- ние сие, коего главнейшею целью было то, что- бы внушить сим жалким нещастливцам утеши- тельные истины религии, первоначально осно- вано было в Павловске, а потом переведено в здешнюю Столицу назад тому два года. Число воспитанников увеличилось с того времени от 10 до 25 человек, и разделяется на четыре клас- са. При открытии испытания воспитанников четвертого класса, составленного из начинаю- щих, кратко показали, как сообщаются глухо- немым первоначальные познания русского язы- ка. Потом воспитанники третьего класса... Они показали также теорию вопросов и спря- гали вопросительным образом глаголы по трем совершенным временам, на Российском и Фран- цузском языках....Воспитанники заключили ис- пытание изъяснением приобретенных ими в сем году понятий о добре и зле, о пространстве, о стихиях и четырех великих хранилищах, содер- жащих оные, о действии тепла и холода, о дож- де и ветре, о термометре и телескопе, о четы- рех сторонах света, о геометрии и наконец об арифметике. В продолжение сего испытания, и после оного, деланы им были почтенными посе- тителями разные вопросы, на которые ответ- ствовали они самым удовлетворительным об- разом. Сии ответы удостоверили знаменитое собрание сие, что Институт глухонемых не есть предмет только простого любопытства, но истинное благодеяние Высокой Учредитель- ницы оного для сих несчастных, которые поставятся со временем на ряду со прочими гражданами; благодеяние, относящееся к части всей России, которая не уступает другим Дер- жавам ни в каких деяниях, украшающих род человеческий". Та же газета в 1814 г. писала: " Сего месяца 4 числа, в среду, было испыта- ние воспитанниками училища Глухонемых... Чис- ло воспитанников глухонемых от рождения воз- росло с того времени поныне от 25 до 32, кото- рые разделены, так как и прежде, на четыре клас- са. Воспитанники первого класса, доставившие посетителям при последнем испытании удоволь- ствие своими ответами, ныне распространили свои понятия гораздо далее. Они с удивительною легкостию и ловкостию прошли все степени той неизмеримой лестницы, которая ведет от зем- ных предметов к Высочайшему из всех благ, Твор- цу всяческих, и привязывает душу к обязанно- стям ея. Все полученные новые понятия, умножая беспрерывно желания воспитанников, приобре- тать оных более и более, дали повод Г. Дирек- тору училища удовлетворять постепенно лю- бопытству их. Он показал им происхождение первых художеств и начальные сведения об Ас- трономии. Особенно между воспитанниками отличились Михайло Наумов и девица Анна Крашенникова. Они получили такое образова- ние в познаниях, какого от человека рожденно- го глухонемым и ожидать не возможно было. Одним словом, нет выражений достаточных к точному описанию всего того, чему были сви- детелями посетители сего училища. При ны- нешнем испытании, и едва ли можно изобра- зить то пером, что самих очевидцев приводило в изумление. Надобно повернуться во прах пред бесконечною, непостижимою премудростию Зиждителя!...Не Он ли Сам даровал удиви- тельную способность некоторым почтенным мужам, достигать толиких успехов в обучении глухих от рождения таким познаниям, кои ка- жется должны быть изобретаемы единствен- но чрез посредство слуха и слова? Что сказать о сей непонятной терпеливости, какую долж- ны иметь обучающие глухонемых, от простых знаков доводящие их до понятий самых отвле- ченных, и наставляющие их пересказывать свои мысли, рассуждать друг с другом, одним словом, говорить знаками?...Без такового примерного учреждения люди сии были бы навсегда потеряны для семейств, для себя и для общества". Мария Федоровна часто присутствовала на уроках и экзаменах в училище, посещали его и Александр I, Николай I, Александр П. Кроме детей, воспитываемых безвозмездно, в училище принимали детей из благородных семей с платой 650 руб. в год и из других состояний - с пла- той 450 руб. Со временем штат училища увеличи- вался. Воспитанников обучали портняжному, сто- ярному, токарному, литографскому и типограф- скому делу, девушек - разным рукодельям. Ь 1»17 по 1821 гг. учителем рисования при учи- лище состоял глухонемой рисовальщик и гравер Карл Гампельн (рис. 31), воспитавший художника Николая Ивашенцова, который в 1821 г. нарисо- вал первую в России " Ручную азбуку глухонемых" (" таблица, изображающая ручную азбуку, помо- щию коей Г. Жоффре преподает своим воспитанни- кам Российский язык, выгравирована одним глухо- немым сего института")47. Позже в училище свыше 30 лет преподавал другой глухой художник, воспи- танник А.Г. Венецианова - Александр Беллер. Слава училища стала перешагивать границы, в 1821 г. его посетил гость из Америки. " Г. Стансбюри, американец из Нью-Йорка, при- влеченный славою С.-Петербургского Института Гаухонемых, посетил оный в прошлом месяце. Во- шед в зал, в коем находились воспитанники, он при- ветствовал каждого из них по английскому обык- новению, пожимая им руку. Потом желая возбу- дить их внимание, он рассказал им знаками два анекдота, сходные с их состоянием и способствую- щие к утверждению в их сердцах правил Христиан- ской нравственности....Г. Стансбюри есть первый чужестранец, который при посещении глухонемых сего Института мог свободно разуметь их и сооб- щать им свои мысли языком, им понятным. При каждом знаке, при каждой мысли, которою они по- нимали, живейшее удовольствие изображалось на их лицах. Радость некоторых из них была столь велика, что они не могли удержаться от пронзи- тельных восклицаний, единственных звуков, кои могут произносить сии несчастные! ...Не должно удивляться, что Г. Стансбюри столь легко объяснялся с глухонемыми С.