Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глухие среди слышащих 4 страница




Школу слепоглухих детей в Харькове закрыли
в 1938 г., педагогов обвинили во вредительстве, а
три года спустя фашистские оккупанты расстреля-
ли всех оставшихся детей: "Зачем таким жить?".

И. А. Соколянскому удалось доказать обязатель-
ность жестового этапа в первоначальном обучении
речи: жесты, в отличие от слова, наглядно отража-
ют предмет или обозначаемое действие, эта связь
жеста с предметом очевидна для слепоглухого ре-
бенка. Вместе с тем жест - не непосредственный об-
раз предмета, а его обозначение; уже на основе это-
го обозначения можно формировать следующую
ступень понятийного обозначения - слово. Соколян-
ский создал систему обучения слепоглухих грамот-
ной письменной речи через освоение текстов, опи-
сывающих собственную жизнь ребенка.

Большим успехом И.А. Соколянского было вос-
питание слепоглухой Ольги Ивановны Скороходо-
вой (1911-1982), которая выросла в высокопрофес-
сионального дефектолога, защитила диссертацию,
была награждена орденом Трудового Красного Зна-
мени. Она - автор знаменитой книги "Как я воспри-
нимаю, представляю и понимаю окружающий мир".
"...Пусть я не увижу глаз его сиянье,
Не ycnbiuiy голос, ласковый, живой.
Но слова без звука - чувства трепетанье -
Я ловлю и слышу быстрою рукой..."

(О. Скороходова. Из стихотворения
"Думают иные").

В 1963 г. учеником И.А. Соколянского
А.И. Мещеряковым с помощью О.И. Скороходо-
вой удалось открыть в г. Загорске (ныне - Серги-
ев Посад) Московской обл. специальный дом-ин-
тернат для слепоглухих детей. К 1975 г. обучение в
этом интернате прошло более 50 детей, 20 из кото-
рых полностью включились в жизнь и работу.

А.И. Мещеряков с помощью философа
Э.В. Ильенкова организовал обучение в МГУ, на
факультете психологии, четверых выпускников
Загорского интерната. Все они блестяще защити-
ли дипломы, стали научными сотрудниками или
аспирантами. Наиболее известен из них доктор
философских наук Александр Васильевич Суво-
ров - автор книг "Школа взаимной человечности",
"Слепоглухой в мире зрячеслышащих" и др.
А. В. Суворову Президиум Международной ассо-
циации детских фондов в 1996 г. присудил Золо-
тую медаль им. Льва Толстого - "За блистатель-
ный личный пример детям-инвалидам всего мира,
за выдающийся пример преодоления".

Слепоглухие очень разные. Одни восприни-
мают только жестовую речь (руки слушающего
накладываются на руки говорящего), кто-то -
только дактилологию (обычная и ЛОРМ), а кому-
то надо писать печатными буквами на ладони
(дермография). При дактильной передаче сооб-
щения слепоглухому его рука накладывается на
руку говорящего (дактилирующего), и он с опо-
рой на тактильные ощущения "считывает" ин-
формацию. Между прочим, сейчас в мире широко
развиваются научные исследования по изучению
контактного языка жестов, его отличий от визу-
ального жестового языка, особенностей его при-
менения и т.п.; в развитых странах в программы
подготовки переводчиков жестового языка пере-
вод для слепоглухих входит как отдельный курс.
Для общения со слепоглухими используется
также рельефно-точечный шрифт незрячих по
системе Брайля.



Слепоглухому человеку многие вещи очень
трудно делать самостоятельно: нужен специаль-
ный перевод, сопровождение. Соответственно,
требуется отдельная служба переводчиков и со-
провождающих именно для слепоглухих людей.

"Слепоглухие имеют право на удовлетвори-
тельный уровень жизни и право на труд, соизмери-
мый с их способностями и возможностями, и право
заниматься другой содержательной деятельностью,
для чего им необходимо предоставлять возможно-
сти в области образования и профессиональной
подготовки", - это статья 4 из Декларации прав сле-
поглухих, принятой 16 сентября 1977 г.

