Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глухие среди слышащих 3 страница






Роль защитника интересов неслышащих па-
циентов взяла на себя Клара Р. Смир - дочь глу-
хих родителей, член Центра юридической помо-
щи глухим при Национальной ассоциации глухих
С ША.

пиками" - ездили в Польшу, Китай, Турцию, Таи-
ланд, торговали в " Лужниках", создавали коопе-
ративы - в основном строительные бригады по
ремонту помещений. Пока действовала система
налоговых льгот, они держались на плаву, а по-
том к концу 1990-х малый бизнес глухих пришел
в упадок: в мире слышащих глухим трудно быть
акулами. Среди немногих столичных коммерче-
ских предприятий глухих, действующих в настоя-
щее время, наиболее любопытен продовольст-
венный магазин " ИНКОМ". Живущие поблизо-
сти глухие охотно посещают магазин, в котором
работают лица с нарушениями слуха, знающие
жестовый язык. В этом магазине продается
водка, на этикетке которой изображен жест " Мы
Вас Любим! ".

А вот посещение поликлиники для глухих часто
связано с отрицательными эмоциями, поэтому они
стараются наносить визит врачу только в крайних
случаях. Примерной каждый пятый глухой, посетив-
ший поликлинику, не уверен в том, что правильно
понял смысл врачебных рекомендаций. К сожале-
нию, попадаются врачи, которые без переводчиков
отказываются обслуживать глухих посетителей, да-
же если они имеют приличное произношение. Тут
глухому ничего не остается как, сохраняя спокойст-
вие, попытаться устно или письменно убедить врача,
что общение не будет особенно сложным. Те, кто не
в ладах с русской письменной речью, могут заказать
переводчика жестового языка. В особо конфиден-
циальных случаях такие глухие пациенты предпочи-
тают приходить к врачу вместе со слышащим чле-
ном семьи. От 30 до 50% глухих пациентов посеща-

536
ют поликлинику только в сопровождении слыша-
щих родственников, друзей или переводчиков.
Так или иначе, проблема коммуникации между
медицинским персоналом и людьми с нарушения-
ми слуха остается острой. Видимо, настало время
вменить медикам в обязанность владение дак-
тильной азбукой.

" По решению суда одна из больниц американ-
ского города Нью-Джерси обязана выплатить че-
тырем лечившимся в ней глухим пациентам более
700 тысяч долларов США. Эта сумма - не что
иное, как компенсация за то, что во время лече-
ния им не был предоставлен сурдопереводчик, как
того требует закон.

Кроме того, в этой больнице нет ни телефо-
на для глухих, ни телевизора с субтитрованием, а
это, в соответствии с требованиями упомяну-
того закона, - необходимое условие, которое
должно неукоснительно выполняться каждой
больницей.

Во время судебного процесса, длившегося
три года, администрация больницы вынуждена
была согласиться с выплатой в пользу четырех
глухих истцов столь большой суммы, одновре-
менно гарантируя готовность в будущем обес-
печивать, в соответствии с законом, всех
глухих пациентов всеми необходимыми услугами
и средствами.

Роль защитника интересов неслышащих па-
циентов взяла на себя Клара Р. Смир - дочь глу-
хих родителей, член Центра юридической помо-
щи глухим при Национальной ассоциации глухих
С ША.

- Он просил два билета мягких до Орла. Я
сказал, что есть один жесткий до Нижнего".

Случаются казусы: например, кассир (или
кто-либо в каком-нибудь учреждении) часто гово-
рит с глухим как ни в чем не бывало, хотя тот уже
наглядно указал на факт своей глухоты. Дело в
том, что глухота - внешне невидима, и люди маши-
нально общаются с глухими, как привыкли об-
щаться со слышащими.

В ресторане, в частности, глухому не обяза-
тельно называть названия блюд, которые он хотел
бы заказать, достаточно лишь показать названия
этих блюд в меню. Оплата также не представляет
проблемы: официант кладет счет на стол. Если в
компании есть слышащий, знающий язык жестов,
или слабослышащий с приличными остатками слу-
ха, то можно обойти потенциальные проблемы об-
щения со слышащими. В ресторане такой слыша-
щий или слабослышащий делает один заказ на всю
компанию, а потом вступает в переговоры с обслу-
живающим персоналом.