-Петер- бургского Института. Знаки его суть вообще те же самые, которые употребляет Директор их, Г. Жоффре. Они были принесены в Соединенные Штаты одним господином по имени Лаврентием Клерком, который так же как Жоффре, был од- ним из отличных воспитанников Аббата Сикара. По сей причине глухонемые в России, во Франции и в Америке составляют, кажется, как бы один народ, ибо они все говорят, так сказать, одним языком, языком знаков, и увидевшись в первый раз в жизни, могут свободно сообщить друг дру- гу свои мысли, свои чувства. После сих испытаний Г. Стансбюри присутст- вовал при обеденном столе воспитанников, кото- рый был весьма достаточным и хорошо приготов- ленным. Потом он осмотрел их спальни, коих чис- тота и опрятность привели его в приятное удив- ление. Одним словом, он уверял, что порядок и устройство сего прекрасного заведения превзошли его ожидание, сколько впрочем он ни предубежден был в его пользу по одной славе''48. Приведем также фрагменты из статьи " Публичное испытание в училище глухонемых", опубликованной в " Отечественных записках" в 1823 г.: 48 " Журнал Императорского Человеколюбивого общест- ва". 1821. " По вступлении Г. Жоффре в 1809 году в должность Директора, оно переведено было с 8 или 9 находившимися в нем воспитанниками из Павловского в столицу на Выборгскую сторону. Число детей постепенно увеличивается, и когда ОНО возросло до значительного числа, то Ея Ве- личеству угодно было в 1819 году перевести ин- ститут в Смольной монастырь. Наконец в 1820 году он помещен в ныне занимаемый им дом, нахо- дящийся близ Воспитательного, у Красного Мос- та, вход с Гороховой улицы (дом № 18 - прим. авт.). ...В заведении обучается 31 мальчик и 17 деву- шек. Число казенных воспитанников обоего по- ла 24. ...Г. Жоффре имеет двух помощников, на коих возложено смотрение за науками и поведением воспитанников. Г. Жоффре будучи одержим более года тяж- кою болезнию и не в состоянии наставлять своих воспитанников, призвал себе на помощь с соизво- ления Государыни Императрицы Г. Флёри, сооб- щив ему свои сведения касательно обучения глу- хонемых. Сей усердный сотрудник с успехом за- ступает ныне место Г. Жоффре и подает боль- шую надежду, что будет со временем достойным его преемником в сем достопочтенном подвиге". Ж.Б. Жоффре умер в 1824 г. После него учили- ще возглавляли Г.А.Гурцов, родом серб, а позже - уроженец Франции В.И. Флери, оба талантливые сурдопедагоги. Виктор Флери в своей книге " Глухонемые..." (1835), подчеркивая ценность " мимико-жестикуля- торных" средств общения, замечал, что " усовер- шенствование воспитания глухонемого, увенчание нравственного его восстановления, введение его вновь в недра общества состоит в возвращении ему слова и в удобном употреблении членораз- дельного языка, открывающего ему путь неогра- ниченного развития и усвоения знаний. Не воспи- тание отдельных качеств глухонемого, а воспита- ние личности в целом выдвигалась как основная педагогическая идея: "...дело идет о глухонемых, которых не столько хотим сделать учеными, сколько человеками". Флери принадлежат слова: " Глухонемой, говоря откровенно, не хуже и не лучше других людей, он несет в себе одинаковые страсти, владеет одинаковыми возможностями усовершенствования; всю разницу, которая в нем заметна, можно приписать обстоятельствам". Разработанная Г.А. Гурцовым и В.И. Флери система речевых средств включала письменную, дактильную, жестовую и устную речь. В.И. Флери утверждал, что " пантомимный язык" является по своей природе идеографиче- ским, чрезвычайно гибким; формирование его происходит при активной роли самого глухонемо- го; он развивается и является единственным сред- ством умственного развития глухонемого ребенка в период дошкольного возраста в условиях семей- ного воспитания: " Было бы по крайней мере без- рассудно, если не бесчеловечно, с самого начала отринуть и запретить глухонемому употребление его самопроизвольного языка, который природа и побуждение нужды внушают ему, и который столь счастливо заменяет отнятые у него несчастным рождением органы слуха и слова". Флери видел в " пантомимном языке" своеобразную языковую систему, " достойную почтения". Флери использовал " методические жесты" только при изучении грамматики: " Мимика ни в коем случае не есть цель, а только способ, тогда как письмо и слово суть вместе и способ и цель". В.И. Флери инициировал введение обучения уст- ной речи как самостоятельного предмета. В 1847 г. положением Опекунского Совета " определено было внести в училище обучение устной речи". Последняя работа В.И. Флери " О преподавании изустного слова глухонемым" была издана в 1859 г., через три года после его кончины. Г.А. Гурцов в 1838 г. издал " Энциклопедиче- ский курс методических и практических уроков...". Это было учебное пособие с кратким изложением ряда учебных предметов и советов для родителей глухих учащихся. В 1843 г. Г.А. Гурцов основал в Одессе училище для глухонемых девушек. По уставу (1835) С.-Петербургского училища (рис. 32) процесс воспитания и обучения понимался как умственное и нравственное образование; счи- талось необходимым дать " каждому из них позна- ние, дабы они могли сделаться полезными члена- ми общества". Уставом были введены в качестве учебных предметов ремесла и рукоделие. Цели обучения в мастерских определялись следующим образом: " Научить бедного глухонемого какому- нибудь мастерству, дать ему тем самым в руки средство содержать самого себя после того, как он оставит училище и будет жить самостоятельно". Численность учащихся быстро росла: к 1843 г. в училище обучалось 160 чел., в 1877 г. - уже 210. Лучшие выпускники училища оставались здесь - работать, некоторые становились старшими на- ставниками (И.