Особо надо сказать о людях с синдромом Уше-
ра, которые являются "юридически слепыми". По
данным исследователей, 6-11% людей с нейросен-
сорной глухотой страдают серьезным генетиче-
ским заболеванием - синдромом Утери. 50% всех
слепоглухих людей составляют те, кто потерял
зрение из-за последствий синдрома Ушера — на-
следственного заболевания, которое характеризу-
ется потерей слуха и прогрессирующей потерей
зрения (сужение поля зрения, нарушение адапта-
ции к смене света и тени, пигментная дистрофия
сетчатки глаза) и нарушения чувства равновесия.
Большинство людей с синдромом Ушера рождает-
ся с тяжелой степенью потери слуха. Один из сим-
птомов поражения зрения при синдроме Ушера -
ночная ("куриная") слепота. Позже наблюдается
постепенная потеря бокового зрения до так назы-
ваемого "тоннельного". Некоторые больные в по-
жилом возрасте становятся полностью слепыми.



Таким людям необходима психологическая по-

мощь в адаптации к новым условиям. В развитых
странах для людей с синдромом Ушера существу-
ют специальные службы. Есть и объединения са-
мих людей с синдромом Ушера. В России это еще
предстоит создать. Пока есть маленькое отделе-
ние для слепоглухих в Волоколамском центре реа-
билитации слепых. В 1999 г. при Московской орга-
низации ВОГ была образована первичная органи-
зация слепоглухих, которая большую часть рабо-
ты осуществляет совместно с благотворительной
организацией "Ушер-Форум", подбирающей при
помощи своих сотрудников волонтеров (коммуни-
каторов) для сопровождения слепоглухих.

Благотворительная автономная некоммерче-
ская Организация попечения о слепоглухих и людях
с синдромом Ушера "Ушер-Форум" была создана в
Москве в 1998 г. Основной целью организации явля-
ется создание сети служб социальной поддержки
людям, имеющим нарушения зрения и слуха, а так-
же членам их семей. В организации получают по-
мощь более 100 чел. Немосквичи, за исключением
проживающих в ближнем Подмосковье, получают
поддержку заочно: консультации по переписке, рас-
сылка информационных материалов, либо в ходе
нерегулярных личных встреч. Организация издает
бюллетень, который выходит два раза в год и рас-
сылается всем заинтересованным лицам.

В 2001 г. вышла книга руководителя Организа-
ции "Ушер-Форум" И.В. Саломатиной "Синдром
Ушера и наши дети", предназначенная для родите-
лей детей с нарушениями слуха, педагогов и соци-
альных работников. Книгу можно приобрести в
Институте коррекционной педагогики РАО.

Консультативную помощь слепоглухим оказы-
вают: Институт глазных болезней им. Гельмголь-
ца; Институт коррекционной педагогики РАО; Ла-
боратория содержания и методов обучения детей
со сложной структурой нарушений; Организация
попечения о слепоглухих и людях с синдромом
Ушера "Ушер-Форум".

Для общения со слепоглухими Организация
"Ушер-Форум" разработала инструкцию - инфор-
мационный буклет:

"При встрече с человеком, страдающим син-
дромом Ушера, пожалуйста:

Разговаривая с ним, стойте на небольшом рассто-
янии от него - приблизительно в полуметре-метре.

Если Вы хотите привлечь его внимание, подой-
дите к нему поближе или попросите рядом стояще-
го человека сориентировать его.

Представьтесь сами и назовите ему по имени
того человека, который хочет с ним поговорить.

Предложите помощь в сопровождении его в
сумерках и темноте.

Если возможно, организуйте беседу с таким
человеком в хорошо освещенном месте.

При разговоре стойте лицом к источнику света.
При беседе с помощью жестового языка или
дактилологии помните об ограниченном поле зре-
ния этого человека и предъявляйте знаки прибли-
зительно на уровне груди.

Будьте готовы предупредить о наличии пре-
пятствий или предметов, находящихся вне поля
(рения или под ногами.

Не стесняйтесь спросить, требуется ли Ваша
помощь".