Рассмотрим возможные ситуации общения со
слышащими. Если, допустим, в транспорте кто-то
начнет что-то говорить глухому, тот может при-
твориться, что понимает речь слышащего. Улыб-
ка глухого в ответ - и говорящий может, не заду-
мываясь, продолжить " беседу". Но эта тактика
срабатывает, если ясно, что разговор не столь ва-
жен, в таком случае глухой может делать вид, что
внимательно слушает. Улыбки и кивки никак не
подходят, если задается конкретный вопрос или
говорящий ожидает конкретного ответа. Иногда
глухие пытаются понять речь слышащего путем
чтения с губ, хотя это не всегда адекватно кон-
кретной ситуации - проще указать на уши и пома-
хать рукой: " не слышу". Некоторые слышащие
начинают артикулировать, полагая, что тут уж
глухой обязательно поймет. Это не всегда так.
Другие подходят к глухому поближе и начинают
кричать в ухо: знак глухого для них означает, что
человек не слышит, а следовательно, надо гово-
рить громче. Такой поступок только привлечет
внимание окружающих и воспрепятствует нор-
мальному общению. Глухому, чтобы " отцепить-
ся", ничего не остается, как энергично показать
жестами: " Не слышу! ".

Если разговор все же завязывается, то возни-
кают другие проблемы. Чтобы прочитать по гу-
бам то, что говорит слышащий, глухой человек
должен внимательно смотреть на лицо говоряще-
го. Такое пристальное внимание может поставить
говорящего в некомфортное положение, потому
что сам он при общении с человеком редко смот-
рит ему в глаза в течение достаточно длительного
времени. Выражение лица говорящего может сме-
ниться, и собеседник может что-то не понять, чи-
тая по губам. Даже если глухие очень хорошо уме-
ют читать по губам, может возникать недопонима-
ние из-за потери информации, которая в речи по-
дается через интонацию или ударение. Соответст-
венно, эмоции или намерения говорящего могут
быть восприняты неверно.

Часто глухому проще предложить слышащему
воспользоваться ручкой. Но нередки и накладки:
глухой запишет свой вопрос на бумаге, но слыша-
щий человек может заговорить как обычно, а не

написать ответ глухому, поскольку слышащие
действуют машинально, не реагируя на то, что си-
туация не совсем обычная. Когда это происходит,
те глухие, которые не могут читать по губам,
вновь дают знать о своей глухоте и делают жест
" писать на бумаге": жду ответа в письменной фор-
ме. Глухим надо быть готовым к тому, что слыша-
щий человек может отмахнуться от глухого с бу-
магой и ручкой.

При посещении учреждения глухим с перевод-
чиком жестового языка часто оказывается, что
собеседник обращается к переводчику: глухой
подсознательно воспринимается как неполноцен-
ный, если не сказать хуже. Глухой же должен при
том следить, чтобы переводчик не брал на себя
всю инициативу и не принимал решение самостоя-
тельно.

Мало кому понравится, когда по улице в су-
мерках следует человек. Но если слышащий ори-
ентируется по звукам шагов идущего сзади, то глу-
хой лишен этой возможности и должен постоянно
оглядываться. Во избежание дискомфорта глухие
могут отойти в сторону и, замедлив шаг, пропус-
тить идущего следом человека вперед. Или идут
дальше, кося глазами в сторону и следя за тенями.

Были нередки случаи нелепой гибели глухих,
которые, например, при введении комендантского
часа не слышали оклика патруля. Это случалось в
Москве после 1917 г., а сейчас происходит в Чечне.
Технический редактор газеты " Мир глухих" Дмит-
рий Ребров, бывший грозненец, рассказывал, что
именно в такой ситуации был застрелен сзади его
школьный приятель.

Как и слышащие люди, глухие становятся жер-
твами террористических актов. Нью-Йорк... По
неофициальным данным, во Всемирном торговом
центре служило несколько десятков глухих... Не-
которые спаслись чудом. Один глухой служащий
успел выйти из офиса где-то с 50-60-го этажа и
выбежал из здания. В это время наверху был по-
жар, многие люди выбрасывались из окон - на
верную смерть. Один выбросившийся обрушился с
высоты на глухого служащего, и оба погибли.
По последним неофициальным данным, среди
жертв теракта 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и
Вашингтоне было 44 глухих. Позже два человека
из Почтового офиса в Вашингтоне погибли от
" белого порошка" - сибирской язвы.