Я. Лейковский, М.М. Томашев- ская). В 1867 г. училище посетил Э.М. Галлодет, основатель всемирно знаменитого университета в Вашингтоне. В своем донесении в Колумбийский институт глухонемых он писал: " Городское помещение Института весьма при- способлено и хорошо расположено. Здание краси- во, а внутреннее устройство превосходит виденные мною в Европе и лучше того, что я мог заметить в Америке. Основанием воспитания в этом заведении слу- жит язык знаков и ручная азбука. Однако ж глав- ное место занимает произношение... Изъяснения знаками я сам мог хорошо понять, так как здесь принят мимический язык, употребляемый в Па- рижском институте. Г. Селезнев не уничтожает языка знаков... считая язык этот необходимой принадлежностью воспитания". Надо отметить, что развитие специального обучения в XIX в. не только внесло резкое разли- чие в общественное положение " грамотного" и " неграмотного" глухонемых, но и нашло отраже- ние в законодательстве. Сводом законов 1833 г. грамотным глухонемым было предоставлено пра- во управлять и распоряжаться своим имуществом наравне с прочими совершеннолетними. В 1862 г. выпускник Санкт-Петербургского учи- лища Александр Соколов сделал выборку статей Свода законов, относящихся к глухим, и училище издало его " Узаконения о глухонемых и немых".     Рис. 32. Санкт-Петербургское училище глухонемых на ул. Гороховой   Из Свода законов 1833 и 1857 гг.: " Глухонемые и немые состоят под опекой до 21 года. По достижении совершеннолетия произ- водится им законное освидетельствование во вра- чебной управе в присутствии губернских должно- стных лиц на основании статьи 368, 371 и 372. Ко- гда окажется, что свидетельствуемый может сво- бодно изъяснять свою мысль и изъяснять свою во- лю, то представляется ему право управлять и рас- поряжаться своим имуществом наравне с прочими совершеннолетними...". " Глухонемые не устраняются от права наслед- ства". " Акты, выдаваемые глухонемым и немым, умеющим читать и писать, принимаются к совер- шению и признаются действительными на общем основании, с той только предосторожностью, что- бы таковые лица при выдаче и совершении актов в присутственном месте признаваемы были лично в присутствии оного для учинения и установления допроса и чтобы допрос сей был или своеручно на- писанный на записке в журнал, хранился при кре- постных делах...". " Глухонемой, умеющий читать, должен сам прочесть акт и объявить, соответствует ли изло- жение оного вполне его воле, о чём и означается в том акте до его подписания". " Если глухонемой, впавший в преступление, обучен грамоте и может на предлагаемые ему письменные вопросы дать письменные же ответы, то следствие производится над ним по общим фор- мам и обрядам, в законах установленным, и потом передается на рассмотрение совестного суда". " Воспитанникам дворянского происхождения Санкт-Петербургского училища глухонемых доз- воляется поступать прямо в департаменты и кан- целярии министерств и отдельных управлений". " Обучившиеся какому-либо мастерству подат- ного состояния воспитанники училища глухоне- мых исключаются по отчислению их от училища из податного оклада наравне с воспитанниками Технологического института". " Воспитанники, кончившие курс наук в учили- щах глухонемых, должны пользоваться на службе преимуществами, представляемыми ученикам, окончившим курс в уездных училищах министер- ства народного просвещения, т.е. производятся в чип 14 класса (дворяне)". В 1903г. в типографии Санкт-Петербургского училищаглухонемых была издана книга " Сборник законов о глухонемых с приложениями объясни- тельного словаря", составленный А.С Янковским. Из нее следует, что дополнения в Свод законов от 1896 г. были связаны также с правовыми аспекта- ми уголовного и гражданского процессуального производства. Например, при рассмотрении судебного дела, в котором участвовал неграмотный глухонемой, производство следствия совершалось в присутст- вии человека, который мог понять выражаемые жестами мысли глухонемого. К переводу не мог- ли привлекаться родственники глухонемого. При наличии поблизости институтов, учрежден- ных для воспитания глухонемых, для перевода привлекались сотрудники институтов, владею- щие жестовым языком. Для глухонемых, не по- лучивших образования и не имеющих понятий об обязанностях и законах, суд применял смягча- ющие обстоятельства. Глухонемому предостав- лялось право на апелляции и на повторное про- изводство следствия. Самое важное дополнение Свода было связано с созданием в Москве Арнольдовского училища: " Право на производство в первый классный чин без испытаний имеют воспитанники Петербург- ского училища глухонемых наравне с обучавши- мися в уездных училищах министерства народного просвещения. Этим же правом пользуются и окон- чившие с успехом полный курс учения в Арноль- довском училище для глухонемых". 24 апреля 1860 г. успешно прошел публичный экзамен воспитанников учителя И.К. Арнольда. Именно эта дата считается днем открытия москов- ского Арнольдо-Третьяковского училища глухо- немых. Иван Карлович Арнольд (рис. 33) родился в Москве в 1805 г. На втором году жизни он потерял слух. Два го- да (1811-1813) учился в С.