 

Гпава X

 

 

ГЛУХИЕ И ТЕЛЕВИДЕНИЕ

 

ЮЛ. Субтитры и перевод на телевидении

Около 1947 г. в Нью-Йорке глухой Энрико
Ромеро закупил несколько фильмов и начал де-
лать субтитры к ним: он разрезал кадры и поме-
щал субтитры на их стыке - между сценами.
Фильмы предназначались школам, церквям,
клубам глухих. В 1950 г. доктор Боутнер, дирек-
тор Американской школы для глухих, вместе с
д-ром О'Коннор из Лексингтонской школы по-
лучили грант от Юниорской лиги в Хартфорде и
основали организацию "Captioned Films for the
Deaf ("Субтитрованные фильмы для глухих"). В
1958 г. был принят закон Public Law 85-905, сог-
ласно которому Правительство США оплачива-
ло расходы на субтитрование фильмов для глу-
хих, которые распространялись в школах и орга-
низациях глухих.

В 1971 г. Малькольм Дж. Норвуд подписал
контракт с ТВ-станцией в Бостоне WGBN-TV, ко-
торая согласилась делать программы с субтитра-
ми. Вскоре первая программа вышла в свет. С де-
кабря 1973 г. WGBN-TV начало трансляцию ново-
стей для глухих с открытыми субтитрами. Был от-
крыт Центр субтитрования. Субтитрованные но-

562
вости показывались каждый вечер в 23.00 и транс-
лировались станциями по всей стране.

Вскоре было изобретено устройство, которое
позволяло записывать титры в особой части ТВ-
картины, их можно было увидеть при помощи де-
кодера. Это были "скрытые" субтитры. В 1976 г.
Федеральная комиссия по коммуникациям выдели-
ла 21 -ю строку ТВ-развертки для скрытых субтит-
ров. Первые передачи со скрытыми субтитрами
стали транслироваться в 1980 г.

Национальный институт субтитрования США
располагает штатом свыше 200 чел. Это акционер-
нос общество: 25% акций - у государства, 75% - у/
коммерческих организаций и частных фирм. Каж-
дая телетематика имеет своего спонсора. '

В настоящее время в Америке почти по всем
каналам идут передачи со скрытыми субтитрами, в
том числе спортивные (американский футбол,
профессиональный бокс, баскетбол и др.).

Недавно в США было разработано дисплейное
устройство для субтитрования, которое можно
"носить" на носу. Это собственно очки со специ-
альным устройством, закрепленным на них. Бес-
проволочный микроволновый передатчик "посы-
лает" субтитры в маленький видеодисплей на сте-
кле очков, который высвечивает их в призме так,
что субтитры "плавают" в пространстве и накла-
дываются на ТВ-картину, когда зритель смотрит
телевизор.

В СССР с января 1987 г. информационная госу-
дарственная программа "Время" на Центральном
телевидении стала сопровождаться синхронным
переводом.

До этого глухие в СССР имели лишь возмо
ность смотреть лишь немногие фильмы с титрами,
хотя в странах "социалистического содружества"
(не говоря уже о странах Запада) к тому времени
фильмов для глухих было немало.

С января 1991 г. 20-минутные "Новости" с пе-
реводом на I программе Центрального телевиде-
ния стали идти в полдень по московскому времени,
а 30-минутный выпуск - в 21.00. По пятницам по
I программе демонстрировался блок телепередач с
переводом ("Здоровье", "Клуб путешественни-
ков", "В мире животных").

После августовского путча 1991 г. дикторов-
переводчиков на 20 дней убрали с экрана, затем
перевели на II канал, где они переводили "Вести".

В 1992 г. Президент РФ Б.П. Ельцин издал
Указ "О научном и информационном обеспечении
проблем инвалидности и инвалидов", в п. 2 кото-
рой ВГТРК было предложено организовать посто-
янные передачи, освещающие проблемы инвали-
дов, а также решить вопрос о расширении телеви-
зионных передач с сурдопереводом и субтитрами.

Последние годы переводчики работали на ка-
нале ОРТ, переводя ежедневно два выпуска "Но-
востей" (в 12.00 и 15.00 часов по 15 мин.). С пере-
водом шли также передачи "В мире животных",
"Клуб путешественников".

В ноябре 2001 г. по решению руководства ка-
нала вместо переводчиков внизу голубого экрана
пошла "бегущая" строка.

Ежедневно, кроме выходных, в 16.30 переда-
ются "Новости" с синхронным переводом по кана-
лу московского телевидения "Столица". В ряде ре-
гионов на местных телецентрах организуются спе-
циальные выпуски телепрограмм для глухих с син-
хронным переводом.