В Москве во время взрывов жилых домов на
ул. Гурьянова и на Каширском шоссе погибли глу-
хие жители: Марина Вакула и Валентина Про-
кофьева.

В общественном транспорте глухой, стоящий у
дверей, должен быть начеку, иначе, неправильно
истолковав молчание, его могут грубо толкнуть:
" Вы, что глухой? " В тесном вагоне метро можно
стоять лицом к двери с надписью " Не прислонять-
ся", а когда человек сзади, наклонив голову, что-то
скажет, утвердительно кивнуть головой: " Да, вы-
хожу". В России транспорт не снабжен световыми
табло, на которых высвечиваются названия оста-
новок, как принято за границей. Неслышащие пас-
сажиры вынуждены вертеть головой. Очень не-
удобно бывает зимой, когда в наземном транспор-
те стекла покрыты изморозью: если глухой едет
непривычным маршрутом, то он вынужден или за-

писать название остановки и показать соседу, или
стоять у дверей, чтобы успеть прочитать название
остановки на уличном указателе остановки.

Авторам этой книги известен случай, когда
группа глухих пассажиров, вылетев из Москвы в
Омск на шахматные соревнования, из-за метеоро-
логических условий оказались в другом городе. Во
время полета по радио пассажирам было сообще-
но о вынужденной посадке самолета в Новосибир-
ске. Глухие шахматисты, выйдя из аэровокзала,
взяли такси и двинулись на улицу Ленина, на кото-
рой должен находиться Дворец культуры глухих,
как было указано в письме-приглашении органи-
заторов соревнований. Каково было их удивление,
когда они увидели обычный жилой дом. Тут и вы-
яснилось, что шахматисты оказались в другом го-
роде. Пришлось потратить немало времени, чтобы
другим самолетом вылететь в Омск; но они на со-
ревнования уже опоздали. Этого могло бы не слу-
читься, будь стюардессы повнимательнее.

Глухой человек должен соблюдать определен-
ные правила общения со слышащими. Главное -
не раздражаться, быть терпеливым, сдержанным.
Не перебивать разговор слышащих собеседников.
Глухой в компании слышащих может поймать
удобный момент и попросить слышащего прияте-
ля пояснить ситуацию, передать суть общего раз-
говора. Если же он хочет что-то сказать (при пло-
хом произношении), то лучше сделать это через
посредника, который сыграет роль переводчика.

Поведение глухих представляет собой набор
вполне нормальных и целесообразных стратегий
выживания в современном жестком мире. Глухие
юноши и девушки, " вступающие в жизнь, быстро
избавляются от иллюзий, что глухой " может вы-
жить в этом мире", только если будет копировать
поведение слышащих людей.

 

8.2.1. Знаете ли Вы, что?

• На жестовом языке можно общаться через
футбольное поле, под водой, ему не страшны ни-
какие " жучки" и диктофоны.

• В 1836 г. Самюэл Ф.Б. Морзе изобрел теле-
граф. Интересно, что изобретатель был женат на
глухой. Как он с ней общался? Он постукивал
пальцами по ее рукам! И еще, его партнер по биз-
несу Амос Кендалл много жертвовал на нужды
глухих: он выделил два акра земли и здание на ок-
раине Вашингтона для Колумбийского института
для глухонемых и слепых. В знак благодарности
школа на территории Галлодетского университета
носит имя Кендалла.

• Помещения для глухих обычно проектируют-
ся так, чтобы была хорошая слышимость, хотя
иногда архитектура таких мест затрудняет глухим
обзор. А для глухих важна как раз хорошая види-
мость... Например, классы Рочестерского техни-
ческого института оборудованы диапроекторами и
другими визуальными приспособлениями, боль-
шинство помещений не имеет окон, чтобы яркий
задний фон не мешал читать с губ или рассматри-
вать что-либо, а шум из окон - воспринимать ин-
формацию на слух. Другой пример - в аудитории
Элстоа в Галлодете отсутствуют опоры, пол с вы-
сокими показателями шумопоглошения, обеспе-

чен беспрепятственный обзор из любого места
850-местного зала.