-Петербургском учили- ще глухонемых. Дальнейшее образование получил дома, под руководством отца. В 1816 г. отец повез его в Берлин в училище глухонемых, обучаясь в котором, Иван брал уроки рисования в Академии художеств. В 1822 г. Арнольд переехал в Дрезден и через два года окончил Академию художеств с серебряной медалью и дипломом художника. Пе- ред возвращением в Россию Иван Арнольд объез- дил города Германии, изучая методы обучения в школах для глухонемых. В 1825 г. он получил место художника в Импе- раторском Эрмитаже, позднее - до 1954 г. служил топографом в Департаменте государственных имуществ. Уже в начале 1850-х гг. Арнольд пробовал се- бя на поприще учителя - в качестве гувернера при глухонемом сыне Почетного гражданина Сазоно- ва. В 1852 г. открыл небольшой пансион. Воспи- танников было 6 человек, почти все - или сироты или из беднейших семей. На них Арнольд и тратил свои скудные средства. В феврале 1853 г. сущест- вование его училища было официально признано. Павел Веймарн, глухонемой сын сенатора, принял на себя обязанности попечителя училища. Учили- ще просуществовало в Петербурге до 1859 г. Чис- ло учащихся к тому времени достигло 11 чел. В 1860 г. Арнольд перевел училище с пятью учениками в Москву. Московский генерал-губернатор П.А. Тучков пожертвовал училищу 1000 руб., его примеру пос- ледовали и другие благотворители. В 1863 г. благотворители оставили Ивану Кар- ловичу учебную часть, а для материальной под- держки училища образовали особый комитет. В составе Распорядительного комитета был и Па- вел Михайлович Третьяков, основатель знамени- той галереи. Он живо интересовался проблемами училища, часто посещал занятия, знал всех препо- давателей. Устав училища и состоящего при нем " Попечительского Арнольдовского Общества", возглавляемого князем А.А. Щербатовым, был ут- вержден в 1869 г. Училищу был присвоен статус уездного. Первые сотрудники училища были глухими: Л.Ф. Владычанский преподавал Закон Божий, 11 11. Ермолаев преподавал вместе с Владычанским русский язык, сведения из истории и географии, арифметику, а еще двое глухих вели " объяснитель- ныебеседы о предметах общежития". И.К. Арнольд пел занятия по устной речи, рисованию, черчению. Радвоспитанников училища после сдачи соответст- вующегоэкзамена стали учителями. В 1866 г. И.К. Арнольд оставил директорский Пост, а в 1879 г. он перебрался в Санкт-Петербург, Где работал сначала в Училище для глухонемых, затем жил в Сестрорецке. От московского учили- ща Арнольд получал пенсию. Умер Иван Карло- вич в 1891 г. В 1870 г. в училище начало практиковаться обу- чение произношению. В том же году из 7 выпускни- Ков училища 5 воспитанников получили аттестаты на правах закончивших курсы уездных училищ. Они мкиш поступать на государственную службу. В 1873 г. для училища были приобретены дом Я И5МЛЯна Донской улице, началось строительство нового здания, а через 2 года училище размести- ли»г п трехэтажном собственном здании, выстро- • ином па средства П.М. Третьякова. В 1890 г. в учииищном саду была построена больница. I.аагодаря пожертвованиям неприкосновен- ный капитал училища к 1899 г. вырос почти до on I руб., а после того, как П.М. Третьяков по г ионному завещанию (1899 г.) оставил училищу руб., капитал училища удвоился. И училище сначала обучали токарному и пере- ча му мастерствам, затем - портновскому, са- пожному ремеслам, столярному мастерству, техни- ческому рисованию, типографскому делу. Для женской половины проводились следующие заня- тия: шитье белья и платья, вязание чулок и кру- жев, вышивание по канве и гладью, рисование. Училище с большим успехом принимало участие в разнообразных политехнических и ремесленных выставках. В 1899 г. директором училища стал Федор Ан- дреевич Pay (инициатор создания классов для сла- бослышащих и групп для оглохших, автор попу- лярного " Букваря" для глухонемых, основополож- ник логопедии, создатель " Методики обучения глухонемых произношению"). Ф.А. Pay организо- вал слуховой класс с особым учителем. В 1900 г. училище, которое называлось уже Арнольдо-Третьяковским в память о благотвори- тельной деятельности П.М. Третьякова, было пе- редано в ведение Московского городского общест- венного управления (рис. 34). В 1903 г. в училище обучалось 165 глухих мальчиков и девочек, а в 1905 г. - 214 детей. " Прямым наследником" училища является мо- сковская школа № 101 для глухих детей. К сожале- нию, здание на Донской улице занято другими ор- ганизациями: когда в 1943 г. школа вернулась из эвакуации, то оказалось, что ее облюбовал райком партии. Московская организация глухих считает, что передача этого здания глухим г. Москвы стала бы актом восстановления исторической справед- ливости. Считаем необходимым отметить, что Арноль- до-Третьяковское училище было не первым учеб- iii.iMзаведением для глухих в Москве. Первая шко- iii для глухих в Москве была открыта в 1831 г. Ан- ГономКореи, бывшим наставником столичного учи- пища глухонемых. Московская газета " Молва" в IH32 г. поместила заметку " Училище глухонемых в Mm кие", подписанную " С.А." - по всей видимости, щи.1 гелем С.А. Аксаковым. Училище было открыто на Рождественке, в доме Вердеревского, где живет г. Корси, учитель глухонемых!... Он учит своих воспитаннников, кроме обыкновенных учебных предметов..., говорить по-русски, по особенному, им самимизобретенному способу, без всяких хирургических пособий". Из-за недостатка средств училище было закрыто после 14 лет существования. В 1865 г. был утвержден новый устав Петер- бургского училища. Курс был взят на реорганиза- цию мастерских, совершенствование технического образования учащихся. Малоспособных в науках детей начали обучать преимущественно ремеслам. Таким образом, если в начале XIX в. главной зада- чей было умственное и нравственное воспитание глухонемых детей, то со временем упор был сде- лан на ремесленно-трудовую подготовку учащихся. Во второй половине XIX в. русские училища для глухонемых детей развивались как интернатские учреждения и как учебно-воспитательные учреж- дения общеобразовательного и профессионально- ремесленного типа. Внимание концентрируется на трудовой подготовке воспитанников, а учебные планы все больше приобретают практическую на- правленность, в них включаются новые предметы: черчение, рисование, лепка, художественная вы- шивка, граверное ремесло. Во второй половине 1850-х гг. директор Пе- тербургского училища Я.