В Санкт-Петербурге в конце 2000 г. был издан
городской закон "Поддержка телерадиовещания в
Санкт-Петербурге на 2000-2005 годы". Из бюдже-
та города выделяется 34,5 млн рублей на подготов-
ку телепрограмм, доступных для инвалидов по слу-
ху, в штат ТВ введены 2 переводчика. По город-
скому ТВ около 17 часов в неделю идут програм-
мы для глухих. В Нижнем Новгороде налажен пе-
ревод теленовостей для глухих по государственно-
му областному каналу. Для этого администрация
области выделила 21 млн руб.

В 1948 г. Совет Министров РСФСР издал рас-
поряжение о выпуске фильмов с субтитрами для
обслуживания глухих. Эти фильмы демонстриро-
вались в Доме культуры Всероссийского общества
глухих.

В 1970-е гг. Специальном конструкторском
бюро ВОГ был разработан способ параллельного
сопровождения демонстрируемого кинофильма
поясняющими титрами, суть которого заключает-
ся в том, что титры располагаются не на фильмо-
копии, а на отдельной пленке, и в нужный момент
демонстрируются специальным диапроектором на
дополнительный экран или часть основного экра-
на. Этот простой и недорогой метод позволил
обеспечить возможность централизованного про-
изводства титров для последующей рассылки в
республиканские и областные центры глухих. Для
производства титров в 1974-76 гг. был организо-
ван серийный выпуск (около 300 комплектов) ап-

паратуры АПТ-1 (аппаратура для проекции тит-
ров) на киевском заводе "Кинап".

Новые времена - новые песни: сейчас глухие
смотрят фильмы с субтитрами дома. Несколько
лет культучреждения ВОГ на безвозмездной осно-
ве снабжаются видеофильмами с субтитрами, ко-
торые изготавливает АО "Фильмэкспорт" соглас-
но договоренности с ЦП ВОГ и Министерством
культуры России. Но этих фильмов не хватает.
Первые видеофильмы с субтитрами, выпускаемые
кооперативами при Обществе глухих, появились
еще в первой половине 1990-х гг. Ныне видео-
фильмы с субтитрами выпускаются несколькими
группами глухих и слабослышащих (в этом деле
без слуха не обойтись!).

Многие помнят неплохие в общем-то фильмы
с открытыми субтитрами, которые демонстриро-
вались по образовательному каналу телевидения.

Сейчас все чаще художественные фильмы по
телевидению снабжаются скрытыми субтитрами.
Эти субтитры готовятся заранее: операторы на
специальных компьютерах "стенографируют" зву-
ковую информацию. Во время демонстрации
фильмов субтитры, т.е. телетекст, переданный на
частоте, отличной от частоты сигнала изображе-
ния, выводятся на экран - в нижней части - благо-
даря специальным декодерам русского телетекста,
которыми снабжены телевизоры.

С 1989 г. Центральным правлением ВОГ сов-
местно с Телевизионным техническим центром
ВГТРК велась работа по организации скрытого
субтитрования. Для реализации этой программы
было учреждено ООО "Субтитр", которое возгла-
вил неслышащий И.Ф. Мельников (в 1970-е гг. -
один из авторов метода параллельного сопровож-
дения кинофильма поясняющими титрами).

16 октября 1992 г. была проведена экспери-
ментальная передача скрытых субтитров в эфир,
которая длилась целый час: ровно в 14.00 часов на
экране телевизора, установленного в кабинете
председателя ЦП ВОГ, по кадрам транслируемого
в это время художественного фильма на фоне чер-
ных полос появились четкие белые субтитры. Они
сообщали: «Уважаемые члены общества глухих!
Межгосударственная телерадиокомпания "Остан-
кино" и Всероссийское общество глухих начали
работу по скрытому субтитрованию телепро-
грамм. Субтитрование телепередач будет осуще-
ствляться по I каналу "Останкино". Надеемся, что
Вы с интересом будете смотреть телепередачи,
предназначенные специально для вас...».