• Глухие могут быть ошибочно помещены в уч-
реждения для умственно отсталых детей: отсутст-
вие речи, невнимание к речи родителей, вспышки
раздражительности и проч. могут быть квалифи-
цированы как умственная отсталость.

• Глухих женщин немного меньше, чем мужчин.

• Во время экономического спада глухие ра-
ботники, как и другие люди с физическими недос-
татками, страдают первыми: их увольняют в пер-
вую очередь независимо от профессиональных ка-
честв. Однако они востребованы во время войн и
всякого рода мобилизаций.

• Средняя зарплата глухих работников ниже,
чем у слышащих.

• Глухие больше теряют на покупках, чем
слышащие, т.к. для приобретения товаров с
выгодой нужна информация, которую обычно
получают из радиосообщений, ТВ и часто от
других потребителей. Глухим труднее расспро-
сить о потребительских качествах товара, мно-
гие " доверяются" продавцу и нередко потом
жалеют. Для многих глухих слышащий прода-
вец - авторитетная фигура (он слышит!). Если
товар бракованный, то глухим труднее отстоять
свои права, особенно если продавец попадается
наглый и крикливый (в этом случае глухому
труднее читать с губ, да и шумный разговор при-
влекает внимание народа, что неприятно для
глухого).

• На рынке труда растет доля сервиса, что за-
трудняет глухим карьерный рост.

 

• Даже на приеме у врачей глухим с хорошим
произношением трудно убедить их, что они не мо-
гут слышать (врач думает: " Говоришь - значит,
слышишь, и нечего дурака валять" или " Он отве-
тил на мой вопрос - значит, слышит! ", а дело лишь
в том, что глухими первые (вводные) вопросы, как
правило, легко читаются с губ.

• В тюрьмах глухим приходится особенно тя-
жело из-за недостатка общения.

• У некоторых глухих нарушено чувство равно-
весия из-за повреждения вестибулярного аппарата,
тесно связанного с органом слуха. Такие люди испы-
тывают затруднения в темноте, когда мало зритель-
ных ориентиров. Они могут споткнуться, упасть.

• В Великобритании во время войны для того,
чтобы узнать о начавшейся ночной бомбежке, глу-
хие перед сном привязывали к большому пальцу
веревку, которую спускали в окно. В случае воз-
душной тревоги дежурный на улице должен был
дернуть за веревку и разбудить глухого.

 

• В 1929 г. в детском городке одного парка
культуры и отдыха висел плакат: " Глухонемые и
слепые не принимаются". В 1993 г. в Лужниках
было вывешено предупреждение " Осторожно -
глухие воры! " Слышащие не воруют, что ли?

• Глухим не нравится, когда их называют глу-
хонемыми из-за того, что это слово устойчиво ас-
социируется с умственной неполноценностью.

• Глухие в общении сохраняют большую дистан-
цию, чем слышащие, чтобы иметь лучший обзор.

• В 1999 г. глухой бездомный Лабрадор Барни,
найденный неподалеку от территории Квинслед-
ского университета в Великобритании, стал пер-

вой в мире собакой с имплантированным слухо-
вым аппаратом.

• В Московском театре иллюзии работает глу-
хой укротитель змей Алексей Бочков.

• В 1987 г. 23-летняя глухая римлянка Элизабет
Виаджи получила титул " Мисс Италия".

• Глухие за границей чувствуют себя вполне
уверенно, т.к. везде можно встретить " коллегу",
который поможет. В 1996 г. многие газеты обош-
ла история про глухого путешественника Романа
Венкова из Санкт-Петербурга. В 15 лет он сбежал
из дома, попал в Турцию, потом - в Грецию, а
дальше была череда стран Европы. Границы пере-
секал иногда пешком, иногда - вплавь, а иногда -
на поезде. Роман немного подрабатывал (во Фран-
ции глухой француз устроил его в типографию), в
некоторых странах жил за счет благотворитель-
ных организаций, а изредка воровал. В Португа-
лии ему удалось обмануть бразильского консула, и
тот дал деньги глухому парню на перелет " домой"
в Бразилию. В Латинской Америке Роман посетил
Колумбию, Панаму, Венесуэлу. В Венесуэле кон-
сул РФ посадил его на самолет в Россию. Вся
" одиссея" заняла два года.