Т. Спешнев под влиянием своих заграничных командировок пытался сделать устную речь господствующим способом препода- вания. Для этого он разделил ученический контин- гент на " говорящих" и " мимистов", причем послед- них он старался обособить, чтобы они не оказыва- ли " вредного влияния" на развитие речи у первых. Эту политику пытался продолжить преемник Спешнева - И.Я. Селезнев. Устная система была введена в училище окончательно только в 1884 г. - после Миланского конгресса. В 70-е гг. XIX в. " ми- мическую речь" и письмо по-прежнему предпочи- тали устному слову, которое якобы не так уж нуж- по глухому ремесленнику. В конце 1870-х гг. рабо- та школ для глухих в России постепенно перестра- ивается подвлиянием системы " чистый устный ме- тод". А.Ф. Остроградский, Н.М. Лаговский и дру- гие сурдопедагоги выдвигают устную речь в каче- стве единственного средства педагогического про-цесса. Н.М. Лаговский был убежден, что " мимика, будучи допущена в малейшем виде, непременно повредит, если совсем не изгонит устную речь, то допустит ее дожалкого лишь существования, самаже, наоборот, пышно расцветет" (Лаговский Н.М. (Клювысурдопедагогики. М. 1931). Однако, в от- личие отнемецких сурдопедагогов, ихроссийские i i I л неги неотбрасывали совершенно язык жестов: Жестикуляцию, мимику неусловную, естествен- ную, употребляемую учениками приобщении друг Gдругом подавлять и искоренять даже вредно, при-нимая возможность благотворного в смысле раз- витиявлияния старших учеников намладших, ко- ГОрые еще неумеют говорить" (Енько П.Д. Об oi «ученииглухонемых. 1901). Н.М. Лаговский признавал, что " какбы бедна пи была мимика посвоей форме и содержанию, как бынедостаточна она ниявлялась для взаимно- Iо понимания, тем не менее онадоставляет глухо- немым огромные выгоды. Она вырывает глухоне- мого из егоизолированного положения". В 1893 г. Петербургское училище выпустило ■ И рнуюгруппу обучавшихся поустному методу. | концу века было окончательно ликвидировано мимическоеотделение, накотором обучались ма- собные глухие. Любопытно, что в конце 1НЖ)-хгг., во время посещения Мариинского теат- pa, где была также группа глухих воспитанников училища, император Александр III, беседуя с учеб- но-воспитательным персоналом училища, сказал: " Старайтесь учить своих питомцев так, чтобы они понимали дух языка, а не говорили только заучен- ное, как попугаи". В 1903 г. на Третьем съезде русских деятелей по техническому и профессиональному образова- нию сурдопедагогами была создана подсекция обу- чения и воспитания глухонемых, которая приняла решение устранить мимику из школ для глухоне- мых и осудила смешанный метод. А на Всероссий- ском съезде деятелей по воспитанию, обучению и призрению глухонемых, который собрался в Ар- нольдо-Третьяковском училище по случаю его 50-летия и проходил в 1910 г., директор Петер- бургского училища глухонемых П.Д. Енько даже выдвинул следующие тезисы: Все глухонемые, обучающиеся в школах по устному способу, объясняются между собой по- средством смеси знаков и слов. Это затрудняет ус- воение логической речи. Наибольшее усовершенствование глухоне- мых в логической речи происходит, если глухоне- мой живет в среде слышащих. Народная школа представляет наиболее благоприятные условия для одиночного обучения глухонемых. Вместе с тем ряд учителей боролись за продол- жение принципов реалистической русской системы. На том же съезде было отмечено, что «при обуче- нии глухонемых " чистым устным методом" замед- ляется и приостанавливается их интеллектуальное ра шитие». " Желать обучать их только чистым уст- ным методом - это то же самое, что желать раз- ни п, стену головою - и притом стену большой тол- щины....Устраняя мимику, мы препятствуем стре- м пению глухонемого сообщаться с товарищами, мы препятствуем ему жить свободно даже в его маленьком мире глухонемых....Единственно раци- ональным, ведущим к цели методом обучения дол- жен остаться смешанный метод" (из доклада учи- теля Варшавского института глухонемых и слепых Э. Радзишевского на Всероссийском съезде деяте- и по обучению, воспитанию и призрению глухо- немых в 1910 г.). Бывший директор Варшавского института П. Поплонский в своем отчете министру народного просвещения писал: " Устная речь необ- ходима глухонемому для его будущей практиче- | кой жизни; она должна быть целью обучения, но не способом приобретения познаний. Глухонемые между собою никогда иначе не говорят, как толь- | с Iмимически; требовать от них, чтобы они и меж- ду собою пользовались устной речью, было бы противным природе". Однако в практику училищ и II глухонемых все больше и больше проникала Немецкая система " чистый устный метод". В России, несмотря на введение обязательного |" ■ инатного начального образования в 1908 г., си- стемаспециального образования не была включе- н I и государственный сектор финансирования. Нинон, до 1917 г. специальное образование факти- и | кп существовало на средства Мариинского ве- домства, многочисленных благотворительных об- ществи организаций, на личные средства учреди- I' ней, средства городов, земств, частных лиц. Находясь вне государственной системы, боль- шинство училищ для глухонемых детей открыва- лось по инициативе частных лиц. В 1885 г. на сред- ства отца глухонемых детей купца И.