С тех пор еженедельно по программе ОРТ де-
монстрируется несколько кинофильмов со скрыты-
ми субтитрами. Телевизионные программы со скры-
тыми субтитрами транслируются на 888-й странице
телетекстового журнала "Телеинф" по каналу ОРТ.
На 402-405 страницах этого журнала даются объяв-
ления о демонстрации телефильмов со скрытыми
субтитрами - они помечены буквами "с/с". Для вы-
вода на экран скрытых субтитров следует выбрать
программу ОРТ, нажать на пульте дистанционного
управления кнопку "телетекст". На экране появится
изображение титульной страницы (100) телетекст-
журнала. Далее на ДУ необходимо три раза нажать
кнопку "8", и после набора страницы "888" на экра-
не появятся скрытые субтитры.

По результатам встреч руководства МГО ВОГ
с мэром Москвы Ю.М. Лужковым вышло распо-
ряжение Правительства Москвы "О дополнитель-
ных мерах по социальной поддержке инвалидов",
согласно которому Комитету по телекоммуника-
циям и АО "ТВ-Центр" дано поручение с 1999 г.
начать работы по субтитрированию телевизион-
ных передач по каналу Московского телевидения.
В настоящее время на канале "ТВ-Центр" идут
передачи со скрытыми субтитрами. Телекомпа-
ния "ТВ-Центр" располагает новейшей аппарату-
рой для субтитрования фильмов, приобретенной
на выделенные Московским Правительством
средства.

На этом канале есть страничка в телетекст-
журнале, содержащая новости Московской орга-
низации глухих, а также расписание мероприятий в
Московском культурном центре при Театре мими-
ки и жеста.

В Дании, например, субтитрами в общей слож-
ности снабжено около 90% всех передач. Телепро-
граммы, выпущенные в самой Дании, имеют скры-
тые субтитры. Передачи из других стран снабжа-
ются субтитрами для всей зрительской аудитории
(т.е. субтитры не "скрытые").

В России почему-то принято дублировать худо-
жественные фильмы или обеспечивать синхрон-
ный перевод на русский язык. Хотя очевидно, что
звукоряд не будет нарушен, если фильм будет
снабжен субтитрами. Кроме того, это была бы хо-
рошая практика для желающих освоить иностран-
ный язык.

10.2. Телевидение глухих

На венгерском телевидении с 1981 г. два раза
в месяц выпускалась специальная программа
для глухих, включающая информационные
материалы и школу жестового языка. Более
8 лет по I программе телевидения Польши два
раза в месяц транслировалась получасовая пере-
дача "В мире тишины" - публицистическая про-
грамма о глухих и для глухих. Схожими по сво-
ему содержанию и направлению были передачи
"Экран" (ГДР), "Эхо" и "Телеклуб" (Чехослова-
кия), информационно-познавательная и куль-
турная программа телевидения Болгарии, кото-
рые передавались в эфир 1-2 раза в месяц по
30—45 минут. Они освещали актуальные полити-
ческие события, рассказывали о жизни Союзов
глухих, поднимали различные вопросы из жизни
глухих. Во всех этих программах нашлось место
для уроков жестового языка.

В Великобритании по ТВ компании "Би-би-
си" каждый день по 5 минут идут новости для
глухих. Программа задумана как тележурнал.
Кроме того, еженедельно идет передача о глу-
хих "See Hear".

В США имеется ТВ-программа для глухих
"Тихая сеть" - ежедневная программа, работаю-
щая в утренние часы. Шоу "Тихие перспективы",
"Конец радуги" были популярны на протяже-
нии ряда лет. "Мозаика глухих", демонстриро-
вавшаяся в Вашингтоне, в 1987 и 1988 гг. награ-
ждалась премией Эмми как лучшая телепро-
грамма. В 1982 г. было основано кабельное теле-

видение для глухих SNSS, передававшее общеоб-
разовательные программы для глухих, в том
числе такие, как "Аэробика в жестах", "Музыка
для твоих глаз", "Скажи это жестом".