 

8.3. Декларация независимости инвалида

Слышащим предлагается для ознакомления
нижеприведенная Декларация независимости ин-
валида (составил Норман Кюнк, американский ак-
тивист движения в защиту прав инвалидов):

" Не рассматривайте мою инвалидность как
проблему.

Не нуждаюсь в поддержке, я не слаб, как ка-
жется.

Не рассматривайте меня как пациента, так как
я просто ваш соотечественник.

Не старайтесь изменить меня, у вас нет на это
права.

Не пытайтесь руководить мною. Имею право
на собственную жизнь, как любая личность.

Не учите меня быть покорным, смиренным и
вежливым. Не делайте мне одолжения.

Признайте, что реальной проблемой, с кото-
рой сталкиваются инвалиды, является их социаль-
ное обесценивание и притеснение, предубежден-
ное отношение к ним.

Поддерживайте меня, чтобы я мог по мере сил
внести свой вклад в общество.

Помогите мне познать то, что я хочу.

Будьте тем, кто заботится, не жалея времени, и
кто борется в попытке сделать лучше.

Будьте со мной, даже когда мы боремся друг с
другом.

Не помогайте мне, когда я в этом не нуждаюсь,
даже если это доставляет вам удовольствие.

Не восхищайтесь мною. Желание жить полно-
ценной жизнью не заслуживает восхищения.

Узнайте меня получше. Мы можем стать
друзьями.

Будьте союзниками в борьбе против тех, кто
пользуется мною для собственного удовлетворения.

Давайте уважать друг друга. Ведь уважение
н|н'лполагает равенство.

Слушайте, поддерживайте и действуйте".

 

___ Глава IX_________

 

ОСОБЫЕ КАТЕГОРИИ
ГЛУХИХ

 

9.1. Позднооглохшие

Особую категорию глухих представляют так
называемые позднооглохшие. Люди в юности или
зрелом возрасте после болезни или травмы вне-
запно теряют слух и оказываются в " оглушитель-
ном" мире тишины. Поражение слуха и возникшие
в связи с этим проблемы общения не позволяют
продолжить трудиться многим из этих людей, они
вынуждены расстаться с привычной профессией.
Как правило, сохраняют свои рабочие места те
специалисты, чья деятельность мало связана с уст-
ным общением. Друзья начинают отдаляться, все
реже и реже заглядывают в гости. Семья держит
экзамен на прочность. Такой человек должен по
сути дела учиться жить заново и как никто он
нуждается в моральной поддержке.

Хрестоматийные примеры позднооглохших
людей - композитор Людвиг ван Бетховен,
А.А. Остужев - актер Малого театра, Н.Н. Бур-
денко - выдающийся хирург. В 50 лет (в 1874 г.) ог-
лох великий чешский композитор Бедржих Смета-
на. Две лучшие поэмы цикла " Моя родина" были
написаны сразу после постигшей его катастрофы,
в 1878 г. Б. Сметана создал Первый струнный
квартет, а позже - оперу " Поцелуй". С юности
был глуховат, а к старости окончательно оглох ис-
панский режиссер Луис Бюнюэль, автор фильмов
" Андалузский пес", " Млечный путь", " Дневная
красавица" и др. Интересно, что в ряде его филь-
мов начисто отсутствует музыка.

Вместе с великим французским поэтом П. Рон-
саром литературную " Плеяду" возглавлял Жоашен
Дю Белле (1522-1560), из-под пера которого вышел
манифест литературного объединения " Защита и
прославление французского языка". Выдающийся
французский поэт в начале 1550-х гг. тяжело забо-
лел и, проведя два года в постели, почти потерял
слух. Еще до потери слуха он написал знаменитую
" Оду глухоте", в которой обратился к П. Ронсару,
также страдавшему от глухоты:

" Тебе ли, Ронсар, пенять на глухоту?
Сколь ты блажен, когда вдоль берега, по тра-
вам.

Иль лесом, что шумит в своем венце кудря-
вом.