Я. Павлов- ского было открыто училище в Казани (учителем рисования был его сын, окончивший в 1896 г. Пе- тербургское училище), два года спустя здесь от- крылось " Общество призрения и образования глу- хонемых детей". В 1888 г. СО. Нисневич открыла в Минске частное училище для глухонемых еврей- ских детей. В 1892 г. открылись училища в Астра- хани, в Вязниках, в 1896 г. - в Харькове, в 1897 г. - в Максимовичах Киевской губернии, в 1901 г. - в Немде Костромской губернии, в 1902 г. - в Уфе (учительницей там работала Наталья Нос, а воспи- тателем Шипов, окончившие Петербургское учи- лище), в 1911 г. - в Царицыне, в 1912 г. - в Тюме- ни, Архангельске... Ряд школ был основан глухонемыми. Много лет в Харькове давал частные уроки де- тям А.Ф. Бахметьев, закончивший в 1859 г. сто- личное училище глухонемых, а позже получивший после экзаменов в Харьковском университете зва- ние учителя начальных училищ. Вместе с глухим А.Г. Прозоровым он в 1867 г. открыл небольшое частное училище. Много лет глухие учителя боро- лись за существование училища, не получая ника- кой поддержки ни от Петербургского Опекунско- го совета, ни от властей Харькова. Когда в 1896 г. священник В. Ветухов учредил в Харькове учили- ще, туда перешел работать Бахметьев. Но с вне- дрением " устного метода" учитель-" мимист" был отстранен от преподавания. Также окончивший столичное училище И.Л.Бурменский в 1886 г. принял участие в органи- зации отделения для глухонемых при обычном при- юте в г. Новочеркасске. Здесь он проработал U) лет. В первое десятилетие им издан ряд учебни- ков, написанных языком, доступным глухонемым детям, в т.ч. учебники по русскому языку, истории, географии. И.А. Бурменский пользовался жестово- дактилологическим методом обучения и добивался inплохих результатов. Его глухой брат А.А. Бур- менский открыл частную школу в Царицыне (ныне Волгоград), позднее она была преобразована в Ца- рицынское городское училище глухонемых.. Бывший ученик Санкт-Петербургского учили- ща Иван Осипович Васютович в 1895 г. открыл на СВОИсбережения в Витебске частное училище-экс- i ернат. В том же году в Туле выпускница Арноль- до Третьяковского училища Л.С.Вознесенская накрыла частную школу для глухонемых. У нее 1апималось 10 человек. Известно ее письмо в Попечительство, в котором она жалуется на от- сутствие пожертвований: " Если бы мне дали средства, учащихся было бы много; есть бедные родители, им платить не- 41м, даром учить я не беру, потому что сама не имеюсредств к жизни, а при помощи других труд i niui готова пожертвовать для пользы общества и воспитания бедных детей. Я обращалась к помощи КО всем местным властям, но тщетно - никто не чоращает внимания на глухонемых". В 1901 г. глухие купцы братья И.Д. и М.Д. Вар- ДЯ пожертвовали землю с постройками на школу в II ох вице Полтавской губернии. Училище-хутор на 20 человек было предназначено для обучения глу- хонемых " мастерствам, на которые существует спрос в деревенском быту и огородничестве". Окончивший Петербургское училище (1862) М.Д. Варда в заявлении Попечительству настаи- вал, чтобы учителя хорошо знали мимику. Учителями были братья Е.Е.и СЕ.Журом- ские. Евгений Ефимович Журомский вел занятия по дактилологии в Мариинском училище в д. Мур- зинке под Санкт-Петербургом (рис. 35). Сергей Ефимович, окончивший Арнольдовское училище I правом домашнего учителя, обучал грамоте де- тей в Ярополченекой церковно-приходекой школе и Нязниках. В 1885 г. в Астрахани глухонемой учительни- цей А.В. Тимофеевой в собственном доме было открыто училище глухонемых. Переплетное дело, черчение и рисование в училище вел К.А. Рыш- кнн, выпускник Арнольдовского училища. Новое здание училища, выстроенное на средства благо- творителей и астраханской Горуправы, было освя- щено в 1904 г. Как выяснил глухой любитель исто- рии В. Гусев, переулок поблизости получил офи- циальное название: " Переулок Глухонемых" - из- щ того, что здесь постоянно собирались глухоне- мые для встреч и обмена мнениями о событиях. Это название продержалось до 1924 г. Глухой Е.Ф. Томкеев получил образование в Лрпольдо-Третьяковском училище и остался здесь Рис. 35. Урок дактилологии в Мириинском училище | Тухонемых. Ведет Е.Е. Журомский   же обучать глухонемых подростков и умственно отсталых, которым не давалась устная речь. В Уфимском училище глухонемых с 1913 г. служил учителем рисования В.П. Тришин, окон- чивший это же училище и Казанскую художест- венную школу. Н.М. Лаговский, автор исторического очерка " Санкт-Петербургское училище глухонемых (1810-1910)", подводя итоги просветительской де- ятельности училища, установил, что на государст- венную службу поступило 48 выпускников, на ча- стную службу в учреждениях - 23 чел., живописцев и граверов - 39 чел., многие стали предпринимате- лями (организаторы различных мастерских, содер- жатели типографий, фотоателье, управляющие поместьями, магазинами, крупные торговцы). Вла- делец имения в Костромской губернии Текутьев жертвовал своей " альма матер" крупные суммы. Курочкин учредил большую столярную мастер- скую, где работали преимущественно глухие. В на- чале XX в. существовало " особое по торговым книгам предприятие, состоящее из глухонемых". Среди выпускников было немало чертежников. Учебной деятельностью занималось 20 выпускни- ков училища. " Ведомство императрицы Марии Федоров- ны" стремилось подчинить своему влиянию ча- стную и общественную благотворительность. В 1898 г. было учреждено " Попечительство Го- сударыни Императрицы Марии Федоровны о глухонемых", которое находилось в системе " Ведомства..." и было призвано осуществлять контроль и централизованное управление в от- ношении развития теории и практики обучения глухонемых. Это Попечительство, согласно " Положению", поставило своей целью: " Попе- чение о глухонемых всех возрастов. Посему оно: а) для взрослых глухонемых учреждает мастер- ские, дома трудолюбия, дешёвые квартиры, при- искивает работу, озабочивается помещением престарелых и увечных в богадельный и другие подобные учреждения; б) для малолетних глухо- немых открывает школы, учебные мастерские, приюты, убежища и выдаёт пособия нуждаю- щимся семьям, в коих имеются глухонемые дети. Сверх того, Попечительство озабочивается уст- ройством курсов с целью подготовления учите- лей в школы для глухонемых, сообщает указа- ния для устройства таких школ, метода обучения глухонемых и т.