В Галлодетском университете имеется ка-
федра телевидения, фотографии и цифровых
технических средств информации (digital media).
Ею заведует профессор Джейн Норман, глухая
из семьи глухих. В 1970-е гг. она была в числе
инициаторов создания телевизионных программ
для глухих. По убеждению Дж. Норман, скры-
тые субтитры всех ТВ-программ являются од-
ним из доказательств равенства прав глухих и
слышащих, однако помимо этого необходимы
специальные программы на центральных кана-
лах ТВ, сделанные самими глухими и с глухими
ведущими. В США (как впрочем, и в Великобри-
тании, и в Финляндии, и в других скандинавских
государствах) большинство сценаристов, режис-
серов, операторов специальных программ - сами
глухие.

Государственное датское телевидение каждый
день передает 10-минутные новости для глухих,
которые ведет глухой ведущий на жестовом язы-
ке. Существует программа для глухих о глухих,
выпускаемая глухими, - Dovefilm.

В начале 1950-х гт. глухой Арне Кнудсен на-
чал снимать короткие фильмы: новости, сюже-
ты о жизни общества глухих, отдельных людей.
С этими фильмами он ездил по стране, показы-
вал их в клубах. Председатель Датского общест-
ва глухих Оле Мунк Плум поддержал это начи-
нание и добился финансирования приобретения

профессионального оборудования и кинопроек-
торов. После настойчивых требований общества
глухих Правительство Дании издало закон о бес-
платном предоставлении глухим видеомагнито-
фонов и о финансировании работы видеостудии.
На Dovefilm записывались программы на видео-
пленку и кассеты рассылались по стране. Такая
система просуществовала до 1980-х гг. Затем она
преобразовалась в студию Датского телевиде-
ния, финансируемую государством в размере

1 млн долларов в год. За год выпускается 36 по-
лучасовых программ для взрослых, десять 20-
минутных передач для подростков и столько
же — для детей. Каждая программа передается

2 раза - в пятницу во второй половине дня и в
субботу днем. Содержание программы опреде-
ляется Советом студии из 5 человек, трое из ко-
торых назначаются обществом глухих. Двое из
четырех продюсеров в студии - глухие.

В 2000 г. в Нижнем Новгороде состоялась кон-
ференция "Телевидение для глухих России XXI ве-
ка". Организовал ее Алексей Спасский, глухой из
Нижнего Новгорода. Руководимая им команда из
восьми ребят вместе с Нижегородской школой те-
левизионного мастерства "Практика" получила
грант Фонда Сороса на прохождение краткого
курса обучения азам телеискусства. В настоящее
время в Нижнем Новгороде "Телекомпания глу-
хих" (руководитель - А. Спасский) регулярно го-
товит передачи о глухих, которые демонстрируют-
ся по местному ТВ-каналу. Первая полуторачасо-
вая передача, снятая выпускниками школы "Прак-
тика", была показана 8 октября 2000 г.

С августа по декабрь 2001 г. на телеканале
М-1 по понедельникам в 7.30 транслировалась
почти получасовая передача о глухих "Жест",
которую готовила телекомпания VTV в сотруд-
ничестве с глухими. Передача была тепло встре-
чена неслышащими жителями Москвы и Мос-
ковской области. К сожалению, отсутствие
стабильного финансирования не позволило про-
должить работу над передачей.

Гпава XI

 

КУЛЬТУРА ГЛУХИХ

 

 

11.1. Театр и кино

Василий Борисович Зворыкин, глухой ре-
жиссер, артист, художник, сказал такие слова о
театре: "Я думаю, что если бы не было театра
глухонемых, нам всем пришлось бы очень плохо.
По своему физическому недостатку мы лишены
радио, звукового кино, музыки и многого друго-
го, и единственное, что остается, и что всегда
должно быть у нас, - это свой Театр глухоне-
мых!"

Тут возникают вопросы... Чем театр глухих от-
личается от обычного? Для кого он предназначен?
Какие темы он поднимает? Какая драматургия со-
ставляет его репертуар? Каковы выразительные
возможности жестового языка на театральной
сцене?

Глухих, которым присуще чувство прекрасно-
го, влечет мир театра. И в этом ничего удивитель-
ного нет, поскольку в самой природе жестового
языка заложены элементы театральности.

В первых школах глухонемых разыгрывались
"сценки" по отрывкам из тех или иных литератур-
ных произведений. Например, в Петербургском
училище глухонемых к 100-летию со дня рождения

А.С Пушкина дети разыграли "живые картинки"
по "Сказке о рыбаке и рыбке".