Ты бродишь с книгою, улавливая звук;
Божественная песнь в тебе родится вдруг,
И ни собачий лай, ни водопада шумы
Не могут оборвать твоей высокой думы.
В тот миг, я думаю, не ищешь ты ничуть.
Лишь только нежный шип в твою вопьется
грудь.

Ни птичьей песенки, ни плеска водопада -
С тобою Глухота, иных подруг не надо...".

Одним из самых известных в России поздноог-
лохших следует считать практически глухого с

юности Анатолия Ракитова, профессора, действи-
тельного члена РАЕН, вице-президента отделения
Международной академии информатизации, главно-
го редактора журнала " Проблемы информатиза-
ции" и т.д. Он - автор 13 книг, инициатор создания
ряда институтов. Ракитов знает несколько ино-
странных языков. Одно время был советником в
Администрации Б.Н. Ельцина. Самое поразитель-
ное, что Ракитов еще и практически слепой.

Научный сотрудник ИКП РАО И.В. Цукерман
приводит следующие данные, касающиеся поздно-
оглохших в США: в 1983 г. при обследовании
? 03 млн. жителей США у 14 млн. были обнаруже-
ны те или иные " слуховые проблемы", причем
число мужчин значительно превышало число жен-
щин. Если в возрасте до 3 лет на одну тысячу детей
с нормальным слухом приходится один плохослы-
шащий, то в возрасте до 17 лет - 18 чел., от 17 до
44 лет - 44 чел., 45 - 64 года - 143, а старше
64 лет - 284 чел. на тысячу (цифры взяты из отчета
Национального центра статистики здравоохранения
США). Оглохшие после 17-20 лет, и особенно в бо-
лее позднем возрасте резко отличаются от глухих
от рождения или оглохших в детстве: для них харак-
терны настороженность, замкнутость и мнитель-
ность. Американские исследователи установили,
что позднооглохшие чаще страдают различными
психическими нарушениями, в частности, депрес-
сией, неврозами, они, как правило, не приемлют
традиционных способов общения глухих с детства и
стараются овладеть навыками чтения с губ, но это
удается далеко не всем: 84% позднооглохших амери-
канцев не владеют искусством чтения с губ.

В 1987 г. в США была основана Ассоциация
позднооглохших взрослых. 75% взрослых с нару-
шениями слуха потеряли слух после 19 лет.

Из 23 президентов Национальной ассоциации
глухих США 12 оглохли после 10 лет, трое - в 15,
16 и 18 лет. Поздно оглох и нынешний президент-
доктор Кинг Джордан.

В Великобритании в 1984 г. была создана На-
циональная ассоциация оглохших людей.

Международная федерация слабослышащих
IFHOH, учрежденная в 1977 г., объединяет 44
полных и ассоциированных члена из 29 стран
мира. В эти организации слабослышащих входят
люди с нарушениями слуха, для которых основ-
ным средством коммуникации является устная
речь. IFHOH раз в 4 года проводит международ-
ные Конгрессы.

Для полностью оглохших людей чтение с губ -
основной и порой единственный способ понять
устную речь, поэтому они нуждаются в системати-
ческом обучении под руководством специалиста.

В Москве в 1922 г. Надежда Александровна
Pay собрала небольшую экспериментальную груп-
пу оглохших и плохослышащих. В 1924 г. был ор-
ганизован специальный кружок беглого чтения с
губ, в котором в числе других занималась внезапно
потерявшая слух балерина С.А. Гурович. В 1927 г.
кружок превратился в Клуб беглого чтения с губ
им. Н.А. и Ф.А. Pay. Вскоре кружки чтения с губ
организовываются в других городах - Ленинграде,
11срми, Одессе, Калинине, Вятке, Горьком, узбек-
ском Андижане. В 1946 г. при Московской органи-
зации ВОГ была создана первичная организация

" Губист", а в ДК был организован бесплатный
кружок чтения с губ.

В настоящее время при Московской городской
организации ВОГ действует первичная организация
слабослышащих и позднооглохших им. Н.А. Pay.
Она объединяет более 300 членов (но в столице
позднооглохших, конечно же, много больше!). Чле-
ны этой организации организуют кружки художест-
венной самодеятельности, проводят турпоходы...

На базе Московской поликлиники восстанови-
тельного лечения № 2 проводится обучение чте-
нию с губ.

1 февраля 2001 г. на базе Центра социального
обслуживания " Останкинский" открылось первое
в России отделение социальной реабилитации
- позднооглохших граждан, которое входит в систе-
му социальной защиты населения. Здесь обучают
позднооглохших навыкам чтения с губ, жестовому
языку, оказывают содействие в решении различ-
ных вопросов социальной реабилитации.

 

9.2. Слепоглухие и глухие
с синдромом Ушера

Есть еще одна категория глухих людей - сле-
поглухие. Эти люди или совсем не видят, или име-
ют такое серьезное нарушение зрения, что не мо-
гут нормально общаться на языке жестов.

В 1991 г. на учете во Всероссийском общест-
ве слепых состояло приблизительно 4 тыс. сле-
поглухих (с 14-летнего возраста). К этой цифре
следовало бы добавить членов ВОГ с очень сла-
бым зрением.

Исследованиями этой категории глухих в Рос-
сии начали заниматься давно. В начале XX в. уже
появились первые публикации.

" В Пруссии, например, по исчислению 1871 го-
да из 23 208 глухонемых 210 человек были пора-
жены также и слепотою. В Баварии на 4348 глухо-
немых таких несчастных было 23 человека. В
Швеции в 1840 г. из 2100 глухонемых слепых было
90 человек" 59. Широкую известность получили два
успешных опыта обучения слепоглухих в XIX в.
Один осуществлен Сэмюэлем Хоувом, воспитав-
шем слепоглухую Лауру Бриджмэн (Англия), дру-
гой - Энн Салливэн (США), ученица которой Эл-
лен Келлер стала писательницей и публицисткой.
Первая оглохла и ослепла в возрасте одного года и
восьми месяцев, вторая стала слепоглухой в воз-_
расте одного года и семи месяцев. В 1842 г. Чарльз
Диккенс встречался с Л. Бриджмэн, и его больше
поразило не только то, что она может чувствовать
музыку, прикасаясь к инструменту рукой, но и то,
что она выражает радость смехом: "...Она смеется.
Великий боже! Она смеется!..". Благодаря заботе
окружающих людей Л. Бриджмэн получила обра-
зование, говорила при помощи жестов, а под конец
жизни стала учительницей.

59 Богданов-Березовский М. Положение глухонемых в России. СПб. 1901. С. 61.

Родители Элен Келлер (1880-1968), когда ей
было 6 лет, пригласили для частных уроков учи-
тельницу Энн Салливэн. Позже Э. Келлер стала

 

заниматься в Бостонском институте для слепых, в
1888 г. она поступает в школу Хораса Манна для глухонемых, где изучает дактилологию. В 1894 г.
Э. Келлер поступает в Нью-Йоркское училище
правоведения, где обучается два года. К тому вре-
мени она уже овладела речью. В 18% г. девушка
начинает посещать занятия в Кембриджской
\ школе в качестве кандидатки на звание домашней
учительницы. Лекции с помощью пальцевого ал-
фавита ей переводит Э. Салливэн. За год она ус-
пешно подготовилась к экзаменам в Гарвардский
колледж: читала книги на английском, француз-
ском и немецком языках, классические произве-
дения по литературе и истории. Позже Э. Келлер
стала профессором университета, автором научных
трудов. Весь мир обошел ее трактат " Оптимизм".
Своих собеседников Э. Келлер понимала, кладя
пальцы им на губы и " читая по губам". Она занима-
лась спортом, играла в шахматы, путешествовала по
миру и выступала на публичных мероприятиях.
Ее приглашали для беседы Папа Пий XII, европей-
ские короли и японский император Хирохито.

В 1909 г. по инициативе ведущих сурдопедагогов
в Петербурге было создано Общество Попечения о
слепоглухонемых в России. Первые слепоглухие де-
ти обучались в Петербургском детском саду для глу-
хонемых. История обучения слепоглухих в России во
многом связана с именем тифлосурдопедагога Ивана
Афанасьевича Соколянского (1889-1960), организо-
вавшего в 1923 г. в Харькове школу-клинику для
обучения детей, лишенных зрения, слуха и речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.