д.". На первом общем собрании Председателем Попечительства был избран Иван Карлович Мердер. В 1899 г. императрица Мария Федоровна (мать Николая II) пожертвовала капитал в 300000 руб- лей для образования фонда Попечительства. Еще в 1897 г. при Санкт-Петербургском учи- лище глухонемых под руководством директора А.Ф. Остроградского были организованы бесплат- ные курсы для подготовки учителей глухонемых, а через год курсы перешли в ведение Попечительст- ва. Именно Попечительство стало издавать специ- альные руководства по обучению глухонемых: с 1898 по 1900 гг. ежемесячно выходил " Листок по обучению звуковому способу глухонемых, воспи- танию и призрению их", а с 1902 до 1916 гг. - " Ве- СТНИК Попечительства о глухонемых". В 1900 г. при Петербургском училище открылась амбулато- рия по ушным, носовым и горловым болезням (рис. 36). В городах России стали открываться регио- нальные отделы Попечительства и учреждения для глухонемых. Отсутствие централизованного государственного управления учреждениями для глухонемых породило большое разнообразие ти- пов учреждений для глухонемых: училища, шко- лы, приюты, хутора-приюты, фермы, дома при- зрения, церковноприходские школы для глухоне- мых. До создания Попечительства в Российской империи было 23 учреждения для глухонемых с охватом 1.150 человек. Попечительство действо- вало 18 лет и к концу своего существования фи- нансировало деятельность 61 учреждения, а охват обучением и призрением удвоился. Уже в 1898 г. Попечительство открыло школу, в которой воспитывалось 100 человек, в 1899 г. - Дом призрения для престарелых и больных глухо- немых на 20 человек. Уместно отметить, что про- дукты для Дома призрения бесплатно поставляли питерские купцы. А в школе глухонемые обуча- лись трем ремеслам: столярному, сапожному и пе- реплетному. Кроме того, в д. Мурзинке близ Петербурга появилась опытная школа-ферма для девушек с прачечной, скотным двором, огородом, садом, службами, церковью. Затем были открыты также мастерские для мальчиков. За короткое время здесь выросла одна из лучших в России школ для глухих - Мариинское училище, в котором к 1905 г. обучалось 75 мальчиков и 50 девочек. В мастерских работало 97 чел. (столярное, са ложное и портняжное ремесло). В школе-ферме де-вушек учили рукоделиям, шитью белья и платья, ма- шинному вязанию чулок, ткацкому производству. Также были учреждены школы-приюты в Се- строрецке и под Нарвой. Всего в Санкт-Петербур- ге и его окрестностях было открыто 15 учрежде- ний для глухонемых, в которых воспитывалось иобучалось около 500 чел. Городской голова Александровска (ныне Запо- рожье) Екатеринославской губернии Ф.Ф. Мовча- новский организовал отдел Попечительства о глу- хонемых, а в 1903 г. от его имени училище-хутор - одно из крупнейших в мире заведение для глухоне- мых. В его системе находились: детский сад; собст- венно училище, где помимо устной речи, грамоты, арифметики, черчения, рисования и др. учащиеся осваивали ремесла; школа для отстающих детей; школа-санаторий в Евпатории для детей слабого здоровья; прекрасно устроенное общежитие с цер- ковью, мастерские, паровые бани с прачечной, об- разцовая молочная ферма, пасека, парники, огоро- ды, фруктовый сад, пахотные поля; метеорологиче- ская и биологическая станции для наглядного обуче- ния воспитанников различным отраслям сельского хозяйства и ремеслам. Принимались дети преиму- щественно из крестьянских семей. Быт училища был приспособлен к деревенской жизни. Для созда- ния источников дохода Александровский отдел По- печительства построил завод сельскохозяйственных машин для окончивших обучение и типографию. В 1910 г. во всех школах Александровского отдела обучалось 145 мальчиков и 82 девочки. За Александровским отделом Попечительст- м, | было 578 тыс. долгов. При этом стоимость имущества Отдела составляла приблизительно 2 млн. рублей. Ф.Ф. Мовчановский попытался за- ложить имущество на долгий срок в кредитном учреждении, чтобы полученной суммой погасить " текущие срочные претензии". Для этой опера- ции требовалось разрешение Центрального отде- ла Попечительства. Последний его-то не дал. Л мериканский размах преуспевающего и щедро- i (> коммерсанта Мовчановского явно раздражал I 1< ишчных чиновников. Более того, председатель Центрального отдела Попечительства генерал Н. Н..Трегубов попытался возбудить уголовное иреследование Мовчановского, обвинив его в растрате, неправильном счетоводстве, служебном подлоге. После двух лет следствия Мовчановский был оправдан. Но в 1911 г. председателем отдела Попечительства был назначен М. Захарченко, Который, действуя согласно инструкциям Цент- ром.ного отдела, умышленно распродал все: сад, пахотные земли, завод и др. за бесценок, упразд- нил " за ненадобностью" школу-санаторий в Евпа- тории, детский сад и " школу неуспевающих", уво- лил многих учителей. Фактически училище-хутор • мало ликвидировано. Любопытно, что после этих событий в самом Центральном отделе Попечи- тельства была обнаружена растрата свыше 80 тыс. руб. Все это случилось уже после смерти И.К. Мер дера в 1907 г. Работавший в Александровском училище И.А. Соколянский в 1946 г. в одном из писем с горечью писал: " Я без волнения не могу слышать об этой шко- ле, о том, что было и...во что все это преврати лось. Я начинал работу в этой школе в период еерасцвета, когда она была жемчужиной и не только России, а в международном масштабе. ...При этой школе был впервые построен дом из железобетона (он за парком в углу); при этой школе впервые на юге (как тогда говорили) была построе- на станция биологической очистки воды; при школе в ее цветниках были солнечные часы из цветов, при школе были мавританские газоны; при школе было то, что трудно перечесть. Все это поражало ино- странцев, в том числе и американцев. Все это было создано прогрессивной общест- венностью. И все это было разрушено в течение двух-трех лет царскими сатрапами и изуверами в ге- неральских мундирах. Все это было сделано для глу- хонемых. Лучшая часть передовой тогдашней рус- ской, украинской, еврейской общественности созда- ла все это вопреки полицейщине и произволу". В 1900 г. в Москве по инициативе Н. A. Pay от- крылся первый в Европе детский сад для глухоне- мых детей. Материальную поддержку оказала Л.П. Гриценко - дочь П.М. Третьякова. В конце 1903 г. по инициативе И.К. Мердера в Петербурге состоялся Съезд деятелей по обуче- нию, воспитанию и призрению глухонемых. Московское отделение Попечительства нача- ло свою деятельность в мае 1905 г. Его сначала возглавлял московский губернатор Г.И. Кристи, затем его сменил новый губернатор, генерал-май- ор В.Ф. Джунковский, будущий министр внутрсп них дел. С 1913 г. председателем Совета отдела Попечительства стал Н.Л. Муравьев. Казначеем ©тделения Попечительства был директор Арноль- до Третьяковского училища Ф.А. Pay. С 1894 г. в Москве, на Б. Ордынке, существо- валочастное учебное заведение, открытое II.('. Воздвиженским. Вот как о нем вспоминал его Воспитанник А. Соловьев: " Это было в 1909 году....В результате пись- менных испытаний я был принят в школу на 2 го- да для изучения исключительно переплетного ре- месла, с платой 150 руб. в год за стол, причем обу- чение шло бесплатно. Необходимо заметить, что полный пансион стоил 350 руб. В 1909 г. число воспитанников достигло уже г 52, но уже на следующем году вместе с воспитате- лями оно превышало 80, т.ч. стало тесновато. Воспитанники должны были проходить полный курс учения по программе городских школ. Кроме [ того, преподавались ремесла: переплетное, резьба по дереву, столярное, выпиливание и выжигание по дереву, фотография, рисование и иконопись, бух- галтерия, для девочек рукоделие и делание цветов. В последнее время было введено портняжное дело. Преподавание в школе велось по устно-звуко- вому методу. Польза подобного обучения несом- ненна. Воспитанники привыкли к устной речи, сво- бодно читали по губам, сами могли произносить целые фразы. Объяснение на пальцах совершенно отсутствовало, воспитанники привыкли обходить- I лкарандашом. В Новом году устраивалась обыкновенно елка, па которую приходили и ее устроители, члены Мо- l конского Совета Попечительства о глухонемых. В октябре 1909 г. школу посетил тогдашни Московский губернатор и председатель Попеч тельского Совета о глухонемых, генерал-мапо В.Ф. Джунковский" (" Вестник Попечительства'' 1914. № 9-10). В 1884 г. был основано " Общество призре1 глухонемых девиц в Москве" с убежищем, в кот ром девушки занимались рукоделиями. В 1906 г. под покровительством Митрополит Московского Владимира открылось училище пр Николо-Перервинском монастыре. В Москве была образована артель глухонемь девушек-белошвеек. В 1913 г. открылся приют вБабушкинской переулке, где обучалось свыше 20 девочек. В числе тех, кто обеспечивал приюты и училища продовольствием, были фабриканты Морозовы, " чайный король" купец Перлов. " Вестник Попечительства" в 1914 г. писал: " На Басманной, в особняке, помещается при- ют для глухонемых девушек. В просторных мас- терских кипит работа. Глухонемые девицы отозва- лись в числе первых на нужды войны, изъявили со- гласие безвозмездно шить белье для лазаретов. Уже целый месяц идет здесь беспрерывно работа по изготовлению белья, наволочек, простынь и пр. Всего в приюте находится на призрении 40 девиц. Призреваемые имеют полное содержание и полу- чают начальное образование. Все питомицы уме- ют читать и писать". В первой половине XIX в. в Российской импе- рии было всего 6 училищ для глухонемых. В России, несмотря на введение обязательного бесплатного начального образования в 1908 г., си- втема специального образования не была включена Вгосударственный сектор финансирования. Вплоть до прихода к власти большевиков в 1917 г. специаль- ное образование фактически существовало на сред- iтва Мариинского ведомства, многочисленных бла- готворительных обществ и организаций, на личные средства учредителей школ для глухих. К 1917 г. в Российской империи насчитывалось < > < учреждения для глухонемых, из них: 55 - учебные учреждения, 4 - мастерские без обучения грамоте, 2- учреждения для призрения, 2 - мастерские-при- юты. Территориально учреждения распределялись (недующим образом: в Финляндии - 8 школ, в При- балтике - 6 школ, в Польше - 1 институт для глухо- немых и слепых, в области немцев-колонистов - 4 школы, собственно в России - 44 школы, из них школ и институтов - 28 (содержание обучения в учи- лищах глухонемых приравнивалось к программам шестиклассных городских училищ), детских садов - К.В 36 школах и детсадах, располагавшихся






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.