С первых шагов организаций и клубов глухих
их деятельность была тесно связана с развитием
самодеятельного творчества.

Вот некоторые свидетельства о творчестве
глухих.

"Глухонемые авторы пьесы. 18 января с.г. бы-
ла разыграна в зале Заславского (ул. Гоголя, 20),
между прочим, пьеса (шарж-пантомима) "Суд над
Танго", в одном действии, авторами которой были
бывшие воспитанники Варшавского Института
глухонемых, братья Павел и Михаил Тагер.

Пьеса была разыграна глухими любителями-
артистами и артистками под режиссерством самих
же авторов пьесы и имела огромный успех. Между
исполнителями заслуживают особого внимания
следующие лица: г-жа Биндуль, гг. П. и М. Тагер,
Н. Брянцев, П. Беднярский, И. Каммонен, П. Яку-
ничев и К. Богданов" ("Вестник Попечительства".
1914. № 1-2).

«27 (декабря). В помещении Петроградского об-
щества глухонемых... был устроен рождественский
"Вечер цветов" для членов общества и гостей.

Вечер открылся спектаклем. На импровизиро-
ванной сцене... шли в исполнении глухонемых лю-
бителей артистов маленький одноактный воде-
виль "Гимназистки", сочиненный Е. Минасовой и
поставленный ее режиссерством, и небольшой
драматический эпизод "1812 год", соч. И. Скотни-
кова» ("Мир глухонемых". 1917. № 4).

«12 февраля в помещении Петроградского об-
щества глухонемых состоялся интересный костю-

мированный вечер "Спорт"... При переполненном
гостями зале дан был сначала в 8 час. веч. Спек-
такль, состоявший из 5 отделений: 1) комедия "В
мастерской художника", в участии которой участ-
вовали артисты-любители: И. Скотников, А. Сер-
геев, И. Червинский, Никандров, Богданов, Мак-
симов и Павлова; 2) комические сцены "Люби-
тель-фотограф"...; 3)разнохарактерный дивертис-
мент "Рассказчик во фраке с цилиндром" исполнил
А. Сергеев и "Танец" исполнил И. Скотников...»
("Мир глухонемых". 1917. № 6).

«Для усиления средств Московского Комитета
глухонемых 27 мая 1917 г. в помещении общества
глухонемых был устроен спектакль-бал. Пьеса
"Дачный жених", хотя интересна по сюжету, ока-
залась не совсем применимой для мимики глухоне-
мых. Тем не менее в этой пьесе роль дочери Поп-
лакова красиво и умело сыграла г-жа Попова,
роль Сережи превосходно сыграл киноартист
М. Казазянц, выдвинулся г. Воронов (Мочалов) в
роли отставного полковника, а роль Поплакова
играл известный петроградский артист Скотни-
ков...

Пьесу "Дорогой поцелуй" играли довольно
удачно. Особенно хорошо играли Фаскель и
г-жа Преснова (роль горничной).

В конце вечера г. Скотников давал комические
рассказы и исполнил несколько характерных тан-
цев...» ("Известия Московского Комитета глухо-
немых". 1917. №3).

В газете "Известия Московского Комитета глу-
хонемых" за 1917 г. было сообщение о вечере, орга-
низованном 23 июля с.г. в рекреационном зале Ар-

нольдо-Третьяковского училища в честь делегатов
Всероссийского Союза. Глухими артистами-люби-
телями были показаны две пьесы: "Глухой жених" и
"Маня Гросс". Были показаны также танцы, причем
отмечается "неподражаемая тренировка" Е. Мина-
совой, исполнившей испанский танец.

В том же номере газеты сообщалось об откры-
тии при Московском обществе глухонемых
им. И.К. Арнольда Театрального отдела. При нем
был учрежден театральный совет (председатель -
И.Е. Сергеев). Режиссером был избран М.М. Каза-
зянц, а его помощником - Г.Г. Фаскель. Был объ-
явлен конкурс на драматические пьесы "из жизни
глухонемых". Правление Московского общества
глухонемых им. И.К. Арнольда постановило вы-
дать из своих средств 500 рублей на "обустройство
и нужды Театрального отдела".


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2018 год. (0.964 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал